Проведение коррекционной работы с подростками — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проведение коррекционной работы с подростками

2017-11-17 258
Проведение коррекционной работы с подростками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Для оптимизации процесса развития самосознания, отношения к себе в
подростковом возрасте следует вести с воспитанниками активную воспитательную
работу по трем основным направлениям.

Во-первых, необходимо всемерно стимулировать процесс рефлексии, само­познания подростков. Для этого полезно проводить индивидуальные и групповые дискуссии, сочинения на тему: "Что я знаю о себе? Что я люблю и ненавижу? Че­ловек, которым я восхищаюсь" и т.п.. Сочинения не должны носить "школьного" характера и тем более оцениваться с точки зрения грамотности, литературного стиля и правильности суждений. Следует поощрять у подростков стремление к ведению личных дневников, обучать их этому. Дневник способствует развитию внутреннего мира подростка, стимулирует процесс самопознания. Полезно исполь­зование простейших психологических тестов самопроверки с последующим об­суждением результатов. Целесообразно использование специальных приемов и игр, направленных на развитие самосознания, способности свободно, культурно и разнообразно выражать свои эмоции, осознавать и оценивать свои и чужие чувства (см. вышеприведенную литературу).

Во-вторых, следует обращать особое внимание на развитие автономности представлений подростка о себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих. Многие педагоги, наоборот, стремятся (часто неосознанно) к обратному - к тому, чтобы воспитанники усваивали оценки взрослых. Это может иметь отрицательные последствия для формирования личности ребенка. Для реа­лизации данного совета необходима разносторонняя "обратная связь", получаемая ребенком от взрослого, Не менее важно создавать условия, в которых ребенок мог бы безбоязненно оспаривать высказанное о нем мнение взрослых.

В-третьих, для формирования правильного отношения подростка к себе, любой общающийся с ним взрослый должен постоянно отслеживать два способа отношения к воспитаннику: подход к подростку как личности в целом, который всегда должен основываться на безусловном восприятии ребенка как уникального, неповторимого и уже поэтому прекрасного существа, и множественные конкрет­ные оценки, которые могут быть любыми - положительными или отрицательными; отдельных его действий, черт характера, достижений - в объективности и опреде­ленности подобных оценок подросток остро нуждается.

2. Специфика профориентационной и профконсультативной работы с вос­питанниками в детском доме определяется необходимостью, с одной стороны, сформировать далекую перспективу профессиональной деятельности, где обуче­ние в ПТУ, на курсах является лишь первой ступенью, а с другой - развить широ­кий круг интересов, выходящих за рамки собственно профессиональной деятель­ности, которые делали бы жизнь ребенка (сейчас и в дальнейшем) духовно богаче.

Во-первых, такая работа должна начинаться рано. С самого начала пребы­вания ребенка в школьном детском доме необходимо систематически и целена­правленно знакомить его с миром профессий, причем не только по книгам, расска­зам, но и совершая регулярные целенаправленные экскурсии на почту, в парикма­херскую, на вокзал, в магазин, на фабрику и т.п. с последующим обсуждением уви­денного именно с точки зрения содержания профессиональной деятельности.

Во-вторых, надо обратить особое внимание на то, чтобы "вписать" дея­тельность, которая соответствует профессиональным намерениям и склонностям воспитанника в широкий контекст как профессиональной, так и общечеловеческой культуры, ибо только при этом условии человек может личностно реализоваться в профессиональной деятельности.

В-третьих, серьезная психолого-педагогическая работа должна вестись в плане активизации самопознания воспитанников детского дома в связи с выбором профессии. Для этого подходят все традиционные методы профконсультативной работы, методики и тесты, позволяющие подростку раскрыть все свои способ­ности, склонности.

3. Огромное значение для подготовки воспитанников к семейной жизни
имеет возможность их наблюдения за точным полоролевым поведением взрослых,
когда женщина ведет себя именно как женщина, когда ей несвойственны мужские
формы поведения, а мужчина демонстрирует типично мужские формы поведения.
Конечно, в современных условиях детского дома сделать это очень трудно, но
возможно. Во-первых, желательно, чтобы взрослые обращали внимание на данную
сторону своего поведения, помня, что они не только педагоги, но и мужчины или
женщины. Во-вторых, полезно фиксировать внимание подростков на возможных
эталонах мускулинности-феминности в фильмах, книгах и т.д. Необходимо посто­янно учитывать, что указанные эталоны формируются не в безвоздушном про­странстве, а через постоянное соотнесение с образцами (почти всегда резко отри­цательными и одновременно аффективно-заряженными) матери, отца, других
представителей семьи, Кроме того, важно иметь в виду, что характерное для лю­бого подростка отношение к своей внешности, к оценке собственной привлека­тельности с точки зрения представителей противоположного пола у детей, расту­щих вне семьи, оказывается еще более акцентированным.

Для подготовки воспитанников детского дома к будущей семейной жизни их следует учить практике конструктивных взаимоотношений не только со сверстни­ками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми. Воспитание детей-сирот, как показывает мировая практика, наиболее эффективно осуществляется в груп­пах, где собраны дети разных возрастов. В таких группах, при правильной органи­зации общения, старшие дети привыкают заботиться о младших, брать на себя от­ветственность за них (что хоть как-то способствует развитию любить, обычно депривированной у детей-сирот), а младшие чувствуют себя более защищенными, усваивают образцы поведения старших, могут включаться в более сложные для себя виды деятельности и т.п. (см. Коган В.Е. Воспитателю о сексологии,- М., 1991)

4. Особо следует отметить проблему оптимизации общения подростков со
сверстниками и взрослыми. По мнению большинства исследователей, общение -
ведущая деятельность в подростковом возрасте. В частности поэтому, именно в
групповых занятиях наиболее эффективно формируются все стороны личности
подростка (а так же, если становление навыков конструктивного общения искаже­но, тормозится, искажается и развитие личности в целом).

Однако при проведении групповых занятий с подростками-сиротами следу­ет иметь в виду очень важный момент, который характерен именно для них,- ту перегрузку общением, которую, по существу, они постоянно испытывают. В под­ростковом возрасте это начинает сказываться в ярко выраженном стремлении по­быть одному. Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и, более того, необходима для развития их личности, самосознания в этом возрасте. Но у воспи­танников детского дома эта потребность часто оказывается депривированной, ре­зультатом чего может стать негативное отношение к групповым занятиям. Следует не просто понимать причину этого, но и найти способы нормального удовлетворе­ния потребности в одиночестве как чисто организационные (изменение режима, выделение мест, где воспитанник мог бы побыть один и т.д.), но и чисто психоло­гические, научив подростка противостоять той информационной перегрузке, кото­рая неизбежна при постоянном пребывании в коллективе (через обучение основам аутотренинга, навыкам саморегуляции, выходы на природу, индивидуальное твор­чество и т.п.).

5. Учитывая, что подросток - это, как правило, выпускник из детского дома, целевыми ориентирами коррекционно-развивающей работы в этом возрасте яв­ляется следующее:

1. воспитанник должен положительно относится к себе, уважать и принимать себя,
понимать свою индивидуальность и самоценность;

2. воспитанник должен знать особенности своего характера, как положительные,
так и отрицательные его черты; знать, какие способности у него развиты лучше и в
каких видах деятельности он скорее достигнет успеха;

3. у ребят должен быть восстановлен разорванный временной ряд: связь их прош­лого, настоящего и будущего. Воспитанники не должны винить себя за то, что они оказались в детском доме, понимать причины этого, не озлобляться на родителей
(адекватно относится к ним); понимать, что детский дом - место, где их любят, це­нят, ждут, но он - временен, и впереди их ждет интересная самостоятельная жизнь,
которой не надо пугаться. Задача педагогов - помочь ребенку самостоятельно выстроить индивидуальную жизненную перспективу. Воспитанник должен четко знать: куда он поступит учиться после выпуска и на кого, куда примерно устроится работать, где будет жить (на время учебы и потом), когда намерен ориентировочно вступить в брак, к кому бу­дет обращаться за помощью и в каких случаях и т.п. В необходимых случаях
должно быть смоделировано 2-3 альтернативных варианта. И эти решения не
должны быть навязаны ребенку взрослыми, а должны быть продуманы, отобраны
и осознаны самим подростком как самые лучшие именно для него, он сам должен
строить такую личную перспективу при тактичной помощи и поддержки педагога.
К этому возрасту необходимо научить ребят делать свободный, осознанный выбор
(на уровне современной Культуры) и нести за него личную ответственность.

 

 

Глава 3: Экспериментальная проверка эффективности рекомендаций по практической реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

С целью проверки эффективности предложенных рекомендаций и подходов по практической реализации коррекционно-развивающих функций работы по со­циальной адаптации воспитанников детских домов была проведена опытно-экспериментальная работа. Она проходила на базе группы №4 Никольского дет­ского дома Тосненского района Ленинградской области. В группе 14 человек (9 девочек и 5 мальчиков) в возрасте от 12 до 16 лет, родители практически всех де­тей лишены родительских прав, большинство воспитанников имеет диагноз ЗПР. Целью работы было доказать, что реализация предложенных рекомендаций по­зволит более эффективно проводить работу по социальной адаптации воспитан­ников. Опытно-экспериментальная работа проводилась под научным руководством зав. кафедрой теории и практики воспитательных систем Ленинградского област­ного института развития образования, доцента, кандидата педагогических наук Н.П.Царевой.

Работа проводилась комплексно, в ряд этапов.

На первом этапе (октябрь-ноябрь 1998 г.) была проведена комплексная пси­холого-педагогическая диагностика воспитанников, были выявлены основные проблемы психосоциального развития отдельных воспитанников, которые затем были сгруппированы в целом по коллективу и на их основании были определены цели и задачи работы.

На основании диагностических данных в качестве основных задач коррекционно-развивающей работы были поставлены:

1. способствовать становлению у подростков позитивной и адекватной самооценки

2. снижение уровня тревожности, враждебности;

3. развитие логического мышления воспитанников.

Далее были определены критерии эффективности работы по практической реализации предложенных рекомендаций и методы их диагностики и анализа. При их выборе учитывалось, что эти критерии должны реально отражать динамику изменения особенностей психического развития (влияющих на успешность соци­альной адаптации воспитанников) и быть значимыми для оценки этих изменений.

В качестве критериев эффективности были выбраны следующие показатели (3,6,11,16, 22,27,35, 41, 55,56,68):


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.