Произносительная сторона речи — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Произносительная сторона речи

2017-10-10 142
Произносительная сторона речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноситель­ная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи), Остановимся подробнее на каждом.

 

ИНТОНАЦИЯ

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. Б письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повы­шение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмо­циональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивле­ния, грусти, радости и т д. Тембр речи, ее эмоциональная окра­шенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать.

речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соот­ветствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение),

основные качества голоса — силу и высоту,

речевое дыхание — его длительность и интенсивность.

Вопросы и задания

1. Каково значение интонации?

2. Назовите и охарактеризуйте элементы интонации.

 

СИСТЕМА ФОНЕМ

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук - смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи раз­личаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании прини­мают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми связ­ками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей ре­чевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управ­лению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыха­ния, голосообразования и артикуляции регулируются деятель­ностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осущест­вляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппа­рата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голо­совых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их диф­ференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, по­лость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, иду­щая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наи­большую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис. на переднем форзаце).

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движе­ния. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и от­дельными частями, Так, кончик языка может лежать внизу, а пе­редняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опуще­ны, а задняя — высоко подниматься вверх (при звуке к); кон­чик языка может подниматься, а передняя и средняя части спин­ки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благо­даря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может со­здавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акус­тические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­щей комбинацией различительных признаков, как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.