Схема 45. Исторический прогресс — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Схема 45. Исторический прогресс

2017-09-28 208
Схема 45. Исторический прогресс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Наука сегодня не может дать ответы на многие острые вопросы, а те ответы, которые она пытается дать, уже не удовлетворяют умы человечества.

Где же выход в решении проблемы — быть или не быть человечеству? Необычность сложившейся ситуации заключается в том, что конкретные проблемы могут быть исследованы как одной наукой, так и несколькими науками. Глобальные же проблемы не под силу отдельным наукам. Рамки конкретных наук слишком узки, чтобы увидеть ту или иную частную проблему. Поэтому, независимо от того, какие конкретные задачи решает та или иная дисциплина, необходимым условием успеха является философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие.

Философия играет важную роль в решении глобальных проблем, поскольку обобщающие теории оказываются гораздо практичнее многих конкретных областей знания. Ведь главная функция философии состоит в том, чтобы формировать мировоззрение, и тем самым, оказывать опосредствованное влияние на процесс выработки практических решений.

Ее задачей следует считать обеспечение мировоззренческой, методологической, культурологической, этической основы соответствующих решений со стороны других наук. Философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения общественной значимости и социальной обусловленности.

Философия выделяет соответствующие критерии, по которым та или иная проблема считается глобальной и отделяется от других проблем. Эти проблемы носят общечеловеческий характер. Подобного рода проблемы затрагивают не только мир в целом, но могут затрагивать интересы отдельных географических регионов и отдельных стран. Поэтому данного рода проблемы условно можно разделить на частные, локальные и региональные. Рассматривают данные проблемы как проявление таких философских категорий, как «общее», «особенное», «единичное». Частные проблемы как единичные, локальные и региональные как особенные, а глобальные как всеобщие. При этом частными проблемами считаются те, которые относятся к какой-то конкретной сфере деятельности государства, населенным пунктам, небольшим природным объектам.

Локальные - проблемы более высокого порядка, затрагивающие отдельные страны или значительные части территории. Региональные проблемы затрагивают уже судьбы отдельных континентов, социально-экономических районов мира, либо крупных стран. Например, засуха 1968г. в Африке, Чернобыльская катастрофа. Национальные проблемы могут носить как локальный, так и региональный уровень. Глобальные же проблемы охватывают весь земной шар, причем не только те регионы, где живут люди, но и недра, атмосферу, космическое пространство. Для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий большинства населения планеты. Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут кем-либо игнорироваться. Нерешенность глобальных проблем может привести к непоправимым последствиям для всего человечества.

 

 

 

В современной литературе глобальные проблемы принято делить на три группы:

I группа - проблемы, характеризующиеся наибольшей общностью и актуальностью - устранение войны из жизни общества, обеспечение справедливого мира; совершенствование экономических отношений и т.д.

IIгруппа — проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами, экономические проблемы освоения космоса и мирового океана и т.д.

IIIгруппа — проблемы, связанные с системой «человек-общество»: демографические проблемы, проблемы здравоохранения и образования и др.

 

К одним из основных мировых проблем, в частности, можно отнести в демографической сфере неконтролируемый рост населения. Сегодня на земле живет почти 7 млрд, человек. За последнее тысячелетие население возросло в 15 раз. И темпы роста весьма впечатляют — первое удвоение длилось 700 лет, второе — 150 лет, третье — 100, последнее менее чем за 40 лет. К концу пятидесятых годов на земле насчитывалось 2,8 млрд. человек. Рост населения в XXвеке стал именоваться демографический взрывом.

С демографической проблемой тесно связана проблемы образования. В слаборазвитых странах — наибольшая рождаемость и наибольшая безграмотность. Это приводит к парадоксальному факту — растет грамотность в абсолютных цифрах и, в то же время, растет количество неграмотных. Растет функциональная неграмотность. Поскольку уровень образования все большего количества людей не соответствует тому, чтобы нормально жить.

Население все больше испытывает воздействие химических, биологических факторов, электромагнитных излучений, радиации, загрязнения окружающей среды. Хотя многие инфекционные болезни отступили, на первый план вышли такие, как сердечно-сосудистые болезни, рак и другие болезни цивилизации. Хроническое недоедание, несбалансированность питания, белковый голод и витаминная недостаточность стали характерной чертой слаборазвитых стран.

Усилилось противостояние между бедным Югом и богатым Севером. Наблюдается тенденция перемещения противостояния Восток - Запад на Север - Юг. Монополизация Западных стран и, прежде всего, США в мировой экономике. Экономический обмен происходит между развитыми странами, а слаборазвитые страны вытесняются с мирового рынка. Происходит истощение экономических и сырьевых ресурсов.

Ядерное, биологическое и химическое оружие стали объективной реальностью. Появились метеорологические средства ведения войны — разрушение озонового слоя, изменение погодных условий и т.п. Около четверти всех ученых работают на войну.

Преодоление глобальных проблем - процесс весьма сложный и длительный. Более того, вопросы преодоления глобальных проблем не имеют однозначного ответа. Один из путей выхода из кризиса видится в формировании и укреплении в массовом сознании новой этики, развитии культуры и гуманизации.

«Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен мыслить, действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но в планетарном аспекте, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан, и уйти из которой он не может» писал в связи с этим В.И.Вернадский.

Формирование новой этики, конечно, не панацея от всех бед. Но это необходимый шаг на пути их преодоления. В основу нового мировоззрения должен быть положен новый гуманизм, в котором отразилось бы новое содержание и новые черты общественных отношений, не существовавшие в прежние эпохи. Новый гуманизм должен быть ориентирован на выработку глобального сознания и включать в себя как минимум три основополагающих начала: чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к справедливости, проистекающую из признания основных прав человека.

В то же время следует отметить, что подлинная интернационализация остается пока лишь благим пожеланием. Хотя в практике мирового развития имеются некоторые позитивные тенденции, в то же время, человечество пока не в силах остановить негативные тенденции мирового развития. Опасность, стоящая перед человечеством, не имеет адекватной консолидации международных сил. Имеются ли здесь какие-либо перспективы? Исторический опыт показывает, что наиболее эффективным международное сотрудничество бывает в тех случаях, когда интересы стран и народов совпадают.

От сознания этого факта зависит и эффективность интеграции. Наибольшие трудности в этом вопросе связаны с преодолением мировоззренческого консерватизма. Преодоление это происходит, как правило, под давлением внешних и внутренних обстоятельств.

Каждая страна, народ имеют свои специфические интересы в тех или
иных областях международных отношений. Они отстаивают свои
экономические и геополитические интересы. Зачастую внутригосударственные интересы берут верх над общечеловеческими ценностями и приоритетами. Сегодня все больше людей, в том числе и правителей, стали понимать необходимость консолидации сил в решении мировых проблем. Основные задачи здесь — преодоление экологических проблем, предотвращение ядерной войны, решение проблемы перенаселения, нехватки ресурсов. Именно вокруг этих проблем консолидируется мировое сообщество. Например, международный запрет препарата ДДТ, фреоновыхустановок, применения химического оружия и т.п.

Страны, тесно связанные в экономическом и политическом плане, не могут игнорировать международные запреты. Сегодня как никогда остро встает вопрос о формировании планетарного мышления. Сегодня поиск новых ценностей и приоритетов, новых мировоззренческих ориентации становится главной задачей дня. Причем, поиск этот должен осуществляться уже не на основе антропоцентризма (как это имеет место сегодня — человек ставится в приоритетное положение по отношению к природе), а на основе биосфероцентризма, акцентирующего внимание на необходимости поддержания биосферы. Кроме того последние достижения генной инженерии вплотную поставили человечество перед проблемой клонирования человека, а достижения компьютерных технологий — перед вопросом создания искусственного интеллекта.

Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос о соотношении этики личности и общества. Сегодня система «человек — общество» должна быть ориентирована на пользу интересов человека. По мнению В. А. Энгельгардта, «Необходимо проявить внимание к внутренней среде человеческой личности, к ее более глубоким аспектам, обусловленным изменившейся ситуацией».

Глобальные проблемы современности не предоставляют человечеству иной альтернативы кроме, как преодолевая разногласия и раздробленность двигаться к единству, сохраняя при этом самобытность культур, вековых традиций и особенности отдельных наций и народов. В свою очередь такое единство должно строиться на основе признания и соблюдения общечеловеческих ценностей, среди которых ведущая позиция должна быть отдана неотъемлемым правам человека, разрабатывать и отстаивать которые, в первую очередь, должна философия.

 

Вопросы для повторения

1. Что понимается под общественным прогрессом?

2. Каков важнейший критерий общественного прогресса?

3. Какие проблемы - глобального, регионального, локального характера Вы можете назвать?

4. 0пределите глобальные проблемы и их характеристики.

5. Каковы пути выживания цивилизации?

 

Литература

1. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1990.

2. 3лобин Н.С. Культура и общественный прогресс М, 1996.

З. Печчеи А. Человеческие качества. (Пер. с англ.) М.,1980

4. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса М.:1990.

5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М:1998.

6. Особенности устойчивого развития Республики Башкортостан. Под ред. академика Файзуллина Ф.С. Уфа, 2003.

7. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.,1993.

 


Приложение 1.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФГОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет

 

Методическое пособие

 

по выполнению контрольных работ и рефератов

и подготовке к семинарским занятиям

по дисциплине «Философия»

 

Для студентов очной, и заочной и очно-заочной формы обучения

всех специальностей и направлений

 

 

Уфа 2015



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.