Суперэтносы и различия этнических конфликтов на Западе и на Востоке — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Суперэтносы и различия этнических конфликтов на Западе и на Востоке

2017-10-10 427
Суперэтносы и различия этнических конфликтов на Западе и на Востоке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как мы уже знаем, многоэтнические общества могут быть ранжированными, параллельными или смешанными. На Запа­де такие многоэтнические общества, как США, Канада и дру­гие, имеют иерархическую структуру (этническую). Здесь этни­ческие группы составляют систему субординации. Конфликту­ющие этносы занимают в этой вертикальной структуре различ­ные статусы. Такие структуры встречаются и в других частях мира. Таковы этнические структуры, например, в Руанде, Бу­рунди и других африканских странах.

Однако в многоэтнических обществах Востока этнические группы чаще всего имеют одинаковый статус, т.е. они взаимо­действуют и конфликтуют на одной горизонтальной плоскости. Таковы сингальцы и тамилы в Шри-Ланке, малайзцы, китай­цы и индусы в Малайзии, и т.п. Многоэтнические общества от­личаются друг от друга также величиной этнических групп. В одних странах все они большие и, по удачному выражению Д. Горовица, взаимодействуют в центре политики, а не на ее изо­лированных маленьких "карманах". Такова, например, ситуа­ция в Нигерии, Шри-Ланке и Малайзии. Добавим, что в оп­ределенной мере такова ситуация и в России, хотя здесь этни­ческая структура общества более сложна: она, по нашему мне­нию, имеет сложную горизонтально-вертикальную структуру.

Отметим также, что различно происхождение этих двух ти­пов многоэтнических обществ и государств. Считается, что


С оциальные и этнические конфликты__________________________ 41

ранжированные общества возникают вследствие завоевания од­них этносов другим, после чего доминирующий этнос создает идеологию о неполноценности подчиненного этноса'. Когда же многоэтническое общество возникает в результате неполного завоевания или иммиграции, тогда в нем формируется парал­лельная структура: этносы сосуществуют в значительной мере независимо друг от друга, как отдельные общества с внутрен­ними статусными иерархиями. Ясно, что механизм возникнове­ния общества, оказывая решающее влияние на его структуру, не может не влиять и на природу этнических конфликтов.

Таким образом, этничность и этнические конфликты суще­ствуют и важны как на Западе, так и на Востоке. Однако меж­ду этническими конфликтами Западной Европы и Северной Америки, с одной стороны, и конфликтами этносов Азии, Аф­рики и Карибского бассейна, с другой, существуют различия, главными из которых являются три нижеописываемые. Эти различия, по мнению западных этносоциологов и этнопсихо­логов (Д. Горовиц2, Т. Шибутани и др.), делают этнические конфликты Запада более умеренными. Вот они:

1) На Западе существует очень важный "сводный", верхний уровень этнической идентичности. Об этом свидетельствуют кон­кретные этносоциологические исследования. Например, в ре­зультате одного из них, проведенного в Швейцарии, несмотря на этнические различия между французами, итальянцами и немцами, около 50% опрошенных считали себя швейцарцами. Из французских басков 25% считали себя басками, 20% — французами, а остальные 55% — басками—французами или франко—басками. В Австрии все больше людей разных нацио­нальностей считают себя австрийцами. Считается, что в этой стране идет процесс этногенеза: формируется новая нация ав­стрийцев. В Гвиане, Нигерии или Малайзии такие данные, ко­торые свидетельствовали бы о формировании "сводной" эт-ничности, не получены. Мы можем сказать, что в названных выше западных странах идет процесс формирования новых су­перэтносов и, соответственно, суперэтнических идентичностей,

' Такое положение вещей имеет место, например, в Индии. См.: Антонова К.

А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. Изд-во "Мысль",

М., 1973, с. 35-39 и др. 2 См.: Horowitz D. L. Op. cit, p. 19


Альберт Налчаджян

тогда как в странах Востока такое явление не наблюдается. Здесь, однако, упускается из виду то обстоятельство, что ре­лигия тоже может стать этногенетическим фактором и мы мо­жем говорить о возможности формирования религиозных су­перэтносов. По—видимому, именно это и происходит, напри­мер, в Иране, где людей различают по религии - мусульмане и немусульмане, причем все мусульмане, независимо от этни­ческого происхождения, постепенно формируют единый эт­нос иранцев.

Мы считаем возможным сформулировать здесь ряд других проблем: а) каким образом формируются такие суперэтносы. Можем ли мы считать, что в СССР в какой-то мере уже суще­ствовал "советский суперэтнос"? Может ли идеология стать ге­нетическим фактором в процессе образования суперэтноса или просто "чистого" этноса? В свете этих проблем возникает так­же вопрос о роли национальной идеологии в формировании эт­носа и его перехода на более высокий уровень нации; б) какие отличия имеют этнические конфликты и способы их разреше­ния в таких суперэтносах, как "швейцарцы", "американцы", "французы" и другие по сравнению с этническими конфликта­ми тех стран, где сосуществуют два или больше этносов, но су­перэтнос не формируется?; в) можно ли сказать, что большин­ство современных многочисленных наций являются суперэтно­сами, кроме тех случаев, когда нация возникла в результате ис­торического развития одного этноса?; г) наконец, следует срав­нить такое понимание суперэтноса с теми, которые предложе­ны другими авторами, в частности, Л. Гумилевым.

2) Кроме "сводных", суперэтнических идентичностей в евро­пейских странах существуют также идентичности одного уровня. Например, в Бельгии, несмотря на все различия фламандцев и валлонов, существуют также религиозные и классовые разли­чия, которые по своей значимости сравнимы с этническими различиями. В Швейцарии имеются языковые, классовые, ре­лигиозные и кантональные различия. В Канаде, кроме этниче­ского конфликта франкофонов и англофонов, существуют классовые, региональные, религиозные и другие различия. Эти различия находят выражение в поведении людей во время вы­боров, в партийной деятельности и в других ситуациях.


Со циальные и этнические конфликты

В то же время в Азии, Африке и странах Карибского бассей­на политические партии формируются по этническим призна­кам. В Европе и США этнических политических партий не су-шествует. Например, в Бельгии в трех основных партиях есть члены разных национальностей. В Швейцарии язык не являет­ся строгим признаком для предпочтения той или иной партии, социальный класс имеет большее значение. Этничность на За­паде в общем не устраняет все другие формы групповых разли­чий,- отмечают исследователи1.

Таким образом, на Западе общество расщеплено по различ­ным - классовым, религиозным, языковым и этническим -линиям. Это является итогом специфического исторического пути развития западных наций и обществ. Реформация поло­жила начало разделению католиков и протестантов. Просвеще­ние привело к созданию гражданских партий в противовес ре­лигиозным. Результатом индустриальной революции явилось возникновение социальных классов со своими специфически­ми политическими целями. Движущими силами западных об­ществ были религия, национализм и социальные классы2. Та­кое же описание неприменимо для стран Азии и Африки. Ито­гом всех этих процессов развития на Западе стала сложная структура общества, которая ни в коей мере не исчерпывается и не поглощается этническими связями. Но надо иметь в виду, что иногда происходят события, которые заставляют думать, что этнические связи все же, пусть не всегда явно, имеют пре­обладающее влияние на общество и на поведение людей. Ина­че как мы поймем феномен фашистских, националистических диктатур в Италии, Германии и Испании?

3) Интенсивность этнических конфликтов на Западе ниже, чем на Востоке. Достаточно вспомнить особенности этнических конфликтов в Швейцарии, Канаде и других странах Запада. Конечно, этнические конфликты везде вызывают агрессивное поведение их участников. Но если на Западе оно принимает форму терроризма (например, в Баскской области Испании, в Ирландии) и направляется против правительства, то на Восто­ке агрессивность направляется на членов враждебной этничес-

' Horowitz D. L. Op. cit, p. 19; Shibutani Т. and К. Kwan, Op. cit. 3 См. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.


44____________________________________ Альберт Налчаджян

кой группы и на их имущество, сопровождается насилием, те­лесными повреждениями и убийствами. Это означает, что в странах Востока этнические чувства более интенсивны и мощ­ны. На Западе они более умеренны и не представляют угрозы для целостности государства.

Правда, во многих случаях трудно точно определить, явля­ется ли государство "восточным" или "западным". Считать ли, например, Югославию западным государством? Если да, то как объяснить ожесточенность этнических и религиозных кон­фликтов в этой стране, вследствие которых она распалась на ряд более мелких государств? Является ли конфликт сербов и албанцев столкновением "западного типа"?

Таким образом, этнические конфликты в странах Востока и Запада различны, хотя в их основе лежат некоторые общие со­циально—психологические механизмы, и в первую очередь групповая идентификация.

Этнические конфликты нередко возникают вследствие "на­ложения" (суперпозиции) "отсталых" и "развитых" народов. Сравнение народов может проводиться по нескольким "изме­рениям". Таковы: образование; занимаемое место в граждан­ской службе и в независимых профсоюзах; богатство и место в сфере бизнеса; превалирование городского или сельского насе­ления.

Иногда вместо слов "отсталый" или "развитый" употребля­ют эмоционально более нейтральные термины "традиционное общество" и "прогрессивное общество". Последнее называют также "модернизированным". Более развитые этносы в целом лучше образованы и связаны с современными сферами произ­водства, с новыми возможностями развития. Отсталые народы практически не имеют доступа к этим возможностям. Таково, например, положение индейцев в США.

Фактически, когда говорят о "суперпозиции" развитых и от­сталых народов, имеют в виду практику колониализма. И ут­верждается, что вследствие колониального владения (английско­го, фрашгузского и др.) этносы пришли в непосредственное со­прикосновение, вследствие чего облегчилось их сравнение друг с другом. А это привело к развитию этнической идентичности1.

' Horowitz D. L. Op. cit, p. 148


Социальные и этнические конфликты 45

Следует сказать, что все эти явления почти совсем не иссле­дованы у этносов, входивших совсем недавно в состав СССР. А ведь многое в процессах, происходящих в новых независи­мых государствах, обусловлено этим прошлым, тем положени­ем, которое эти этносы занимали в сложном многоэтническом государстве. Колониализм создает целый ряд новых причин для возникновения межэтнических конфликтов.

Здесь мы обсудим еще одну проблему. Мы полагаем, что су­ществует явление переноса конфликта и агрессии из одного об­щества в другие. Межэтнические конфликты в одних странах вызывают сходные конфликты в других. Так, когда бельгий­ские колонии Заир, Руанда и Бурунди в Африке получили не­зависимость, в самой Бельгии подняли голову фламандцы: возник этнический конфликт в самой метрополии. Это сход­ные по структуре этнические конфликты. И можно предполо­жить, что межэтническая агрессивность бельгийских колонизато­ров в Африке в определенной мере была перенесена на фламанд­цев внутри страны. Конечно, поскольку фламандцы не негры, то мы можем предположить также некоторое преобразование агрессии, например избегание применения ее грубых физиче­ских форм, использование 'более социализированных ее разно­видностей, а также использование других механизмов разре­шения конфликта.

Под влиянием этнических конфликтов в Азии и Африке, а также того факта, что многие этнические группы в этих коло­ниях получили независимость, обострился конфликт между квебекцами и антлосаксонцами в Канаде. Этнические францу­зы этой страны стали называть себя "белыми неграми" и ут­верждать, что если народы, только что вышедшие из каменно­го века, достойны независимости, то почему она должна быть отказана народу, вышедшему "из великой французской циви­лизации". И в этом случае мы видим (что доказано последую­щими событиями в Канаде), что борьба за независимость ве­дется в основном цивилизованными средствами: с помощью политической пропаганды, митингов, словесной агрессии, пе­тиций, выборов и т.п.


46 Альберт Налчаджян

§ 1.12. Конструктивная роль этнических конфликтов


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.