Тема 1. Конституция Российской Федерации — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 1. Конституция Российской Федерации

2017-10-11 395
Тема 1. Конституция Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

1) Статус и структура Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание является парламентом РФ потому, что именно этот ор­ган (и только он) наделён правом осуществлять законодательную власть на феде­ральном уровне, т. е. принимать федеральные законы. Правовыми формами реали­зации компетенции Федерального Собрания РФ являются принимаемые им акты.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и Госу­дарственной Думы.

Совет Федерации обеспечивает представительство субъектов РФ в законодатель­ном органе федеративного государства. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от законодательного (предста­вительного) и исполнительного органов государственной власти.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобще­го, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Государствен­ная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на пять лет.

2) Полномочия палата Федерального собрания РФ:

Совет Федерации Государственная Дума
— утверждение изменения границ между субъектами РФ; — назначение выборов Президента РФ; — назначение на должность судей Кон­ституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; — назначение на должность и освобожде­ние от должности Генерального проку­рора РФ и др. — утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, чрезвы­чайного положения; решение вопроса о возможности ис­пользования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ — дача согласия Президенту РФ на на­значение Председателя Правительства РФ; — назначение на должность и освобо­ждение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты; Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии и др.

 

Федеральное Собрание Российской Федерации

С законодательной инициативой могут выступать Президент РФ, Совет Федера­ции, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также, по вопросам их ведения, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Сначала они рассматриваются профильными комитетами, а затем проходят три чтения на заседаниях Государст­венной Думы. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней пе­редаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него про­голосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в тече­ние 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

1) Структура Правительства РФ

Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти Рос­сийской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом: состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

2) Функции Правительства РФ


 

3) Порядок формирования Правительства РФ

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госу­дарственной Думы.

Члены Правительства (заместители Председателя Правительства и федеральные министры) назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства.

Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их ис­полнение.

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полно­мочия. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или откло­няется Президентом РФ.

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Председа­тель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения Полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА

1) Судебная власть

Судебная власть в РФ осуществляется судами. Суд осуществляет правосудие, т. е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Суд решает вопрос о при­менении мер государственного принуждения к правонарушителям. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ фе­деральных законов, иных нормативных актов; договоров между органами государ­ственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу меж­дународных договоров РФ и др.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уго­ловным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

2) Прокуратура

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполне­нием законов на территории РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов различными государственными органами и должностными лицами. Она так­же осуществляет надзор за тем, чтобы все субъекты государственной власти соблю­дали права и свободы человека и гражданина. Прокуратура возбуждает уголовные дела. Прокуроры поддерживают государственное обвинение в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе.

3) Система правоохранительных органов РФ

Прокуратура входит в систему правоохранительных органов. Все государственные организации, должностные лица должны заботиться о соблюдении законов, защи­щать права и свободы человека. Кроме того, в любом государстве есть специальные правоохранительные органы. Такое название они получили потому, что занимаются охраной прав граждан.

Все правоохранительные органы призваны решать следующие задачи: охранять законность и правопорядок; защищать права и свободы граждан; бороться с право­нарушениями.

Система правоохранительных органов и их задачи


 

В РФ полиция входит в систему государственных органов внутренних дел. К её задачам относят защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека; противодействие преступности; охрану общественного порядка, собственности и обеспечение обще­ственной безопасности.

Сотрудники полиции ведут борьбу с преступностью: они занимаются предупре­ждением и пресечением различных правонарушений, выявлением и раскрытием пре­ступлений, производством дознания по уголовным делам. Они ведут розыск лиц, охраняют правопорядок в общественных местах и обеспечивают безопасность до­рожного движения.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создава­емые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Так, для того чтобы поддерживать правопорядок, обеспечивать защиту прав жителей на определённой территории, создана служба участковых уполномоченных полиции (УУП). За каждым УУП закрепляется административный участок с населением в городах от 3 до 3,5 тысяч человек, в сельской местности — в границах одного сельского поселения.

Полиция расследует преступления, т. е. ищет виновного (человека, который со­вершил преступление либо иное правонарушение), исследует обстоятельства дела, собирает доказательства вины и т. д.

Уголовно-исполнительные учреждения ведают исполнением уголовных наказа­ний, наложенных на граждан в соответствии с законом.Органы государственной безопасности — важная составная часть правоохра­нительной системы государства, особые правоохранительные органы, основная де­ятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного (конституционного) строя, внешней и внутренней безопасности государства.

Внешняя разведка призвана защищать безопасность личности, общества и го­сударства от внешних угроз с использованием определённых законом методов и средств.

Таможенные органы отвечают за разработку, информирование и реализацию по­ложений, касающихся импорта, экспорта, въезда пассажиров в страну и выезда из неё.

К правоохранительным органам иногда относят адвокатуру, нотариат. Эти органы оказывают населению юридическую помощь.

Адвокатура как негосударственная структура, представленная объединёнными в коллегии адвокатов профессиональными юристами, не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова. Адвокаты не могут применять властные пол­номочия к лицам, допустившим нарушение закона. У них иные задачи:

♦ давать всем гражданам необходимые юридические консультации;

♦ представлять интересы своих доверителей в суде по гражданским, администра­тивным и уголовным делам;

♦ помогать своим доверителям демонстрировать все обстоятельства дела, кото­рые могут быть учтены судом.

В некоторых случаях, готовясь к судебному процессу, адвокат проводит своё ад­вокатское расследование, чтобы уточнить обстоятельства дела, собрать необходимые доказательства, которые могут быть использованы в суде.

Нотариусы помогают гражданам составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Можно сказать, они закрепляют определённые граждан­ские права конкретных граждан и организаций и предупреждают возможность их на­рушения в дальнейшем.

Законодательство РФ допускает также частную детективную и охранную деятель­ность, которой может заниматься один человек или организация. Для этого необхо­димо получить специальное разрешение органов внутренних дел — лицензию. Част­ная охрана и частные детективы оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества, обеспечение порядка.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

1) Понятие «местное самоуправление»

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление— форма осуществления народом своей власти. Мест­ное самоуправление предполагает самостоятельное и под свою ответственность ре­шение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Эти вопросы решаются с учётом исторических и иных местных традиций исходя из интересов населения. Организация местного самоуправ­ления в РФ в полной мере способна отобразить местную природно-географическую и экономическую специфику, уклад жизни людей (местного сообщества), их культуру.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самосто­ятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное само­управление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий.

2) Муниципальные образования и их виды

Часть территории РФ, в границах которой наряду с государственным управлени­ем осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов, называется муниципальным образованием.

 

 

3) Вопросы местного значения

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной соб­ственностью.В муниципальную собственность входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество, т. е. жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, разного рода сооружения и др.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и ис­полняют местный бюджет.Они самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы: налог на землю; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской де­ятельностью, и др.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану обще­ственного порядка.К их компетенции относятся иные вопросы местного значения. Например, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, органи­зация транспортного обслуживания населения, обеспечение жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, организация библиотеч­ного обслуживания населения и др.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государ­ственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления матери­альных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

4) Формы непосредственного осуществления населением местного само­управления

Участие населения в осуществлении местного самоуправления базируется на принципах законности(соблюдения положений Конституции РФ и иных нормативных правовых актов) и добровольностиучастия населения в осуществлении местного са­моуправления. Это означает, что никто, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, не может принуждать граждан к участию в этом.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправ­ления и участия населения в его осуществлении являются: местный референдум; выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; сход граждан; правотворческая инициа­тива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления муници­пального образования и др.


ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

• Общество как форма жизнедеятельности людей

• Биологическое и социальное в человеке

• Деятельность и её основные формы (труд, игра, учение)

• Человек и его ближайшее окружение

 

ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

 

1) Что такое общество?

Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их вза­имодействия. Это часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохра­нившая связь с ней.

В узком смысле под обществом понимают: а) население определённой территории (например, американское общество, европейское общество); б) определённый этап исторического развития (например, рабовладельческое общество, феодальное об­щество); в) группу людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности (например, общество собаководов, общество любителей древностей). В широком смысле общество — это: а) всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем; б) всё население Земли, совокупность всех народов и стран.

2) Взаимодействие общества и природы

Природа — это мир во всей бесконечности его проявлений, окружающая среда для человека и общества. Человек во многом зависит от природы. Она является источником средств существования (дары моря, реки, леса и т. п.), средств труда (сырьё, энергетические ресурсы, полезные ископаемые и т. п.). Ландшафт, климати­ческие условия, растительный и животный мир играют важную роль в становлении и развитии общества. Люди, живущие в разных природных условиях, различаются характером, образом жизни. В свою очередь, человек оказывает многоплановое вли­яние на природу.

3) Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Общество имеет очень сложное строение. Понятие «сфера жизни общества» отра­жает многообразие деятельности людей, их отношений. Деление на сферы во мно­гом условно. Традиционно выделяют четыре сферы.

В экономической сфере организуется хозяйственная жизнь, координируется действие всех сфер народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, торговли, строи­тельства, транспорта и связи); здесь устанавливаются и регулируются отношения в про­цессе производства, распределения, обмена и потребления различных товаров и услуг.

В политической сфере складываются отношения по поводу общественной власти и управления. В них участвуют государство, политические партии, средства массо­вой информации (газеты, радиостанции, телевидение) и все граждане. Результатом является принятие законов, проведение внутренней и внешней политики.

Социальная сфера охватывает взаимоотношения людей разных возрастов, наро­дов, сословий, профессий, политических и религиозных взглядов, культурных пред­почтений. Эта сфера также регулирует отношения, касающиеся условий трудая и уровня жизни.

Духовная сфера включает деятельность и общественные отношения в сфере искус­ства, науки, образования, религии, морали.

С одной стороны, каждая сфера общественной жизни выполняет свои задачи, с другой — все сферы общества взаимосвязаны, каждая воздействует на развитие остальных.

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

 

1) Человек, индивид, личность

Человек по своей сути биосоциален — как любое живое существо, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах. Биологи­чески каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов не­повторим.

Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ: наличие мышления и словесной речи; способность к творческой деятель­ности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности; способность с помощью других орудий изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может рас­крыть свою социальную сущность только в процессе определённой деятельности, общения с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через его мировоззрение, способность и готовность к общественно полезному труду и твор­честву, сознание и разум, понимание свободы и ответственности.

Для характеристики человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид — единичный представитель человечества как био­логического вида. Личность — совокупность социально значимых качеств инди­вида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность — это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: самосо­знанием и совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества. Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, в ходе социали­зации (в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного об­щества). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения уникального сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность — это своеобразие конкрет­ного человека.

2) Потребности человека

В основе активности человека лежат потребности. Для того чтобы физически существовать и осуществлять различную деятельность, человеку необходимы пре­сная вода и воздух для дыхания, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры. Потребности — это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности.


 

Выделяют также индивидуальные потребности (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и об­щественные потребности (потребности определённых социальных групп, общества в целом). Индивидуальные потребности могут противоречить общественным потреб­ностям.

3) Особенности подросткового возраста

Половое созревание подростка сопровождается его быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, пропорций тела (например, у мальчиков увеличиваются плечи, фигура становится более мужской). Быстрый рост органов и перестройка ор­ганизма подростка приводят к трудностям в кровоснабжении головного мозга, фун­кционировании лёгких, сердца. Именно в этом возрасте появляются способности ло­гически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать (у детей младшего возраста нет таких способностей, они развиваются со временем). Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: ри­совать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы.

У подростков появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее; проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жиз­ни (социальной, политической и т. д.). Общение со сверстниками становится необхо­димостью, это даёт возможность выразить эмоции, поделиться ими, а также усвоить нормы поведения в обществе; появляется потребность в принадлежности к какой-то группе подростков.

Общение с родителями и старшими родственниками уходит на второй план.

В этот период формируется самооценка ребёнка, его способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (ТРУД, ИГРА, УЧЕНИЕ)

 

1) Понятие и структура деятельности

Учёные называют деятельностью сознательную активность человека, в ходе ко­торой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам. Это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром. Человек способен определять цели и ставить конкретные задачи, планировать свою деятельность, подбирать необходимые средства для её осуществления, он также может при необходимости корректировать свою деятельность.

Структура деятельности

 

Субъектом деятельности является человек (социальные группы, общество в це­лом). Объектами деятельности (то/тот, на что/кого направлена деятельность) мо­гут выступать предметы и явления, процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество в целом. Осознанные потребности человека, определяющие его направленность, активность (мотивы), позволяют человеку наметить цель (образ же­лаемого результата деятельности). Дальше он определяет необходимые ему сред­ства, выбирает способы деятельности и осуществляет определённые действия.

Рассмотрим структуру деятельности на примере вашей подготовки к ОГЭ по обществознанию. Субъект — обучающийся, объект — знания по предмету. Цель — успешная сдача экзамена. Средства достижения цели различны: посещение занятий, работа с пособиями, консультации учителя и др. Мотивы могут быть разными: кто- то хочет самостоятельно преодолеть определённый жизненный барьер; для кого-то важно порадовать родителей; кому-то просто нравится учиться. Правильный выбор учебных пособий, систематическая работа по освоению учебного предмета позволят достичь ожидаемых результатов.

2)Основные формы(виды) деятельности

 

Если в процессе своей деятельности человек создаёт что-то новое, оригиналь­ное, ранее не существовавшее, то говорят о её творческом характере. Творчест­во — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других людей. Деятельность по образцу, алгоритму называют репродуктивной деятельностью.

 

2) Основные формы (виды деятельности)

 

 

Игра Свободная развивающая деятельность, пред­принимаемая по желанию, ради удовольст­вия от самого процесса деятельности. Она часто имеет определённые правила, пред­полагает некоторую воображаемую обста­новку. Детские игры нередко представляют собой подготовку к дальнейшей «взрослой» деятельности: ребёнок осваивает новые ро­ли, развивает навыки и обогащает свой жиз­ненный опыт
Учение/познание Целенаправленный процесс получения зна­ний и развития умений
Труд Процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей
Общение Процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, опытом и эмоциями. В про­цессе общения люди оказывают влияние друг на друга

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ

 

1) Малая группа

Поведение человека во многом зависит от его ближайшего окружения: от семьи, родственников, друзей и приятелей, знакомых. Все эти люди влияют на формиро­вание взглядов, убеждений, ценностных ориентаций человека. Причём это влияние может быть разнообразным.

Человек всегда зависит от влияния малых групп, в деятельности которых участ­вует. Малая группа представляет собой объединение людей — от 2—3 (например, семья, круг ближайших друзей) до 20—30 человек (например, школьный класс, спор­тивная команда), занятых каким-либо общим делом и находящихся в непосредст­венных взаимоотношениях друг с другом. Для участников малой группы характерны общие цели и задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности, внутригрупповые правила поведения. Мера психологической общности определяет сплочённость группы.

2) Межличностные отношения

Межличностные отношения — это эмоционально окрашенные взаимоотношения между людьми. Они проявляются в особенностях взаимных влияний, которые люди оказывают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

В основе межличностных отношений лежат чувства, которые можно условно раз­делить на две группы: чувства, сближающие людей, порождающие готовность к со­вместным действиям, общению, и чувства, разъединяющие людей, когда не только не возникает желания сотрудничать, но и вспыхивают межличностные конфликты.

Люди, объединённые общими идеями, интересами, потребностями, образуют кол­лектив. Особенности поведения, стиль общения человека в коллективе, результаты его деятельности вызывают определённые реакции со стороны окружающих. Таким образом, формируется отношение к человеку — негативное, позитивное или рав­нодушное.

Учёные разделяют личные и деловые (официальные) межличностные отношения. В личных отношениях человек более свободен, он может ярче и эмоциональнее проявлять себя, а деловые отношения регулируются официальными правилами и нередко ограничены только профессиональной сферой.

Особенности характера человека, его темперамент, опыт общения во многом определяют его роль в коллективе. Если у него лучше, чем у других, выражена спо­собность оказывать влияние на людей и личные качества, которые в данном коллек­тиве считаются эталонными, такой человек может стать лидером. Лидер проявляет инициативу и творческую активность при решении вопросов жизни коллектива.


3) Межличностные конфликты

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения, интересов участников взаимодействия. Участники кон­фликта преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели либо стремятся реализовать в своих взаимоотно­шениях несовместимые интересы, ценности и нормы.

Отличительные особенности межличностного конфликта:

♦ противоборство людей непосредственно на основе столкновения их личных мо­тивов;

♦ высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между

конфликтующими субъектами;

♦ проявление черт характера, темперамента, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей людей;

♦ втягивание в конфликт ближайшего окружения конфликтующих людей.

Различают конфликты конструктивные (стороны не выходят за рамки деловых, нравственных отношений) и неконструктивные (одна из сторон прибегает к нравст­венно осуждаемым действиям, например к оскорблениям). В межличностных кон­фликтах возможны следующие способы (стратегии) поведения: избегание (стрем­ление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём); приспособление (сглаживание противоречий в ущерб своим интересам); соперничество (открытая борьба за свои интересы); компромисс (урегу­лирование разногласий путём взаимных уступок); сотрудничество (совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).

 


ТЕМА 4. ЭКОНОМИКА

 

• Экономика, её роль в жизни общества

• Разделение труда и специализация

• Экономические системы и собственность

• Рынок и рыночный механизм

• Фирма в экономике

• Деньги

• Заработная плата и стимулирование труда

• Экономические цели и функции государства

• Налоги

 

 

ЭКОНОМИКА, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

1) Что такое экономика

Понятие «экономика» (от грен, oikonomike — искусство ведения домашнего хозяй­ства) употребляется обычно в двух значениях: 1) способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых для потребления благ (экономика семьи, экономика фирмы, экономика государства); 2) наука, которая ис­следует то, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.

Экономика изучает деятельность субъектов экономики по производству, распре­делению, обмену и потреблению благ. Благами называют всё, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей. Экономисты различают даровые и экономические блага. Даровые блага (например, солнечный свет, ветер) носят пре­имущественно природный характер, их не требуется специально производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей. Эконо­мические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в мень­шем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затраты различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределения экономических благ. Товарами называют продукты труда, способные удовлетворять человеческие потребности и произведённые для обмена (продажи). Услуга — это деятельность, имеющая полезный результат для потребителя.

К основным вопросам экономики учёные относят следующие: что и в каком ко­личестве производить (какие товары будут пользоваться спросом у потребителей)? Как производить (какую технологию и оборудование предпочесть)? Как распределять произведённые товары и услуги?

Обмен и торговля

В современном мире человек едва ли может сам обеспечить себя всеми необ­ходимыми благами. Конкретные люди, фирмы, страны специализируются на про­изводстве определённых товаров и услуг, а другие необходимые блага получают с помощью обмена.

Взаимосвязь специализации и обмена позволила:

♦ сочетать стремление людей получать как можно больше разнообразных товаров и услуг со способностью отдельного человека, фирмы производить лишь неболь­шой ассортимент благ;

♦ быстрее получать в максимальном ассортименте больший объём качествен­ных благ.

Регулярный обмен товарами — основа торговли.

Торговля — добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-про­дажи товаров и услуг за деньги между специализированными производителями.

Без торговли развитие специализации было бы крайне затруднено — намного труднее было бы добиваться увеличения производства экономических благ. Экономисты различают торговлю


оптовую (реализуются крупные партии товара, обычно для последующей перепродажи) и розничную (товар реализуется поштучно или в небольших количествах для личного, семейного потребления).

Торговля может быть организована в различных формах. Всем нам привычна ма­газинная торговля: кто-то покупает продукты и другие товары в магазинах с тради­ционным обслуживанием через прилавок, другие — в магазинах самообслуживания (супермаркетах и гипермаркетах). Существует и уличная торговля, когда товары про­даются в палатках, киосках, на специально отведённых территориях и в выделен­ных местах и др. Всё большее распространение получает торговля через автоматы: так можно купить, например, билеты на общественный транспорт, газеты и журна­лы, прохладительные напитки и шоколадки. Многие жители крупных городов при­обретают товары в интернет-магазинах. Нередки покупки в телемагазинах, а также приобретение товаров по каталогам. Такое разнообразие форм торговли позволяет удовлетворить запросы самых разных покупателей, людей с различными материаль­ными возможностями.

Торговля объединяет людей, фирмы, государства в единую хозяйственную систе­му региона, страны, мира в целом. Без торговли развитие специализации было бы крайне затруднено — намного труднее было бы добиваться увеличения производства экономических благ.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И СОБСТВЕННОСТЬ

 

Понятие «собственность»

Ограниченность факторов производства породила проблему собственности. Соб­ственность — принадлежность вещей, факторов и продуктов производства какому- либо человеку, группе лиц, фирме, иной организации.

Права собственности реализуются во владении, пользовании и распоряжении иму­ществом (правомочия собственника). Владение предполагает нахождение вещи в хозяйстве собственника. Пользование даёт право извлекать потребительские каче­ства вещи, использовать её полезные свойства. Распоряжение выражается в праве собственника поступать с вещью по своему усмотрению, в том числе дарить, об­менивать на другие вещи, передавать во временное пользование или продавать её другим лицам.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а так­же Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Права собственности на некоторые вещи, например на автотранспортные сред­ства или недвижимое имущество, подлежат государственной регистрации. Права собственности охраняются государством, за их нарушение может последовать юри­дическая ответственность (гражданско-правовая, административная или уголовная в зависимости от конкретного правонарушения).

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.