Тема «Диагностический и функциональный подход — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема «Диагностический и функциональный подход

2017-10-11 996
Тема «Диагностический и функциональный подход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной социальной работе»

План

1.Теоретические взгляды в диагностической школе (М. Ричмонд).

2.Принципы диагностического подхода (диагноз и лечение)

3.Теоретические взгляды в функциональной школе. Теория «травма рождения» О. Ранка.

4.Базовые принципы функциональной индивидуальной работы.

5.Метод решения проблем в практике социальной работы.

Основные понятия: диагностическаяшкола, функциональная школа, индивидуальная работа, метод решения проблем.

Конспект лекции

1. Научные методы социальной работы и индивидуальной психотерапии в ее рамках были заложены Мэри Ричмонд, которая в начале ХХ в. работала в одной из американских благотворительных организаций.

В 1899г. М. Ричмонд написала «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в области благотворительных организаций». В 1917г. она опубликовала «Социальные диагнозы», где подробнее развила метод, впоследствии получивший название социальной индивидуальной психотерапии. В первых школах США по подготовке социальных работников эта книга стала учебником. На разработку методов социальной работы М Ричмонд оказали влияние ее тесные связи со студентами медицинского факультета университета Джона Хопкинса в Балтиморе: благотворительная организация, где работала М. Ричмонд, была связана с этим университетом (многие студенты работали в данной организации, как «дружеские посетители», а ряд преподавателей входили в ее руководство).

В своей книге М. Ричмонд подчеркивает, что главное в социальной работе произвести оценку, поставить правильный социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Этот диагноз должен носить научно обоснованный характер в отличие от моральных оценок, которыми обычно руководствовались благотворительные организации. С позиций медицинского подхода М. Ричмонд считала бедность социальной болезнью, а дружеских посетителей бедняков социальными врачами, призванными излечивать сложные состояния.

Социальный диагноз предполагает как оценку личности клиента, так и его социального положения. Социальная помощь – это комбинация мер, которые ведут к изменению самого индивида и его социального окружения.

Социальные мероприятия по лечению социальных болезней М. Ричмонд разделила на 2 взаимосвязанных метода: косвенный метод лечения – т.е. воздействие на среду, возможность путем изменения социального окружения влиять на положение (ближайшую среду) клиента в направлении улучшения его состояния; непосредственный метод лечения – воздействие «ума» на «ум», т.е. предложения, советы, уговоры и т.п. с целью побуждения клиента принять необходимые решения и шаги для улучшения своего положения. Здесь социальному работнику чрезвычайно важно было установить с клиентом доверительные отношения. Эти идеи М. Ричмонд легли в основу диагностической школы социальной работы.

В 1921г.М. Ричмонд за вклад в научную разработку основ новой профессии (социального работника) было присвоено звание Почетного магистра гуманитарных наук в колледже США в Нью-Йорке. Этот колледж был создан в 1918г. и здесь довлели позиции психоанализа, в рамках которого и возникла первая в социальной работе диагностическая школа (акцент на диагнозе). В колледже велась подготовка социальных работников для психиатрической службы (особенно для ветеранов войны).

 

2. Принципы диагностической школы получили значительное развитие в последующие десятилетия. В общих рамках школы возникает ситуационный подход: диагноз стал пониматься не столько как установка к действию, сколько как модель встречи клиента с ситуацией, выявляющая его проблемы (работы Г. Гамильтон 1930-1950-е г.г.). На основе данного подхода важнейшее внимание в работе с клиентами уделяется предвидению и психологической поддержки.

Предвидение помогает устранять неосознанный конфликт, осознание и понимание клиентом его трудностей позволяет психосоциальному работнику успешно разрешать («лечить») его проблемы.

Психологическая поддержка предполагающая поддержание одних форм поведения клиента и подавление других, помогает ему обрести уверенность, надежды и духовные силы в преодолении психологических барьеров.

В 1970-1980 гг. психосоциальное направление в диагностической школе получило развитие в трудах Ф. Холлис и Вудс. В книге «Индивидуальная психотерапия: социально – психологическая терапия» Ф. Холлис стремилась показать, что социальный работник занимает автономное место среди психотерапевтов, а социально – психологическую терапию не следует отождествлять с психотерапией. По Ф. Холлис, лечение должно исходить из потребностей клиента, под которыми она понимала социальные дилеммы, которые тяготят клиента. Например, между клиентом и окружением (в частности, членами его семьи) имеется непонимание и неспособность адаптироваться друг к другу или между ним или семьей и теми социальными ресурсами, которые доступны им для удовлетворительной жизни. Проблемы клиента в данном случае могут быть обусловлены либо особенностями поведения и личности самого клиента, либо его окружением, либо тем и другим. Поэтому диагноз и лечение связаны с обоими факторами и должны быть направлены, прежде всего, на взаимодействие между ними.

 

3. Позднее возникла функциональная школа (в 30-е гг. в Пенсильванской школе социальных работников), исходящая из идей Отто Ранка, бывшего ученика З.Фрейда. О. Ранк сначала считал, что рождение наносит индивиду психическую травму, последствия которой проявляются во всем развитии личности. Но позднее О. Ранк стал придавать больше внимания не детству индивида, а его ситуации «здесь и теперь» и подчеркивал волю индивида к переменам.

О. Ранк считал, что существенным в процессе лечения являются отношения терапевта и пациента, а не детские впечатления клиента. Это и легло в основу методов функциональной школы. Позднее эти идеи развил Карл Роджерс (акцент не на диагнозе, а на организации помощи клиенту, на самом клиенте и приеме им этой помощи – отсюда интерес к понятиям «структура», «функции», «процесс» и т.д.).

Теоретик функциональной школы Вирджиния Робинсон еще в 1930г. опубликовала книгу «Психология изменения в социальной индивидуальной психотерапии», которая считается важной вехой в развитии социальной работы. В центр социальной работы В. Робинсон ставит клиента, и только то, что сам клиент выбирает в качестве темы для обсуждения (а не авторитарная позиция врача в психоанализе З. Фрейда) из своего прошлого является важным для социального работника.

Позже функциональная школа развила идеи гуманистической психологии А. Маслоу о самоактуализации и К. Хорни, согласно которым человек внутренне стремится всегда к чему-то позитивному, находится в состоянии постоянного роста и развития.

Крупнейшим теоретиком функциональной школы была Дж. Тафт, на формирование взглядов которой важнейшее влияние оказали американские философы и психологи Дж. Мид и Д. Дьюи. Так понятие самоопределения (право клиента решать за себя) заимствовано Дж. Тафт у Д. Дьюи.

По Дж. Тафт, истинными движущими силами роста и развития индивида являются две его базовые потребности – находиться в состоянии зависимости от других и развивать независимость.

Развитие и изменение происходят в динамике и взаимодействии этих двух движущих сил.

4. Основными принципами социальной работы в таком понимании, по мнению этого ученого, чей вклад высоко оценивается другими теоретиками, являются следующие:

1. Диагноз должен быть соотнесен с назначением сервисной службы, должен развиваться по мере оказания сервисной помощи, должен меняться вместе с изменением феномена (т. е. проблемы, жалобы, запроса и пр.) и должен быть известен и понятен клиенту.

2. Временные фазы работы (начало, середина и завершение) должны быть полностью использованы в интересах клиента.

3. Использование возможностей агентства дает фокус, содержание и направление процессу социальной работы, обеспечивает понятность этого обществу и вовлекает клиента в процесс, характеризующийся постепенностью, структурированностью и конкретностью.

4. Сознательное использование структуры, связанной с функциями и процессом, создает или представляет форму взаимоотношений между работником и клиентом.

5. Все процессы социальной работы подразумевают взаимоотношения, при которых делается выбор или принимаются решения человеком, который получает помощь, и эти взаимоотношения должны быть таковыми, чтобы способствовать целеполагающим выборам и решениям.

5. В 60 – 70 г.г. ХХ в. в процессе полемики диагностической и функциональной школ в психосоциальной работе сформировался новый (синтетический) подход, ставший обозначаться как метод решения проблем. Основателем его является Х. Перлман («Социальная индивидуальная психотерапия» 1957). В данном методе подчеркивается важное значение, как диагноза, так и процесса изменений. Жизнь есть решение разнообразных проблем, одни из которых люди могут более менее успешно решать в процессе своей жизнедеятельности, тогда как, другие требуют психосоциальной помощи со стороны специалистов. Поэтому социальная работа должна ставить перед собой цели: 1) усилить мотивацию клиента и с помощью укрепления его самосознания освободить энергию для изменений; 2) усилить – ментально, эмоционально и фактически – способности клиента решать свои проблемы; 3) предоставить клиенту ресурсы, необходимые для решения проблем. Эти цели могут быть достигнуты только на основе доверительных отношений между психосоциальным работником и клиентом. Х. Перлман подчеркивала, что её подход опирается на теорию систем и теорию социальных ролей.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные идеи М. Ричмонд.

2. Развитие основных принципов диагностической и функциональной школ в истории социальной работы.

3. В чем заключается синтетический подход (метод решения проблем) в практике социальной работы?

 

Список литературы

1. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – С.9-11.

2. Психология социальной работы [Электронный ресурс]: учеб. пособие. /под. ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – Режим доступа: www.e-reading.org.ua/bookreader.php

 

 

Лекция №6


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.