Тема «Психотехнологии коррекции и реабилитации» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема «Психотехнологии коррекции и реабилитации»

2017-10-11 791
Тема «Психотехнологии коррекции и реабилитации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1.Основные психологические проблемы клиентов.

2.Психологическое консультирование и психотерапия – важнейшие методы работы с клиентами.

3.Основные подходы в коррекционно-реабилитационной и профилактической работе.

Основные понятия: психологические проблемы, психологическое консультирование, психотерапия, коррекционно-реабилитационная работа, профилактическая работа.

Конспект лекции

1. Наряду с психодиагностикой важнейшим аспектом психологической практики в социальной работе является применение разнообразных психотехнологий для непосредственной социально-психологической терапии установленного диагноза клиентов, для психокоррекции и социально-психологической реабилитации.

Предварительно отметим основные наиболее типичные психологические проблемы выявляемые у людей, обращающихся за психосоциальной помощью и нуждающихся в ней. Опыт психосоциальной работы, накопленный за рубежом и в нашей стране свидетельствует, что среди многочисленных психологических проблем у клиентов встречаются дезадаптация, разного рода стрессовые состояния, неврозы, повышенная тревожность, чрезмерное беспокойство, беспочвенные страхи, неумение управлять своими импульсами, направлять свое поведение, заниженная самооценка, неуверенность и нерешительность в действиях, суицидное настроение, чувство неудовлетворенности своей жизнью, агрессивность, наркозависимость, алкоголизм, сексуальные расстройства и т.п.

Все отмеченные и им подобные психологические состояния и особенности поведения клиентов вызваны, с одной стороны, внешними социальными (или стихийно-природными) причинами, в частности социально-экономическими трудностями, бедностью, безработицей, выходом на пенсию и ее низким уровнем жизни, злоупотреблениями представителями власти и насилием со стороны других людей и групп (в том числе, связанных с криминалом), неудачи в лично-семейной жизни (развод или разлад в семье и т.п.), национально-расовые конфликты, последствия участия в военных действиях, нахождение в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т.п.). С другой стороны, психологические проблемы клиентов обусловлены особенностями самой личностной структуры. Именно наложение отмеченных объективных жизненных ситуаций и субъективных внутренних особенностей данного человека приводит в итоге к психологической неудовлетворенности им своей жизнью. Отсюда вполне понятно, что психосоциальный работник обязан в своей работе с клиентами оказать ему не только социально-организационную помощь в рамках своих возможностей, но и уметь достаточно грамотно решать чисто психологические проблемы клиента, активно используя коррекционно-реабилитационные методы и средства.

2. Среди многочисленных методов и средств коррекции и реабилитации клиентов важнейшее значение в психологической работе с клиентами имеют психологическое консультирование и п сихотерапия, представляющая собой многообразный набор конкретной техники, методик, и приемов, используемых в практической работе. Следует отметить то, что и психологическое консультирование и психотерапия в решении проблем клиентов опираются на базовые принципы и поэтому включают целый ряд соответствующих основных подходов: диагностический (диагностическая шкала), функциональный (функциональная школа), метод решения проблем, психоаналитический, когнитивный, бихевиоральный (поведенческий), мультимодальный (включает наряду с бихевиоральным также анализ сенсорных процессов личности, межличностных отношений, воображения), экзистенционально-гуманистический (гуманистическая и экзистенциальная психология), трансактный подход (на основе трансактного анализа гештальт психологии), системный, интегративный (на основе принципа: для каждого клиента своя психотерапия), онтопсихологический, подход с позиций трансперсональной психологии, деятельностный и другие.

Как отмечается в литературе, в настоящее время существует около 450 конкретных подходов, четкая систематизация и классификация которых не представляется возможной. Вместе с тем, большинство из них так или иначе опираются на отмеченные основные подходы.

Психологическое консультирование – это оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, для более эффективной организации их поведения и жизнедеятельности. Используя данный метод, психосоциальный работник может помочь личности посмотреть на себя «как бы со стороны», осознать ее проблемы, с которыми сам клиент не справляется, изменить его установки к другим и соответственно скорректировать свое поведение. Консультирование – это работа с клиентами (а не с пациентами), т.е. в целом со здоровыми людьми, но у которых есть психологические проблемы вне патологии (например, стресс, беспокойство, повышенная тревожность и пр.). Основные цели психологического консультирования – помочь человеку жить полноценной жизнью без всяких психологических дискомфортов, позитивно относиться к миру и окружающим: «чтобы любить и работать» (З. Фрейд), чтобы «самоактуализироваться» (А. Маслоу), чтобы быть «о’кэй» (Э. Берн, Х. Харрис), чтобы ценить себя (К. Роджерс).

Психологическое консультирование возможно и нужно, если природа психологического дискомфорта не в соматике, а в особенностях личности клиента, его взаимодействия с окружающими. Клиент объективно не является и субъективно не признает себя больным, но находится в состоянии предболезни в группе риска. На основе методов и приемов психологического консультирования идет психологическая реабилитация клиента, т.е. восстановление его психического настроя, освобождение от груза эмоционально-чувственных негативных переживаний.

Психологическое консультирование занимает пограничное место между психотерапией и обычным процессом обучения, основанном на информации, советах и рекомендациях. Акцент, в психоконсультировании, по мнению современного российского исследователя В.Е. Кагана, в отличие от психотерапии делается не на болезни, а на проблемной ситуации клиента и его личностных ресурсах. В отличие от обучения важнейшая задача психоконсультирования в побуждении клиента к самостоятельному принятия решения. Отсюда определенные различия в определении психоконсультирования и психотерапии. По В. Е. Кагану, психологическое консультирование – это специфическая деятельность по оказанию психологической помощи клиентам в проблемных ситуациях, сущность которой заключается «в специальной организации процесса общения, помогающей человеку актуализировать его резервные и ресурсные возможности, обеспечивающие успешный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации».

Психотерапия определяется данным автором в самом общем виде как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышения качества жизни.

Крупнейший британский психолог Р. Нельсон-Джоунс подчеркивал, что «невозможно провести четкую границу между консультированием и психотерапией», что в них используются «одни и те же теоретические модели». Он отмечает вместе с тем и ряд отличий между ними. По его мнению, «отличие между ними только количественное и состоит в том, что терапевты больше

по сравнению с консультантами, слушают своих клиентов и меньше времени тратят на информирование, предложение советов и объяснения». Другое отличие в том, что психотерапевты имеют дело с более тяжелыми расстройствами и «психотерапия в большей степени является медицинским термином, чем консультирование». Психологическое консультирование, таким образом, включает элементы и психотерапии и методов обучения. Консультирование может проводиться очно, по телефону, иногда по переписке.

При всех различиях в подходах к консультированию в целом для него как процесса общения консультанта и клиента характерны общие этапы:

1) Контакт, установление общения, доверительных отношений психоконсультанта и клиента (клиентов).

2) Исповедь клиента, высказывающего и выражающего свои переживания, связанные с его проблемами. Отсюда консультанту важно уметь принять клиента таким, каким он есть, умение его слушать, понять и ему сопереживать. Часто в процессе психоконсультирования эта стадия занимает 75% всего консультативного времени.

3) Толкование, то есть диалог, беседа консультанта с клиентом. Консультант задает наводящие вопросы, дает подсказки, помогает клиенту разобраться в себе и подойти к его проблеме.

4) Трансформация. В итоге консультирования происходит коррекция дезадаптивных процессов клиента. Он подводится к пониманию своей проблемы и к самостоятельному принятию решений.

Структура процесса психотерапии аналогична процессу психоконсультирования, хотя некоторые авторы, отмечающие различие этих основных видов помощи клиентам, выделяют также этап заключения, контракта между психотерапевтом и клиентом (пациентом). Так, В.Е. Каган подразделяет процесс психотерапии на следующие четыре этапа:

1) Контакт;

2) Контракт, предполагающий выработку терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности. В частной практике определяются размеры и способы оплаты психотерапевтических услуг;

3) Собственно психотерапевтические процедуры;

4) Завершение и окончание, которое определяется достижением поставленных целей, фиксацией результатов. В ряде случаев психотерапевтическая помощь клиенту может быть продолжена на основе методов поддерживающей терапии.

Специфичность, сложность и тонкость процесса консультирования и психотерапии предъявляет к консультантам ряд общих требований, предполагает наличие у него как личности и специалиста определенных качеств: толерантность, терпимость к клиентам, внимательность и чуткость; проявления сопереживания и эмпатии к людям, обратившимся за помощью; эмоциональная стабильность и объективность; уважение и отсутствие предубеждений к клиентам; профессионализм в оказании консультативной помощи; наличие у консультанта необходимых консультационных навыков, отсутствие у консультантов своих проблем.

В психосоциальной практике следует различать психологическое и психосоциальное консультирование. При собственно психологическом консультировании объектом воздействия консультанта выступает непосредственно сам клиент или группа (например, члены семьи при семейном консультировании). Психосоциальное консультирование направлено на клиента и его ближайшую социальную среду и предполагает использование как личностных, так и социальных ресурсов.

Важнейшими конкретными целями и задачами психоконсультирования являются: улучшение понимания клиентом (клиентами) своей проблемы, себя, окружающих и т.д.; изменения эмоционального состояния (разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств и т.п.); способность принять и осуществить принятое решение; подтверждение своих мыслей, чувств, решений; получение психологической поддержки; приспособление к ситуации, которую невозможно изменить; поиск и изучение альтернативных путей и решений; развитие имеющихся умений и навыков и приобретение новых; получение новой информации; адекватное реагирование на действия других людей и ситуацию.

Разнообразные виды и формы психоконсультирования (и психотерапии) можно классифицировать по разным основаниям: 1) по охвату воздействия и взаимодействия с клиентом (клиентами) – индивидуальное, групповое, семейное и т.д.; 2) по целям и задачам – интимно-личностное, психолого-педагогическое, развивающее (с целью развития и роста клиента), кризисное (для кризисных проблем клиента), фасилитирующее1 (облегчающее), в частности, катарсическое с целью помочь клиенту разрядиться, дать выход подавляемым болезненным эмоциональным состояниям (страх, горе, гнев) и т.п.; 3) по возрасту и полу – консультирование детей и взрослых, мужчин и женщин; 4) по времени – экстренное, краткосрочное, долгосрочное.

 

Психоаналитический подход.

Основные цели в психоаналитической практике направлены на коррекцию и реабилитацию невротических состояний клиентов. По З. Фрейду, основы невроза складываются в детстве (до 6 лет) и затем оказывают влияние на всю последующую жизнь. Сами невротики не способны самостоятельно преодолеть свои неврозы и поэтому страдают в процессе своей жизнедеятельности. Психоаналитическое консультирование и психотерапия предполагает достижение трех основных целей:

1) освобождение либидоносных импульсов; 2) усиление основанного на реальности функционирования Эго, расширение его за счет присвоения большей части бессознательного (Оно), то есть Эго должно иметь энергию либидо в своем распоряжении, а не растрачивать ее на отражение атак либидоносных импульсов посредством их подавления; 3) изменение содержания Супер-Эго в направлении его очеловечивания, смягчения жестких моральных стандартов.

Психоаналитическая работа с клиентом – это процесс перевоспитания Эго.

основные психоаналитические методы:

1. Метод свободных ассоциаций.

2. Метод переноса.

3. Метод сопротивления.

4. Метод интерпретации.

5. Метод интерпретации сновидений.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.