Сущность понятия проектная деятельность — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сущность понятия проектная деятельность

2017-10-11 3758
Сущность понятия проектная деятельность 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

В современном школьном образовании применяются разнообразные виды педагогических технологий, направленных на приобретение знаний, умений и навыков, но и на развитие творчества и самообразованию. Иначе говоря, школьные программы должны развивать познавательную активность и интересы ребенка. Мы рассмотрели поисково-исследовательскую деятельность. Выяснили, что данный вид деятельности ребёнок приобретает знания, жизненный опыт, формирует своё отношение к окружающему миру.

В этой главе мы рассмотрим проектную деятельность, которая является наиболее эффективной формой развития интеллектуальной инициативы детей. С помощью проектов учащиеся познают окружающий мир, взаимодействуют со сверстниками, реализуют свои творческие идеи.

Но для начала рассмотрим разницу между проектом и исследованием.

Их основное отличие заключается в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, а формирует процесс поиска новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы. Проект - это в большей степени творческая деятельность, в то время как и сследование в большей степени научная деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования [1, с. 115].

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, “проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи”. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).[19]

Разберемся, что же такое проект и проектная деятельность?

Проект (от лат. Projectus - брошенный вперед) – план, замысел, описание деятельности, которую предстоит сделать. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. [8, с.165].

Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов [2, с.30].

Субъектами проектной деятельности являются:

1. Педагог (руководитель проекта), так как именно он создает учебные ситуации для рождения замысла проекта, разрабатывает проектное задание, являясь наряду с другими субъектами деятельности генератором идей;

2. Учащиеся (исполнители проекта);

3. Специалисты-предметники, родители, также принимающие активное участие в работе над проектом.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации преодоления трудностей.

Исходя из этого, целями проектной деятельности являются:

- повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

- развитие у каждого позитивный образ себя и других;

- формирования умения истинно оценивать себя;

· формирование необходимых социальных навыков (коммуникабельность, умение сотрудничать, слушать и слышать собеседника);

· обеспечение механизма развития критического мышления учащихся, умения искать путь решение поставленной задачи;

· формирование исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение стоить гипотезы, обобщать, развивать аналитические мышление [16, с. 345].

При работе над проектом учитель выполняет следующие функции:

· помогает ученикам в поиске источников, способных помочь в работе над проектом;

· сам является источником информации;

· координирует весь процесс;

· поддерживает и поощряет учеников;

· поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом [15, с. 345].

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов, так сказать из совокупности «5П»:

1. Проблема (подготовительный этап - выбирается тема исследования, ставится цель и задачи для ее решения, определяется количество учащихся в группе);

2. Проектирование (проектировочный – построение плана деятельности, определение источников информации, выбор методов исследования, формы презентации проекта, распределение ролей и заданий в группе);

3. Поиск информации (практический – поиск и сбор информации, представление материала, наработанного в группах);

4. Продукт (анализ, т.е. обработка полученной информации, компоновка и оформление работы);

5. Презентация (предъявление проектов и их защита, формулирование выводов) [14, c. 91].

На подготовительном этапе определение проблемы является основой проектной деятельности. Проблема не сообщается учащимся в готовом виде, а с помощью различных приемов или наглядных средств, они подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения через проблемную ситуацию [15, с.209].

Учащиеся самостоятельно ставят цели и задачи, составляют план работы над проектом, собирают необходимую информацию, создают конечный продукт, рассказывают о нем и собирают все необходимые документы в папку, именуемая «портфолио».

«Шестое П» - это портфолио. Оно может быть использовано при ведении исследовательской работы, разработке учебных проектов, для оценки и самооценки [8, с.166].

Проектная деятельность хороша тем, что она формирует у детей следующие умения:

1. Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?);

2. Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

3. Навыки оценочной самостоятельности (умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их; умение оценивать свою работу);

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве (умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы);

5. Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.);

6. Презентационные умения и навыки (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы) [24].

Можно сделать вывод о том, что в центре внимания проектной технологии находится ученик, его личностное развитие, развитие его творческих, поисковых, исследовательских способностей, его навыков коммуникации, а это является одной из основных целей начальной школы. Образовательный процесс внутри данной технологии строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между теорией и практикой. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Поэтому важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. В следующем параграфе мы рассмотрим различные виды проектов.

Виды проектов

 

Существует большое разнообразие проектов, однако они могут сильно различаться по составу предметной области, масштабам, длительности, количеству учащихся, степени сложности и т.д. Знание педагогом этих различий позволяет использовать наиболее подходящие для того или иного занятия.

Рассмотрим классификации учебных проектов.

Проекты различаются:

· по составу участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные);

· по продолжительности реализации (краткосрочные – выполняются на 1-2 уроках, средней продолжительности, долгосрочные – выполняются в течение месяца);

· по месту проведения: урочные, внеурочные;

· по целевой установке: исследовательские, творческие, игровые, информационные (познавательные), практические (созидательные), общественно полезные [10, с.210].

Можно отметить то, что многие проекты могут охватывать несколько дисциплин, а могут находить только в одной области знаний. В таком случае проекты можно разделить на:

· монопроекты (реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета);

· межпредметные проекты (интегрирующие смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких) [21, c. 25].

Разберемся, что содержаться в проектах по целевой установке.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, совпадающая со структурой реального научного исследования: выбирается тема исследования, которая должна быть актуальной; определяется проблема исследования, объект и предмет; выдвигается гипотеза, которая проверяется опытным путем; подбирается и изучается литература и другие источники; используются такие общенаучные методы как: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, эксперимент и другие; обсуждаются полученные результаты и формулируются выводы. При написании исследовательского проекта следует учитывать, что он должен обладать научным стилем, а работа должна оформляться по всем правилам, иметь четкую структуру.

Творческие проекты не имеют четкой структуры совместной деятельности участников и реализуются в соответствии с характером конечного результата и интересами детей. Заранее планируется конкретный материал и форма его представления (выпуск газет или журнала, видеофильм, праздник и т.д.). Результаты проекта оформляются в виде сценария, видеофильма, программы праздника и т.д. [10, с.210].

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятия решения осуществляется в игровой ситуации [3, с.10].

Игровые проекты основаны на деятельности детей, базирующейся на ролевых играх (литературные, ролевые игры и т.д.). Участники выполняют определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каким-то объекте, явлении, анализ и обобщения фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет), представление их широкой аудитории в виде статьи в детскую газету, реферата, доклада и т.д. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.

Практические проекты ориентированы на социальные интересы участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Результатом является социально значимое дело. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников [10, с.210-211].

Таким образом, мы выяснили, существует большое разнообразие проектов, однако они могут сильно различаться: по составу участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные), по охвату дисциплин (монопроекты и межпредметные проекты), по продолжительности реализации (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные), по месту проведения (внеурочные и урочные), по целевой установке: исследовательские, творческие, игровые, информационные (познавательные), практические (созидательные).

Исходя из этого, работа над любыми проектами или исследованиями трудна, особенно для учащихся начальных классов, поэтому учителю необходимо готовить учащихся постепенно, от простых работ и проектов к более сложным, уметь вовремя дать совет и помочь обучающемуся. В следующем параграфе мы проанализируем особенности организации проектной деятельности в начальной школе.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.