Сущность понятия поисковая и исследовательская деятельность — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сущность понятия поисковая и исследовательская деятельность

2017-10-11 2083
Сущность понятия поисковая и исследовательская деятельность 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Современное общество нуждается в образованных и творческих молодых людях, которые умеют ставить и нестандартно решать поставленные цели и задачи, могут выбирать свой жизненный путь. Исходя из этого, целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Данная цель так же указана в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД). Сейчас всё более актуальным становится использование в обучении таких приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно собирать необходимую информацию, добывать новые знания из различных источников, работать с источниками, выдвигать гипотезы, уметь отвечать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения т.е. поисковые и исследовательские умения.

Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности

В решение данной цели помогают важные виды познавательной деятельности человека - исследование и поиск. Значит, исследовательская и поисковая деятельность является одними из эффективных способов познания окружающего мира, в процессе которых формируются умения самостоятельно собирать необходимую информацию, добывать новые знания из различных источников, работать с источниками, выдвигать гипотезы, уметь отвечать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения.

Что же такое исследование?

Исследование – творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире [2, с.34].

Исследовательская деятельность (исследовательский метод) – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы [7].

Данное определение кажется нам недостаточно полным, а так же трудным для восприятия, поэтому мы будет пользоваться другим определением.

Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности [9, с.120].

В основе исследовательской деятельности умения:

- ориентироваться в информационном пространстве;

- самостоятельно конструировать свои знания;

- интегрировать знания из различных областей наук;

- критически мыслить [3, с.9]

Исследование как метод обучения возник еще в Древней Греции благодаря Сократу. Данный метод был назван эвристической беседой или сократовским диалогом или беседой-исследованием. Сократ не давал своим ученикам готовых ответов, но своими вопросами подводил собеседника на правильные выводы. Сократ считал, что вопросы стимулируют мышление.

Костюченко С.Г. отмечает, что традиционно исследовательская деятельность учащихся рассматривалась в контексте работы с одаренными, наиболее способными детьми. Однако именно в современных условиях быстро меняющегося мира, в условиях неопределенности исследовательская деятельность учащихся становится вновь актуальной, приобретает особый смысл, получает новый импульс развития и широкое распространение. Поэтому закономерен, вспыхнувший в последние годы к ней огромный интерес со стороны педагогической общественности [10, с.50].

На данный момент исследовательская деятельность является инструментом повышения качества образования и создание условий для увлечения всех учащихся интеллектуальной деятельностью.

Основой исследовательской деятельности является поисковая активность. Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов.

Мы выделим два, подходящих по нашему мнению, определения:

Поисковая учебная деятельность – вид учебном деятельности, которая направлена на организацию учебного познания в контексте выработки самим учащимся нового собственного опыта [25].

Поисковая деятельность обучающихся – это самостоятельная деятельность учащихся, выполнение шагов поиска, необходимых для решения поставленной проблемы.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых. Они выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Под исследовательскими умениями понимаем интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.

Благодаря использованию поисково-исследовательской деятельности у учащегося развиваются такие умения как:

· выявлять проблемы;

· задавать вопросы;

· работать с текстом;

· формулировать и проверять гипотезы;

· давать определения понятиям;

· классифицировать;

· структурировать материал;

· планировать и разрабатывать исследовательские действия;

· собирать данные;

· использовать методы исследования;

· делать выводы и умозаключения;

· доказывать и защищать свои идеи.

С моделью процесса формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности можно ознакомится в приложении (см. приложение 1).

В современных условиях быстро меняющегося мира, в условиях неопределенности исследовательская деятельность учащихся становится актуальной, приобретает особый смысл, получает новый импульс развития и широкое распространение. Основой любого исследования является поисковая активность. Исходя из этого мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

О возрастных особенностях развития поисково-исследовательской умений младших школьников пойдет речь в следующем параграфе.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.