Проведение коррекционной работы с младшими школьниками — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Проведение коррекционной работы с младшими школьниками

2017-11-17 204
Проведение коррекционной работы с младшими школьниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Для полноценного интеллектуального развития детей-сирот и особенно
их творческого мышления, креативности необходимо всемерно обогащать и рас­
ширять конкретно-чувственный опыт воспитанников. Полезно увеличивать про­странство общения, чаще совершать прогулки, экскурсии, по возможности менять
помещения, обстановку, в которой дети играют и занимаются. Остро необходимо
увеличение числа и разнообразия предметов, с которыми ребенок может активно
иметь дело - от бытовых вещей до предметов, специально предназначенных для
развития различных сторон психики ребенка (пластилин, песок, кубики, лото и
т.д.)

2. Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной
деятельности и словесному творчеству, направленный на развитие воображения.
Очень хороши задания типа: дорисовать начатый рисунок, угадать по расположению точек, что задумал художник, рисовать одну картину по очереди всем, раз­
укрась доброго и злого волшебника, найди выход из лабиринта и т.д.

Для развития воображения в вербальном плане можно предложить воспи­танникам какую-то историю, например: "Что у нас было сегодня утром". Жела­тельно, что бы рассказывали все дети по очереди. Эта игра может проводиться как коллективно (с группой ребят), так и индивидуально (в диалоге воспитателя с ребенком).

При подборе заданий для развития мышления и воображения ребенка необ­ходимо учитывать возможности ребенка и добиваться того, что бы задания были в меру трудные и, выполняя их, ребенок испытывал радость от преодоления сложно­го и от своего успеха. Отношение взрослого должно быть предельно доброжела­тельным, надо отмечать каждое, даже самое маленькое достижение ребенка.

Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение на оцен­ку своих способностей в целом, а научился совместно с педагогом анализировать, понимать, в чем у него трудности, относиться к ним операционально. Чтобы ребе­нок не боялся ошибаться, он должен знать, что за неверный ответ со стороны взрослого не последует наказания. Естественно, это относится не только к заняти­ям по развитию творческого мышления и воображения (где это выступает необхо­димым методическим условием), но и к школьным занятиям и т.п.

3. Существуют предметы, специально придуманные человеком для развития
мышления, воображения ребенка, - это игрушки. Однако беда в том, что воспитан­ники детских домов мало, плохо и неадекватно применяют игрушки - быстро ло­мают, портят и теряют их, примитивно используют. Здесь задача взрослого - на­учить ребенка играть с игрушками, в настольные игры, работать с конструктором.

В практической работе полезно использовать комплексную систему разви­вающих и коррекционных игр. Она должна включать себя игры разных типов - дидактические, ролевые, развивающие, сюжетные, игры-драматизации, игры по правилам, настолько-печатные игры и т.д.; игры разных уровней сложности и для разных возрастов, направленные на развитие (или коррекцию развития) разных сторон личности ребенка. Эти игры достаточно широко представлены в современ­ной литературе, и каждый воспитатель должен владеть методикой их проведения. (Особое внимание следует уделять свободной игре ребенка). Зачастую эти игры используются не систематически, не целенаправленно и бессистемно, не отслежи­вается их результативность. Обоснованное применение коррекционно-развивающих игр достигается после проведения психолого-педагогической диаг­ностики воспитанников, выявления проблем и постановки задач работы, подбора игр и упражнений для решения поставленных задач, группировки их в циклы, программы, определения критериев эффективности работы, методики их диагностики и анализа. После проведения цикла, программы коррекционно-развивающих игр проводится итоговое тестирование по отобранным критериям, анализируются по­лученные результаты и делается вывод об эффективности проведенной работы, ставятся задачи на следующий период.

4. Для оптимизации процесса общения ребенка с взрослыми необходимо в
первую очередь уточнить позицию взрослого в отношении ребенка. Часто педаго­ги интернатных учреждений используют силу зависимости ребенка от их настрое­ния, внимания, авторитета, для управления поведением, что приводит к ряду нега­тивных последствий. Воспитатель должен стремится ослабить влияние такой зави­симости, развивать автономию ребенка от взрослого (ориентировать ребенка на
самооценку, а не внешнюю оценку взрослых).

Для развития навыков конструктивного общения с взрослыми и сверстни­ками полезна тренировка, отработка навыков поведения в разнообразных кон­кретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Это может осуществлять­ся как в повседневном общении, так и в ходе специально организованных специ­альных занятиях.

В ходе простейшей групповой работы можно использовать разнообразные игровые задания, например, предложить ребятам разыграть такую сценку: один воспитанник явно несправедливо обидел другого. Что тот может сделать? Что может сказать подошедший третий? и т.д. Следует обсудить поведение всех участ­ников конфликта и предложить еще раз проиграть эту сценку, поменявшись при этом ролями. Полезно обсуждение реально случившихся драк, ссор, но не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, что бы дети осознали, что произошло, попробовали встать на точку зрения другого, имели разные варианты решения конфликтов и учились искать оптимальный.

Полезно учить ребенка не только правильно вести себя в разных ситуациях ("ликбез" общения - как правильно здороваться, прощаться, обращаться с вопро­сом, просьбой к сверстнику и взрослому; как дарить и принимать подарки, поведе­ние в общественных местах, как завязывать и поддерживать разговор и т.п.), но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и дает, по су­ществу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых надо вообразить, представить (смоделировать), что будет делать их сверстник (а ребенок этого возраста обычно идентифицирует себя со сверстниками), чем может закончиться тот или иной его поступок: напри­мер, обещал помочь товарищу, но не сделал этого и т.д. (рассмотреть весь спектр последствий, разобрать возможные причины и что можно сделать, что бы испра­вить ситуацию, и на будущее - предотвратить). Можно разыгрывать подобные сценки по типу театральных этюдов. Во всех играх и занятиях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребенок научился максимально эмоционально, на­сыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и окру­жающих - это предпосылка формирования чувства ответственности.

5. Для развития произвольности поведения и самоконтроля за результатами
деятельности ребенка можно использовать как ситуации учебной деятельности,
где все эти операции выступают ее существенными компонентами, так и специаль­ные коррекционные занятия.

6. Взрослый, работающий в интернатном учреждении, должен обращать
особое внимание на то, как складываются его эмоциональные связи с детьми и
учитывать все возможные последствия как недостатка, так переизбытка эмоцио­нальности и интимности общения (один из оптимальных вариантов описан в (34))

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.