Финансовый контроль: понятие, виды. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Финансовый контроль: понятие, виды.

2017-10-07 234
Финансовый контроль: понятие, виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Финансовый контроль - контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и регионов.

Независимость проведения финансового контроля должна быть обеспечена: 1) финансовой самостоятельностью контрольного органа; 2) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; 3) закреплением в Конституции их статуса.

Базовые принципы:

Объективность и компетентность - неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность - постоянная связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

 

Задачи финансового контроля

· содействие сбалансированности между расходами и доходами;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств;

· выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;

· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов

· достоверность данных

· повышение инвестиционной привлекательности компаний

Виды финансового контроля

• по времени проведения:

предварительный - проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Этот вид контроля имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой политики. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, т.е. это проекты бюджетов, финансовые планы, сметы, кредитные кассовые заявки и т.д.;

текущий – это контроль в процессе совершения денежных операций, а именно в ходе выполнения обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.;

последующий – контроль, который осуществляется после совершения финансовых операций, т.е. после исполнения доходной и расходной частей бюджета, получения и использование по факту предприятием или учреждением денежных средств и т.п. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению;

• в зависимости от органов, осуществляющих контроль:

— государственный

проводится органами государственной власти (Президентом РФ и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Минфином России, ФНС России и др.). Цель — обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.

· Общегосударственный (Счетная палата, казначейство, ФНС),

· Вневедомственный (счётная палата, МФ, служба по финмониторингу и тд),

· ведомственный - осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в состав министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы);

внутрихозяйственный -в рамках организации, не государственный, создаётся ревизионная комиссия. Создаётся в соответствии с решением или общим собранием участников. Представитель профсоюзной организации также может проводить внутрихозяйственный контроль;

независимый - Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

 

Методы финансового контроля это приемы, способы и средства проведения финансового контроля:

наблюдение -общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

обследование -производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.;

проверка -касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.;

анализ - как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

ревизии - наиболее полное и глубокое обследование финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят различные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления по отношению подведомственных организаций.

Она осуществляется на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее время единого нормативного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11.01.1995 №4-ФЗ ≪О Счетной палате Российской Федерации≫; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 ≪О Министерстве финансов Российской Федерации≫ и постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 ≪Вопросы Министерства финансов Российской Федерации≫ и др.

Виды ревизий:

· по содержанию

§ документальные – проверка финансовых документов

      • фактические – проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей

· по времени

§ плановые

§ неплановые

· по обследуемому периоду деятельности

      • фронтальные - вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

§ выборочные – за какой-то короткий период времени

· по объему ревизуемой деятельности

      • комплексные –проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях(в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов)
      • тематические – сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

 

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии

Подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.В акте ревизии выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц.

Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения - они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности.

В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела.Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Минфину России, финансовым органам субъектов РФ и местным финансовым органам по их требованию.

Субъекты ФК:

• Счетная палата;

• Министерство финансов РФ;

• Федеральная налоговая служба;

• Федеральная таможенная служба;

• Федеральное казначейство.

 

Контроль и надзор.

Надзор, как правило, осуществляется после выявления правонарушения.

По степени вмешательства: контроль – непосредственное вмешательство; надзор – может быть связан или не связан с непосредственным вмешательством в деятельность.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.