Текст на уроках русского языка. Анализ текста. Особенности работы с различными типами речи. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Текст на уроках русского языка. Анализ текста. Особенности работы с различными типами речи.

2017-10-07 288
Текст на уроках русского языка. Анализ текста. Особенности работы с различными типами речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. В соответствии с действующей про­ граммой на уроках родного языка ученики получают специаль­ ные знания о речи. Такие темы программы родного языка, как «Стили», «Текст», «Тема», «Основная мысль высказывания» и др., - собственно речеведческая часть курса русского языка.

Текст — это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.

Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по раз­ витию связной речи используются:

– анализ текстов (устных и письменных положительного и не­ гативного характера); - составление композиционной схемы, плана, рабочих мате­ риалов;

– редактирование текстов; -установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточне­ ние задачи адресата, обстоятельств высказывания);

– обсуждение первых вариантов устных и письменных выска­ зываний и др.

Задания, которые используются при этом, можно условно раз­ делить на пять групп.

1. Задания аналитическог о характера по готовом у тексту. Например: определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится при­ мер-доказательство..., в которой дается описание того-то; найти (определить) в тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить; неудачно введенные в текст цитаты; озаглавить отрывок словами текста; проследить зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания; сопоста­ вить исходный текст и конспект - что в них общего, чем отли­ чаются и т.д.

2. Задания аналитико-синтетическог о характера по готовом у тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в це­ лом). Например: сформулировать основную мысль автора; оза­ главить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и т. д.

3. Задания на переработк у готовог о текст а в плане его совершенствования. Например: устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.

4. Задания, требующие создани я новог о текст а на основ е данног о (готового). Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем во­ проса; записать услышанный рассказ и т.д.

5. Задания, требующие создани я своег о (в полном смыс­ ле этого слова) текст а (высказывания). Например: составить тезисы выступления; написать заметку; описать в научном стиле проведенный опыт; написать отзыв о сочинении товарища; под­ готовить доклад на такую-то тему

Описание — это текст, где названы признаки объекта речи.

Схема построения описания:

1. Представление объекта речи.

2. Признаки объекта речи.

3. Заключение, вывод, намеченный автором или сделанный читателем.

Анализ текста-описания:

1. Рассмотрите структуру текста:

1) найдите начало (общее представление объекта);

2) охарактеризуйте выбор признаков;

3) найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод);

4) охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме;

5) определите, есть ли в описании элементы других типов речи; каково их назначение;

6) назовите средства связи слов и частей текста.

2. Охарактеризуйте языковые средства:

1) найдите типичные средства (определения, синонимы определений, неполные предложения, назывные предложения и т.д.);

2) найдите нетрадиционные, особенные языковые средства.

3. Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).

Повествование — текст, где изображение событий или явлений совершается не одновременно, а друг за другом.

Схема построения повествовательного текста:

1. Сообщение о месте и времени действия.

2. Сообщение о действующем лице.

3. Действия, их особенности и порядок.

4. Указание на завершение действия.

5. Вывод.

Анализ текста-повествования:

1) назовите главные особенности данного типа речи; наличие/отсутствие диалога;

2) определите стиль речи;

3) назовите жанр (рассказ, повесть и т.д.);

4) укажите тему;

5) определите основную мысль;

6) определите, от какого лица ведётся повествование;

7) назовите основные действия и порядок их указания;

8) выделите основные части текста (план);

9) найдите окончание текста, его особенности (нейтральное указание на последнее действие? вывод? призыв к размышлению?);

10) охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей текста;

11) объясните особенности использования языковых средств;

12) составьте заключение по характеристике текста.

Рассуждение — текст, где даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию.

Схема построения текста-рассуждения:

1. Вступление.

2. Тезис.

3. Аргументы.

4. Вывод, к которому пришёл автор рассуждения.

Анализ текста-рассуждения:

1. Рассмотрите структуру текста:

1) выделите части текста; как они связаны; какие средства связи использованы;

2) найдите введение, определите его назначение;

3) выделите тезис, охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки;

4) найдите доказательства, определите, достаточно ли их, что они представляют собой (суждения, умозаключения, факты);

5) рассмотрите вывод (формулировка, соответствие тезису);

6) охарактеризуйте заглавие текста; соответствует ли оно стилю и типу речи?

2. Рассмотрите языковые средства (каковы особенности лексических и грамматических средств (термины, вопросительные и восклицательные предложения, сложные предложения и др.))?

3. Сделайте общий вывод по анализу текста.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.