Нйцефоро (Niceforo) Альфред о — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Нйцефоро (Niceforo) Альфред о

2017-09-29 245
Нйцефоро (Niceforo) Альфред о 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

r;f 23.01.1876 Катанья-02.03.I960 Рим., Итальянский социолог, криминолог, и статистик, выдвинувший теорию о том, что каждый индивид имеет «глубинное Эго» антиобщественных, подсознательных импульсов которое, пред-ставляетаобой возврат к доцивилизационному существованию. Эти импульсы подавляются «супер-эго», которое формируется социальным окружением человека. Эта теория, которую он об-народовадде 1902 году, имеет некоторое сходство с психоанализом. Нйцефоро обучался криминологии в Лозанне^ Брюсселе^ а статистике в университетах Неаполя и Рима (с 1931). Первоначально на него повлиял теория Чезарре.Ломброзо (1835-1909). Нйцефоро полагал, что мотивы преступлений можно понять только, через полное — биологическое, психологическое, и социологическое исследование нормального человека. Один да первых социологов-эмпириков в Италии, он (Применил, статистику при изучении социального поведения. На основе этих исследований он пришел к выводу о том, что у людейдао всех обществахобнаруживаются некоторые постоянные резидуальные особенности, которые индивидуально проявляются. Он также различала каждом обществе расслоение людей на социальные иерархии и их объединение в ;массу, что особенно заметно в религиозных и национальных идеологических системах. В разработке его теории двойного Эгачеловека, он отмечалу что глубинное Эго часто успешно уклоняется от попыток Суперэго

управлять,им. ^Основная работа: «L' «io» profondo e lesue maschere»-(1949;

«The Deep Ego and, Its Masks»).

EL

Классики Миройой-Психологии

Классики Мировой Психологии

н

: • '.-•/;:""' Ницше Фридрих ' •' • <• ^ '1

15.1ОЛ844 Рокен. Саксония - 25.08.1900 Веймар

'Гениальный немецкий философ, и критик культуры, ставший однийиз наиболее влиятельных современных мыслителей. Его райоблачёнйе'гЛубинМых мотивов, которые лежали в основе традиционной западной религии, этики, и философии оказали сильное влияние на поколения богословов^ философов,1-психологов, поэтов, романистов, и драматургов. Родился в семье! пастора. Изучал.классическую филологию и теологик}" в университетах Бонна и Лейпцига. В 1869 году Ницше получил место профессора классической филологии в Базеле и вскоре стал швейцарс-кимтралоданином. Во время.Франко-Прусской войны (1870) он служил добровольцем в госпитале прусской армии и тяжело заболел, вначале дизентерией, а затем дифтерией. В этот период он подружился Рихардом Вагнером, но разорвал с ним отношения в 1878 году; из-за шовинизма и антисемитизма последнего. Втомже 1878 году Ницше вынужден был оставить преподавание из-saf тяжелой болезни глаз, ведущей к полной слепоте. Он получал пенсию в 3000 швейцарских франков в год. Тяжело больной, наполовину;слепой, Ницше жил в пансионах в Швейцарии, Французской Ривьеры и Италии. В январе 1889 года он «пал в безумие и прожил последние 1Ь лет сначала в приюте Базеля, затем в Нимбурге под присмотром матери^ а после ее смерти в 1897 году, в Веймаре по присмотром сестры. Причиной его болезни был сифилис, приведший к прогрессивному параличу. В том, что имя Ницше ассоциировалось С Гитлером и нацизмом, основную роль сыграла его сестра Элизабет. Она была замужем за ярым шовинистом и антисёмитом'Бернгардом Фостером, а после его самоубийства в 1889 году и смерти брата, сделала все, чтобы представить взгляды Ницше в стиле ее покойного мужа. Являясь фанатической сторонницей Гитлера, она не останавливалась даже перед прямыми фальсификациями работ Ницше, и, таким образом, его имя было использовано

фашистами, для пропаганды своих человеконенавистнических идей. Сам Ницше был убежденным противником национализма, антисемитизма и политики силы, и вообще считал, что его род происходит от польских шляхтичей.

В философии Фридриха Ницше можно выделить три четких периодалРанние работы: «Рождение Трагедии» и «Несвоевременные мысли», находятся во власти романтичной перспективы под влиянием Шопенгауэра и Вагнера, Средний период: от «Человеческого, Слишком Человеческого» до «Веселой Науки», отражает традицию французских афоризмов. Ницше экспериментирует с литературными жанрами и освобождается от своего раннего романтизма и от влияния Шопенгауэра и Вагнера. Зрелая философия Ницше появилась после «Веселой Науки». В этот период Ницше исследует происхождение и функции ценностей в человеческой жизни. Он анализирует фундаментальные культурные ценности Западной философии, религии, и нравственного закона, который он характеризует как выражения аскетического идеала. Аскетический идеал рождается, когда страдание приобретает окончательное значение. Согласно Ницше иудео-христианская традиция,.связанная с страданием терпимого, интерпретирует это как намерение Бога и как искупление. С точки зрения учения Христианства о бессмертии души, жизнь и смерть каждого индивидуума приобретает космическое значение. Обычным в традиционной религии и философии является стремление к объяснению, оправданию и искуплению человеческого существования. Традиционный нравственный закон с точки зрения Ницше - это триумф нравственного закона раба, при котором гордость стала грехом; а милосердие, смирение, и повиновение заменяли соревнование, гордость, и автономию. Он утверждал, что в каждом человеке есть эти черты. Нигилизм был термином, предложенным Ницше для описания девальвации самых высоких ценностей, устанавливаемых аскетическим идеалом. Он думал о времени, в котором он жил как (О времени пассивного нигилизма. Триумф бессмысленнос-

н

Классики Мировой Психологии

ти - триумф нигилизма: «Бог мертв». Ницше считал, однако что большинство людей не могло воспринимать затмение аскетического идеала и бессмысленности существования, и будет искать пути вытеснения абсолютов, чтобы найти смысл в жизни. Он понимал, что развивающийся национализм один из таких зловещих путей. Другие, не менее зловещие пути, это братоубийственные войны под знаменами всеобщего братства, демократии и-социализма. Ницше считал свои книги борьбой с нигилизмом, и критическим анализом религии, философии, и нравственного закона. В своей знаменитой книге «Так говорил Заратустра» он утверждал, что человек, который сможет преодолеть все эти противоречия:, будет уже сверхчеловеком, чье расстояние ют обычного человека больше чем расстояние между человеком и обезьяной.

Ницше однажды написал, что некоторые люди рождаются посмертно, и это конечно истинно в его случае. История, философия, богословие, искусство, литература и психология XX века немыслимы без него. Он оказал сильное влияние на психологию А. Адлера и К. Юнга, а 3. Фрейд считал, что никто из людей не смог проникнуть в свой внутренний мир так глубоко, как это сделал Ницше. -

Иойманн (Neumann) Эрих

23.01.1905 Берлин - 05.11.1960 Тель-Авив

Израильский психолог. В 1927 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Берлинском университете, после этого изучал медицину и в 1933 г. сдал первый государственный экзамен, но из-за угрозы нацизма ему пришлось прервать образование, и он эмигрировал, сначала с Швейцарию, затем, в 1934 г., в Палестину. Занимался в Тель-Авиве частной психотерапевтической практикой, прошел обучение глубинной психологии у К. Г. Юнга (1934, 1936), постоянно ездил в Цюрихский институт Юнга и, с 1948 г., на заседания журнала «Eranos» в г. Аксоне, Швейцария. Читал гостевые лекции в Англии, Фран-176

„ии Нидерландах. Член Интернациональной ассоциации ана-^итической психологии и неизменный президент Израильской ассоциации аналитической психологии. Разработал понятие контроверсии, представляющей синтез экстраверсии и интро-веосии На основе мифологических архетипических сцен Ной-манн дал анализ развития сознания и женственности («Die grosse Mutter», Zurich, 1956). Автор ряда эссе о Леонардо да Ванчи, М. Шагале, В. А. Моцарте, Ф. Кафке, Г. Море («Die archetypische Welt Henry Moores», 1961) и др.

о

Классики Мировой Психологии

о

Олдс (Olds) Джеймс

1922 Чикаго. Иллинойс. США — 1976 Лагуна-Бич. Калифорния США

Выдающийся американский психолог и нейрофизиолог. Окончил Гарвардский университет (1951); там же получил докторскую степень (1952). Профессор Калифорнийского технологического института. Занимаясь исследованиями в лаборатории Хэбба в Университете МакГилла, он, совместно с Р. М. Милнером открыл, что стимуляция определенных участков мозга (в основном лимбической системы) вызывает чувство удовольствия и эффект не отличается от такого же эффекта, полученного естественным путем (1954). В том же году испанский нейропсихо-лог Хосе Делаго впервые обнародовал свое открытие «центров агрессии» в мозгу. Эти данные подтвердили некоторые положения традиционного гедонистического подхода к мотивации и поставило несколько серьезных вопросов перед преобладающими тогда теориями редукции влечения. Они также послужили импульсом к целой серии новых подробных анатомических и фармакологических исследований мозга, большая часть которых осуществлялась самим Олдсом и его сотрудниками. Олд-сом было опубликовано около сотни статей, главным образом о стимуляции (электрической и химической) и записях мозговой активности с помощью микроэлектродов. Получила известность его книга «The Growth and Structure of Motives» (1956).

Оллпорт (Allport) Гордон

11.11.1897 Монтесума. Индиана, >

— 09.10,1967 Кембридж. Массачусетс

Выдающийся американский психолог. Один из создателей диопозиционного направления в теории личности. Родился в семье врача. Закончил Гарвардский университет (1919) по специальности «философия и экономика». Заинтересовался психологией под влиянием своего брата Флойда, впоследствии ставшего известным социальным психологом. В 1919 - 1920 годах он преподавал социологию и английский язык в Колледже Роберта в Стамбуле. Посетил Вену, где встретился с*Фрей-дом. Докторскую степень по психологии получил в Гарварде (1922). Затем он в течение двух лет стажировался сначала в университетах Берлина и Бонна у Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Вильяма Штерна и др., а затем в Англии, в Кэм-бридже: В 1924 году он вернулся в Гарвард, где читал курс психологии. С 1926шО;1930.год был ассистентом профессора психологии в Дартмутском колледже; В 1942 года - профессор психологии в Гарварде. В 1939 году Оллпорт был избран президентом Американской психологической ассоциации (АПА), в 1963 году получил золотую медаль АПА, в 1964 - награду АПА «За выдающийся вклад в науку». В 1966 году он получил звание почетного профессора социальной этики; - кафедру Ричарда Кларка в Гарварде. Он был заядлым курильщиком и умер от рака легких.

Оллпорт дал свое известное определение личности, которое приводится во многих учебниках психологии: «Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые'определяют его поведение и мышление». Под «организацией» Оллпорт понимал единство в личности телесного и психического. Он разделял понятия'«личность» и «характер», полагая что характер - понятие этическое, которое используется для оценки поведения индивида. Исходя из этого,

Классики Мировой Психологии

О

он сформулировал известный афоризм: «характер - это оцененная личность, а личность - это неоцененный характер».

С точки зрения Оллпорта темперамент, интеллект и физическая конституция человека являются тем генетически обусловленным «первичным материалом», из которого строится личность. Эти наследственные структуры достаточно стабильны, мало изменяются под воздействием внешних факторов и, следовательно, ограничивают развитие индивидуальности. Он создал теорию черт, то есть тех структурных единиц личности, которые определяют индивидуальные особенности ее функционирования. Черта личности по Оллпорту - это нейропсихи-ческая структура, которая преобразует множество функционально эквивалентных стимулов, и на основе полученной информации формирует устойчивые поведенческие паттерны. Таким образом, с его точки зрения черты личности определяют относительно стабильное, индивидуальное поведение человека. Люди активно стремятся попасть именно в те ситуации, в которых они могут проявить свои индивидуальные особенности.

В дальнейшем Оллпорт выделил общие черты личности, характерные для данной культуры и индивидуальные черты, которые он затем назвал диспозициями. Согласно его классификации существуют три вида диспозиций: Кардинальные, Центральные, Вторичные. _

i Кардинальная диспозиция характерна для очень ^немногих людей, живущих одной глобальной идеей. Она определяет все их поступки и действия. Это великие проповедники, политики, ученые, способные увлечь за собой других..

Центральные диспозиции - это те блоки, из которых строится индивидуальность. У человека они проявляются при. контактах с окружающими. В среднем количество их колеблется от З.др 10. Вторичные диспозиции - это черты менее обобщенные, не всегда заметные, менее устойчивые. Сюда можно отнести привычки, особенности в одежде, еде, поведении в некоторых бытовых ситуациях. Они могут -изменяться со временем или под

J80

воздействием другой культурной среды. Для того чтобы их обнаружить, надо близко знать человека. Поэтому вторичные диспозиции менее пригодны для характеристики личности.

Важной характеристикой личности является интенция, то есть направленность личности (надежды, желания, планы, амбиции, уровень притязаний).

Оллпорт понимал, что характеристика личности не ограничивается набором диспозиций. Он предположил, что существует единый принцип организации установок, оценок, мотивов, ощущений, склонностей индивида, который он назвал пропри-умом. Под этим термином Оллпорт понимал позитивное, творческое, стремящееся к росту и постоянно развивающееся свойство человеческой натуры. Это та часть субъективного опыта, которая характеризуется словом «мое».

Проприум является «ядром» личности, которое формирует уникальность каждой человеческой жизни. Для объяснения мотивов действий и поступков человека Оллпорт создал теорию функциональной автономии.

Основной понятие этой теории он сформулировал так: «функциональная автономия - это любая приобретенная система мотивации, в которой напряжение больше не является аналогичным предшествующему напряжению, благодаря которому развилась эта система». Отсюда следует, что то, что человек собирается делать в будущем, какие цели он ставит перед самим собой, определяют его поведение в настоящем. Прошлое в теории личности Оллпорта имеет скорее историческое, чем психологическое значение. С его точки зрения причины поведения взрослого не зависят от начальных побуждений.

Основные работы: «Личность: психологическая интерпретация» (1937); «Человек и его религия» (1950); «Становление: основные положения психологии личности» (1955); «Личность и социальные конфликты» (1960); «Стиль и развитие личности» (1961) и «Письма Дженни» (1965). Он является также сова-тором двух широко используемых личностных тестов: «Изуче-

О

Классики Мировой Психологии

ние реакции A-S» (совместно с Ф. X, Олпортом, 1928) и'«Изучение ценностей» (в соавторстве с П. Е. Верноном, 1931; переработана Г, Линдсеем в 1951, и повторно издана в 1960).

Осипов Николай,Евграфович

1877—1934

Известный русский психиатр и психоаналитик. Ученик и сотрудник В. П: Сербского. Автор-одного из лучших учебников по психиатрии в России начала XX века. Психоанализ'изучал у Фрейда в Вене в 1910 году, атакже у Юнга и Блейлера в Цюрихе. Перевел? на русский язык несколько работ1 Фрейда. Вместе с М. Вульфом' создал адекватную1 русскую психоаналитическую терминологию. В 1921 году эмигрировал в Прагу, где практиковал как психоаналитик и читал курс психоанализа в< Карловом университете. Основатель психоанализа в Чехословакии.;

V}. '.

п

Павлов Иван Петрович

14.09.1849 Рязань - 27,02.1936 Ленинград Выдающийся русский физиолог. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине за 1904 год. Закончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Работал в Бреслау (ныне Вроцлав) у известного физиолога Рудольфа Гейденгайна и в Лейпциге у профессора Карла Людвига. В 1883 году защитил докторскую диссертацию в Военно-Медицинской академии. Занимался физиологией кровобращения и пищеварения. Учение Павлова о высшей нервной деятельности развивало идеи Сеченова, Основным в нем было представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюдионно-биологический (адаптивный) смысл. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом стереотипе»,как устойчивом комплексе реакций,на раздражители и др. Его исследования получили мировую, известность. Павлов достаточно резко вел научную полемику, но никогда не выходил за ее пределы. На попытки ЦК ВКЩб) политизировать науку, на любые проявления великодержавного шовинизма и антисемитизма он реагировал, мягко говоря, отрицательно. Весьма настороженно относясь к психологии, он с уважением отзывался о Фрейде, приветствовал открытие Московского психологического института, а в 20-е годы приглашал его из-

п

Классики Мировой Психологии

гнаного директора Г. И. Челпанова на работу в свою лабораторию. Правда в конце жизни с ним не очень считались.Он нужен был властям как своеобразная «икона», и желательно мертвым. А то что творили на приснопамятной сессии АН и АМН СССР 1950 года его «псевдоученики» К. М. Быков, А. Г. Смоленский, М. М. Кольцова и др. никакого отношения ни к его научным взглядам, ни к истинной науке не имеет.:

Основные работы: «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897); «Условные рефлексы» (1923) и др.

Пезешкиан Назрат

Род. в 1933

Немецкий психотерапевт и психолог. Родился в Иране, вынужден был эммигрировать из-за своих религиозных убеждений. Исповедует бахаизм, наложивший отпечаток на его взгляды на психотерапию. С 1954 года живет и работает в Германии, в Висбадене. Вместе с сыном X. Пезешкианом разработал позитивную психотерапию, направленную на необходимость проработки и позитивных, и негативных аспектов проблем в жизни пациента, расширения его мировоззрения. Широко использует восточные истории в психотерапии. Провел ряд обучающих семинаров и организовал центры позитивной терапии в Казани, Архангельске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. Н. Пезешкиан и X. Пезешкиан являются одними из основателей «транскультурной психотерапии». Это всеобъемлющее понятие, в которое включаются наблюдение, признание, осознание и применение значения и влияния культуральных факторов на пациента, психотерапевта и психотерапевтические отношения. Культуру они рассматривают как совокупность передающихся из поколения в поколение опыта, представлений, ценностей, а также общественные порядки и способы поведения, этнические, национальные и расовые факторы. Вот некоторые особенности понятий «пациент», «психотерапевт» и психотерапии в транскультурном сравнении (глазами иностранного специалиста в 184

Классики Мировой Психологии

п

течение многих лет интегрированного в теорию и практику российской и западной психотерапии) (Пезешкиан X., 1998).

1.'Работая с российским пациентом,-необходимо учитывать его принятие того, что жизнь трудна, и огромное, с западной точки зрения почти бескрайнее, терпение при многочисленных повседневных проблемах. Это убеждение о судьбе, или предопределении - сейчас часто говорят о карме, которой не стоит сопротивляться. Судьба также может измениться к лучшему. «Все будет хорошо», нужно только уметь ждать и терпеть.

Транскуяьтурное сравнение. Широко распространенная на Западе-жизненная установка, что жизнь должна быть без проблем, является важной темой в работе с Западными пациентами и требуется иногда много сеансов, чтобы пациент оказался готов хотя бы в целом принять проблемы как составную часть жизни :

'2. Пациент быстро подхватывает отводящуюся ему пассивную роль и переносит ответственность за лечение на врача, а тот ее благодарно принимает. Собственной инициативы практически не существует. Психотерапевт ведет пациента. Темы обсуждений на сеансах должны задаваться психотерапевтом, а сеансы часто проходят в директивном стиле. Пациентлючти не пишет домашних заданий и редко «доделывает» их.

Транскультурное сравнение. На Западе пациенты обычно берут на себя активную роль. Пациент Часто приходит на сеансы со своими темами, которые он хотел бы обсудить. Психотерапевт скорее является сопровождающим или партнером для пациента. Пациент нередко ведет дневник, просит задания, которые хотел бы выполнить дома, пишет заданное и приносит на следующий сеанс.;

3. Ожидание быстрого (чудесного) исцеления, лучше всего за один сеанс. Пациент хотел бы чувствовать себя лучше после каждого сеанса, и это является важным критерием оценки компетентности и способностей врача. Психотерапевт должен конкурировать в этом со всякого рода целителями, обещающими

П

Классики Мировой Психологии

моментальное излечение. Лечение длительностью в 5 сеансов кажется достаточно долгим.

Транскультурное сравнение. Пациенты на Западе весьма часто считают, что им необходимо многолетнее лечение, чувствуют себя обиженными и непонятыми, когда психотерапевт предлагает им краткосрочную психотерапию («Вы считаете мою проблему столь незначительной, раз собираетесь так быстро разрешить ее?»). •...-,..

4. Предшествующее знание о сущности психотерапии, ее эффективности и лежащих в основе техниках очень ограничены. «Психотерапевтической культуры» в России еще не существует. Проблемы обсуждаются с подругами, друзьями и родственниками по телефону или на работе («Почему я должен пойти к чужому человеку, который вовсе меня не знает,, рассказывать, ему о моих проблемах, да еще и платить за это деньги?»).

Транскультурное сравнение. В Западной Европе и США посещение психотерапевта стало фактически социальной нормой.

5. Вера в сверхъестественное, в предопределение и духовные силы (магически-мистическое мышление). Убеждение в возможности быть заколдованным дли заговоренным достаточно широко.распространено. Собственные болезни приводятся в прямую взаимосвязь с этими силами. Психотерапевт, который не верит в гороскопы, влияние родовой травмы, электромагнитного излучения, влияние звезд и приливов, реинкарнацию или сверхъестественные силы, в глазах пациента может утратить свою компетентность. Парапсихология социально признана, хотя официально лишь немногие психотерапевты причисляют себя к ней и прочим сверхъестественным силам и практикам.

Транскультурное сравнение. Полное отвержение такого рода мнений в западных кругах специалистов. Даже если втайне человек считает возможными магические причины заболеваний, он никогда не выскажет эти мысли в профессиональном кругу. Правда в последние годы в Германии, например, различные «психологические» институты стали предлагать подготовку по астро-

Классики Мировой Психологии

п

логической психологии, ароматерапий, психологии почерка, Таи Щи, Тантре, Дзен, графологии, танцу дервишей, йоге, медитации, психологии имени и т, д. за большие деньги, что доказывает растущий.интерес к альтернативным1 направлениям.

6. Вопросы гарантии успеха психотерапии возникают уже на первом, сеансе (часто-о этим связана; оплата). За неудачу психотерапии считается ^ответственным преимущественно психотерапевт. - ••• .•••>. :... •- «•' '. • _(.••;:. • ' -:.•..- • '•-,г,; ', < г''

, Транскультурное сравнение, Западный психотерапевт не дает никаких гарантий, хотя; бы из страха возможной юридической ответственности, а, пациент должен принятьина, себя, активную роль в процессе лечения. В «сомнительных случаях», в провале;психотерапии виновен пациент.,!•;,;'.,-,:

Основные работы: «Торговец, и попугай. Восточные истории и психотерапия» (1992); «Позитивная семейная, психотерапия» (1993); «Психосоматика и позитивная-психотерапия» (1996)^ «Основы позитивной психотерапии» () 993)., у

Перлз (I*erls) Фриц

> 1893 Берлин-14.03.1970 Остров. Ванкувер

'Создатель гештальт-терапии, легендарная фигура мировой психологии. Фриц (Фредерик Соломон) Перл» родился в мелкобуржуазной еврейской семье. 'Его отец - коммивояжер, 'с переменным успехом торговавший палестинскими винами, был человеком, иногда проявлявшим заботу и сердечность, но весьма склонным к патетичейсому морализаторству, за которым Фриц с малых лет начал угадывать'лицемерие. Он и его две сестры были свидетелями частых скандалов между родителями, которые нередкб заканчивались рукоприкладством. Да и самого Фрица мать «воспитывала» преимущественно палкой для выбивания ковров. Такая семейная обстановка способствовала формированию непростого, бунтарского характера Пёрл-за с выраженным стремлением к самореализации. Учился он плохо, в седьмом классе просидел два года, после чего и вовсе

187,

IT

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

п

был исключен из школы. Школу он, однако, в конце концов закончил и продолжил свое образование на медицинском факультете Фрейбургского, а затем Берлинского университетов. В годы Первой мировой войны'Перлз служил военным врачом. После получения звания доктора медицины в Берлинском университете, он с 1926 года работал» ассистентом в Институте мозга во Франкфурте-на-Майне под руководством профессоров Курта Голдштейна и Адхемара Гелба. Здесь он встретил свою будущую жену, г Лауру. В то время Франкфурт на Майне был центром интеллектуальной мысли, и Перлз получил возможность общаться с гештальт- психологами, философами - экзистенциалистами и психоаналитиками. Перлз познакомился с психоаналитиком Кларой Хаппель и начал проходить у нее курс анализа. В'1927 году по.ее приглашению он перебирается в Вену и знакомится с известными психоаналитиками'П. Шйльдером, П. ФедерноМ'К: Хорни, В.'РайхоМ, О. Ранком. Фриц Перлз становится психоаналитиком. На формирование его научных взглядов особенно сильное влияние оказал В. Райх, который анализировал Перлза в 1930-е годы и первым обратил его внимание на физические аспекты характера индивида, в особенности на паттерны хронических мышечных зажимов, которые Райх называл «телесным панцирем».

Три человека повлияли на интеллектуальное развитие Перлза: философ,Зигмунд Фридландер, чьи концепции, дифференциального мышления он использовал в своей первой книге «Эго, Голод и Агрессия» (1947). Когда Перлз в 1933 году со своей семьей уехал из нацистской Германии, а затем из оккупированной Голландии в Южную Африку он познакомился с будущим премьер-министром ЮАР, ученым и.философомЯном Сматсом, написавшем книгу об эволюции, в которой он рассматривал мир в перспективе гештальта и ввел впервые понятие холизм. Третьим был семантик Альфред Корзибски. В 1936 году Перлз прилетел в Европу из Южной Африки на самолете, который пилотировал сам, чтобы выступить с докладом на психоаналитичее-

ком конгрессе и встретиться с З.Фрейдом. Но эта встреча очень разочаровала Перлза., Фрейд воспринял его.достаточно холодно, разговаривал с Перлзом около четырех минут и не было никакой возможности обсудить с мэтром свои идеи, о чем Перяз мечтал годами. Тем не менее он всегда сохранял уважение к Фрейду как к великому ученому. Он подчеркивал: «Устарели лишь философия и техника Фрейда, а не его открытия»/^

'1920-е, 1930-е, и 1940-е были периодами большого брожения в науке; и восстанияшротив Ньютоновского позитивизма. Это проявлялось в науке, например, теория поля Эйнштейна; экзистенциализм в театре и балете, философии, искусстве, архитектуре. Лаура и Фриц Перлзы жили в этой феноменологи-ческо-экзистенциальной атмосфере, под влиянием которой была создана гештальт-психология. Именно оттуда пришли в геш-тальт-терапию такие понятия, как, личная ответственность за свою жизнь и свой выбор, экзистенциальный диалог и др.

'Из гештальт-психологии Перлз взял и интегративную структуру как принцип организации в гештальт-терапии. Гештальт-психологи полагают, что организмы инстинктивно ^воспринимают целостные паттерны, имеющие(характеристики, которые не, могут бьггь определены при анализе частей. Восприятие -активный процесс и не результат пассивно полученной стимуляции органов чувств. Все ситуации имеют определенную структуру. Организмы используют свою врожденную способность воспринимать непосредственный опыт «здесь и теперь». Задача, ^психотерапии состоит в том, чтобы использовать, способность пациента проникать в структуру явления, так как люди естественно воспринимают целостные паттерны и доверяют больше им, чем интерпретациям и догмам. В 1946 году Перлз эмигрировал в США, открыл частную практику в Нью-Йорке, экспериментировал с сочетанием различных психотерапевтических приемов. В 1951 году в соавторстве с Ральфом Хеффер-лином и Полом Гудмэном он опубликовал книгу «Гештальт-те-рапия», в которой сформулировал принципы своего терапевти-

Л*9

Tt.

Классики Мировой Психологии

ческого подхода. Вскоре после этого был организован Нью-Йоркский институт гештальт-терапии, центр которого находился в квартире Перлза. Там же проводились семинары <и групповые тренинги. В 1954* поду был также создан Кливлендский институт* гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей стране. В 1960 году Перлз переехал на западное побережье' Соединенных Штатов, некоторое время жил и. работал в Лос-Анджелесе. В 1964 году он вошел,в штат знаменитого.Эсаленского института в Биг Сур, штат Калифорния. В 1969 году Перлз перебрался в Канаду, где на острове Ванкувер* основал гештальт-общину. В том же году он опубликовал две наиболее известные ныне работьи— «Геш-тальт-терапия в дословном низложении» («Gestalt Therapy Verbatum»), а также «Внутри и вне помойного ведра» («In,and Out of the Garbage Pail»). Последняя представляет собой научную автобиографию, написанную в весьма специфической литературной манере. Незадолго до смерти он работал над двумя книгами—«Гешталът-подход» и «Свидетель терапии». Эти ра-боть! были изданы посмерт«о,;в 1933 году. s

•. '-.si •• • '. • "'.-:•,- „' '• ' • ''• ' •. •''•


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.