Профилактика нарушений речи у детей — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Профилактика нарушений речи у детей

2017-10-10 213
Профилактика нарушений речи у детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правиль­ное произношение отдельных звуков русского языка, а взрос­лые не всегда улавливают на слух искаженное произношение того или иного звука или не придают ему особого значения, пола­гая» что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся. Мож­но услышать такие слова взрослых: «Что же ты никак не научишь­ся правильно говорить? Все твои товарищи уже хорошо гово­рят! И ты старайся, Скажи: Mишаa надел шубу, шапку и пошел в сад». Ребенок очень старается, ему хочется сказать правиль­но, но он не умеет произносить ш, ж, и у него получается: «Миса надел субу, сапку и посол в сада. Ребенку нужно умело и вовремя помочь» а не ограничиваться требованиями говорить лучше.

Некоторые воспитатели не любят вызывать ребенка, стра­дающего недостатками произношения, для рассказывания и декла­мации перед всей группой. А товарищи нередко смеются над его неправильной речью. В таких случаях ребенок может посте­пенно обособиться от сверстников, что еще больше задержит развитие его речи и отрицательно повлияет на характер: поя­вятся раздражительность, замкнутость, обидчивость. Некоторые дети становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все остальные читают или рассказывают.

Порою дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в умственном развитии, так как малопонят­ная речь мешает контактам ребенка с окружающими, форми­рованию фразовой речи, а следовательно, сказывается и на логи­ческом мышлении.

Неправильное произношение приносит ребенку много огор­чений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности воз­растают. Недостатки устной речи очень часто влияют на пись­менную речь. Ребенок плохо справляется со звуковым анали­зом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.

Чтобы не пропустить различные недостатки речи, а также предупредить их появление, воспитатели проводят систематичес­кую работу по формированию правильного произношения у де­тей, или, как ее еще называют, пропедевтическую работу.

Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:

обследование детей;

развитие движений органов артикуляционного аппарата (ар­тикуляционная гимнастика);

занятия с детьми по усвоению фонетической системы родно­го языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, воспитание умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи).

Осуществляемые последовательно, от одной возрастной груп­пы к другой, эти разделы работы одновременно способствуют формированию словаря и уточнению слоговой структуры слова, развитию фразовой речи и воспитанию грамматических навыков. Таким образом, вся эта работа способствует не только форми­рованию навыков правильной речи, но и предупреждению, а в отдельных, более легких, случаях устранению различных нару­шений речи у детей.

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правиль­ного произношения, воспитатель знакомится с речью каждого ребенка своей группы. Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

Планируя обследование, воспитатель должен четко представ­лять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование» какой материал использовать, как офор­мить результаты и какие сделать выводы» При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нару­шения речи (ребенок не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познако­миться с данными о его здоровье, так как развитие речи тесно связано с психофизическим развитием.

Различные инфекционные заболевания в первые три года жизни ребенка, особенно болезни, связанные с расстройством питания (диспепсия, дизентерия и др.), задерживают рост и разви­тие всего организма, в том числе речи. Успех работы по воспи­танию правильного произношения у ослабленных и отстающих в развитии детей в значительной степени зависит от строгого выполнения режима, предписанного врачом.

При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению с ребенком дома только тех» кто говорит правильно.

Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, виграх с детьми, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку развития речи и др.). Затем проводит инди­видуальное обследование, в процессе которого выявляет осо­бенности речи ребенка. Обследование лучше проводить, когда в группе мало детей (во время прихода и ухода их домой).

Иногда при индивидуальном обследовании ограничивают­ся тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем от­дельные слова или звуки. Это не дает представления о само­стоятельной речи. Подражая воспитателю, ребенок часто произ­носит звуки лучше, чем самостоятельно.

Опыт показывает, что нельзя также проверять звукопроиз-ношение, ограничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов взрослого стихотворении ребенок про­износит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в сти­хотворении могут отсутствовать нужные для проверки звуки. Поэтому обследование проводят с использованием специально­го материала» который должен иметься в каждой группе,

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Материал подбирает воспитатель и правильно оформляет его. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Часто этот материал оформля­ют в виде альбомов. На одной странице альбома обычно накле­ивают 6—9 картинок. Но когда их предлагают ребенку, у него рассеивается внимание. Кроме того, даже если ясно, как ребе­нок произносит звук, все картинки приходится досматривать до конца, поскольку это ему интересно. К тому же картинки, наклеенные в альбом, не могут быть в дальнейшем использованы как раздаточный материал.

Целесообразнее вкладывать картинки в конверты. Воспита­тель подбирает их так, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и конце слова, поскольку в разных позициях один и тот же звук произносится не одинаково. Кар­тинки должны быть красочными и доступными как по содержа­нию, так и по исполнению.

Картинки подбираются для проверки следующих групп звуков:

1-я группа — звонкие согласные, в, б, д, г:

В — валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.

Б банка, бутылка, батон, бублик, боты, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, бубен.

Д дом, дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, де-Душка, удочка, лебеди.

Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.

2-я группа — свистящие с, с', з, з', ц:

С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, фикус, пылесос.

С' — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.

З — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, зана­веска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо» Незнайка, ваза, коза, роза, береза.

3' — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, землеройка, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел.

Ц огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпле­нок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл,

3-я группа –шипящие ш, ж, ч, щ:

Ш — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подуш­ка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш.

Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок» жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожар­ник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.

Ч мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, че­модан, черепаха.

Щ щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, кле­щи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, ско­рая помощь.

4-я группа — сонорные л, л', р, р', j:

Л —лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, бел­ка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол,

Л' лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль.

Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.

Р' — ремень, редиска, репа, река, рюкзак, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.

J в конце и начале слога:

J — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, са­рай, муравей, трамвай.

ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея.

— ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье.

jo ежик, елка, клеенка, приемник, белье, ружье.

jy — юбка, юла, Юра, Юля, юрта.

5-я группа - заднеязычные, к', г, г', х:

К —колесо, конь, кот, кофта, конфета, клоун, лейка, юбка, кубики, клубок, веник, колобок, паук, танк.

K' — кит, кеды, кепка, букет, валенки, утки, санки, маки.

Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.

Г' — георгин, бегемот, флаги, сапоги, ноги.

X — халат, хобот, хлопушка, хвост, муха, луноход, петух, подсолнух.

6-я группа — мягкие т', д', н':

Т — телефон, тюбик, котенок, паутина, утюг, ботинки, платье, костюм, пять.

Д' — дети, диван, леденец, лебеди, гвозди, холодильник.

Н' незабудка, коньки, линейка, ягненок, гнездо, книга, дыня, башня, вишня, камень, конь, огонь.

На каждое положение звука в слове (начало, середина, ко­нец) воспитатель подбирает не менее трех картинок, чтобы су­меть услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок — 10 X 10 см. Картинки меньшего размера можно наклеивать на картон принятого размера.

При подборе материала нужно помнить, что звонкие соглас­ные звуки з, ж, в, 6, д, г в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т. е. произносятся как соответ­ствующие им парные глухие звуки: з как с (арбуз, березка), ж как ш (нож, ложка), в как ф (морковь, лавка), б как п (столб, коробка), д как т (дед, лодка), г как к (луг, когти). Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки находятся в конце или середине слова, когда за ними идет глухой согласный. Надо подбирать картинки так, чтобы звонкий звук находился между двумя согласными (ножи, арбузы) или перед сонорными, звон­кими согласными (ножницы).

Для проверки словаря ребенка специальный материал не подбирают. Запас слов и умение воспроизводить их слоговую структуру можно проверять при называний детьми предметных картинок во время обследования состояния звукопроизношения. При этом учитывают, не делает ли ребенок перестановок в сло­вах, пропусков слогов, сокращений слов. В основном же состоя­ние словаря и фразовой речи воспитатель выясняет на занятиях по разным разделам программы. Проверку навыков построения пред­ложений, употребления предлогов, согласования членов предло­жения в роде, числе, падеже воспитатель может провести, ис­пользуя сюжетные картинки. Картинки подбираются такие, что­бы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов. Давать их надо в порядке нарастающей трудности: из двух слов (Мальчик бежит), из трех слов (Девоч­ка ест яблоко), из четырех слов (Девочка вытирает руки поло­тенцем), больше четырех слов и с предлогами (Мальчик ката­ется на велосипеде по дорожке).

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, на и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, воспита­тель отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малы­шу произнести звук по подражанию. Он говорит: «Летит кома­рик и звенит — ззз. Позвени и ты, как комарик». Если ребенок, подражая комару, произнесет звук з правильно, это означает, что изолированно произносить звук он может, хотя в. речь еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т.е. постепенное введение его в слова, фразы. Если ребе­нок заменит звук другим или произнесет искаженно» значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь.

При обследовании педагог обращает внимание на темп речи детей, четкость, правильность произношения слов, звонкость го­лоса. Все недостатки надо отмечать.

Детей, у которых еще не сформирована связная речь, обсле­дуют с помощью сюжетных картинок. Воспитатель уточняет ошиб­ки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы: неправиль­ное построение предложений, нарушения в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении и т, д.

В процессе обследования нельзя повторять неправильно произ­несенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только трав­мирует, но и способствует закреплению неправильного произ­ношения,

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все отве­ты детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну-две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефек­тов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зуб­ного ряда, неправильный прикус), поскольку такие дети нужда­ются в консультации ортодонта.

Затем воспитатель записывает в тетради состояние звукопроизношения: а) прояуск звука («коовая, «ыба»), б) замена звука («колоза», «лыбаа), в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно), г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

Отмечается также состояние словаря: а) соответствует ли

словарь возрасту; б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки, пере­ставляет слоги, звуки, называет только отдельные слоги).

Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает: а) как говорит ребенок — фразами или только словами; б) пра­вильно ли строит фразу — согласовывает ли члены предложе­ния в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги и т. д.; в) со­стояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.

Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встре­чающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, за­хлебывающаяся, невнятная речь и т, п.

Проведенное обследование позволяет педагогу четко пред­ставить общую картину состояния речи каждого ребенка.

Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре, фразовой речи и о звукопроизношении каждого ребенка.

В графе «Запас слов» воспитатель отмечает, каков запас слов—достаточный или не соответствует возрасту (когда ре­бенок не знает основных слов» которыми пользуются дети его возраста).

В графе «Строение слова» отмечается, как ребенок произ­носит основные обиходные слова: правильно или сокращает (про­пускает звуки, слоги, называет лишь отдельные слоги).

В графе «Фразовая речь» отмечается, как говорит ребенок: фразами или отдельными словами, правильно ли строит фразу или нет, согласовывает ли члены предложения в роде, числе и падеже, правильно ли пользуется предлогами.

В графе «Звукопроизношение» отмечается следующее:

1) если ребенок произносит звук правильно, в соответству­ющей клетке ставят плюс (+);

2) если ребенок пропускает звук, та в соответствующей клет­ке ставят минус (—);

3) при замене одного звука другим в соответствующей клет­ке записывают звук-заменитель;

4) при искажении звука отмечают характер искажения или хотя бы указывают: «Произносит нечетко».

В графе «Примечание» записывают, как говорит ребенок: крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебываясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с заиканием и т. д. Если перечислен­ных отклонений нет, ставится плюс (+).

В подготовительной к школе группе место граф «Запас слов» (он к этому возрасту достигает большого объема), «Строение слова» (дети уже овладевают различной структурой слова), «Фра­зовая речь» (дети уже согласовывают все слова в предложении) дается графа «Дифференциация звуков», где отмечается следую­щее:

1) если ребенок различает сходные звуки и правильно их употребляет в собственной речи, в соответствующей клетке ста­вится плюс (+);

2) если ребенок путает сходные звуки, в соответствующей клетке нужно ставить минус(—).

В течение года воспитатель отмечает в таблице различными условными знаками все изменения в речи детей, и это наглядно показывает результаты его работы. Например, когда ребенок начинает различать и правильно употреблять сходные звуки, в соответствующей графе минус (—) заменяется плюсом (+). Желательно новые пометки делать карандашом другого цвета, чтобы нагляднее была представлена динамика развития речи детей.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.