Тема 6. Сфера политики и социального управления — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 6. Сфера политики и социального управления

2017-10-11 1044
Тема 6. Сфера политики и социального управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

• Власть. Роль политики в жизни общества

• Понятие и признаки государства

• Форма государства

• Политические режимы

• Участие граждан в политической жизни

• Политические партии

• Гражданское общество и правовое государство

 

 

ВЛАСТЬ. РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

1) Понятие «политика»

Понятие «политика» (от греч. politike — государственные или общественные де­ла) в значении «искусство управления государством» впервые употребил Аристотель (384—322 гг. до н.э.).

Политика — многозначное понятие: им обозначают и искусство управления ка­кими-либо общественными процессами, и особый вид деятельности, связанный с властными отношениями, и особую форму общественных отношений.

Политика играет значительную роль в жизни общества. Она оказывает воздейст­вие на экономику, социальные взаимодействия, духовную культуру.

2) Власть и её источники

Политика основана на отношениях власти. Власть — способность оказывать вли­яние на социальное положение и поведение человека, группы, общества в целом, изменять их деятельность в соответствии со своими целями. Власть проявляется в виде особых отношений между людьми — отношений «господства—подчинения», т. е. носитель власти в той или иной форме передаёт свою волю подвластной сто­роне, для того чтобы она выполнила определённые действия.

К источникам власти относятся: сила, угроза применения насилия; авторитет (мо­жет быть основан на положительной оценке достоинств руководителя/на убеждённо­сти подчинённых в правильности и точности принимаемых решений/на вере в исклю­чительные личные или деловые качества руководителя); право.

Особенности политической власти:

♦ в политические отношения вовлечены все члены общества (публичность власти);

♦ существует только в обществе, связана с функционированием государства;

♦ направлена на достижение общезначимых целей, которые не могут быть реали­зованы без вмешательства государства;

♦ основана на организованном законном принуждении (насилии), праве и авто­ритете.

Субъектами являются государство, политические партии и движения, лидеры, гра­ждане.

3) Разделение властей

Особым видом политической власти является государственная власть. Это соци­ально организованная власть, располагающая монопольным правом создавать пра­вовые нормы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на особый аппа­рат принуждения как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственную власть осуществляет ряд организаций и должностных лиц, поэтому вопрос о разделении властей является ключевым.

Теория разделения властей была сформулирована европейскими мыслителями ещё в XVII—XVIII вв. Прежде всего речь идёт о том, что законодательные, исполни­тельные и судебные функции исполняют разные государственные органы.


Законодательная власть осуществляется парламентом, региональными и мест­ными представительными органами. Их главная задача — формирование системы законов. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет. Депутаты за­конодательных органов избираются населением на определённый срок.

Исполнительная власть осуществляется правительством, министерствами и раз­личными ведомствами. Они непосредственно организуют социально-экономическую, культурную и политическую жизнь общества, и их деятельность является повседнев­ной. Также в ведении исполнительных органов — армия, полиция и другие силовые структуры.

Судебная власть отправляет правосудие, т. е. разрешает правовые споры, при­влекает к юридической ответственности за правонарушения. Любое лицо, считаю­щее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой.

Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в решение вопросов, относя­щихся к компетенции других. При этом все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания (система «сдержек и противовесов»). Это даёт гарантии от произвола и сосредоточения всей полноты власти в руках одного лидера, политиче­ской партии, органа власти.

4) Роль политики в жизни общества

Политика обеспечивает целостность и стабильность развития общества. Она объ­единяет людей для достижения общественно значимых целей. Политика регулирует общественные процессы, сокращает число социальных конфликтов и способствует их мирному разрешению. Она обеспечивает выработку и применение социальных норм; способствует включению личности в социальные отношения, приобретению людьми опыта преобразовательной деятельности, исполнения социальных ролей. Политика в определённой мере гарантирует права и свободы граждан, сохранение обществен­ного порядка и гражданского мира.

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

 

1) Государствоиего признаки

Государство как основной институт политической системы ориентировано на ре­ализацию общезначимых целей и интересов. Государство — организация полити­ческой власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём порядок и стабильность.

Признаки государства:

♦ суверенитет (верховенство власти внутри страны и её независимость во внеш­неполитических отношениях);

♦ единая территориальная организация власти в масштабах страны;

♦ система органов и механизмов осуществления публичной власти;'

♦ исключительное право издавать общеобязательные правовые нормы;

♦ право законно применять принуждение силами армии, органов охраны право­порядка и безопасности;

♦ исключительное право взимания налогов и иных обязательных платежей и др.

Во многих странах именно государство обладает монопольным правом эмиссии

национальной валюты (дополнительный выпуск денег, приводящий к росту обраща­ющейся денежной массы). Государство имеет один или несколько государственных языков, а также свои символы — герб, гимн, флаг.

2) Функции государства


 

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

 

1) Форма государства

Форма государства — это совокупность его внешних характеристик, определя­ющих способ организации и устройство государства. Это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функ­ционирование.


 

2) Форма правления

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.

Монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передаётся по наследству.

В абсолютной монархии в руках монарха сосредоточена вся полнота власти.

В конституционной (парламентарной) монархии правительство формируется из парламентского большинства: лидер победившей на выборах политической партии становится премьер-министром; правительство подотчётно парламенту, а не монар­ху; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом вето; монарх является символом государ­ственности.

Республика — форма правления, при которой государственная власть осуществ­ляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

В парламентской республике правительство формируется из числа депутатов пар­ламента, которые являются членами политической партии, победившей на выборах; оно подотчётно парламенту; глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией; правительство остаётся у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. В президентской республике правительство назначается президентом, который является главой исполнительной власти; правительство подотчётно президенту; пре­зидент избирается населением страны путём прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков; президент, как правило, обладает правом отлагатель­ного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

3) Форма государственного (территориального) устройства

Форма государственного (территориального) устройства определяет админи­стративно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия со­ставных частей центральных и местных органов власти.

Признаки форм государственного (территориального) устройства
Унитарное государство Федеративное государство (федерация)
Единые для всей территории высшие ор­ганы государственной власти, органы го­сударственного управления и судебные органы Федерация представляет собой добро­вольное объединение нескольких админи­стративно-территориальных образований в единое государство; двухпалатный парла­мент, двухуровневая система власти
На всей территории действуют одна кон­ституция, единая система законодатель­ства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная по­литика Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственно­го управления, полномочия которых рас­пространяются на все субъекты федерации. Федеративное государство имеет единые вооружённые силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральны­ми органами, а главнокомандующим являет­ся глава государства (президент)
Может состоять из областей, краёв, окру­гов, провинций, которые не имеют атрибу­тов государственности Состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т. п.), ко­торые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства
Межгосударственные отношения осуществ­ляют только центральные органы власти Субъекты федерации лишены права пря­мого представительства в межгосударст­венных отношениях и международных ор­ганизациях

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

 

1) Форма (тип) государственного (политического) режима

Форма (тип) государственного (политического) режима определяет совокуп­ность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Главным критерием различия государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы го­сударственного режима: демократический и антидемократический (недемократиче­ский).

2) Понятие «демократия»

Демократия (греч. demokratia, буквально — народовластие, от demos — народ и kratos — власть) — способ политической организации общества, основанный на уча­стии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.


Признаки демократии:

♦ гарантия и защита прав и свобод человека;

♦ реальное осуществление принципа разделения властей;

♦ регулярное проведение выборов на конкурентной основе;

♦ сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их под­отчётность избирателям;

♦ демократический контроль общества над армией и правоохранительными ор­ганами;

♦ политический плюрализм;

♦ деятельность оппозиции на законной основе;

♦ гласность, отсутствие цензуры в СМИ.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.