Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие и частные признаки следов обуви

2017-09-26 1351
Общие и частные признаки следов обуви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. Общими признаками единичного следа обуви являются его размеры: длина и ширина. При
этом отдельно учитываются размеры подошвенной, каблучной и промежуточной частей.

2. Частными признаками следа обуви являются отображения в нем особенностей строения по­
дошвы, которые обусловливаются моделью, способом изготовления, а также изменениями,' про­
изошедшими с обувью в процессе ее эксплуатации: рельефом поверхности подошвы, степенью за­
кругленности каблука и носовой части, объемными маркировочными знаками на промежуточной
части, прибитыми подковками, формой и локализацией стертостей каблука и подошвы, наличием
гвоздей, крепящих новые набойки, эксплуатационными трещинами, внедрившимися посторонними
предметами, например канцелярскими кнопками, и др.

3. Частными признаками дорожки следов являются:: <

 

1. Длина шага— расстояние между двумя однозначными точками отпечатков, последовательно
оставленных одной и другой ногой.

2. Ширина, шага — поперечное расстояние между следами от середины задней части каблуков
правой и левой ног. _

3. Угол разворота стопы— угол, образуемый линией, соединяющей наиболее удаленные точки
пятки и носка каждой стопы с линией направления движения (прямая линия, проведенная строго
посередине между следами правой и левой ног)...

4. Линия ходьбы — определяется путем соединения центров каблуков правой и левой ног. _:■

5. Линия направления движения.. -y.l.

Криминалистическое значение следов обуви

Изучение вида обнаруженных следов, их размеров, совокупности, а также изготовленных гип­
совых слепков позволяет:...,. ■.

1. Определить число лиц, присутствовавших на-месте происшествия..

2. Определить направление движения преступника после совершения преступления.

3. Составить предположительное суждение:..

а) о половой принадлежности преступника на основании размеров и формы следов;

б) о росте преступника с учетом зависимости, существующей между длиной следа обуви и рос­
том, которые находятся между собой в отношении от 1:7 до 1:6;

в) о манере ходьбы — в том случае, если на гипсовом слепке отобразились следы повышенного
ичноса обуви. Так, о наличии плоскостопия можно судить по усиленному износу внутренней, а о
косолапости походки— внешней стороны подошвы. Сильный износ заднего края каблука может
свидетельствовать о привычке к быстрой ходьбе, причем место износа в определенной мере зави­
сит от угла разворота стопы: если он равен нулю, то изнашивается задняя часть каблука, при поло­
жительном угле место износа смещается к внешней части, а при отрицательном — к внутренней;

г) о принятом в товароведении размере обуви, оставившей след. Для этого необходимо из об­
щей длины следа вычесть 2 см, так как именно на эту величину длина подошвы обуви в среднем
больше длины стопы. Вычисление иного размера, так называемого условного номера обуви произ­
водится по формуле:. '

номер обуви =

длина следа (мм) -10 _ 6,67

д) о виде, типе, размере обуви и фирме-изготовителе — в том случае, если в промежуточной зо­не следа отобразились имеющиеся в этой части обуви маркировочные знаки — цифры и клейма. При наличии дорожки следов можно сделать дополнительные предположительные суждения о:

а) половой принадлежности оставившего ее лица в связи с тем, что для человека среднего роста
и телосложения при нормальном темпе ходьбы длина шага у мужчин колеблется в пределах 70-
90 см, а у женщин —- в пределах 50-70 см. Угол разворота стопы, если он положителен, составляет
в этих же условиях 18-25 градусов и 12-18 градусов соответственно;

б) характере движения' шел ли человек спокойным ровным шагом или бежал, останавливался
ли в пути; ..-..'.'. '.".'..;..'.■.


Глава 11. Работа следователя со следами

в) факте переноса им каких-либо тяжестей, так как при этом наблюдаются глубоко вдавленные
следы задней части обуви;

г) наличии физических недостатков. Так, для хромого характерна уменьшенная длина шага
больной ноги по сравнению со здоровой. Возможно также наличие следов палки, трости.

Связав вид следа с погодными метеоусловиями, можно сделать суждение о времени его образо­вания: четкий, глубокий след на плотной почве может быть оставлен после дождя, а если он запол­нен водой, то — в то время, когда он еше шел. То же самое можно сказать о следе, припорошенном снегом, образованном до окончания снегопада, заледенелом после оттепели.

Поиск следов обуви

Осуществляется по всему месту происшествия, а также с учетом результатов моделирования события преступления на примыкающих участках местности и строений. В помещении поверхно­стные следы наслоения, образованные различными загрязнениями, могут быть обнаружены в мес­тах проникновения преступников: на полу около входной двери или окна, на подоконнике или по всему жилищу, если при поиске ценностей были рассыпаны такие порошкообразные вещества, как мука, цемент, стиральный порошок, земля из цветочных горшков.

Поверхностные следы, возникшие в результате отслоения частиц подошвы, особенно резино­вой, могут образоваться в результате нанесения ударов ногами по внешней поверхности входной двери, по потерпевшему, находящемуся в одежде, а также при контакте обуви с листами бумаги, картона, предметами одежды, рассыпанными по полу, с керамической плиткой, линолеумом.

Объемные следы ног на местности могут быть обнаружены на пути прихода и ухода преступни­ков с места происшествия, при волочении и переносе трупа потерпевшего к месту его укрытия, иногда даже на значительном расстоянии. В зданиях подобные следы могут образоваться при уходе преступников через чердаки на чердачной засыпке.

Обнаружение следов обуви

Обнаружение объемных следов ног, а также поверхностных, образованных посторонними за­грязнениями, особых сложностей не вызывает. Невидимые следы наслоения частиц подошвы мож­но выявить путем обработки поверхности-следоносителя магнитными дактилопорошками с помо­щью магнитной кисти. На пористой поверхности выявленные таким образом следы обуви можно закрепить путем обработки их парами йода. При неблагоприятных погодных условиях обнаружен­ные на открытой местности следы должны быть прикрыты подручным материалом.

Фиксация следов обуви

Включает в себя:

1) фотографирование;

2) измерение;

3) описание в протоколе осмотра;

4) указание на плане.

1. Фотографированию подлежат любые обнаруженные на месте происшествия следы обуви,
включая бесформенные и заранее непригодные к идентификации. Фотографирование производят
по правилам судебно-оперативной фотографии, строго соблюдая параллельность плоскости кадра
плоскости поверхности-следоносителя. След должен занимать по возможности большую часть кад­
ра. Масштабная линейка укладывается рядом с фотографируемым следом в одной плоскости с его
основанием. Если объемный след глубоко вдавлен в грунт, то рядом со следом на всю длину мас­
штабной линейки делается углубление, основание которого должно находиться на одном уровне с
дном следа. Деления линейки должны быть всегда направлены в сторону следа.

Дорожка следов фотографируется методом панорамной съемки. Лучший способ освещения при фотографировании следов обуви — равномерный рассеянный свет с боковой подсветкой, выпол­няемый с помощью экрана, с тем чтобы создать косо падающие лучи света, в которых четче про­ступают объемные элементы следа.

Следы паток, тростей, костылей и др. приспособлений, облегчающих ходьбу, фотографируются как совместно с рядом расположенными следами обуви, так и отдельно.

2. Измерение следов производится с помощью линейки и циркуля. По оси измеряется его общая
длина, а также отдельно длины подметочной, каблучной и промежуточной частей. Ширина подме­
точной и каблучной частей замеряется в самом широком месте, а промежуточной — в самом узком.

Элементы дорожки следов измеряются по отношению ко всем имеющимся на ней следам с тем, чтобы получить впоследствии усредненные данные. Угол разворота стопы сначала обозначается двумя кусками шпагата, привязанными к одному колышку, а затем измеряется транспортиром.


Глава И. Работа следователя со следами

Нужно учесть, что он в зависимости от манеры ходьбы может быть положительным, отрицатель­ным и нулевым.

3. В протокол осмотра заносятся следующие данные:

а) место обнаружения следов с привязкой на плане;

б) применительно к каждому обнаруженному следу:

- поверхность-следоноситель;

- вид следа (объемный, поверхностный);

- размеры следа;

- посторонние вещества или предметы, находящиеся на следе;

- были ли они удалены перед изготовлением с него копии;

- способ фиксации изъятия, использованные для этой цели технические средства;

в) применительно к дорожке следов:

- длина и ширина каждого шага;

- направление движения;

- угол разворота стопы для каждого следа.

Изъятие следов обуви

Поверхностные следы обуви, образованные наслоением постороннего вещества, его отслоением или выявленные дактилопорошками, могут быть изъяты на дактилопленку большого формата. С объемных следов изготавливаются гипсовые слепки. Если это необходимо, то предварительно пин­цетом из следа удаляют листья, камни или другие предметы, которые попали в след заведомо после его образования. Залитый водой след нужно предварительно осушить. Для этого можно использо­вать резиновую грушу, медицинский шприц, фильтровальную бумагу. Удалять воду следует чрез­вычайно осторожно и возможно малыми порциями, так как вместе с перемещением воды могут сместиться частицы грунта, составляющие особенности строения следа. Если воды много, след осушается с помощью дренажной канавки, вырытой сбоку от следа.

Поверхность объемных следов, образованных на сухих грунтах и сыпучих материалах, необходи­мо укрепить путем опрыскивания их лаком для волос в аэрозольной упаковке. Для этого необходимо:

а) снять с аэрозольного баллона защитный колпачок и путем нажатия на клапан убедиться, что
лак тонко разбрызгивается сильным конусообразным факелом;

б) оградить след с подветренной стороны подручными средствами;

в) обработать поверхность следа лаком с расстояния 15-20 см, следя за тем, чтобы струя газа не сду­
вала частицы следообразующей поверхности и лак попал во все углубления, щели и складки следа;

г) дать следу подсохнуть в течение 15-20 мин. в зависимости от температуры воздуха.

Для изготовления слепков сухой медицинский гипс необходимо смешать с водой в соотношении 1:1 по объему, тщательно размешать и выждать момент, когда смесь начнет загустевать и превратится в жидкую пасту. Затем часть готовой гипсовой пасты осторожно уложить ложкой в след таким обра­зом, чтобы ложе следа было полностью покрыто слоем пасты высотой 1 см. Никаких ограждающих бортиков делать не надо, так как наста не разливается и хорошо удерживается даже в наклонных сле­дах. Положить тыльную сторону ложки на поверхность пасты и легкими вертикально-колебательными движениями уплотнить уложенную массу. Для придания слепку необходимой жест­кости уложить в след каркас ич предварительно смоченных деревянных палочек, к одной из которых должен быть привязан шпагат с биркой. Детали каркаса не должны выступать за габариты слепка. В заключение необходимо уложить в след остаток гипсовой пасты так, чтобы общая толщина слепка была не менее 2-2,5 см. Для изготовления одного слепка требуется 2-2,5 стакана гипса. Готовый сле­пок можно изъять из следа не ранее чем через час, глубоко подкапывая лопатой, ножом или листом жести. Обычно к ложу слепка прилипают слои рыхлого грунта. Такой конгломерат необходимо упа­ковать в коробку с мягкой прокладкой (ватой, скомканными клочками бумаги, ветошью) и по воз­вращении с места происшествия подсушить на воздухе в течение 3^ ч. После подсушки приставший к слепку грунт можно смыть слабой струей воды, используя кисть или марлевый тампон.

Слепок окончательно высушивается в сухом, теплом помещении, но вдали от отопительных приборов. Время сушки зависит от величины слепка и температуры. Например, слепок средней толщины (2-2,5 см) высыхает при комнатной температуре через 1-1,5 суток, а при 50-60 градусах — через, несколько часов. Сушка при более высокой температуре нежелательна во из­бежание растрескивания слепка.

Счищать грунт на месте происшествия категорически запрещается, так как слепок еще сильно увлажнен и можно легко повредить поверхность, воспроизводящую мелкие особенности следа.

Применять для укрепления следа перед изготовлением гипсовых слепков растворы каких-либо других смол и полимеров (например, полихлорвинила, акрила, полистирола и др.) недопустимо


Глава 11. Работа следователя со следами

Это приведет к неминуемой порче слепка, так как грунт, закрепленный этими веществами, водой не смывается.

Изготовление гипсовых слепков со следов обуви на снегу имеет свои особенности. Прежде все­го вода, предназначенная для получения гипсовой пасты, должна быть охлаждена до 0 градусов пу­тем добавления чистого снега или льда до тех пор, пока они перестанут таять. Сухой гипс следует также охладить, для чего посыпать его тонким слоем на противень или лист фанеры и положить на снег. Чашку со смесью гипса и воды нужно обложить со всех сторон снегом и непрерывно поме­шивать массу до образования пасты.

Перед изготовлением слепка след необходимо укрепить и закрыть имеющиеся снежные поры. Для этого он опрыскивается водой из хорошо отрегулированного пульверизатора. При этом нужно иметь в виду, что при температуре окружающего воздуха свыше 0 градусов опрыскивать след во­дой нецелесообразно; при температуре от 0 градусов до минус 15 градусов вода для опрыскивания должна иметь температуру 0 градусов, т.е. погруженный в нее снег не должен таять. При темпера­туре от минус 15 градусов до минус 25 градусов целесообразно использовать воду, имеющую тем­пературу плюс 5-10 градусов, так как более холодная вода будет замерзать в наконечнике пульве­ризатора и его придется часто отогревать теплом ладоней рук, что не всегда удобно.

Поверхность следа нужно обрабатывать водой с расстояния 10-15 см, следя за тем, чтобы струя воздуха не сдувала частицы снега и капли воды попадали во все углубления, щели и складки следа. После укрепления следа слепок изготавливается с помощью холодной гипсовой пасты по выше­описанной методике.

На извлеченные со следа слепки может налипать ком снега, который нельзя счищать, — он должен стаять самостоятельно. Сырые слепки очень непрочны, вследствие чего нельзя прикасаться к их контактной поверхности до окончания сушки.

При температуре ниже минус 25 градусов работать с водой и гипсовой пастой на открытом воз­духе практически очень сложно. Поэтому для изъятия с помощью гипса объемных следов на снегу можно воспользоваться подручными приспособлениями и, если это возможно, перенести массу снега со следом в помещение с более высокой температурой, где и изготовить гипсовые слепки.

Следы транспортных средств

Виды следов транспортных средств, их обнаружение, фиксация и предварительное

Исследование

Следы транспортных средств (автомашины, мотоцикла, велосипеда, гусеничного трактора или тягача, прицепа, повозки, саней) позволяют установить модель транспортного средства и в ряде случаев идентифицировать его, определить место остановки, направление и скорость движения, место дорожно-транспортного происшествия, его механизм.

Следы транспортных средств могут быть образованы:

а) на дорожном покрытии и лежащих на дороге предметах— шинами, колесами гужевого
транспорта, гусеницами, полозьями саней, нижними частями автомашины, тягача, трактора, иными
частями транспортного средства при его переворачивании;

б) на различных предметах, в том числе другом транспортном средстве, — выступающими час­
тями (бампером, облицовкой, фарами, крыльями, буксировочным устройством и др.).

Следы могут быть объемными, образующимися на грунте, снеге, и поверхностными (отслое­ния и наслоения). Последние делятся на позитивные, отображающие только выступающие части рисунка протектора, и негативные, образующиеся за счет наслоения грязи, застрявшей в углубле­ниях протектора. Различаются также следы качения и следы динамические (скольжения). К по­следним относятся следы торможения при полной блокировке колес (следы юза).

К следам транспортных средств относятся также осколки стекла, отвалившиеся детали, отде­
лившиеся частицы краски, пролившиеся жидкости (топливо, смазочные масла, тормозная и охлаж­
дающая жидкости), части упавшего груза...,.'.'

. Объемные следы обнаруживаются легко. Увидеть поверхностные следы, образующиеся на твердом покрытии дороги (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования транспортного средства, одежде потерпевшего, значительно труднее.

Поверхностные позитивные следы хорошо видны на асфальте после того, как транспортное
средство проехало участок дороги, покрытый водой..

. Поверхностные негативные следы видны хуже, иногда их можно обнаружить лишь при косо
падающем освещении или осмотре возможного"места расположения следов под острыми углами к
следовоспринимающей поверхности..........................


Глава 11. Работа следователя со следами

При поиске следов транспортного средства, оставленных при столкновении на другом транс­портном средстве, рекомендуется прежде всего осмотреть бампер, облицовку передней части авто­машины, крылья, все иные выступающие части.

Обнаруженные следы транспортного средства фотографируются по правилам судебной фото­съемки. Так как следы колес имеют линейный характер, они фотографируются способом линейной панорамы с масштабом, а следы на крутых поворотах— способом круговой панорамы. Объемные следы фотографируются с дополнительной боковой подсветкой. Следы на снежном покрове фотогра­фируются с желтым светофильтром. Отдельно фотографируются наиболее четкие участки следов.

Первостепенное значение при фиксации следов транспортных средств имеют измерения. При помощи измерений устанавливаются размеры и расположение следов по отношению к неподвиж­ным ориентирам (нанесенной осевой линии, краям дороги, столбам на обочине и др.)."Рекоменду­ется измерить:

а) ширину колеи, оставленной колесами (гусеницами, полозьями), т.е. расстояние между сред­
ними линиями или одноименными краями следовых полос;

б) ширину беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев);

в) базу автотранспортного средства (расстояние между передней и задней осью) — по следам на
месте разворота с применением заднего хода или вмятинам на стоянке;

г) длину окружности шины (колес) — по расстоянию между серединами двух последователь­
ных отображений какой-либо особенности поверхности колеса (повреждения, внедрившегося ка­
мешка и др.). По длине окружности шины (S) определяется ее наружный диаметр (Д) с использова­
нием формулы: Д=Бх 1,1: 3,14. Все измерения проводятся между центрами (средней линией
следов);

д) длину следов торможения (если они располагаются на участках с различным дорожным по­
крытием, необходимо измерить длину следа на каждом из этих участков);

е) длину и ширину следов пролившейся жидкости, наслоения грязи или иного вещества.
Измерение и описание следа полного торможения (следа юза) или неполного (прерывистого)

торможения являются крайне важными, так как на основе этих данных и с учетом коэффициента сцепления шин с дорогой, а также некоторых иных данных специалист может установить скорость движения автомашины.

Описанию и масштабной фотосъемке подлежат и характерные особенности отпечатков шИны или ободков колес, образуемые трещинами, внедрившимися камешками и т.п. При этом необходи­мо иметь в виду, что следы передних колес обычно перекрываются следами задних, и раздельно следы колес хорошо отражаются лишь при совершении машиной поворота..

В случае обнаружения последовательных отпечатков одной и той же особенности измеряется расстояние между ними, которое равно величине окружности шины.

По ряду признаков следов транспортных средств можно определить и направление движения:

а) при движении по сыпучему грунту по краям следа колеса образуется веер из частиц грунта,
острие которого направлено в сторону движения;.

б) при переезде через лужи и загрязненные участки дороги образующийся след сходит на нет в
сторону движения;.

в) капли жидкости, падающие из транспортного средства, имеют вытянутую форму, острый ко­
нец которой направлен в сторону движения;

г) при движении по траве стебли ее наклоняются в сторону движения транспортного средства.

Часто важным является исследование следов торможения, позволяющее, в случае его осуществ­ления на все четыре колеса, установить примерную скорость движения транспортного средства пе­ред торможением.

Расчет ведется по формуле: V = у]254-s-s,, где V — скорость движения, s — коэффициент сце­пления протекторов шин с поверхностью дороги, s, — длина следа торможения (тормозного пути).

Примерные коэффициенты сцепления: сухой асфальт— 0,6-0,45; мокрый асфальт, грунтовая дорога— 0,4-0,3; заснеженная дорога— 0,21-0,15; обледенелая дорога— 0,15-0,11. Указанные колебания показателей зависят от степени увлажнения, заснеженности, неровностей дороги и неко­торых других факторов.

По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, ру­ководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин и модели автомашин, мо­тоциклов, мопедов и мотороллеров, на которых такие шины устанавливаются.

В определенной мере такая констатация является условной, поскольку на машинах нередко ус­танавливаются шины, не предусмотренные для данной модели, например, на автомашины «Нива» для езды по городу часто устанавливают шины, предназначенные для «Волги».


Глава И. Работа следователя со следами

С целью дальнейшей идентификации транспортных средств участки их объемных следов на сы­пучем веществе закрепляются с помощью лака для волос и затем копируются при помощи гипса аналогично тому, как это делается со следами ног. Аналогичным способом копируются объемные следы на мягком грунте (почве, глине).

Следы повреждений на транспортном средстве, возникшие в результате столкновения, наез­да, опрокидывания, фиксируются путем детальной фотосъемки. Следы наслоений, возникшие на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на других объектах, изымаются по возможности вместе со следоносителем или отделяются от объекта и упаковываются.

Обнаруженные на месте происшествия предметы с отобразившимися на них следами транс­портных средств, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла, час­тицы краски и др.), перечисляются в протоколе осмотра и приобщаются к делу в качестве вещест­венных доказательств. Упаковка данных предметов должна быть произведена с таким расчетом, чтобы не были повреждены находившиеся на них следы.

При наличии на месте происшествия следов горюче-смазочных веществ изымаются их пробы, по возможности с частью следоносителя.

Следы транспортных средств подробно описываются в протоколе осмотра, где указывается:

а) вид и состояние поверхности, на которой оставлены следы (мокрый или сухой асфальт, сухая
песчаная почва, глина, снег);

б) вид следа (объемный, поверхностный, позитивный, негативный, статический, динамический,
след торможения, разлившаяся жидкость, осыпавшаяся с нижней части транспортного средства
грязь и т.д.);

в) место расположения следа но отношению к неподвижным ориентирам;

г) ширина отображений протекторов колес (либо гусениц, полозьев), ширина колеи, база транс­
портного средства, длина следа юза, ширина и длина следа пролившейся жидкости, осыпавшейся
грязи и т.д.;

д) расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекта покрышки);

е) признаки направления движения.

Место расположения обнаруженных следов транспортных средств отмечается на составляемом плане или схеме, которые прилагаются к протоколу.

При описании в протоколе осмотра следов столкновения, обнаруженных на транспортном сред­стве и иных объектах, указывается:

а) вид следа (вмятина, царапина, разрыв металла и т.д.);

б) место расположения следа, его размеры (наибольшие длина, ширина);

в) наличие на объекте наслоений краски или других частиц от детали, оставившей след;

г) признаки приложения силы, ее направление в момент столкновения;

д) иные особенности, характеризующие оставленный след.

В протоколе указывается, производилось ли фотографирование, делались ли зарисовки следов, отмечены ли они на плане, сделаны ли копии объемных следов или отпечатки поверхностных сле­дов, приобщены ли они к протоколу. Объемные и поверхностные следы транспортных средств ко­пируются так же, как следы ног.

Осмотр места автотранспортного происшествия лучше всего производить с участием специали­ста-криминалиста и автотехника. Ими могут быть проведены предварительные исследования для выяснения перечисленных выше вопросов.

Возможности судебных экспертиз

На разрешение экспертиз следов транспортных средств могут быть поставлены следующие во­просы:

1) не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного
транспортного средства (колесами, шинами, полозьями, гусеницами, другими его деталями);

2) к какому типу (виду, модели) относится транспортное средство, оставившее следы;

3) к какой модели относятся шины автотранспортного средства, оставившие следы, каковы их
особенности;

4) в каком направлении двигалось транспортное средство;

5) принимал ли водитель усилия к остановке транспортного средства;

6) с какой скоростью двигалось транспортное средство.

При назначении экспертизы целесообразно выяснить у эксперта, какие сравнительные материа­лы ему понадобятся, а также какие еще вопросы, судя по обстановке места происшествия, могли бы быть перед ним поставлены.


Вопросы 1-4 решаются обычно в рамках криминалистической, а 5 и 6 — автотехнической экс­
пертизы. Вопросы 2 и 3, при необходимости, могут решаться комплексной криминалистическо-
автотехниче! кой экспертизой.,' •.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.