Плаксивый – плакучий – плачевный — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Плаксивый – плакучий – плачевный

2017-09-29 489
Плаксивый – плакучий – плачевный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Плаксивый – 1) часто плачущий, склонный к слезам, 2) жалобный, такой, какой бывает при плаче. Примеры употребления: плаксивый ребёнок, плаксивое настроение; плаксивый голос, плаксивое выражение лица.

Плакучий – 1) имеющий длинные, свисающие ветви, 2) устаревшее: часто плачущий. Примеры употребления: плакучая берёза, плакучая ива. Во втором значении слово можно встретить в классической литературе.

Плачевный – 1) вызывающий сожаление, жалость, 2) устаревшее: тоскливый, жалобный. Примеры употребления: плачевное положение дел, плачевное состояние, плачевные результаты; плачевные звуки.

ПОДБОР – ВЫБОР

Подбор – 1) процесс, 2) собрание, коллекция. Примеры употребления: подбор кадров, подбор людей, подбор артистов; подбор украшений, подбор монет, подбор книг.

Выбор – 2) процесс, 2) то, из чего выбирают, 3) во мн. ч.: выборы –избрание голосованием. Примеры употребления: выбор профессии, предложить на выбор, хороший выбор, небогатый выбор, огромный выбор; выборы президента.

УДАЧЛИВЫЙ – УДАЧНЫЙ

Удачливый – тот, кому способствует удача; успешный.
Примеры употребления: удачливый предприниматель, удачливый спортсмен; удачливая охота.

Удачный – 1) завершившийся успехом, удачей, 2)хороший, отвечающий требованиям. Примеры употребления: удачное дело, удачная операция; удачный фильм, спектакль, удачная роль, удачные слова.

План:

1. Частица как часть речи

2. Разряды частиц по значению и роли

3. Формообразующие частицы, значение, роль, правописание

4. Частица НЕ, значение, роль, правописание

5. Частица НИ, значение, роль, правописание

6. Модальные частицы, значение, роль, правописание

7. Отличие частиц (КАК, ЧТО ЗА, НЕ, НИ, БЫ, ЖЕ) и омонимичных им слов типа КАК, сочетаний слов типа ЧТО ЗА и частей слов типа НЕ, НИ, БЫ, ЖЕ и др.

8. Правописание частиц (дефисное, раздельное)

В О П Р О С Ы:

· Какими компетенциями мы должны обладать, усвоив тему «Частицы»? ____________________________________________________

_____________________________________________________________________

1. Что собой представляет частица как часть речи?

2. На какие разряды подразделяются частицы по значению и роли?

3. Какие функции выполняют формообразующие частицы?

4. Какую функцию выполняет частица НЕ и в каких случаях она употребляется?

5. Какую функцию выполняет частица НИ и в каких случаях она употребляется?

6. Какие функции выполняют модальные (смысловые) частицы?

7. Каковы отличительные признаки частиц и омонимичных им слов и сочетаний слов?

8. Какие частицы пишутся через дефис?

Какие частицы пишутся раздельно?

ЧАСТИЦА – это служебная часть речи, которая вносит в предложение различные значения или служит для образования форм слов.

Частицы НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ и НЕ ЯВЛЯЮТСЯ членами предложе­ния.

По значению и роли в предложении частицы делятся на три РАЗРЯДА: формообразующие, отрицательные и модальные.

· ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ служат для образования:

1) УСЛОВНОГО и ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО накло­нений глагола:

УСЛОВНОЕнаклонение ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕнаклонение
пришёл бы, надела б пришлось бы, что бы ни случилось да здравствует давай (давайте) поедем пусть (пускай) поедет

Частица бы(б) может стоять перед глаголом, к которому относится, например: Я б в рабочие пошёлпусть меня научат (В. Маяковский), после глагола, например: Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой землиМосква (В. Маяковский), может отделяться от глагола другими словами, например: Я сделал ещё бы лучше; Я бы ещё лучше сделался.

2) простой формы СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ наречия или прилагательного

Сравнительная степень ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО Сравнительная степень НАРЕЧИЯ
более симпатичный менее образованный более здраво менее активно

· ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ НЕ и НИ

З н а ч е н и я частицы НЕ:

Отрицательное значение Положительное значение
всего предложения отдельного слова    
Не спешите с отве­том. Не бывать этому. Перед нами оказалась не маленькая, а боль­шая поляна. Товарищ немог не помочь мне.

З н а ч е н и я частицы НИ:

Отрицательное значение в предложении без подлежащего Усиление отрицания в предложениях с частицей НИ и со словом НЕТ Обобщающее значение в предложениях с отрицательным место­имением и наречием
Ни с места! Вокруг ни души. Вокруг нет ни ду­ши. Не видно ни кустика. Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду) посмотришь, везде поля и поля.

· МОДАЛЬНЫЕ (СМЫСЛОВЫЕ) ЧАСТИЦЫ

К модальным (смысловым) относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Модальные частицы, вносящие в предложение СМЫСЛОВЫЕ ОТТЕНКИ, де­лятся на группы по значению:

Вопрос Указание Уточнение Выделение, ограничение
ЛИ РАЗВЕ НЕУЖЕЛИ ВОТ (А ВОТ) ВОН (А ВОН) ИМЕННО КАК РАЗ ТОЛЬКО ЛИШЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЧТИ

Модальные частицы, выражающие ЧУВСТВА и ОТНОШЕНИЕ говорящего, также делятся на группы по значению.

Восклицание Сомнение Усиление Смягчение требования
ЧТО ЗА КАК ВРЯД ЛИ ЕДВА ЛИ ДАЖЕ ЖЕ ДАЖЕ И ВЕДЬ НИ УЖ И ВСЁ -ТАКИ ВСЁ-ТАКИ -КА

· СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ:

1. Частицы и омонимичные им другие части речи; например,

- частицу КАК и союз КАК: Как ( ЧАСТИЦА ) хорошо ты, о море ночное! (В. Жуков­ский). – Я не знаю, как ( СОЮЗ ) лучше выразить свою мысль;

- частицу ЧТО ЗА и местоимение ЧТО с предлогом ЗА (Что за ( ЧАСТИЦА ) дом! – Что за ( МЕСТ-Е+ПРЕДЛОГ ) домом?).

2. Частицы и омонимичные им приставки и суффиксы:

-частицы НЕ, НИ и приставки НЕ- и НИ- (Не пришёл, но: не приветливый; ни деревца, но: ни какой);

-частицу то и суффикс - то: (стол-то (ЧАСТИЦА), но: кто- то (СУФФИКС).

3. Частицу бы (б) после местоимения что и союз чтобы:

Что бы (МЕСТ-Е + ЧАСТИЦА) вы пожелали? Отец уехал в санаторий, чтобы (СОЮЗ) подлечиться).

4. Частицу же после местоимения то или наречия так и союзы тоже и также:

- То же (МЕСТ-Е + ЧАСТИЦА), что и вчера; Так же (НАРЕЧ. + ЧАСТИЦА), как и сегодня; То же (МЕСТ-Е + ЧАСТИЦА) слово, да не так бы молвить (пословица); Небо над нами тоже (СОЮЗ) было тёмное, луны ещё не было (М. Горький); Сегодня так же (НАРЕЧ. + ЧАСТИЦА), как и вче­ра, мела метель; Вчера мело. Сегодня также (СОЮЗ) метёт.

· РАЗДЕЛЬНОЕ И ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

ЧЕРЕЗ Д Е Ф И С: Р А З Д Е Л Ь Н О:
ÑЧастицы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- (КОЙ-), -КА, -С, -ДЕ, -ТКА: кто-нибудь, что-то, кого-либо, какой-нибудь, возьми-де, скажи-ка, ну-с, кое-кто, кое-как, ну-тка. ÑЧастица - ТАКИ только после наречий (опять-таки) и глаголов (написал-таки). ÑСлово все-таки. ÑЧастицы БЫ (Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж). ÑЧастица КОЕ- (КОЙ-), отделенная от местоимения предлогом: кое у кого, кое с кем, кое о чем. ÑЧастицы БУДТО, РАЗВЕ, ВЕДЬ, МОЛ, а также сочетания ПОЧТИ ЧТО, ТОЛЬКО ЧТО. ÑЧастица ТАКИ – после некоторых частей речи, кроме наречий и глаголов: он таки, нам таки. ÑСочетание ВСЕ Ж ТАКИ.

 

· МЕЖДОМЕТИЯ

План:

1. Междометие как особая часть речи и его признаки

2. Разряды междометий по значению и роли

3. Разряды междометий по структуре

4. Звукоподражательные слова, их функции и синтаксическая роль

МЕЖДОМЕТИЕособая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в слу­жебные части речи.

Междометия не изменяются и не являются членами предло­жения.

Но иногда междометия употребляются в значении других.... При этом междометие принимает кон­кретное лексическое значение и становится членом предло­жения, например: Ай да мёд! (А. Пушкин) – ай да в значе­нии определения. Вот раздалося «ау!» вдалеке (Н. Некра­сов) – ау – подлежащее.

· РАЗРЯДЫ МЕЖДОМЕТИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Разряды: Примеры:
1. Междометия, выражающие различные чув­ства, настроения (ВОСТОРГ, УДИВЛЕ­НИЕ, СТРАХ, ГОРЕ и т. д.): ах, ай, ба, о, ох. эх, эй, увы, ура, фу, фи, тьфу и др. 2. Междометия, выражающие различные по­буждения (жела­ние удалить -ко­го-л., прекратить разговор или шум, побужде­ние к речи, дей­ствию и др.): прочь, вон, тсс, цыц, ну, ну-ну, эй, брысь и др. Ах, голова горит, вся кровь моя в волненьи (А. Грибоедов). Ай, ребята, пойте, только гусли, стройте, (М. Лермонтов). Ба! Зна­комые всё лица (А. Грибоедов). Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит (М. Лермонтов). Эй, ямщик, смотри: что там такое чернеется? (А. Пушкин). Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват (А. Пуш­кин). А вон-вон: это облачко (А. Пушкин).
Руки прочь от России! Вон отсюда! Тсс, не шуми. Цыц, кому говорю! Ну-ну, смотри у меня!  

· РАЗРЯДЫ МЕЖДОМЕТИЙ ПО СТРУКРУРЕ

Междометия бывают НЕПРОИЗВОДНЫМИ (например: а, э, у, ах, эх, ну, увы, фу и др.) и ПРОИЗВОДНЫМИ, т. е. возникшими из самостоятельных частей речи (например: брось! извините! батюшки! ужас! и др.). (Ср.: Брось (ГЛАГОЛ) курить!)

Междометие – характерная принадлежность РАЗГОВОРНОГО стиля. В художественных произведениях междометия чаще используются В ДИАЛОГАХ.

К ВНЕНАЦИОНАЛЬНЫМ относятся первообразные эмоциональные междометия, схожие с рефлекторными выкриками, такие как ах, а, о, ох, фу, хм, ха, эх, эй и т.д.

· ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Надо отличать междометия от ЗВУКОПОДРАЖА­ТЕЛЬНЫХ СЛОВ: Мяу-мяу! Му-у! Динь-динь! Бах-бах! Хлоп! и др. Звукоподражательные слова передают различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи да ха-ха-х а), животных (курлы-курлы-курлы, хрю-хрю, мяу-мяу), предметов (динъ-динъ-динъ, тик-так, бух-бух) и т. д. Звукоподражательные слова – НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова. Этим они близки к междометиям. В ОТЛИЧИЕ от междометий звуко­подражательные слова НЕ ВЫРАЖАЮТ ЭМОЦИЙ, ЧУВСТВ, ПОБУЖ­ДЕНИЙ.

Звукоподражательные слова чаще состоят из одного слога или из повторяющихся слогов: бух, мур, булъ-булъ, гав-гав, кап-кап, ква-ква и др. Они служат для образования других слов, в первую очередь, глаголов: мяумяукатьмяуканье; булъ-бульбулькатьбульканье; шу-шушу­шукатьшушуканье; хи-хи-хихихикатьхихиканье и др. В предложении звукоподражательные слова МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Ваше вечное шу-шу (подлежащ.) меня раздражает.

В О П Р О С Ы:

· Какими компетенциями мы должны обладать, усвоив тему «Междометия»? ________________________________________________

_____________________________________________________________________

1. Что собой представляет междометие как особая часть речи и каковы его признаки?

2. Каковы разряды междометий по значению и синтаксическая роль?

3. Какова синтаксическая роль междометий?

4. Каковы разряды междометий по структуре?

5. Что собой представляют звукоподражательные слова и каковы их функции и синтаксическая роль?

· Задания, упражнения, тесты


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.