История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-10-07 | 288 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. В соответствии с действующей про граммой на уроках родного языка ученики получают специаль ные знания о речи. Такие темы программы родного языка, как «Стили», «Текст», «Тема», «Основная мысль высказывания» и др., - собственно речеведческая часть курса русского языка.
Текст — это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.
Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по раз витию связной речи используются:
– анализ текстов (устных и письменных положительного и не гативного характера); - составление композиционной схемы, плана, рабочих мате риалов;
– редактирование текстов; -установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточне ние задачи адресата, обстоятельств высказывания);
– обсуждение первых вариантов устных и письменных выска зываний и др.
Задания, которые используются при этом, можно условно раз делить на пять групп.
1. Задания аналитическог о характера по готовом у тексту. Например: определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится при мер-доказательство..., в которой дается описание того-то; найти (определить) в тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить; неудачно введенные в текст цитаты; озаглавить отрывок словами текста; проследить зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания; сопоста вить исходный текст и конспект - что в них общего, чем отли чаются и т.д.
2. Задания аналитико-синтетическог о характера по готовом у тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в це лом). Например: сформулировать основную мысль автора; оза главить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и т. д.
|
3. Задания на переработк у готовог о текст а в плане его совершенствования. Например: устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.
4. Задания, требующие создани я новог о текст а на основ е данног о (готового). Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем во проса; записать услышанный рассказ и т.д.
5. Задания, требующие создани я своег о (в полном смыс ле этого слова) текст а (высказывания). Например: составить тезисы выступления; написать заметку; описать в научном стиле проведенный опыт; написать отзыв о сочинении товарища; под готовить доклад на такую-то тему
Описание — это текст, где названы признаки объекта речи.
Схема построения описания:
1. Представление объекта речи.
2. Признаки объекта речи.
3. Заключение, вывод, намеченный автором или сделанный читателем.
Анализ текста-описания:
1. Рассмотрите структуру текста:
1) найдите начало (общее представление объекта);
2) охарактеризуйте выбор признаков;
3) найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод);
4) охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме;
5) определите, есть ли в описании элементы других типов речи; каково их назначение;
6) назовите средства связи слов и частей текста.
2. Охарактеризуйте языковые средства:
1) найдите типичные средства (определения, синонимы определений, неполные предложения, назывные предложения и т.д.);
2) найдите нетрадиционные, особенные языковые средства.
3. Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).
Повествование — текст, где изображение событий или явлений совершается не одновременно, а друг за другом.
|
Схема построения повествовательного текста:
1. Сообщение о месте и времени действия.
2. Сообщение о действующем лице.
3. Действия, их особенности и порядок.
4. Указание на завершение действия.
5. Вывод.
Анализ текста-повествования:
1) назовите главные особенности данного типа речи; наличие/отсутствие диалога;
2) определите стиль речи;
3) назовите жанр (рассказ, повесть и т.д.);
4) укажите тему;
5) определите основную мысль;
6) определите, от какого лица ведётся повествование;
7) назовите основные действия и порядок их указания;
8) выделите основные части текста (план);
9) найдите окончание текста, его особенности (нейтральное указание на последнее действие? вывод? призыв к размышлению?);
10) охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей текста;
11) объясните особенности использования языковых средств;
12) составьте заключение по характеристике текста.
Рассуждение — текст, где даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию.
Схема построения текста-рассуждения:
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы.
4. Вывод, к которому пришёл автор рассуждения.
Анализ текста-рассуждения:
1. Рассмотрите структуру текста:
1) выделите части текста; как они связаны; какие средства связи использованы;
2) найдите введение, определите его назначение;
3) выделите тезис, охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки;
4) найдите доказательства, определите, достаточно ли их, что они представляют собой (суждения, умозаключения, факты);
5) рассмотрите вывод (формулировка, соответствие тезису);
6) охарактеризуйте заглавие текста; соответствует ли оно стилю и типу речи?
2. Рассмотрите языковые средства (каковы особенности лексических и грамматических средств (термины, вопросительные и восклицательные предложения, сложные предложения и др.))?
3. Сделайте общий вывод по анализу текста.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!