Соотношение античной и древнеиндийской лингвистической традиции: сходства и различия — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Соотношение античной и древнеиндийской лингвистической традиции: сходства и различия

2017-10-07 651
Соотношение античной и древнеиндийской лингвистической традиции: сходства и различия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Языкознание Древней Индии. Древнеиндийская лингвистич традиция насчитывает свыше 2500 тыс лет. Она возникла из-за потребности в сохранении точного произношения священных гимнов – Вед, а также нормализации санскрита – единого лит языка Др. Индии. Вопросы языка рассматривалис уже в самых ранних памятниках ведической литературы – ведангах. В одной освещались вопросы фонетики и произнош-я, в другой – грамматики, в третьей – этимологии и лексикологии, четвёртая – теории поэзии. Наиб известный грамматист Др Индии – Панини (5в до н.э.), составил 1ую нормативную грамматику индийского языка. Она содержит свыше 1000 правил. Большое место в грамматике уделяется фонетике, разбирает морфологич явл-я. Он впервые даёт образцы сравнительного метода, сопоставляя санскрит и ведический язык. Катьяяну (3в до н.э.) привносит в языкознание идею историч развития языков. Древнеиндийский философ Бхартрихари (5-6 вв) в труде «Вакьяпадийя» разбирает вопросы соотношения предложения и суждения в философском аспекте. Основной ед-цей считает предлож-е, тк оно способн передавать мысль. Слова же искусственны, ничего не выражающие построения учёных. Индийцы составляли и словари, в которых заключались непонятные слова в Ведах. В 5-6 веке Амара составил словарь санскрита, который и сейчас широко используется.

Древняя Греция и Рим. В 8-7 вв до н.э. создаётся греческий алфавит. В истории древнегреч языкознания выд-ся 2 периода: философский (5-3 вв до н.э.), когда проблемы языка решались в связи с философскими проблемами, и александрийский (3в до н.э. – 4 в н.э.), когда грамматика стала самост наукой. Одной из проблем привлекавших мыслителей древности была проблема происхождения языка. Антич философы не признавали божественного происхождения языка. В 5 веке Платоном вырабатывались правила речи и теория красноречия. Аристотель во 2 в до н.э. пишет грамматическое учение. В «Поэтике» основными частями речи у него явл-ся Имя и Глагол. В риторике он пишет ещё и о Союзе. Аристотель пишет и о предложении, правда тогда не было современного термина. С деятельностью стоиков связ-ся зарождение этимологии. Стоики говорили о синтаксисе, как не о грамматической, а о логической дисциплине. Расцвет античной языковедч-й традиции приходится на Александр-й период. Слово опред-ся александрийцами, как наименьшая значимая часть связной речи, а предложение – как соединение слов, выражающее законченную мысль. Деонисий выделил 8 частей речи.

Из римских языковедов отметим Марка Теренция Варрона (116-27 до н.э.) «О латинском языке». «О сходстве слов», Элиа Доната (4 в), Присциана (6 в) «Курс грамматики». В римском яз-ии впервые появились работы, посвящённые сопоставит изуч-ю греческого и латинского языков.

Античное грамматическое искусство предполагает не объяснение строения языка каким-либо прямым или косвенным способом, а только установление правил пользования языком и создание правильной речи. Тем самым грамматическое искусство есть искусство построения литературно правильных высказываний. Античное грамматическое искусство всегда интерпретирует правила соотношения письменной и устной речи, но правила письменной речи и правила устной речи даются совместно. Грамматическое искусство предполагает установление таких единиц языка, при реализации которых в речи может быть выражен потенциально любой смысл. Правила грамматического искусства создаются только для языка данной культуры. Соседние цивилизации и языки в античных грамматических руководствах не рассматриваются, и перенос правил пользования языком с одного языка на другой запрещается. Этим грамматическое искусство как особый этап в развитии знаний о языке отличается от прочих этапов в развитии знаний о языке. Античная философия не представляет собой единой системы знания.

Внешне наиболее простым отношением к грамматической правильности обладает грамматическая традиция Индии. Правильность литературной речи определяется здесь «божественным происхождением» сакрального языка — санскрита. Санскрит противоположен неправильным, испорченным языкам — пракритам, каждый из пракритов есть отклонение от правильного санскрита. Такое отношение к грамматической правильности может быть рассмотрено в трех аспектах: а) правильность речи, б) правильность исследования языка и написание грамматики, т.е. правильность грамматического руководства, и в) происхождение правильных и неправильных языковых систем. Санскритом можно овладеть только путем специального обучения, а не от рождения. Правильность руководства не зависит от наблюдения над общественно-речевой практикой, а определяется исключительно отправными положениями, данными до написания грамматики. Но обиходные нормы не могут дать основания правильной речи. Суммируя представления индийских грамматиков о правильности, можно констатировать, что в этой традиции отстаивается такой взгляд: грамматическая правильность есть следование определенным началам при построении грамматики и пользовании грамматикой, которые не находят строгого объяснения в наблюдениях над текстами. Грамматическая правильность рождается из начал, находящихся за пределами наблюдаемых текстов и норм обихода общественно-речевой практики.

Греко-латинская грамматическая традиция в споре об аналогии и аномалии исследовала ряд источников правильности. При этом правильность понимается в двух смыслах: а) как формирование грамматического текста, б) как употребление форм языка в общественно-языковой практике. Было обращено внимание на следующие четыре источника формирования грамматических правил: 1) обращение к авторитетным текстам, общезначимым для всего греко-латинского мира; 2) обращение к языковым формам, наиболее широко представленным в разных диалектах; 3) обращение к эстетическому чувству создателя грамматических правил, творящего по своему разумению образцовую речь на латинском и греческом языках; 4) применение принципа аналогии, являющегося в данном случае выведением одних форм из других в соответствии с требованиями экономности речи, правильности и совершенства выражаемой речью мысли. Все четыре источника не применяются как абсолютные, ибо они нередко противоречат друг другу. Совершенство речи определяется как авторитетностью источника, так и соображениями автора грамматики. Таким образом, господствует принцип: отобрать все самое совершенное в общественно-речевой практике и сделать это достоянием всеобщего речевого обихода, противополагая тем самым правильный язык диалектам и просторечию. В разных традициях· существуют важные общие черты. 1. Грамматическая правильность отделяет литературную правильную речь от неправильной. Под правильной речью фактически понимается общезначимая письменная речь, не зависящая от диалектов и просторечий. Правильность этой общезначимой письменной речи сформулирована грамматическим руководством. 2. Источник правильности общезначимой письменной речи понимается двояко: а) как общие принципы построения системы языка, данные грамматическому искусству извне (то ли в виде канона, как в Китае, то ли в виде сакрального характера речи, как в Индии, то ли в виде эстетического совершенства речи, как в греко-латинском мире); б) как наблюдение над текстами, освященными авторитетом, причем последнее требование либо необязательно (Панини), 3. Создание грамматически правильной литературной речи либо исходит из мировоззренческого содержания образцового текста, взятого для наблюдения то ли в сакральной практике (как в Индии), то ли в государственной идеологии (как в Китае), либо исходит из нужд познания и общения (как в греко-латинском мире). Эти общие черты в понимании грамматической правильности формируют общие принципы грамматического искусства античности.

ВОПРОС № 6


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.