IV. Как защищались наши предки. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

IV. Как защищались наши предки.

2017-10-07 910
IV. Как защищались наши предки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Славянские племена разрастались. Один род жил богаче, другой – беднее. Часто более сильный род нападал на более слабый, отнимал у него часть земли, присоединял к своей и становился еще богаче. Иногда несколько родов объединялись и селились в одном месте, которое так и называлось – селенье. Чаще дома старались устроить на высоком берегу реки. Селенья огораживались – от диких зверей, которые могли из леса заходить и разорять дворы, таскать скот, и от недобрых людей. С течением времени небольшие селенья разрастались, укреплялись стеной или валом, и получался город-крепость.

Несколько родов, объединившись, собирали дружины для охраны своей земли. Дружины выбирали воеводу. Так стали образовываться воеводства. К сильным дружинам и воеводствам присоединялись люди и из других племен, ища защиты от нападения врагов.

– Прочитайте текст на с. 40 учебника «Как защищались наши предки».

– Как строили города наши предки?

– Какое оружие они имели?

Далее учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 14).

– Укажите на рисунке с изображением поселения древних славян сторожевую башню, земляной вал, жилища, выпас для домашних животных, святилище.

– Выполните задание № 2 в рабочей тетради (с. 14).

Ответы:

Несколько родов образуют племя.

Дружинники подчиняются князю.

Ремесленники продают свои изделия купцам. (Купцы продают изделия ремесленников.)

– Рассмотрите рисунки – экспонаты краеведческого музея (задание № 3). Что можно узнать по этим экспонатам о жизни древних славян? (На первом рисунке изображен Полевик – добрый дух поля, который бережет хлебные растения. На втором – Баба Яга, злой дух.)

Учитель рассказывает о работе археологов.

Остатки поселений, укрепленных валами и рвами, называются в археологии городищами. На территории России первые городища строились на высоких мысах при слиянии рек. Верхняя треугольная площадка мыса отгораживалась от плато (поля) одним, двумя или тремя валами, между которыми рылись рвы. По гребням валов иногда забивали стоймя заостренные бревна, устраивая частокол. Внутри сооружались жилища и различные хозяйственные постройки. Позже по гребням валов стали ставить деревянные срубы, наполненные землей и камнями. Кроме полуземлянок и наземных деревянных построек стали возводить каменные сооружения, главным образом храмы. Вокруг городищ группировались неукрепленные поселения – селища.

Время уничтожило деревянные стены, стерло наземные постройки и землянки, но валы и рвы остались. В них находятся оружие, наконечники стрел.

Одним из самых распространенных видов археологических раскопок являются старинные погребения. В древности считали, что покойник продолжает жить после погребения, ему клали в могилу необходимые вещи и пищу. В погребениях все вещи находятся на тех местах, где их положили во время захоронения. Украшения, металлические пуговицы, предметы, которые носили на поясах, помогают восстановить вид одежды, которая давно истлела. В глиняной посуде сохраняются остатки пищи. Могилы бывают бедные и богатые. В погребениях богатых можно обнаружить дорогие воинские доспехи, золотые украшения, богатую сбрую коня, серебряные сосуды. В бедной могиле – каменный топор, горшок с полбой (зерновая культура, подобная пшенице).

Часто над богатыми могилами насыпали высокий холм круглой формы – курган. Все вещи, находимые в погребениях, археологи называют курганным и могильным инвентарем. Особый интерес для археолога представляют остатки древних мастерских и рудников. Не менее интересным памятником являются наскальные изображения, их еще называют писаницами. Наскальные изображения находят в пещерах и на открытых скалах. К археологическим памятникам относятся и архитектурные сооружения древности, и обнаруженные письменные источники, которые изучают историки. Письменные источники хранятся и изучаются в архивах. Вещественные источники хранятся в залах и кладовых музеев. Но главный их хранитель – это земля. Слой земли, в котором находят вещественные источники, называют культурным слоем. Толщина культурного слоя в Новгороде составляет 9 метров, в историческом центре Москвы – около 8 метров, на ее окраине – всего 10 см.

Сохраняются вещественные источники по-разному. Это зависит от стойкости материала и от окружающей среды. Большой стойкостью обладают изделия из обожженной глины (керамики), кремния, кости и рога. Хорошо сохранились изделия из кожи и ткани, если они находились в воде или абсолютно сухом воздухе. Во влажной почве Новгорода сохранились деревянные постройки и изделия: мостовые, сани, телеги, бочки, кожаная обувь, берестяные грамоты.

V. Итог урока.

– По каким историческим источникам узнали о том, как жили наши предки, как объединились в государство? (Летописи, берестяные грамоты, археологические раскопки, исторические памятники.)

– Чем занимается наука археология?

– Что влияет на сохранность предметов древности? В каких природных зонах они лучше сохраняются?

– Что археологи называют городищами?

– По каким признакам можно обнаружить древние поселения с помощью вертолетов и самолетов? (С воздуха хорошо видны насыпанные защитные валы, рвы.)

– Какой уклад жизни был у наших далеких предков?

– Почему славянские племена селились по берегам рек, болот и озер, в лесах?

– Кто им угрожал?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 5, 6 на с. 15); учебник (с. 36–39).

Урок 41
древняя Русь. Когда и как возникла Киевская Русь

Цели:

– познакомить учащихся с историей возникновения Древнерусского государства, с образованием Киевской Руси;

– познакомить с городами-крепостями в Древней Руси;

– ввести понятия: вече, дань, ополчение;

– развивать познавательный интерес к истории своего государства, воображение;

– воспитывать уважение к делам наших предков.

Оборудование: исторические карты; иллюстрации и фото (старинные города, кремли, крепостные стены); родословное дерево первых русских князей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание № 5 (рабочая тетрадь).

Город Византий – столица Византийской империи – стал Царьградом, затем Константинополем, сейчас Стамбул. Названия города менялись со сменой правящих династий и после распада Византийской империи. Сейчас это турецкий город.

Чтиль стал Астраханью.

До наших дней сохранились названия древнейших российских городов – Новгород, Смоленск, Суздаль, Ярославль, Муром, Владимир.

2. Фронтальный опрос.

– Какие племена жили на территории современной России?

– Чем они занимались?

– Как произошли названия славянских племен: полян, древлян, дреговичей, северян?

– Где селились наши предки и как защищались от врагов?

– Какими были оборонительные сооружения в поселении древних славян?

– Какие города стали центрами объединения славянских племен?

– Из чего делали одежду и воинские доспехи славяне?

– Какие ремесленники участвовали в их изготовлении?

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы узнаем, когда и как возникла Киевская Русь.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.