Методы контроля за сформированностью умения правильно писать слова и расставлять знаки препинания. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Методы контроля за сформированностью умения правильно писать слова и расставлять знаки препинания.

2017-10-07 594
Методы контроля за сформированностью умения правильно писать слова и расставлять знаки препинания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Осуществить такой контроль можно с помощью следующих видов заданий: списывания; диктанта; составления предложений; изложения; сочинения.пользуется в качестве задания диагностирующего характера, если дается к нему дополнительное задание (обозначить орфограммы, обозначить условия выбора написания и т.п.; дописать окончания в словах, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, изменить грамматическую форму слова, изменить структуру предложения и т.п.; выписать некоторые слова или предложения с указанными орфограммами и пунктуационно-смысловыми отрезками).

Изложения и сочинения не являются основными способами проверки правописных умений и навыков учащихся, так как прежде всего эти видаданий используются для проверки у школьников сформированности навыков связного высказывания. Однако при записи самостоятельно созданного или пересказываемого текста ученик должен продемонстрировать умение правильно записать слова и предложения, правильно орфографически и пунктуационно оформить высказывание. Поэтому при оценке предложений и сочинений выставляется самостоятельная оценка за орфографическую и пунктуационную грамотность.

Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на эта­пе итогового контроля. Чтобы контрольный диктант показал объективную картину состояния орфографической грамотности учащихся, необходимо правильно, методически обоснованно подобрать текст диктанта.

Критерии оценки орфографической грамотности. В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.). Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Орфографические ошибки бывают: 1) на изученные правила; 2) на неизученные правила; 3) на правила, неизучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) допущенные в словах - исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; речиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в оборотах типа Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как...; Ничто иное не...; Не что иное, как, т.е. в случаях трудного различения не и ни. При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки

 

 

Критерии пунктуационной грамотности. Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделя­ются ошибки г р у б ы е и не гру бые. К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила.

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Контроль за формированием связной речи. На этапе текущего контроля используются следующие виды заданий: творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением.

Творческий диктант на этапе контроля проводится без предварительного разбора задания. Учащиеся самостоятельно анализируют задачу, поставленную учителем (что следует включить в текст диктанта или заменить в нем), самостоятельно решают ее.

Свободный диктант дает учителю возможность проверить умение учащихся воспринимать и запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех языковых единиц, которые есть у автора. Кроме того, контролируется умение учащихся соединять предложения в процессе записи текста, пользуясь различными видами межфразовой связи, правильно применять нормы русского литературного языка.

Диктант с продолжением п редполагает, что после записи основного текста учащиеся продолжают его в направлении, указанном учителем: делают выводы, дают оценку событиям и героям, описанным в основном тексте, продолжают развитие сюжета и т.п.

Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения.

Критерии и нормативы оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений. Критериями оценки указанных сторон изложений и сочинений являются: 1) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

2) полнота раскрытия темы;

3) правильность фактического материала;

4) последовательность и логичность изложения;

5) правильное композиционное оформление работы.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложе­ний и сочинений. Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

1) богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

2) стилевое единство и выразительность речи;

3) правильность и уместность употребления языковых средств.

 

29. Обучение русскому языку в старших классах. Специфика обучения русскому языку в классах гуманитарной направленности. Русский язык и смежные дисциплины.

Русский язык в учебном плане для старших классов общеобразовательной школы теперь не является факультативным учебным предметом.

Для классов гуманитарного профиля утверждены такие программы':

1) Культура речи и стилистика. Программа для X-XI классов (сост. Ю.С.Пичугов, Т.А.Костяева, Т.М.Пахнова);

2) «Живой как жизнь» (Общие сведения о языке). Программа для X-XI классов (сост. Т.Е.Перова);

3) Основы редактирования. Программа для X-XI классов (сост. Т.М.Пахнова);

4) Основы словесности: (От слова к словесности). Программа для X-XI классов (сост.А.И.Горшков);

5) Основы риторики: (От мысли к слову). Программа для X-XI классов(сост.А.К.Михальская);

6) Основы риторики. Программа для X-XI классов (сост. Ю.С.Пичугов);

7) Церковнославянский язык (сост. А.А.Плетнева, А.Г.Кравецкий).

 

В старших классах наметились два подхода к повторению сведений о русском языке, изученных в V-IX классах: от языка к внеязыковой деятельности, обозначаемой средствами языка, и от внеязыковых реалий к языковым средствам, используемым для их обозначения.

В первом случае повторяется строй языка и попутно учитель указывает, для какой цели служат языковые явления: звуки - для создания звуковой (материальной) оболочки слов и раз­личения слов, слова - для называния реалий (существующих или воображаемых), морфемы - для создания многообразия новых слов, предложения - для обозначения ситуаций, текст - для передачи развернутой мысли.

Во втором случае за основу повторения курса русского языка, усвоенного в V-IX классах, берутся реалии окружающего мира и рассматриваются языковые средства, обозначающие их. Этот подход показывает язык с новой для детей стороны: они воочию видят реалии окружающего мира, например, логико-предметные категории (предметы, признаки, действия, количества; сравнения, противопоставления и т.д.) и разные способы их выражения средствами родного языка.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.