По методике обучения технологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

По методике обучения технологии

2017-10-16 482
По методике обучения технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

Челябинск

2014

УДК 6(07)(076)(021)

ББК 74.263я 73

Р 13

 

 

Рабочая тетрадь для практических занятий по методике обучения технологии [Текст] / сост. Э.Ф. Шарипова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 108 с.

 

«Рабочая тетрадь» для студентов III–IV курсов составлена в соответствии с учебной программой курса Б3.Б3 «Методика обучения технологии» и включает в себя задания и методические указания по выполнению практических работ, что помогает организовать подготовительную работу студентов, а также самостоятельные занятия студентов заочного отделения. Большое внимание уделяется работе с понятиями, разработке и анализу уроков технологии, разработке нетрадиционных учебных занятий, способствующих развитию личности школьников. Представленные методические указания могут также использоваться в ходе педагогической практики студентов в школе при составлении документации, подготовке к урокам, в процессе подготовки школьников к профессиональному самоопределению.

 

   
Рецензенты: С.Н. Бабина, д-р пед. наук, профессор В.Ф. Бессараб, д-р пед. наук, профессор

 

© Издательство Челябинского государственного

педагогического университета, 2014


 

 


Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.. 6

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.. 7

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ. 9

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ 10

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1: ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ». 11

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ... 16

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3: ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ УРОКА.. 20

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ.. 25

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5: ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ.. 43

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6: АНАЛИЗ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ.. 48

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7: ОТРАБОТКА МЕТОДОВ ПОКАЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И ОПЕРАЦИЙ.. 52

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.. 55

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 9: ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ.. 60

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 10: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.. 65

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11: АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ.. 68

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 12: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ.. 72

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 13: МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ.. 78

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 14: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.. 81

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 15: ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.. 82

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 16: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ. 86

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 17: НАКОПИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ.. 90

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 18: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ... 93

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 19: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ.. 98

СЕМЕСТРОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1: ФОРМЫ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.. 104

СЕМЕСТРОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ 105

СЕМЕСТРОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 3: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ.. 106

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Основной целью учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях и освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.

В решении этих задач ключевая роль отводится учителю технологии, который должен иметь не только прочные и глубокие знания по всем направлениям технологической подготовки, но и в совершенстве владеть методикой преподавания технологии.

Рабочая тетрадь является учебным пособием по выполнению практических работ по курсу «Методика обучения технологии». Разработанная в соответствии с программой курса, она содержит необходимые рекомендации по организации и порядку выполнения работ, а также примеры выполнения отдельных заданий. Выполнение практической работы требует от студента теоретических знаний, поэтому каждая работа имеет вопросы для повторения. Наличие ответов на вопросы является допуском к практической работе.

Оформление работы осуществляется непосредственно в рабочей тетради. После выполнения практической работы студент сдает отчет преподавателю. В ходе отчета проверяются знания и осознанность выполнения задания. Некоторые практические работы имеют задания для самостоятельного выполнения. В случае невыполнения самостоятельной работы студент не допускается до практического занятия.

Выполнение всех практических работ и сдача отчетов являются одним из критериев зачета и допуска к экзаменам по курсу «Методика обучения технологии».

Данное издание разработано на основе рабочей тетради по дисциплине «Методика преподавания технологии», изданной в 2002 г., автор – Н.К. Окунева, кандидат педагогических наук, доцент.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

ЛР – лабораторная работа

МПС – межпредметные связи

ОК – общекультурная компетенция

ОПК – общепрофессиональная компетенция

ПК – профессиональная компетенция

ФГОС ООО – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)
  ОК-13: Готов использовать норма­тивные правовые документы в своей деятельности 1.1. Знать правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования. 1.2. Уметь использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности
  ОПК-1:Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятель­ности 2.1. Знать способы профессионального самопознания и саморазвития. 2.2. Знать историю развития образования, роль русских и зарубежных педагогов, пер­спективы развития образования. 2.3. Уметь определять приори­тетные направления и пер­спективы профессионального саморазвития. 2.4. Владеть навыками про­фессиональной рефлексии, профессионального самосо­вершенствования
  ОПК-4:Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности 3.1. Знать стратегические цели государственной политики в области образования, цели своей педагогической дея­тельности. 3.2. Уметь осуществлять стра­тегическое планирование, са­моанализ и коррекцию своей профессиональной деятельно­сти, добиваться поставленных целей
  ПК-1:Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях 4.1. Знать основные особенно­сти разработки учебных про­грамм базовых и элективных курсов. 4.2. Знать содержание препо­даваемого предмета. 4.3. Уметь осуществлять педа­гогический процесс в различ­ных возрастных группах и различных типах образова­тельных учреждений. 4.4. Уметь использовать в об­разовательном процессе раз­нообразные ресурсы, в том числе потенциал других учеб­ных предметов 4.5. Уметь организовывать внеучебную деятельность обуча­ющихся 4.6. Уметь анализировать школьные учебники техноло­гии с точки зрения реализации программы. 4.7. Владеть способами органи­зации деятельности обучаемых в процессе освоения учебных программ
  ПК-2:Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения каче­ства учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учре­ждения 5.1. Знать теории и технологии обучения и воспитания ре­бенка, сопровождения субъек­тов педагогического процесса. 5.2. Знать критерии оценки качества учебно-воспитатель­ного процесса на конкретной образовательной ступени кон­кретного образовательного учреждения. 5.3. Уметь проектировать об­разовательный процесс с ис­пользованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим зако­номерностям и особенностям возрастного развития лично­сти. 5.4. Владеть способами про­ектной и инновационной дея­тельности в образовании
  ПК-3:Способен применять со­временные ме­тоды диагно­стирования до­стижений обу­чающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов со­циализации и профессио­нального само­определения обучающихся, подготовки их к сознатель­ному выбору профессии 6.1. Уметь учитывать в педаго­гическом взаимодействии раз­личные особенности учащихся. 6.2. Владеть способами осу­ществления профориентаци­онной работы с учащимися

 


Дидактические средства

1. Областной базисный учебный план.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Примерная учебная программа образовательной области «Технология».

Информационное обеспечение

1. Приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_125935.

2. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/
d_08/m241.html.

3. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

4. ФГОС: Основное общее образование [Электронный ресурс]// Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://standart.edu.
ru/catalog.aspx?CatalogId=2587.

Подготовительная работа

Образовательная область «Технология» – __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технология –___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сущность технологии как методологического базиса – _______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гуманизация образования –_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Демократизация образования –____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задания

Задание 1. Перечислить компоненты образовательного стандарта и документы, в которых эти компоненты отражены. Ответы свести в таблицу 1.

 

 

Таблица 1

Компоненты Государственного образовательного стандарта

Наименование компонента Документ
   

 

Задание 2. Изучить содержание ФГОС ООО. Определить структуру основной образовательной программы. Определить роль, место и предметные результаты предмета «Технология» в соответствии с ФГОС ООО. Дать характеристику результатам обучения.

 

Группы результатов, отраженных в стандарте и их характеристика:

1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предметные результаты изучения предметной области «Технология»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Изучить содержание стандарта образовательной области «Технология», определить цели и содержание программы. В таблицу 2 выписать разделы программы по выбранному направлению, количество часов на каждый раздел и краткую аннотацию.

 

Цель изучения учебного предмета «Технология» ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Таблица 2

Содержание программы по направлению подготовки «_____________________________________________»

Наименование темы Количество часов
       

 

Задание 4. Изучить содержание областного базисного учебного плана. Изобразить структуру ОБУП в таблице и указать количество часов, отведенное на образовательную область Технология.

Таблица 3

Нормы времени в соответствии с ОБУП для _____-дневной учебной недели

Наименование предмета Количество часов в неделю по классам
V VI VII VIII IX X XI
Технология              
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения              
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка              

 

Дидактические средства

1. Примерная учебная программа образовательной области «Технология».

2. Авторские программы по Технологии.

Информационное обеспечение

1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2007. – С. 82–117.

2. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

3. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС [Электронный ресурс] / Е.В. Якуншина//Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985.

Подготовительная работа

Типы уроков технологии:

а) ____________________________________________________________________

б) ____________________________________________________________________

в) ____________________________________________________________________

г) ____________________________________________________________________

д) ____________________________________________________________________

Виды уроков технологии:

а) ____________________________________________________________________

б) ____________________________________________________________________

в) ____________________________________________________________________

г) ____________________________________________________________________

д) ____________________________________________________________________

Дать классификацию целей уроков:

а) ____________________________________________________________________

б) ____________________________________________________________________

в) ____________________________________________________________________

 

Объяснить, на основании чего формулируются цели:

а) дидактические _______________________________________________________

б) развивающие _______________________________________________________

в) воспитательные ______________________________________________________

 

Определить сущность предметной системы обучения:_______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определить сущность операционно-комплексной системы обучения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания

Задание 1. Изучить предложенную тему учебной программы. Отобрать содержание для изучения в указанном классе, исходя из предложенного лимита часов. Выбрать объект труда.

Задание 2. Разбить тему программы на уроки, учитывая систему обучения и типы уроков по дидактическим целям.

Задание 3. Сформулировать к каждому уроку обучающие, развивающие и воспитывающие цели. Составить фрагмент тематического плана. Заполнить Таблицу 4.

Рекомендации по заполнению таблиц

1. При формулировке целей уроков теоретического обучения использовать следующие глаголы: повторить, закрепить, изучить, научить, совершенствовать, сформировать, углубить, обобщить, систематизировать, развивать, воспитывать.

2. При формулировке целей уроков практического обучения учитывать структуру профессиональной деятельности:

‒ подготовительные действия (подготовка инструмента, материала, технологической документации, выбор режимов обработки);

‒ выполнение технологического процесса;

‒ контрольно-проверочные операции;

‒ организация рабочего места и техника безопасности при работе.

3. При формулировании развивающих и воспитывающих целей учитывать необходимость достижения личностных и метапредметных результатов, необходимость формирования УУД.

Критерии оценивания

1. Соответствие триединой цели целям предмета, заявленным в стандарте, особенностям темы урока, возрастным особенностям учащихся, корректность формулировки целей.

2. Логичность последовательности изучения материала с учетом выбранной системы производственного обучения и логики познавательных процессов подростков.

3. Оптимальность выбора времени изучения отдельных тем.

 

Таблица 4

Фрагмент тематического плана

Тема программы_____________________________________________________

Класс_________________________

№ п/п Тема урока Тип урока Цели урока
         

Дидактические средства

1. Примерная учебная программа образовательной области «Технология».

2. Журналы «Школа и производство».

Информационное обеспечение

1. Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока технологии на основе технологической карты [Текст] / Г.Л. Копотева, Е.Н. Филимонова // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 24–28.

2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2007. – С. 92–104.

3. Левитская Н.А. Проектирование современного урока в контексте федеральных стандартов второго поколения/ Н. А. Левитская // Школьные технологии. – 2013. – № 3. – С. 28–33.

4. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

5. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС [Электронный ресурс] / Е.В. Якуншина // Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985.

Подготовительная работа

Метод обучения – ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методический прием –___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблема –____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемная ситуация – _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проблемный метод – ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите методы обучения по степени самостоятельности учащихся:

1)__________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________

3) __________________________________________________________________

4) __________________________________________________________________

5) __________________________________________________________________

Объясните, от чего зависит выбор методов обучения?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания

Задание 1. Из таблицы «Фрагмент тематического плана», составленного при выполнении практической работы 2, выбрать не менее трех уроков с различными дидактическими целями. Заполнить таблицы по каждому уроку.

Задание 2. Определить методы, при помощи которых будут реализованы на уроке эти цели, а также виды деятельности учителя и учащихся на уроке. Заполнить таблицы 5–7.

Критерии оценивания

1. Соответствие выбранных методов общим целям образования, воспитания и развития учащихся, целям и задачам данного урока.

2. Соответствие методов возрастным особенностям учащихся.

3. Учет времени, отводимого на изучение материала.

4. Применение активных и интерактивных методов обучения.

5. Учет возможностей современных информационных технологий при выборе методов обучения.

6. Логическое соответствие содержания всех колонок таблицы.


Таблица 5

Урок №________________

Тема урока: _________________________________________________________

Цели урока Методы реализации целей Деятельность учителя Деятельность учащихся
         

Таблица 6

Урок №________________

Тема урока:_________________________________________________________

Цели урока Методы реализации целей Деятельность учителя Деятельность учащихся
         

Таблица 7

Урок №________________

Тема урока:________________________________________________________

Цели урока Методы реализации целей Деятельность учителя Деятельность учащихся
         

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

Формируемые компетенции: ОПК-4, ПК-1.

Цели:

1. Научить составлять планы уроков теоретического и практического обучения.

Дидактические средства

1. Примерная учебная программа образовательной области «Технология».

2. Журналы «Школа и производство».

3. Мультимедийная презентация «Структура урока Технологии».

Информационное обеспечение

1. Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока технологии на основе технологической карты [Текст] / Г.Л. Копотева, Е.Н. Филимонова // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 24–28.

2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2007. – С. 110–117.

3. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

4. Сапожников В.В. Организация уроков усвоения новых знаний [Текст] / В.В. Сапожников // Школа и производство. – 2013. – № 3. – С. 50–53.

5. Сапожников В.В. Организация уроков формирования умений [Текст] / В.В. Сапожников // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 61–63.

6. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС [Электронный ресурс] / Е.В. Якуншина // Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985.

Подготовительная работа

Дайте понятие системно-деятельностного подхода:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Назовите методы, при помощи которых может быть осуществлена мотивация к изучению темы: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания

Задание 1. Выбрать тему урока теоретического обучения по учебной программе и в соответствии с предложенной формой составить план урока (таблица 8).

Задание 2. Выбрать тему урока практического обучения по учебной программе и в соответствии с предложенной формой составить план урока.

Рекомендации по выполнению работы

При работе с программой по технологии длительность урока 2 часа. План урока составляется в соответствии с представленной формой. Рекомендуется пользоваться примерным планом урока теоретического обучения (таблица 9) и практического обучения (таблицы 11–12). В зависимости от типа урока выбираются дидактические цели.

К приоритетными целями урока теоретического обучения относятся:

1) формирование технологических понятий;

2) формирование опыт работы с технологической информацией;

3) формирование технологические знания в соответствии с темой урока.

При операционных работах:

1) научить подготавливать инструменты, материалы, оборудование;

2) научить выполнять приемы, операцию в целом;

3) научить контролировать качество;

4) научить организовывать рабочее место и выполнять правила техники безопасности.

При комплексных работах:

1) научить планировать технологический процесс;

2) научить выполнять технологический процесс;

3) научить приемам самоконтроля;

4) научить организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности.

При планировании урока необходимо уделять внимание реализации сквозных образовательных линий:

1) технологической культуре производства;

2) распространенным технологиям современного производства

3) культуре, эргономике и эстетике труда;

4) получению, обработке, хранению и использованию технической и технологической информации;

5) основам черчения, графики, дизайна;

6) элементам домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

7) знакомству с миром профессий, выбору жизненных, профессиональных планов учащимися;

8) влиянию технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

9) методам технической, творческой, проектной деятельности;

10) истории, перспективы и социальные последствиям развития технологии и техники.

Критерии оценивания

1. Единство реализации обучающих, воспитывающих и развивающих средств.

2. Полнота реализации целей.

3. Логичность последовательности этапов урока.

4. Оптимальный набор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, соответствие их целям урока и содержанию учебного материала.

5. Мотивация учащихся к работе на уроке.

6. Вовлечение учащихся в активную познавательную и преобразующую деятельность.

7. Доля самостоятельной и творческой деятельности учащихся.

8. Использование возможностей современных информационных технологий.

9. Учет индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, склонностей.


Таблица 8

Класс_____________

Темапрограммы_________________________________________________________________________________________

Темаурока______________________________________________________________________________________________

Цели урока______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы урока Задачи этапа Дидактические средства Межпредметные связи Деятельность учителя Деятельность учащихся
           

Пример составления плана урока теоретического обучения

Класс: VII

Тема программы: Современное производство и профессиональное самоопределение

Тема урока: Сферы производства и разделение труда

Цели урока:   1. Изучить понятия: «профессия», «специальность», «квалификация». 2. Изучить сферы современного производства; разделение труда на производстве. 3. Изучить классификацию профессий, модель профессиональной деятельности. 4. Научить классифицировать профессии по основным признакам профессиональной деятельности. 5. Научить выявлять тип своей будущей профессии. 6. Научить осуществлять самооценку своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации. 7. Формировать готовность к самоопределению в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. 8. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности. 9. Воспитывать ответственность за правильный выбор профессии.

Дидактические средства: мультимедийные презентации, кейс-задание, ПК, интернет ресурсы с тестовым материалом: Интернет ресурс «Дифференциально-диагно­стический опросник». – Режим доступа: http://www.profguide.ru/test/art-id-15.html. Интернет ресурс «МОЙ ТИП ПРОФЕССИИ». – Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39141612-5991-11da-8314-0800200c9a66/
index.htm.

Таблица 9

Этапы урока Задачи этапа Дидактические средства МПС Деятельность учителя Деятельность уча­щихся
Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку     Проверяет организацию ра­бочих мест учащихся, готов­ность к уроку Готовят конспекты, рабочие тетради
Мотивация изучения темы. Сооб­щение темы и цели урока 1. Развитие познавательного интереса. 2. Создание ориентировочной основы деятельности     1. Постановка проблемы: «По каким признакам осу­ществляется выбор профессии?» 2. Обобщает ответы учащихся, формулирует тему и цели 1. Решают проблему и выделяют ряд признаков. 2. Записывают тему в тетрадь
Актуализация знаний 1. Закрепить изученный ранее материал 2. Актуализировать знания, необходимые для изучения новой темы     Задает вопросы: С какими профессиями мы ранее знакомились? Чем занимаются люди этих профессий? Отвечают на вопросы
Изложение новой темы 3. Изучить понятия: «профессия», «специальность», «квалификация». 4. Изучить сферы совре­менного производства; разделение труда на производстве. 5. Изучить классификацию профессий. 6. Изучить модель профессиональной деятельности. 7. Формировать готовность к самоопределению в выбранной сфере будущей профессиональной дея­тельности. 8. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности. 9. Воспитывать ответственность за правильный выбор профессии   Презентации: «Отрасли про­фессиональной деятельности»; «Профессии сфер матери­ального и нема­териального производства»; «Классификация профессий»; Интернет ресурс: «ДДО» Политехнические знания из общеобразовательных предметов. Обществознание   1. Излагает новый материал: 1) понятия «профессия», «специальность», «квалификация»; 2) сферы современного производства; 3) разделение труда, структура профессиональной деятельности; 4) типы и виды профессий. 2. Организует беседу. 3. Приводит примеры различных профессий. 4. Обобщает классификационные признаки и определяет классификацию по типам, классам, группам, отделам профессий. 5. Организует тестирование по опроснику «Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов)». 6. Организует обсуждение результатов тестирования 1. Слушают, записывают основные понятия в тетрадь. 2. Зарисовывают предложенные схемы.   3. Сравнивают, определяют основные квалификационные признаки.     4. Проходят тестирование. 5. Записывают свои результаты в тетрадь
Закрепление знаний 1. Научить классифицировать профессии по основным признакам профессиональной деятельности. 2. Научить выявлять тип своей будущей профессии. 3. Научить осуществлять самооценку своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации. 4. Формировать готовность к самоопределению в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. 5. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности Кейс-задание: Устав предприятия (вы­держки), данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации. Профессио­граммы отдельных профессий

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.213 с.