Взаимосвязь звуков русского языка — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Взаимосвязь звуков русского языка

2017-10-10 208
Взаимосвязь звуков русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ре­бенка других, более сложных по артикуляции звуков. Знания о взаимосвязи и взаимозависимости звуков русского языка игра­ют большую роль в практической работе логопеда.

Зная, как связаны группы звуков между собой, например, что общего в артикуляции свистящих и шипящих или свистя­щих и р, логопед (воспитатель) решает, с какой группы звуков лучше начать коррекционную работу, если нарушено несколь­ко групп звуков. Понимание связи между звуками внутри любой группы (например, между с, з, ц, с', з' — в группе свистящих или между в, з, ж, б, д, г — в группе звонких) дает логопеду возможность решить, какой звук и почему является основным, базовым, в данной группе и в какой последовательности проводить коррекционную работу. Рассмотрим это на примере перед­неязычных щелевых звуков из двух групп: свистящих — с, з и шипящих — ш, ж.

Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная направленная воздушная струя, иду­щая посередине языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздуш­ная струя. Эти звуки наиболее легки для произношения. Одна­ко у детей трех лет артикуляция звуков ф и в часто бывает неточ­ной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам, и струя воздуха вместо узкой, направленной, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Форми­руя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посере­дине языка, и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сна­чала изолированных, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную длительную воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.

С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых пе­реднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более прос­тых переднеязычных звуках и, э, т, д, н.

Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при артикуляции с, з. У детей трех-четырех лет иногда при произношении звуков а, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов, или же бывает опущен один из боковых краев языка.

При звуках т, д, я язык поднимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Дети же часто произносят звуки г, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упи­рается в узкую щель между передними резцами, вместо того чтобы подниматься за верхние зубы). Добиваясь правильного поло­жения языка за нижними зубами при звуках и, э и подъема язы­ка за верхние зубы при звуках т, д, н, а также ясного произноше­ния изолированных звуков г, д, н, и, э, мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношения дру­гих, более сложных переднеязычных звуков: с, з, ш, ж. Уточняя же их произношение в словах и фразах, мы не только формиру­ем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориен­тировку в звуковой стороне языка.

Таким образом, добиваясь у детей четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, созда­ют базу для появления звуков, более сложных по артикуляции.

Вопросы и задания

1. Какую роль в формировании и исправлении звукопроизношении играет взаимосвязь звуков русского языка?

2. Покажите взаимосвязь между звуками ф, и и звуком с, звуком т и звуком ш.

Основной принцип формирования правильного произ­ношения

В основу работы по формированию звукопроизношения долж­на быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков: с, ш, р, л и др., а с простых: и, ф, т, ы и др., артикуляция которых содержит в себе элементы артикуля­ции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произ­ношение всех гласных и согласных звуков, добиваются посте­пенного усвоения ребенком фонематической системы языка.

Хотя к трем-четырем годам у ребенка, как правило, бывает сформирована артикуляционная база почти всех звуков, рабо­та над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только помогает формированию правиль­ного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематическо­го слуха и звукового анализа, слов. Все это дает ребенку возмож­ность познавать языковую действительность.

Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (проводятся начиная со второй младшей группы и кончая старшей), а также по дифференциации звуков одновременно гото­вят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются и кинестетические ощущения (ощущения дви­жения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.

Итак, в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежат отработка (в определенной последователь­ности) гласных и согласных звуков и развитие умения диффе­ренцировать звуки по их основным артикуляционным и акусти­ческим признакам. Это способствует формированию правильно­го звукопроизношения, т. е. является профилактическим направ­лением логопедической работы в детском саду. Но очень важно и второе направление — коррекция различных нарушений речи. Наиболее частыми дефектами речи, встречающимися у воспи­танников дошкольных учреждений общего типа, являются наруше­ния звукопроизношения. Их исправление наиболее доступно для воспитателя.

Вопросы

1. Что является основой профилактического направления логопедической ра­боты в детском саду?

2. Чему способствует последовательная отработка звуков?

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.