А. Замещение объекта агрессии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

А. Замещение объекта агрессии

2017-10-10 436
А. Замещение объекта агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не всегда человек имеет возможность прямого применения своих агрессивных действий против самого фрустратора. Фру-страторы (индивиды, социальные или этнические группы) мо­гут быть сильными и опасными и на агрессию могут отвечать еще более интенсивной агрессией. Они могут обладать значи­тельными возможностями применения того, что иногда назы­вают отрицательной властью, т.е. способностью применения не­гативных санкций '. Но в психике фрустрированного человека враждебность, гнев и тенденция к совершению насильственных действий, как мы сказали в предыдущем параграфе, сохраня­ются, и это опасно для его здоровья. Остаточная агрессивность снижает психическую работоспособность человека. Психика нашла путь выхода из такого положения, создавая механизмы замещения объекта агрессии и поиска "козлов отпущения".

Явление это состоит в том, что самопроизвольно меняется направление агрессии и для нее выбирается новая мишень. Иначе говоря, фрустрированный человек переносит свою аг­рессию на более безопасный и слабый объект. Такими жертва­ми часто становятся дети, женщины, представители социаль­ных и этнических меньшинств2. Перемещение агрессии на

О разновидностях, в частности, о негативной власти см: French. J. P., Jr. and Raven, В. Н. The bases of social power: In: D. Cartwright (Ed.), Studies in social power. Ann Arbor (Ml): University of Michigan Press, pp. 150-167. ' См.: Freud A. Das Ich und die Abwehrmechanismen. London, 1946; Konecni V. J. and Doob A. N. Catharsis through displacement of aggression. "Journal of Personality and Social Psychology", 1972, 23, pp. 379-387; Konecni V. J. and Ebbesen E. B. (Eds.) The criminal justice system: A social-psychological analysis. San Francisco, Freeman, 1982.


302


Альберт Налчаджян


другие объекты дает человеку какую—то разрядку, а следова­тельно — удоатетворенис и чувство удовольствия.

Перенос агрессии нередко наблюдается и в межэтнических отношениях, причем в качестве основы берутся не только соб­ственно этнические, но и религиозные признаки. Например, мусульманские завоеватели нередко переносили свою агрессию с одного христианского народа на другой. В основе этого про­цесса, по-видимому, лежало обобщение межэтнической агрес­сии и ее объекта: перенос производился на основе обобщения отрицательной установки и стереотипов. И опять история Ос­манской империи дает нам обильный материал для иллюстра­ции этих утверждений. Историки неоднократно отмечали, что агрессивность турок к армянам постепенно усилилась вследст­вие приобретения Болгарией независимости и после пораже­ния Турции в балканских войнах 1912-1913 годов. Самыми беззащитными жертвами для нее оказались христиане—армяне, греки и другие, жившие в Матой Азии'.

Не только страх перед реальным фрустратором заставляет че­ловека перенести свою агрессию на более доступные объекты, т.е. замещать ее объект. Встречаются и более тонкие случаи. Так, прямая причина фрустрации (т.е. фрустратор) может быть неуловимой для человека, ускользая от его нападения. В таких случаях человек уже вынужден искать замещаюший объект. Это и приводит к неприкрытым поискам "козлов отпущения". Так называемый "свободно плавающий гнев", угрозы или попытки самоубийства, тоже могут быть следствиями "потери" реально­го фрустратора, неспособности определить, кто же является на­стоящим противником, заслуживающим наказания.

Б. Поиск "козлов отпущения"

Большой научный и практический интерес представляет уже знакомое нам явление, в социальных науках получившее назва­ние поиска "козлов отпущения". Название дано по аналогии с библейской сказкой и другими ритуалами жертвоприношений, общими для многих древних народов. Самым знаменитым из этих ритуалов является еврейская церемония, описанная в кни­ге Левитикуса. В день искупления священнослужитель высоко-

1 См.: Киракосян Дж., Указ. соч.


Агресивная этнозащштш


303


го ранга в полных регалиях прикладывает руку на голову козла и переносит на него все несправедливости, совершенные деть­ми Израиля. Посредством этой процедуры грехи народа симво­лически передавались животному, которое затем переносилось в лоно дикой природы, где и погибало. Передавая свои грехи животному, народ затем чувствовал себя психологически очи­щенным и свободным от беспокойства и тревоги.

Конечно, не только накопление агрессивного заряда являет­ся причиной поиска "козлов отпущения". Этому может спо­собствовать также наличие у человека потребности в самопро­славлении. Так, замечено, что люди, которые не чувствуют се­бя в безопасности, желая избавиться от своей тревоги, иденти­фицируют себя с тем или иным социальным движением, в про­грамме которого предусматривается поиск и наказание "козлов отпущения" - людей, которых участники движения считают ниже себя. Неуверенные в своих силах люди нередко чувству­ют себя в безопасности тогда, когда убеждаются, будто в ка­ких—то отношениях превосходят других людей. Такая сверх­компенсация происходит с помощью поиска "козлов отпуще­ния". Известно, что антисемитизм, как проявление этноцен­тризма, входит в структуру авторитарного характера. Но есть свидетельства о том, что в антисемитизме забота о своем ста­тусе занимает более важное место, чем авторитарность ха­рактера1.

В социальной психологии и этнопсихологии смысл этого явления в следующем: когда человеку не удается направить свою агрессию на фрустратора и разрядиться, он, как мы уже знаем, может выбрать другой объект для своей агрессии, более слабый и доступный. В широком смысле объектом перемещен­ной агрессии может быть любой предмет: социальный или не­социальный, одушевленный или неодушевленный. В тех случа­ях, когда выбор падает на людей или на социальные группы, мы говорим, что агрессор нашел "козлов отпущения". Выме-Щая на них свою злость и совершая агрессивные действия, Фрустрированный человек, как считается, успокаивается. Это утверждение следует делать с оговоркой, так как вопрос о том,

См.: Kaufman W. С, Status, authoritarianism, and antisemitism. - "American Journal of Sociology", 1957, 62, pp. 379-382.


304


Альберт Налчаджян


приводят ли агрессивные действия к уменьшению агрессивной мотивации, т.е. к ослаблению психологической готовности со­вершать новые агрессивные действия, не решен окончательно. Иногда такой результат налицо, но в других случаях агрессив­ность человека еще больше усиливается.

Полезно привести ряд примеров для того, чтобы убедиться, что механизм поиска "козлов отпущения" широко распростра­нен в качестве одного из защитных механизмов личности. У известного датского художника—карикатуриста X. Бидструпа есть картинка, изображающая серию следующих ситуаций; на­чальник делает несправедливое замечание своему подчиненно­му. Тот не осмеливается ответить ему агрессивными действия­ми и, спрятав свою злость, отступает. Придя домой, он по ма­лейшему поводу подвергает грубой агрессии жену, а она, не ос­мелившись ответить агрессией на агрессию мужа, выбирает в качестве жертвы своего маленького сына. Мальчик, разозлив­шись, дает пинка своей собачке, а злая собака со страхом и обидой в душе выбегает на улицу. В этот момент по улице идет начальник (тот самый.'). Собака нападает на него и кусает в но­гу. Агрессия возвращается к инициатору первого агрессивного действия. Здесь в шутливой форме описана подлинная соци­ально—психологическая концепция и, конечно, повседневная реальность. В повседневной жизни подобных случаев — сколь­ко угодно. И главный моральный урок состоит в том, что нель­зя быть агрессивным и думать, что сам не станешь никогда объектом насилия. И что наши агрессивные действия остаются локальными событиями: они ведь по цепной реакции могут распространяться и привести к совсем неожиданным результа­там и в неожиданных местах.

Поиск "козлов отпущения" широко распространен в межэт­нических отношениях и в обществе вообще и является одной из причин совершения несправедливых действий. Замечено, что преследования национальных меньшинств в многонацио­нальных государствах усиливаются и, когда народ подвергается воздействию сильных фрустраторов и стрессоров, например та­ких, как экономический спад, снижение зарплаты, инфляция национальной валюты, безработица, революции и вообще со­стояния социальной дезорганизации и т.п. Социальные психо­логи в первую очередь работой механизмов перенесения агрсс-


Агресивная этнозащита


305


сии, замещения ее объекта в виде поиска "козла отпущения", объясняют преследования и геноцид евреев в ряде стран, в пер­вую очередь в Германии в 30-40-е годы XX века. Эти явления наблюдаются и в наши дни в самых разных странах. Расизм во­обще — как теория и социальная практика — в значительной степени опирается на упомянутые механизмы.

Поиск "козлов отпущения" в большинстве случаев - меха­низм иррациональный в том смысле, что выбираемые жертвы не являются причиной (или, во всяком случае, основной при­чиной) фрустрации пришедших в агрессивное состояние инди­видов и социальных групп. Недаром для оправдания подобных действий, которые, конечно же, не устраняют их фрустрацию и стресс, эти люди и группы создают оправдывающие свои дей­ствия идеологии, которые в основном состоят из самооправды­вающих аргументов, т.е. рационализации. Это очень широко рас­пространенный защитный механизм, возникающий как на уровне индивидов, так и социальных групп и этносов.

От чего зависит сила агрессии, направленной на "козлов от­пущения"? Психологические исследования В. Конечного и других психологов позволили выяснить, что сила агрессии обусловлена в первую очередь двумя факторами: а) агрессия интенсивна, когда жертва ("козел отпущения") имеет сходство с подлинным фрустратором; б) агрессия сильна и агрессивные действия повторяются, когда замещающая агрессия в опреде­ленной мере приводит человека в состояние катарсиса', к раз­рядке, к "очищению души". Иначе говоря, когда она — заме­щающая агрессия против новой жертвы — играет психозащит­ную и компенсаторную роль.

Здесь мы не считаем лишним сказать, что поиск и нахожде­ние "козлов отпущения" и вымещение на них накопленной аг­рессии, по—видимому являются общими биопсихологическими явлениями. Они встречаются и у животных. Можно было бы привести примеры из этологической литературы, но поучитель­ным является и нижеприводимая заметка: "Дели. Свидетелями необычного зрелища стали жители индийского города Тезпур, расположенного в северо-восточном штате Ассам. Среди бела

Катарсис" — греч. слово, дословно означающее "очищение души". Впервые использовано Аристотелем в произведении "Поэтика".


306________________________________________ Альберт Налчаджя н

дня на центральных городских улицах появился... носорог. Он доставил немало волнений прохожим, которые поспешили ус­тупить ему дорогу и укрыться в домах. На обочинах оставались только полицейские, перед которыми была поставлена задача обеспечить беспрепятственные прогулки "гостя". Недовольство носорога вызвали зазевавшиеся мотоциклисты и велорикши, не успевшие вовремя свернуть с пути. Отказавшись от их безу­спешного преследования, зверь выместил свой гнев на мотоцик­лах, оставленных хозяевами у тротуаров'".


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.