Тема 9. Цивилизация, культура, ценности. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 9. Цивилизация, культура, ценности.

2017-09-28 221
Тема 9. Цивилизация, культура, ценности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.

2. Взаимосвязь цивилизации и культуры. Понятие культуры, типы культур.

3. Религия как форма проявления культуры.

4. Информация и культура, образование и культура.

5. Аксиология как наука в ценностях. Понятие ценности, характеристика и виды ценностей.

6. Эстетическое и художественное освоение действительности.

7. Культура в широком и узком смысле слова.

 

Литература:

1. Гумилев Л.Н. «От Руси до России» М., 2006

2. Гумилев Л.Н. «Этногенез и биосфера Земли» М., Знание 2001

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2001

4. Назретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М., 2004

5. Крапивенский С.Э. Философия: учебник. Волгоград «Либрис» 2008

6. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. М., «Юрист». 2006

7. Яковлев В.П. Философия. Ростов на Дону «Феникс» 2001

 

Тема 10. Прогресс и глобальные проблемы современности.

1. Соотношение понятий развитие и регресс в обществе.

2. Исторические предпосылки возникновения глобальных проблем.

3. Основные этапы социального прогресса. Направление общественного прогресса в современных условиях.

4. Проявление прогресса в различных социальных сферах и его противоречивый характер.

5. Локальные, региональные и глобальные проблемы, их характеристика.

6. Антропогенный, техногенный и природный факторы глобальных проблем.

7. Обострение глобальных проблем: экологических, демографических и других.

8. Будущее человечества: переход к цивилизации нового типа через решение глобальных проблем.

 

Литература:

1. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2004

2. Канке В.А. Философия. М., 2004

3. Кемеров В.И. Введение в социальную философию. М., 2006

4. Назаретян Л.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М., 2001

5. Осичнюк Ю. В. Философия. Киев. «Фита» 2004

6. Файзуллин Ф.С. Введение в философию. Уфа. 2006

 

Предлагаемый список литературы не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер.

 

Список дополнительной литературы:

1. Губин В.Д. Онтология: Проблемы бытия в современной европейской философии. М., 2001

2. История философии: Запад - Россия - Восток: в 4-х книгах. М., 1997 – 2000

3. Лишкович Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001

4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001

5. Мамардешвили М.К. Как я понимаю философию. М., 2001

6. Маркова А.А. Философия из хаоса М., 2004

7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 2001

8. Ортега-и-ГассетХ. Что может философия.

9. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 2001

10. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

11. Стенин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1986

12. Тейяр де Шарден Феномен человека. М., 2001

13. Фейнберг Дж. Из чего сделан мир? М., 2004

14. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., Республика. 2002

15. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 2003

16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 2004

 

Примерный вариант теста по философии

Для электронного тестирования.

I Вариант.

Задание №1

Рационально оформленная система взглядов человека на мир, на себя, на свое место в мире есть:

Варианты ответов:

1. Философия

2. Мифология

3. Искусство

4. Религия

 

Задание №2

Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы:

Варианты ответов:

1. Первоначала бытия

2. Существование Бога

3. Познания космоса

4. Смысл жизни.

 

Задание №3

Представителем антропологического материализма в русской философии является:

Варианты ответов:

1. М.В. Ломоносов

2. Н.Г. Чернышевский

3. П.А. Флоренский

4. В.С. Соловьев

 

Задание №4

Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории:

Варианты ответов:

1. Взаимодействие

2. Бытие

3. Жизнь

4. Сущность

 

Задание №5

Философия появилась как критическое продолжение:

Варианты ответов:

1. Анимизма

2. Мифа

3. Магии

4. Обыденного сознания

 

Задание №6

Идея развития утверждается в философии в:

Варианты ответов:

1. КонцеXVIII – середине XIX века

2. Античности

3. Эпоху возрождения

4. Средние века

Задание №7

Согласно древнегреческой философии природа есть:

Варианты ответов:

1. Вечный и неизменный мир

2. Живые существа

3. Космос

4. Неживые предметы

Задание №8

Культура становится объектом философского изучения с:

Варианты ответов:

1. Античности

2. Немецкой классической философии

3. Эпоху возрождения

4. Философии Просвещения

 

Задание №9

Христианское понимание смысла жизни заключается в:

Варианты ответов:

1. Материальном обогащении

2. Спасении

3. Преобразовании мира

4. Накопление знаний.

 

Задание №10

В структуру производительных сил современного общества не входит:

Варианты ответов:

1. Отношения распределения продуктов производства

2. Производственно – экономическая инфраструктура

3. Технология производственных процессов

4. Научное знание

 

Задание №11

Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство характерно для:

Варианты ответов:

1. О. Шопенгауэра

2. Ф. Энгельса

3. А. Тойнби

4. Н. Данилевского

 

Задание №12

Философское направление рассматривающее личность как высшую ценность называется:

Варианты ответов:

1. Персонализмом

2. Неотомизмом

3. Марксизмом

4. Фрейдизмом

 

Задание №13

В экономической сфере процессы глобализации выражаются в:

Варианты ответов:

1. взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами

2. формировании социально ориентированной экономики

3. выходе экономики за национальные рамки

4. росте экономической самостоятельности государств.

 

Задание №14

Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана:

Варианты ответов:

1. Философией Просвещения

2. Философией Возрождения

3. Немецкой классической философией

4. Аналитической философией.

 

Задание №15

Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями:

Варианты ответов:

1. Р. Декарта

2. У. Оккана

3. Ф. Аквинского

4. Пиррона

Задание №16

Источником содержания сознания для материалистов выступает:

Варианты ответов:

1. Ощущение

2. Объективный мир

3. Бессознательное

4. Бог

 

Задание №17

Согласно классической позиции истина есть:

Варианты ответов:

1. Правда

2. То, что признается таковым большинством

3. Теоретическая конструкция позволяющая добиться успеха в данной ситуации

4. Соответствие знаний объективной реальности

 

Задание №18

Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл характерно для знания:

Варианты ответов:

1. Научного

2. Обыденного

3. Паранаучного

4. Квазинаучного

 

Задание №19

Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение, преобразование и использование природы и общества в целях удовлетворения исторически сложившихся потребностей именуют:

Варианты ответов:

1. Энтропией

2. Энергией

3. Работой

4. Трудом

II Вариант.

Задание № 1

Философия как теоретическая форма мироздания впервые возникает в

Варианты ответов:

1. Китае

2. Греции

3. Индии

4. Вавилоне

 

Задание № 2

Эвристическая функция связана с одним из значений философии

Варианты ответов:

1. Эвристическим

2. Практическим

3. Культурно – воспитательным

4. Методическим

Задание № 3

В отличие от науки философия

Варианты ответов:

1. Опирается на факты

2. Является систематизированным знанием

3. Внутренне не противоречива

4. Постигает мир в его универсальной целостности

 

Задание № 4

Философия появилась как критическое преодоление

Варианты ответов:

1. Мифа

2. Анимизма

3. Обыденного сознания

4. Магии

 

Задание № 5

Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы

Варианты ответов:

1. Первоначала бытия

2. Существование Бога

3. Смысла жизни

4. Познания космоса

 

Задание № 6

IX – XIVв.в. средневековой европейской философии называются этапом

Варианты ответов:

1. Апологетики

2. Патристики

3. Софистики

4. Схоластики

 

Задание № 7

Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется

Варианты ответов:

1. Персонализмом

2. Гуманизмом

3. Космизмом

4. Утилитаризмом

 

Задание № 8

Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии

Варианты ответов:

1. Просвещения

2. Античности

3. Нового времени

4. Возрождения

 

Задание № 9

Автором книги «Иметь или быть» является

Варианты ответов:

1. Э Фромм

2. З. Фрейд

3. Ф. Ницше

4. Ф. Энгельс

Задание № 10

Представители антропологического материализма в русской философии является

Варианты ответов:

1. Н.Г. Чернышевский

2. М. В. Ломоносов

3. П.А. Флоренский

4. В.С. Соловьев

Задание № 11

Предельно общие характеристики всего сущего выражаются в категории

Варианты ответов:

1. взаимодействие

2. 1. Бытие

3. 2. Сущность

4. 3. Жизнь

 

Задание № 12

С позиции диалектического материализма материя есть

Варианты ответов:

1. Внешняя проекция комплекса человеческих ощущений

2. Кирпичик мироздания

3. Физический мир, созданный нематериальной субстанцией

4. Объективная реальность

 

Задание № 13

Идея развития утверждается в философии в

Варианты ответов:

1. Эпоху возрождения

2. Средние века

3. конце – середине ХХ в.в.

4. Античности

 

Задание № 14

Логико-гноселогическая модель диалектики была разработана

Варианты ответов:

1. Философией Просвещения

2. Философией Возрождения

3. Немецкой классической философией

4. Аналитической философией

 

Задание № 15

Источником содержания сознания для материалистов выступает

Варианты ответов:

1. Объективный мир

2. Бог

3. Ощущение

4. Бессознательное

 

Задание № 16

Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями

Варианты ответов:

1. Р. Декарта

2. Ф. Аквинского

3. Пиррона

4. У. Оккама

 

Задание № 17

Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает знание

Варианты ответов:

1. Паранаучное

2. Обыденное

3. Научное

4. Квазинаучное

 

Задание № 18

Согласно классической позиции истина есть

Варианты ответов:

1. То, что признается таковым большинством

2. Соответствие знаний объективной реальности

3. Теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

4. Правда

 

Задание № 19

Согласно древнегреческой философии, природа есть

Варианты ответов:

1. Вечный и неизменный мир

2. Космос

3. Живые существа

4. Неживые предметы

 

Задание № 20

Философское направление, рассматривающее личность как высшую ценность, называется

Варианты ответов:

1. Неотомизмом

2. Марксизмом

3. Фрейдизмом

4. Персонализмом

 

Задание № 21

Культура становится предметом философского учения в

Варианты ответов:

1. Немецкой классической философии

2. Философии Просвещения

3. Эпоху Возрождения

4. Античности

 

Задание № 22

В структуру современных производительных сил не входит

Варианты ответов:

1. Производственно – экономическая инфраструктура

2. Отношения распределения продуктов производства

3. Технологии производственных процессов

4. Научное знание

Задание № 23

Христианское понимание смысла жизни заключается

Варианты ответов:

1. Преобразование мира

2. Материального обогащения

3. Спасении

4. Накопление знаний

 

Задание № 24

Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называется ______ революцией

Варианты ответов:

1. Культурной

2. Научной

3. Технической

4. Политической

 

Задание № 25

Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для

Варианты ответов:

1. О. Шленглера

2. Н. Данилевского

3. Ф. Энгельса

4. А. Тойнби

 

Задание № 26

В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во)

Варианты ответов:

1. Формировании социально – ориентированной экономики

2. Взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами

3. Росте экономической самостоятельности государств

4. Выходе экономики за национальные рамки


Приложение 2.

Требования к оформлению

контрольных и письменных работ (рефератов)

 
 
В


целях закрепления материала студенты выполняют контрольную работу. Работа выполняется на листах формата А4. Контрольная (письменная) работа представляет

собой самостоятельное исследование предлагаемой темы (вопросов).

Недопустимо механическое переписывание (перепечатывание) текстов учебников, монографий или Интернет – ресурсов. В работе должны содержаться: анализ (характеристика) рассматриваемых вопросов (темы). Работа должна иметь следующую структуру: титульный лист, введение, основная часть (вопросы работы, первый вопрос – первая глава, второй, соответственно, вторая глава), заключение. В конце работы располагается список литературы, который оформляется в алфавитном порядке.

Например, 1. Алексеев О.П., Панин А.Н. 2. Бучило Н.Ф., Громов А.Н. и так далее.

Титульный лист содержит полное наименование учебного заведения, название дисциплины, кафедры, на которой выполняется контрольная работа, номер группы, фамилия и инициалы студента, выполнившего работу и преподавателя, ее проверившего (см. образец оформления титульного листа).

Рис.1 Образец оформления титульного листа контрольной работы (реферата)

 

Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. Номер варианта контрольной работы может определяться:

а) по последней цифре номера зачетной книжки;

б) по первой букве фамилии студента;

в) по указанию преподавателя.

В оглавлении (плане) работы указываются наименования разделов и глав с указанием страницы.

Например:

Содержание стр.

Введение 3

1. Структура общества

1.1. Классовая структура 5

1.2. Социальная стратификация 5

2. Цивилизация, культура, ценности 8

2.1. Понятие цивилизаций, типы цивилизаций 11

2.2. Понятие и типы культур 13

2.3. Аксиология как наука о ценностях 15

Заключение 18

Список литературы 20

 

Работа скрепляется подписью автора, проставляется дата выполнения работы.

В тексте работы должны быть оформлены сноски (ссылки) на литературу, имеющуюся в списке. Сноски оформляются в квадратных скобках, в которых ставится порядковый номер источника в списке литературы, а через запятую страница в источнике.

Например: «….Появление теории «Москва – третий Рим» не было случайным» [3, 138]. В списке литературы указывается автор, название учебника или монографии, статьи и т.д.

Наименование издательства и год издания.

Например:

В.Н. Лавриненко Философия. М.,: «Юрист» 2009 г.

Если в списке литературы указано периодическое издание, оно записывается так:

Вахитов Е.Р. Государство - нация или Государство - цивилизация. // Бельские просторы №8. 2005 г. С. 135 – 137.

Список литературы в общий объем работы не входит, хотя и нумеруется постранично.

Во введении автором обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость. В заключении автор подводит итоги и обозначает выводы и установки, которые он сделал в процессе изучения предложенных вопросов.


Приложение 3.

Варианты письменных контрольных работ

для студентов заочной формы обучения.

 

Контрольная работа № 1

(выполняется в первом семестре)

Вариант 1.

1. Понятие философии, ее предмет и метод.

2. Подходы к сущности мироздания с позиций различных философских учений.

 

Вариант 2.

1. Основные философские проблемы: понимание мира и человека, отношение мышления к бытию, сознание и его сущность, проблемы познания в философии.

2. Философия как общая методология.

 

Вариант 3

1. Движение и покой, понятие и характеристика.

2. Диалектика и метафизика.

 

Вариант 4

1. Пространство и время.

2. Основной вопрос философии и его две стороны.

 

Вариант 5

1. Философское осмысление единства и многообразия мира.

2. Категории диалектики.

 

Вариант 6

1. Античная философия.

2. Понятие природы, живая и неживая природа, вторая природа.

 

Вариант 7

1. Философия средних веков.

2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

 

Вариант 8

1. Философия эпохи Возрождения.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

 

 

Вариант 9

1. Философия Нового времени.

2. Закон отрицания отрицания.

 

Вариант 10

1. Законы диалектики, их проявление в природе, обществе и мышлении.

2. Немецкая классическая философия.

 

Вариант 11

1. Парные категории диалектики.

2. Немецкая материалистическая философия.

 

Вариант 12

1. Сознание и его сущность.

2. Современное понимание материи, формы ее существования.

 

Вариант 13

1. Причина и следствие.

2. Проблемы познания в философии.

 

Вариант 14

1. Знание и вера, их соотношение.

2. Единичное и общее.

 

Вариант 15

1. Возможность и действительность.

2. Общественное сознание и его структура.

 

Вариант 16

1. Необходимость и случайность.

2. Русская философия: проблемы человека, богостроительства, идеального общества.

 

Контрольная работа №2

(выполняется во втором семестре)

Вариант 1

1. Духовный мир личности и его структура.

2. Социальное бытие общества.

 

Вариант 2

1. Соотношение формы и содержания.

2. Материальное бытие общества.

 

Вариант 3

1. Демографическая структура общества.

2. Общество как развивающаяся система.

 

Вариант 4

1. Классовая структура общества.

2. Глобальные проблемы, понятие и характеристика.

 

Вариант 5

1. Цивилизация, понятие и типы цивилизаций.

2. Классы и сословия.

 

Вариант 6

1. Ценности, понятие, характеристика, классификация.

2. Профессионально – образовательная структура общества.

 

Вариант 7

1. Роль философии в развитии современного общества.

2. Поселенческая структура общества.

 

Вариант 8

1. Проблема человека в философии.

2. Философское определение культуры, сущность культуры.

 

Вариант 9

1. Духовное бытие общества.

2. Роль социальной среды в формировании личности.

 

Вариант 10

1. Антропогенный характер культуры.

2. Социальная стратификация.

 

Вариант 11

1. Взаимосвязь цивилизации и культуры.

2. Личность и общество.

 

Вариант 12

1. Экологические проблемы современности, их философские, научно – технические и нравственные аспекты.

2. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе.

 

 

Вариант 13

1. Многообразие культуры. Диалектика общечеловеческого и национального в культуре.

2. Социальная форма движения материи и ее особенности.

Вариант 14

1. Культура и личность. Роль образования в развитии культуры.

2. Соотношение понятий «развитие», «прогресс» и «регресс», в обществе.

 

Вариант 15

1. Аксиология как наука о ценностях, ее значение.

2. Обострение глобальных проблем: экологической, сырьевой, энергетической, демографической, медицинской. Пути выхода из кризиса.


Приложение 4.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.24 с.