Мастер-класс: билингвальное обучение в высшей школе России: проблемы и решения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Мастер-класс: билингвальное обучение в высшей школе России: проблемы и решения

2017-10-11 427
Мастер-класс: билингвальное обучение в высшей школе России: проблемы и решения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Московская Наталия Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой лингвистики и лингводидактики Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, РФ

Вопросы для обсуждения:

1. Билингвальное обучение как путь интеграции Российской высшей школы в мировое образовательное пространство

2. Методическая подготовка преподавателей ВУЗов для реализации программ билингвального обучения

3. Учебно- методическое обеспечение программ билингвального обучения

4. CLIL как методический ориентир билингвального образования

5. Теоретические основы разработки программ билингвального обучения

6. Интеграция содержательно- языковых подходов в процессе Билингвальной подготовки студентов

МАСТЕР-КЛАСС: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ IB EDUCATOR CERTIFICATE IN TEACHING AND LEARNING (С ВЫДАЧЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕРТИФИКАТА)»

Константин Эдуардович Безукладников, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, руководитель Провайдер центра Международного бакалавриата, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь, РФ

Борис Крузе, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, зам. руководителя Провайдер центра Международного бакалавриата Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь, РФ

Научная школа «Антропоцентрические исследования современной парадигмы международного образования» зародилась как развитие научных идей, высказанных профессором Галиной Владимировной Роговой в своих лекциях во второй половине восьмидесятых годов ХХ века.

В рамках научной школы созданы и функционируют три магистерских программы по направлению 44.04.01 - Педагогическое образование:

• «Иностранный язык в лингвополикультурном образовательном пространстве» (очная). Руководитель профессор К.Э. Безукладников;

• «Английский язык» (Заочная). Руководитель профессор М.А. Мосина;

• «Международный бакалавриат». (Заочная) Руководитель профессор Б.А. Крузе.

Появление и разработка уникальных по своему содержанию магистерских программ явились результатом более чем десятилетних исследований, проводимых коллективом научной школы. Особого внимания заслуживает программа «Международный бакалавриат». В конце зимы 2016 года Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (далее ПГГПУ) посетила авторизационная команда Международного бакалавриата (Международный бакалавриат был учрежден в 1968 году как швейцарский фонд с головным офисом в Женеве. Выпускники школ Международного бакалавриата имеют возможность поступать в ведущие университеты мира. Диплом Международного бакалавриата признан 1300 университетами в 104 странах мира (в том числе Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Йель, Сорбонна, Лондонская школа экономики и т.д.). Эксперты США, Великобритании и Канады провели всесторонний анализ магистерской программы. Программа разработана и реализуется на кафедре методики преподавания иностранных языков ПГГПУ в сотрудничестве с организацией Международного бакалавриата, универсальной школьной образовательной системой, единой для всего мира. Магистерская программа гуманитарно-педагогического университета ориентирована на подготовку учителей различных предметов, способных вести профессиональную деятельность в международном пространстве. Особое внимание при обучении уделяется иностранному языку.

Результатом визита авторизационной комиссии стало подписание контракта о признании магистерской программы ПГГПУ организацией Международного бакалавриата.

На данный момент ПГГПУ является единственным университетом на территории СНГ, официально авторизованным предоставлять магистерские программы с выдачей международного сертификата IB Educator Certificate in Teaching and Learning - DP (Сертификат выдаётся организацией Международного бакалавриата в США). Всего таких университетов в мире около 30. Ряд университетов проходят процедуру признания. Программа получает всё большую популярность среди университетов мира.

Выпускники программы становятся международными учителями, признанными мировым сообществом, обладающими высокой академической мобильностью. Сертификат IB Educator Certificate in Teaching and Learning даёт неограниченные возможности:

• учитель получает работу в ведущих школах Международного бакалавриата по всему миру. Для этого существуют ежегодные биржи по трудоустройству учителей и различные онлайн сервисы;

• учитель Международного бакалавриата, имеющий Сертификат IB Educator Certificate in Teaching and Learning, очень востребованы. Обычно контракт с международной школой длится 3-5 лет. Школа обеспечивает учителя жильём (коттедж или квартира), а также компенсирует расходы на переезд;

• школы Международного бакалавриата обеспечивают участие своих учителей в международных мероприятиях профессионального развития в различных странах мира (воркшопы, конференции);

• учителя Международного бакалавриата, обладатели Сертификата IB Educator Certificate in Teaching and Learning, имеют возможность профессионального роста (координатор программы, директор школы, международный тренер, международный экзаменатор, эксперт по авторизации школ, сотрудник организации Международного бакалавриата).

Получение международного сертификата IB Educator Certificate in Teaching and Learning возможно при выполнении одного из двух условий:

• Обучение в ПГГПУ на заочной форме обучения в магистерской программе Международный бакалавриат. Срок обучения 2,5 года.

• Обучение в ПГГПУ по очной форме обучения в магистерской программе «Иностранный язык в лингвополикультурном образовательном пространстве». Срок обучения 2 года.

В настоящий момент по программе «Международный бакалавриат» в ПГГПУ обучаются около 100 магистрантов из Москвы, Казани, Пермского края, Республики Саха (Якутия), Республики Крым и других регионов России. Ведётся разработка совместных магистерских программ с университетами США.

МАСТЕР-КЛАСС: АНАЛИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ НА СЕМИНАРАХ ПО МЕТОДИКЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

Елена Васильевна Борзова, заведующий кафедрой английского языка Института иностранных языков ПетрГУ (г. Петрозаводск), профессор, доктор педагогических наук.

Цель: продемонстрировать, как в профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка (ИЯ) можно целенаправленно использовать личный опыт учебной деятельности студентов, приобретенный на практических занятиях по языку, в качестве объекта методического анализа на семинарах по методике; выявить совместно со слушателями преимущества и возможные риски предлагаемой технологии; определить в заключении рекомендации для преподавателей.

Первый этап: 1) Демонстрация примеров применения нескольких разноцелевых технологии на занятиях по практике устной и письменной речи и последующего анализа полученного опыта учебной деятельности на семинарах по методике. 2) Отслеживание всех этапов работы, охватывающих как занятия по практике устной и письменной речи, так и семинары (практико-апробирующий; описательно-констатирующий; аналитико-рефлексивный; конструктивно-продуктивный; рефлексивно-обобщающий).

Второй этап: комментарии-пояснения предлагаемой технологии: по данным ряда исследователей, у молодых учителей наблюдается тенденция переносить личный опыт овладения ИЯ в собственное преподавание предмета. Очевидно, что такой перенос может иметь как положительный, так и отрицательный эффект на результаты профессиональной деятельности учителя. Соответственно имеет смысл формировать положительный опыт учебной деятельности студентов на практических занятиях по ИЯ, который в ходе семинаров по методике подвергается методическому анализу, рефлексии и становится основой для разработки и накопления собственных технологических ресурсов, значимых для будущей профессиональной деятельности.

Вопросы для общего обсуждения в ходе мастер-класса:

  • Какое место занимает личный опыт овладения ИЯ в профессиональной деятельности учителя? Действительно ли имеет место перенос каких-либо приемов и технологий из собственной учебной деятельности в деятельность обучения предмету?
  • От чего зависит характер переноса личного учебного опыта в деятельность по обучению предмету в различных условиях?
  • На что важно обратить внимание студентов при анализе личного учебного опыта?
  • В чем заключаются преимущества привлечения личного учебного опыта в профессиональной деятельности учителя?
  • Какие сложности могут возникнуть при использовании личного учебного опыта в профессиональной деятельности учителя?

Заключительный этап-обобщение: оценка предложенной технологии для профессиональной подготовки студентов – будущих учителей ИЯ; возможные положительные, отрицательные стороны и трудности переноса личного опыта учебной деятельности студентов в обучающую деятельность; перечень рекомендаций для эффективной реализации данного технологии в практике подготовки учителя иностранного языка.

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ: КОНЦЕПЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( КОНЦЕПЦИЯ РАЗОСЛАНА ВСЕМ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ)

Ефим Израилевич Пассов, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшей школы РФ

МАСТЕР-КЛАСС: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДОБРАЗОВАНИЕ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)»

Тарева Елена Генриховна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой французского языка и лингводидактики института иностранных языков Московского городского педагогического университета, Москва, РФ

Мастер-класс представляет новые подходы к итоговой аттестации студентов. Данные подходы ориентированы на выявление в ходе аттестаций полноценных профессиональных компетенций будущих учителей иностранных языков.

КРУГЛЫЙ СТОЛ: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ И УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ. ОВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ: КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ИЛИ ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА И ЕГО СПОСОБНОСТИ?

Никитенко Зинаида Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков МПГУ, лауреат Премии Правительства России в области образования

Основной вопрос для обсуждения: как выстроить овладение ИЯ в младшем школьном возрасте, чтобы обеспечить успешное достижение учащимися образовательных результатов и реализацию развивающего потенциала предмета «Иностранный язык»?

1. В дисциплине «Иностранный язык» заложены большие потенциальные возможности воздействия на личность учащегося, однако этот потенциал реализуется не в полной мере. Кроме того, начинающие изучать ИЯ, сталкиваются с большим количеством трудностей, влияющих на мотивацию и интерес к предмету и, соответственно, на результативность овладения ИЯ. Почему, на ваш взгляд, развивающий потенциал предмета реализуется не в полной мере? В чем коренятся причины трудностей детей? В организации первого года обучения? В невнимании к психофизиологическим возможностям младшего школьного возраста? В нерешенных методических проблемах (в том числе, связанных со становлением способности младшего школьника к иноязычной речевой деятельности)?

2. Мы полагаем, что достижению результативности овладения детьми ИЯ будет способствовать смещение акцентов с «обучения ИЯ» (ориентированного на формирование коммуникативной компетенции) на «начальное иноязычное образование» (НИО), которое направлено на реализацию целевых приоритетов начальной школы, связанных с воспитанием, учением, развитием личности младшего школьника и формированием его способностей, поскольку: НИО представляет собой целостный социально и индивидуально обусловленный процесс, результат и способ коммуникативного, когнитивного и духовно-нравственного развития личности младшего школьника при овладении иным языком и знакомстве с иной культурой.

В чем заключаются функции начального иноязычного образования?

В чем заключается когнитивное, нравственное и коммуникативное развитие младших школьников? Какие способности следуют выделить в качестве объектов овладения и объектов обретения, чтобы обеспечить такое развитие личности школьника? Какие условия (психолого-педагогические, психолингвистические и нейрофизиологические и др.) необходимо при этом учитывать? Как обеспечить преемственность дошкольного и начального иноязычного образования?

3. Зачем детям нужен иностранный язык в начальной школе? Какова цель овладения ИЯ в начальном иноязычном образовании? Коммуникативная компетенция? Или формирование личности младшего школьника и его способности использовать ИЯ как средство общения и познания?

Если второе, то такая цель интегрирует три составляющих:

- воспитательную, обеспечивающую формирование способности к нравственной ориентации в ситуациях иноязычного общения;

- развивающую, направленную на формирование когнитивных способностей и иноязычной речевой способности;

- учебно-культуроведческую, предусматривающую формирование учебно-познавательной способности и культуроориентированной способности к иноязычному общению.

Согласны ли вы с тем, что выдвижение в действующей Примерной программе на первый план прагматической цели формирования коммуникативной компетенции лишает образовательный процесс его главного преимущества - процесса развития личности младшего школьника и формирования его способности к иноязычной речевой деятельности как новому средству общения и познания окружающего мира? Что может выступать в качестве планируемого результата овладения ИЯ: определенный уровень коммуникативной компетенции или становление личности младшего школьника и его способностей, определяющих готовность как к успешному продолжению иноязычного образования в средней школе, так и к общению на чужом языке?

4. Известно, что содержание обучения ИЯ обеспечивает основу для достижения определенного уровня коммуникативной компетенции и реализации учебно-культуроведческой цели. Каково должно быть содержание НИО, чтобы обеспечить основу (материальную и идеальную) не только для реализации учебно-культуроведческой, но и воспитательной и развивающей целей овладения ИЯ?

Очевидно, что содержание НИО должно включать, по крайней мере, три аспекта: аксиологический, создающий основу для реализации воспитательной составляющей цели; мотивационно-когнитивный, обусловливающий реализацию развивающей составляющей цели; социально-культуроведческий, создающий основу для реализации учебно-культуроведческой составляющей цели. Чем можно «наполнить» эти три аспекта?

5. Для достижения поставленных целей и реализации содержания НИО необходимо использовать развивающую технологию овладения младшими школьниками ИЯ. Каковы могут быть показатели такой технологии? В чем может заключаться ее специфика?

Разработанная нами технология формирует у учащихся способности, необходимые для успешного овладения ИЯ как средством общения и познания, поскольку обеспечивает:

  • овладение:

- языковыми средствами как орудиями РД (прием проблемной ситуации);

- техникой чтения (на основе коммуникативного ядра устной речи с использованиемтранскрипции как материальной опоры при усвоении букв и буквенно-звуковых соотношений);

- техникой иноязычного письма (на основе фонологической способности, обеспечивающей орфографическую зоркость учащихся и их хороший почерк);

- иноязычной речевой деятельностью (прием «волшебной истории»);

  • обретение личностных качеств и ценностей (прием демонстрации ценности инокультурного факта для самих носителей языка и др.);
  • формирование рефлексивной самооценки (прием сравнения своих успехов на основе шкалы самооценки и др.) и основных компонентов учебно-познавательной деятельности (посредством универсальных учебных действий).

В основе такой технологии – деятельностно-онтогенетическую модель формирования иноязычной РД младшего школьника, которая позволяет формировать его речевые действия в процессе мотивированного иноязычного общения, а не на основе имитации и повторения. Особая роль при этом отводится пропедевтическому этапу (2 класс / 1–2 классы), который отличает ряд особенностей (учет онтогенеза речевой способности и обучение грамоте родного языка, что дает детям возможность с самого начала «творить» иноязычную речь и создает условия для естественного перехода к овладению техникой иноязычного чтения и письма по аналогии с родным языком, а впоследствии и для осознанного и самостоятельного чтения и письма на ИЯ).

6. Технология находит воплощение в системе учебных и обучающих средств. Каким вам видится учебник иностранного языка для пропедевтического (1-2 класс) и основного (3-4 классы) этапов начального иноязычного образования? Какой должна быть Книга для учителя? Какие видео материалы необходимы учителю ИЯ в начальной школе?

Система средств для пропедевтического (1 и 2 класс) и основного (3-4 классы) этапов НИО призвана обеспечить овладение младшими школьниками ИЯ, сопряженное с и их личностным становлением и включает средства учения: УМК «Первые шаги в английском языке» для 1 класса (изд-во «Ювента»), учебники, рабочие тетради, книги для чтения для 2-4 классов, Детский Европейский языковой портфель, CD) и средства обучения (рабочая программа, книги для учителя, сборник контрольных работ). Каждый из компонентов УМК выполняет определенную функцию и отвечает совокупности требований, обусловленных спецификой овладения ИЯ в младшем школьном возрасте. Как Вы относитесь к использованию компьютерных технологий на уроке ИЯ в начальной школе?

7. Качество обучения ИЯ или качество начального иноязычного образования? На сегодняшний день хорошо разработана система контроля качества обучения (тестовая форма контроля). А как проверить качество начального иноязычного образования? Как диагностировать образовательные результаты учащихся по окончании начальной школы?

Мы предлагаем использовать в качестве инструмента диагностики образовательных результатов учащихся систему критериев, отражающих динамику поэтапного формирования:

· учебно-познавательной деятельности (показатели: возрастание учебно-познавательного интереса, мотивации, рефлексивной самооценки, смыслообразования);

· иноязычной речевой деятельности (показатели: сформированность умений аудирования, говорения, чтения и письма);

· когнитивных процессов (показатели: динамика развития фонологической способности; слухового и зрительного внимания; механизма вероятностного прогнозирования; увеличение объема оперативной и долговременной памяти),

· культуроведческих умений (показатели: сформированность умений культуроведческой наблюдательности, собственно культуроведческих и лингвокультуроведческих);

· личностных качеств младших школьников (качеств ученика как личности духовной, гуманной, творческой, практичной и свободной).

В чем преимущества такой диагностики? Мы полагаем, что основное преимущество заключается в том, что она отражает (в той или иной степени) вектор личностного становления ученика, что позволяет вносить необходимые коррективы в процесс овладения ИЯ, и таким образом обеспечивать его качество. Есть ли недостатки у такой диагностики? В чем они заключаются?


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.