Тема 3. Сфера духовной культуры — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 3. Сфера духовной культуры

2017-10-11 664
Тема 3. Сфера духовной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

• Сфера духовной культуры и её особенности

• Наука в жизни современного общества

• Образование и его значимость в условиях информационно­го общества

• Религия

• Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность

 


СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

 

1) Понятие «культура»

Существует несколько сотен определений понятия «культура». Слово это латинско­го происхождения и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». В широком смысле культурой можно назвать всё, что создано и создаётся человече­ством в процессе преобразования природы. Культурой также называют совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жиз­ни; уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, куль­тура труда, культура потребления, правовая культура). Слово «культура» используется для характеристики отдельных исторических эпох, этносов или наций. Говорят также о культуре (культурности) как уровне развития человека как члена общества. В осно­ве культуры — творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и себя самого.

2) Материальная и духовная культура

Разделение культуры на материальную (техника, технологии, материальные цен­ности) и духовную (наука, искусство, образование, религия, мораль и т. д.) доста­точно условно. Зачастую сложно определить, к духовной или материальной культуре относится какое-либо явление культурной жизни.

Преобразуя окружающий мир, человек одновременно изменяет себя; совершен­ствует умения, развивает способности, воображение и т. п. Все эти приобретаемые свойства и качества человека тоже становятся достижениями культуры.

Формирование и развитие личности, существование общества невозможны вне культуры.

Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью: чело­век строит жилище, создаёт одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет технические средства и технологии. Уровень развития материальной культуры изучается и оценивается с точки зрения удовлетворения ма­териальных потребностей человека и общества.

Духовная культура отождествляется с достижениями науки и искусства, представ­лениями о смысле жизни, идеалами и ценностными ориентациями, разного рода нормами. Духовная культура пронизывает все стороны общественной жизни и взаи­модействия людей, создавая ощущение единства, групповой идентичности. Учёные отмечают особую долговечность духовных ценностей, в отличие от ценностей мате­риальных, а также безграничность потребностей людей в получении новых знаний, эстетических переживаний от произведений искусства, в стремлении постичь смысл человеческого бытия и т. п.

Важно понимать, что прямая связь между уровнями развития материальной и ду­ховной культуры отсутствует, т. е. далеко не всегда тяжёлые материальные условия су­ществования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. Особенности духовной культуры

3) Учёные выделяют следующие особенности духовной культуры:

♦ особая долговечность духовных ценностей, в отличие от ценностей материальных;

♦ безграничность потребностей людей в получении новых знаний, эстетических пе­реживаний от произведений искусства, в стремлении постичь смысл человеческо­го бытия и т. п.;

♦ разностороннее отражение особенностей личности творца в его произведениях;

♦ наличие многочисленных специализированных учреждений культуры (школ, би­блиотек, научных институтов, театров, музеев и т. п.).


 

 

НАУКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

1) Понятие «наука»

Каждый человек на протяжении всей своей жизни познаёт окружающий мир и себя самого. Но организованный, профессиональный процесс познания, решающий зна­чимые для общества задачи, выделился в особую сферу деятельности и осуществ­ляется специализированными научными организациями.

Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку си­стемы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления. Её отличает наличие специального языка и методов исследования, про­веряемость и доказуемость выводов, логичность, стремление к получению истинных знаний.

Современная наука — это 1) особая система знаний (в форме научных теорий);

2) система научных исследований; 3) особая система организаций, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих полученные знания (университеты, ака­демии, научно-исследовательские центры, институты и др.).

Задачи науки: познание мира и объяснение законов его развития; помощь чело­веку в построении целостной системы знаний о мире; прогнозирование последствий преобразовательной деятельности человека; раскрытие возможных опасных тенден­ций развития общества и др.

2) Особенности науки

К особенностям науки относят:

♦ объективность, независимость результатов познания от качеств познающего субъ­екта;

♦ проверяемость и воспроизводимость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание);

♦ системность (все элементы научного знания взаимосвязаны);

♦ доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обосно­ваны);

♦ наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий;

♦ использование специальных способов и инструментов познавательной деятель­ности.

3) Виды наук

 

Наука в соответствии с изучаемыми объектами и процессами действительности подразделяется на отрасли.

В современном мире границы между сферами изучения отдельных наук очень подвижны: нередко один объект изучается несколькими науками, формируются ме­ждисциплинарные науки (например, генная инженерия, математическая физика, би­огеохимия, математическая лингвистика, нейробиология и др.).

Достижения современной науки используются во всех областях жизни общества.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО­ГО ОБЩЕСТВА

 

1) Образование и его личностная значимость

Образование представляет собой процесс приобщения человека к культуре, зна­ниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями. Человек может получить образование, обучаясь в образовательных организациях или занимаясь самообразованием.

Образование охватывает не только процесс овладения знаниями, оно связано с воспитанием и развитием интеллектуальных и творческих способностей, мировоз­зрения, личностных качеств человека. С одной стороны, образование обеспечивает развитие личности, возможность её самоопределения и самореализации. С другой стороны, система образования реализует определённый «заказ» общества и госу­дарства, связанный с формированием у новых поколений позитивных, социальных качеств и моделей поведения, получением подготовки, отражающей потребности социально-экономического и политического развития страны.

Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения, а быстро совершенствующаяся техника и технологии тре­буют непрерывного повышения квалификации работников. В условиях научно-тех­нической революции работник должен быть способен к быстрому освоению новой техники, самостоятельному поиску необходимой информации, общению в постоянно изменяющемся многонациональном, поликультурном мире, в том числе к освоению иностранных языков и современных коммуникационных технологий.

2) Виды и уровни образования в РФ

Образование в РФ подразделятся на общее, профессиональное и дополнительное, а также профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации пра­ва на образование в течение всей жизни человека.

В Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования;

1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование (1—4 классы); 3) основ­ное общее образование (5—9 классы); 4) среднее общее образование (10—11 классы).

В Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образова­ние — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) выс­шее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

3) Возможности получения общего и профессионального образования в РФ

Конституция РФ (ст. 43) гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольно­го, основного общего и среднего профессионального образования в государствен­ных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государст­венном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Общее образование обязательно.

Деятельность образовательных организаций в обязательном порядке подлежит лицензированию. Лицензия получается по определённой процедуре и подтверждает то, что организация оказывает качественные образовательные услуги в специально оснащённом безопасном здании (включая оборудованные медицинские и учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для питания обучающихся и воспитанников), что для обучения привлекаются специалисты, име­ются все необходимые учебники, соблюдаются установленные требования к учебной нагрузке обучающихся. Организация, которая не получила лицензии на право веде­ния образовательной деятельности или была лишена её, не вправе работать.

Образовательные организации общего и профессионального образования так­же получают государственную аккредитацию. Она свидетельствует о соответствии реализуемых организацией учебных программ государственным образовательным стандартам. Аккредитованная образовательная организация вправе выдавать своим выпускникам документы государственного образца (аттестат, диплом, свидетельство и т. п.).

В нашей стране всем обучающимся гарантируется получение образования на рус­ском языке, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей системы образования. Образование может быть получено как в образовательных организациях, так и в форме семейного образования и самообразования с правом последующего прохождения аттестации в образовательных организациях и получения документа государственного образца.

 

РЕЛИГИЯ

 

1) Понятие «религия»

Религия — одна из наиболее значимых форм духовной культуры, появившаяся ещё в глубокой древности. Слово «религия», пришедшее из латинского языка, перево­дится и объясняется учёными по-разному. Некоторые считают, что оно произошло от латинского religare, что означает «относиться с особым почтением». Другие про­изводят слово «религия» от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять».

Любая религия предполагает веру в наличие таинственной связи между челове­ком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними. Религиозная вера — это ещё и опре­делённые эмоции человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Человек религиозный убеждён в реальности контакта с Богом. Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, а верующий имеет ка­налы связи с ним, например, произнося молитву или осуществляя жертвоприношение.

Религии со значительным числом последователей по всему миру, которые не ас­социируются с какой-либо национальной или государственной общностью, называют мировыми (буддизм, христианство, ислам).

Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиоз­ным организациям относят церковь, секты и организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

2) Роль религии в жизни общества

Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций. Она регулиру­ет поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать опреде­лённые правила, выполнять установленные религией действия (например, молиться, ограничивать себя в пище, развлечениях). Во-вторых, в религии объединяется нрав­ственный опыт поколений людей и устанавливаются общие принципы сосуществова­ния в обществе. Таковы, например, заповеди, данные Богом Моисею («не убий», «не укради» и т. п.), моральные принципы ислама, буддизма. Религия не только предъ­являет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию своих по­ложительных качеств. Справедливо будет сказать, что религия воспитывает человека. Религия даёт свой ответ на «вечные» человеческие вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришёл в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти? Что дальше будет происходить с нашей планетой?

Религия также помогает снять тяжёлое психологическое состояние человека, по­зволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые жизненные ориентиры и стимулы.

Религия способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими, он может найти себя, например, в предписываемой нормами многих религий помощи обездоленным. Важнейшей со­ставляющей жизни религиозного человека является его диалог с Богом и другими «небожителями», осуществляемый с помощью специальных обрядов и молитв.

История знает немало примеров того, как религия, религиозные деятели объеди­няли общество для решения какой-то значимой проблемы. Однако религия может порождать вражду между людьми, примером чему являются многочисленные рели­гиозные войны и конфликты.

3) Свобода совести

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно форми­ровать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения могут касаться самых разных областей человеческой жизни: религии, отношения к другим людям, к труду, к творчеству, к государству. Можно сказать, что свобода совести — это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объедине­ния отделены от государства и равны перед законом. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ (в случае если деятельность религиозной организации не признана судом социально опасной и не запрещена). Молодые люди, подлежащие призыву на военную службу, могут пройти альтернатив­ную гражданскую службу, в случае если военная служба противоречит их религиоз­ным убеждениям.

 

МОРАЛЬ. ГУМАНИЗМ. ПАТРИОТИЗМ. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

 

1) Понятие морали

Мораль — это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Добро — понятие, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремле­ние к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому чело­веку или даже животному и растительному миру. Зло — понятие, противоположное понятию «добро», связанное с намеренным, умышленным, сознательным причинени­ем кому-либо (чему-либо) вреда, ущерба, страданий.

Китайский мыслитель и философ Конфуций (ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.) од­ним из первых сформулировал «золотое правило морали»: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».

Часто понятия «мораль» (от лат. moralis — нравственный) и «нравственность» рас­сматривают как синонимы. В то же время есть между ними некоторые различия. Понятие «мораль» используется прежде всего для обозначения формы (сферы) куль­туры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и нормы, регули­рующие поведение человека. Понятие «нравственность» используется применительно к принципам реального поведения людей определённой эпохи и социальной группы в обыденной жизни.

Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исклю­чений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни. Она содержит общие начала духовности, культуры и делает возможным са­мо существование человека и общества. В ситуации морального выбора человек не просто заявляет о своих принципах, но должен действовать в соответствии с ними.

Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но суще­ственно от них отличается.

2) Категории морали

Категории морали помогают человеку осмысливать её принципы, нормы и правила. К ним можно отнести такие понятия, как долг (обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества), совесть (форма морального самоконтроля личности), честь (осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества) и достоинство (самооценка лично­сти, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга).

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный) — мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Гражданственность связана с моральным поведением человека по отношению к своей стране: честным выполнением гражданских обязанностей, интересом к судьбе Родины, преданностью ей. При этом человек прилагает усилия, чтобы преодолеть невзгоды, выпавшие на долю своего народа.

Высшим проявлением гражданственности является патриотизм — высокое, со­кровенное чувство любви и преданности Отечеству, готовность подчинить его инте­ресам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими представителями народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины.

 

 


ТЕМА 4. ЭКОНОМИКА

 

• Экономика, её роль в жизни общества

• Разделение труда и специализация

• Экономические системы и собственность

• Рынок и рыночный механизм

• Фирма в экономике

• Деньги

• Заработная плата и стимулирование труда

• Экономические цели и функции государства

• Налоги

 

 

ЭКОНОМИКА, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

1) Что такое экономика

Понятие «экономика» (от грен, oikonomike — искусство ведения домашнего хозяй­ства) употребляется обычно в двух значениях: 1) способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых для потребления благ (экономика семьи, экономика фирмы, экономика государства); 2) наука, которая ис­следует то, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.

Экономика изучает деятельность субъектов экономики по производству, распре­делению, обмену и потреблению благ. Благами называют всё, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей. Экономисты различают даровые и экономические блага. Даровые блага (например, солнечный свет, ветер) носят пре­имущественно природный характер, их не требуется специально производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей. Эконо­мические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в мень­шем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затраты различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределения экономических благ. Товарами называют продукты труда, способные удовлетворять человеческие потребности и произведённые для обмена (продажи). Услуга — это деятельность, имеющая полезный результат для потребителя.

К основным вопросам экономики учёные относят следующие: что и в каком ко­личестве производить (какие товары будут пользоваться спросом у потребителей)? Как производить (какую технологию и оборудование предпочесть)? Как распределять произведённые товары и услуги?


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.