А. Первые контакты и сравнение — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

А. Первые контакты и сравнение

2017-10-10 240
А. Первые контакты и сравнение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Леонард Вульф опубликовал еще в 1913 году следующий рас­сказ, который мы здесь приводим из книги Д. Горовица: индий­ский бог Кандсшвами, которому поклоняются сингальцы (один из этносов, обитающих на Цейлоне) сидит в своем жилище и смотрит на другой берег реки. У него появилось желание жить в той долине, которая там видна. В то время он был богом та­мильцев. Вот проходит мимо группа тамильцев и бог просит их перенести его на другой берег реки. Они ему отвечают: "Госпо­дин, мы бедные люди, идем по берегу реки и собираем соль. Ес­ли сейчас мы не пойдем дальше, то скоро начнется дождь и вся наша работа пропадет даром. Вот на обратном пути мы перене­сем тебя туда". Бог недоволен этим ответом. Но вот появляется группа сингальцев, они тоже собирают соль, но сразу же откли­каются на просьбу бога и удовлетворяют его желание. После этого бог Кандешвами решает, что больше не будет богом та­мильцев. Вот почему до сих пор, хотя это бог тамильцев, а его храм — индуистский, служащими в нем являются сингальцы.

Так рассказывают сингальцы. В рассказе проводится сравне­ние морали двух этнических групп. Тамильцы оцениваются как хорошие работники, но морально незрелые люди: они не пони­мают значение религии, они эгоцентричны. Сингальцы же об-


16


Альберт Налчаджян


Это, по существу, социально—психологический подход к про­блеме этнической самооценки и конфликтов, поскольку уже вводятся понятия социального сравнения, психологии мораль­ного развития и критериев психической зрелости.

Хотя конфликтологи часто критикуют функционализм, тем не менее мы считаем, что при исследовании этносоциологиче-ских и этнопсихологических процессов ценные результаты можно получить как при функциональном, так и при "кон­фликтном" подходе. Если функционализм сосредотачивает внимание на устойчивости общества, то социология и психоло­гия конфликтов рассматривают общество в его динамике, в столкновениях и борьбе. Поэтому при реальных исследованиях эти два подхода следует объединить.

Этнические конфликты не всегда проявляются остро и от­четливо. Они часто существуют подспудно и выражаются не в физических насильственных действиях, а в таких явлениях, как различные ограничения и запреты (например, в виде ограниче­ния миграции, запрет жить в определенных районах и населен­ных пунктах, дискриминация при распределении государствен­ных средств и т.п.). Соперничество этнических групп всегда свидетельствует о существовании между ними конфликтных отношений, которые могут быть подавленными (вытесненны­ми) и подсознательными. Например, когда угнетенная этниче­ская группа, не имея сил и власти, отклоняется от явного вы­ражения своего недовольства и избегает явного конфликта, конфликт все же есть, но его стараются подавить.

Целью соперничества является перераспределение власти и ресурсов. Функциональное значение конфликтов именно в этом и состоит. Но поскольку не всегда разные способы и стра­тегии разрешения конфликтов приводят к успеху и неравные отношения этносов сохраняются, функциональный подход позволяет раскрыть причины сохранения существующего поло­жения вещей (статус кво).

В ходе тесного взаимодействия, взаимных оценок и само­оценок формируются определенные и относительно устойчи­вые этнические отношения, система этнической дифференци­ации.

В области исследования межэтнических конфликтов наме­чается плодотворное использование теории социального сравне-


Социальные и этнические конфликты 17

ния '. При первых же контактах этнические группы начинают сравнивать себя друг с другом, всегда имея желание в каких-то аспектах превосходить партнеров. Г. Тэджфел исследовал соци­альное сравнение на групповом уровне. Мы уже знаем резуль­таты его исследований: группы могут образоваться даже на ос­нове самых случайных различий от других групп. Как только появляется групповая идентичность, члены группы проявляют тенденцию действовать на ее основе и проявляют дискримина­цию. Уже простая принадлежность к разным группам вызыва­ет формирование различных установок к своей и другим груп­пам, к их членам, даже враждебность к "чужакам", появляется группоцентризм. Экспериментальные исследования Гэнри Тэджфела открыли ряд интересных социально—психологичес­ких явлений, важных и для этнопсихологии2.

Сравнение групп выявляет их относительную ценность, кото­рая, сочетаясь с их легитимностью, составляет то, что иногда называют назначением группы. Эти явления объясняют как по­ведение элиты, так и масс народа и такие психологические осо­бенности этнических конфликтов, как их насыщенность, ин­тенсивность групповых реакций, стремление групп к высоким статусам и т.п. Сравнивая себя друг с другом, группы стремят­ся представить результаты сравнения в публичных ритуалах са­моутверждения. Конечно, возникновение и динамика этих конфликтов объясняются совокупностью большего числа фак­торов, но социальное сравнение и "чувство" своей легитимно­сти, безусловно, играют значительную роль.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.