Схема 13.2. Структура сознания — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Схема 13.2. Структура сознания

2017-09-28 320
Схема 13.2. Структура сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интересно в этой связи определение сознания, данное в книге «Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия» Ю.Н. Ногиным: «сознание есть инобытие материального», оно переводит материальное путем отражения в идеальные формы, существующие по законам логики и психологии. В то же время это идеальное невозможно без материального и неотделимо от мозга и языка. В свое время английский ученый Гексли утверждал: «что представляет собой сознание, мы не знаем. И каким образом в результате раздражения нервной (системы) ткани происходит такая удивительная вещь как сознание, столь же непонятно, как появление джина из лампы Алладина». Приведенные выше взгляды характерны для иррационалистических течений современной философии (лат. irrationalis — бессознательный). Представители этого направления ограничивают или вовсе исключают возможность его рационального постижения. Виднейший представитель неофрейдизма К.Юнг полагал, что постичь суть сознания научным путем невозможно. Поэтому он предлагал ограничиться его описанием с помощью метафор.

В противоположность иррационализму материалисты стремятся объяснить появление сознания из самой материи. При этом ими отрицается все сверхприродное, вневременное и внематериальное. Для обоснования таких взглядов всегда широко используются научные достижения и достижения практики. Тем не менее, наиболее трудная задача, которую в различные времена приходилось решать материалистам, заключается в том как доказать, что из материи возникает феномен, ощущающий, мыслящий, в чем его особенности и характерные черты. Не претендуя на полное и окончательное понимание проблемы сознания можно констатировать, что современная наука дает достаточно веские основания полагать, что сознание - процесс работы человеческого мозга, выступает как его функция и не обнаруживает себя в отрыве от него. В то же время следует отметить, что среди материалистически ориентированных философов нет единства взглядов по вопросу о происхождении и сущности сознания. Примером тому может служить наличие сформировавшегося в конце 50-х годов в США так называемого «научного материализма». Представители этого направления по сути дела, продолжая традиции «вульгарного материализма», отождествляют духовные явления с физическими состояниями мозга. Последователями этой школы являются: Р.Роти, Д.Армстронг и др.

В 70-е годы в США и Канаде сформировалось направление под названием «эмерджинский материализм» (от англ. emerge — всплывать, появляться, возникать). Представители этого течения — М.Буиге, Дж.Марголис и др. отстаивают идею эволюционного происхождения индивидуальной психики и сознания, выступают против сведения психических явлений к физическим.

Несмотря на многие разногласия, представители философских учений идут к решению этой проблемы своим принципиальным путем. В качестве исходного пункта своего понимания природы познания вводится понятие «отражение». Отражение считается в философии всеобщим свойством материи. Сознание в свою очередь — высшая форма отражения. Отражение, как всеобщее свойство материи, заключается в «воспроизведении» признаков, свойств и отношений отражаемого объекта» и проявляется на всех уровнях организации материи — в неживой, живой и социальной природе.

Для неживой природы характерен пассивный характер отражения и простые его формы. Испытывая внешние воздействия, предметы и явления изменяют свои физические и химические свойства, между тем, сами не проявляют никакой активности в ответ на такое воздействие (отпечатки следа на песке, на снегу, зеркальное отражение и т.п.).

С момента появления жизни появляется совершенно иная форма отражения — биологическая — раздражимость как способность всего живого реагировать на воздействие окружающей среды. Раздражимость проявляется по отношению к внешнему воздействию и, являясь элементарной и исходной формой допсихического отражения на уровне живого, несет в себе элемент активности. Возникает избирательность и целесообразность реакции организма на такое воздействие. Это характерно для мира растений. Например, раскрывающиеся утром и закрывающиеся на ночь тюльпаны, подсолнух, поворачивающийся за солнцем.

На следующем витке развития - с возникновением мира животных, раздражительность переходит в качественно новое свойство чувствительность. Это уже психическая форма отражения. Чувствительность проявляется как способность организма отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Ощущения, в свою очередь, являются основой для возникновения еще более сложных форм отражения у высокоорганизованных животных в виде восприятия, а у наиболее высокоразвитых животных (обезьяны, кошки, собаки) - в виде представлений - чувственно-наглядных, обобщенных образов. Отсюда с вероятной очевидностью следует вывод: Физиологическое отражение осуществляется в чувственных формах в виде ощущения, восприятия, представления. Однако, сознание — более высокий уровень отражения действительности, которое может иметь место только в сфере социального.

В человеческом мозге сознание осуществляется в таких идеальных формах абстрактного мышления, как понятие, суждение, умозаключение. Появление сознания как высшей формы отражения связано с становлением человека разумного (homosapiens) и общественно-трудовой деятельностью, природа которой имеет сугубо общественный характер.

Итак, сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью. Так же неразрывно связано оно с языком. Язык — универсальное средство коммуникации, взаимодействия и общения людей. Помимо биологического фактора у человека появился более мощный - социальный способ передачи информации.

Таким образом, труд, сознание и язык тесно связаны друг с другом, и представить их развитие в отрыве друг от друга просто немыслимо. При этом язык выступает важнейшей формой, в которой протекает мыслительная деятельность человека.

Схема 14. Язык

Сознание индивида социально обусловлено, оно формируется только в обществе и вне его появиться не может. Оно представляет собой общественное явление не только по происхождению, но и по способу бытия, поскольку проявляется в актах поведения людей, определяет направленность их деятельности.


Схема 14.1. Функции языка

Вопросы для повторения

1. Какое значение имеет теория отражения для понимания сущности сознания?

2. На основе каких критериев выделяются структурные элементы сознания?

З. Что общего между индивидуальным и общественным сознанием и что их отличает?

4. В чем заключаются особенности самосознания?

5. В чем проявляется активно-творческий характер сознания?

 

Литература

1. Иванов А.В. Сознание и мышление. -М,1999.

2. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. -М.1992.

З. Ф.Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

4. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е. изд. Т.20.

РАЗДЕЛ III

ГНОСЕОЛОГИЯ

Глава I

Теория познания в философии

 
 
В


истории развития философской мысли наблюдается постоянное противостояние двух начал - познавательного оптимизма и агностического скепсиса. Агностицизм

(греч. agnostos - недоступный познанию).

Изучением процесса познания занимается гносеология. Он раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта. Гносеология вскрывает сущностные стороны бытия человека как субъекта познания.

Схема 15. Источники знания

Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а является движением ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Познание может быть представлено как определенный вид человеческой деятельности, состоящий из элементов: объект познания, субъект познания, средства и методы познания, и результат познания, т.е. знание и его оценка.

 

Проблемы, решаемые гносеологией, связаны с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией и т.д. Что является источником нашего знания? На чем оно основывается? На объективной реальности или реальности наших ощущений и разума?

Иммануил Кант утверждал, что чистые рассудочные понятия теряют всякое значение, если отделить их от предметов опыта (т.е. наших восприятий). За пределами опыта понятия представляют собой произвольные сочетания без объективной реальности.

«Что есть истина?» Этот вечный вопрос, заданный Понтием Пилатом на допросе Иисусу Христу, пожалуй, и сегодня может быть признан риторическим. В то же время существуют несколько основных концепций истины. Первая концепция - это классическая концепция (концепция соответствия корреспондируемости), Эта концепция имеет весьма глубокие исторические корни и берет свое начало с Платона и Аристотеля. Суть данной теории образно выражена в словах Платона: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет». Примерно так же оценивает истину и Аристотель в своей знаменитой «Метафизике». С таким пониманием истины согласны большинство философов различных школ — материалисты, идеалисты, метафизики и диалектики. Вместе с тем в данном положении существуют два спорных момента.

1. Возникает вопрос: что понимать под самой действительностью? Если действительность — окружающий нас объективный мир, — классическая концепция приобретает материалистический характер. Если же такого мира нет, — концепция становится идеалистической.

2. Возникает и проблема, связанная с первым вопросом, — что принимать за критерий истины, как проверить соответствие наших знаний действительности? Ведь наука все чаще сталкивается с теми фактами, когда нет прямого контакта с действительностью. Отображение действительности становится многоступенчатым, теоретическим, опосредствованным. Усложняется проблема критерия истины потому, что речь заходит об истинности общих суждений, являющихся логической формой выражения научных законов. Для классической концепции, в ее первозданной, наивной форме, эти проблемы оказались неразрешимыми.

Следует отметить, что философия диалектического материализма Достаточно четко уточнила понятие реальной действительности. Диалектико-материалистическая философия ввела понятие объективной реальности, которая отображается (копируется) нашими ощущениями. Классическое понятие истины сохранено, но конкретизировано в понятии объективная истина, содержание ее не зависит от сознания человека, да и человечества вообще.

Диалектико-материалистическая философия создает концепцию, в соответствии с которой практика выступает как единственный объективный и всеобщий критерий истины. Критерий практики одновременно является и относительным, и абсолютным.

Абсолютность критерия состоит в том, что он является всеобщим, поскольку распространяется на все случаи проверки истинности знаний и, в то же время, - единственным критерием истины. Такие критерии, как экономность, полезность, практичность являются производными от истинности теории, поскольку теория полезна, практична и экономна тогда, когда она отражает истинное положение дел. Относительность заключается в том, что критерий практики является недостаточно полным, поскольку созданный нами образ — идеальное отображение реальности, не всегда будет полностью накладываться на объективный мир, поскольку практика его так же не полностью охватывает. Ведь сама практика есть не что иное, как процесс, и новые знания надо соизмерять не только с прошлой и настоящей практикой, но и с тенденциями ее дальнейшего развития (возникновение неевклидовой геометрии, теории относительности не было признано современниками, пока человек не вышел в космическое пространство). Обогащение классической концепции было лишь одним из направлений развития теории истины.

Вторая концепция - когерентная концепция истины. Ее основоположники: Лейбниц, Спиноза, Гегель. Суть данной концепции - дать оценку критерия истины в сложных познавательных ситуациях, когда отсутствует чувственный и рациональный контакт познающего субъекта с познаваемым миром. Это в большей мере характерно для наук, занимающихся абстракциями высшего порядка (логика, математика). Здесь критерий истины следует добывать не для отдельного суждения, а для целой теории. Такой критерий представители этой теории находят в когерентности - самосогласованности, непротиворечивости наших знаний в рамках конкретно рассматриваемой теории. По мнению представителей неопозитивизма, например, Отто Нейрата, - считается, что любое новое положение истинно, если оно может быть введено в систему, не нарушая ее внутренней непротиворечивости. Между тем это не всегда соответствует реальной действительности. Во-первых, не всякая непротиворечивая теория соответствует самому реальному миру. Во-вторых, не всякая противоречивая теория признается ложной. Противоречивость теории может свидетельствовать об испытываемых теорией временных трудностях, которая, в конечном итоге, может оказаться истиной.

Третья концепция - прагматическая концепция - (греч. pragma -полезность). Концепция прагматической истины имеет свои истоки в греческой софистике и философии Древнего Китая. Сформировалась в современном своем виде в США в семидесятые годы XIX века. Представители: Чарльз Пирс, Уильям Джемс и Джон Дьюи. Основная мысль данной теории - реальность внешнего мира недоступна для человека, поскольку он имеет дело лишь непосредственно со своей деятельностью. Исходя из этого, единственным критерием истины является эффективность, полезность знания. Другими словами, истиной следует считать то, что полезно индивиду. Вместе с тем истина часто не является непосредственно полезной. Ученый, сделавший открытие, зачастую не знает, принесет ли оно пользу. Кроме того, полезное для одного, может быть вредным для другого и более того, полезное сегодня - может оказаться вредным завтра. В то же время, следует отметить, что и в этой теории есть рациональное зерно, поскольку прагматический момент, конечно же должен присутствовать в истине, но истина отнюдь не сводится к прагматизму.

Поскольку мы можем признать, что познается не только явление (поверхность вещей), но и их сущность, мы должны понимать истину как процесс движения от незнания к относительной, а через нее к абсолютной истине. Абсолютная истина — совершенно точное, полное, верное отражение объекта в сознании. Иными словами, это такое знание, которое не может быть существенно изменено, а тем более опровергнуто в будущем. В свою очередь относительная истина - верное, в принципе, знание, но не полное частичное, приблизительное. Абсолютная истина может быть представлена в виде суммы относительных истин. Причем, под суммой следует понимать не простое сложение определенного количества относительных истин, а последовательное нарастание удельного веса абсолютного знания в структуре

относительных истин.

 

 

 

Элементом, противостоящим абсолютному в структуре относительной истины, является заблуждение. Заблуждение и истина — диалектически противоположные стороны познания, внутренне присущие ему. Такое положение вещей характерно как для обыденного сознания, так и для научного познания, поскольку в обоих этих случаях мы движемся методом проб и ошибок.

Заблуждения возникают не только в случае неправильно выбранного пути, но и в том случае, когда в первое время (на первом этапе), в общем-топравильного пути в развитии теории существует связь, причем неизбежная, с заблуждениями и поиском. Заблуждение несет в себе и позитивную сущность, поскольку является необходимой ступенькой, опираясь на которую, наука делает очередной шаг на пути к истине. Таким образом, заблуждение содержит и познавательную функцию.

Так, например, геоцентрическая система Птоломея была в последствие признана неверной и ей на смену ей пришла гелиоцентрическая система Коперника. Тем не менее, все штурманские карты, планетарии, астрофизическая система наведения межконтинентальных ракет имеют в основе своей систему геоцентрическую.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: Познание — есть духовно-практическая деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Данный процесс не имеет конечного результата, а является движением к более полному и глубокому знанию, обладающему достоинствами истины.

 

Когда какое-либо явление вовлекается в сферу жизнедеятельности человека, становится значимым для него — оно становится объектом познания. Можно сформулировать сущность объекта познания как некую существующую реальность, являющуюся содержанием наших мыслей. Таким образом, объект познания мыслится в философии в понятии бытия. Вместе с тем, поскольку разные философские системы по-разному трактуют понятие бытия, то и в понятие объекта познания вкладывается разный смысл. Это может быть мир идей, явление природы, человеческая мысль или сам процесс познания реальности. Объект познания не есть нечто внеположенноесубъекту, поскольку познающий субъект находится внутри той реальности, которую он должен познать. Человека привлекают три области познания: мир природы, мир социума и мир самого человека. Им соответствуют три познавательных феномена: объяснение, понимание, рефлексия, тесно связанные друг с другом.

Объяснение — раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями внешнего мира, а также с установленными в процессе познания закономерностями и фундаментальными свойствами уже исследованных явлений. Это умозаключение об отношении между познаваемым объектом и уже известными науке законами и теориями. Это по сути своей дедуктивное умозаключение, которое подводит отдельное явление под общую истину (закон или теорию). Объяснение теснейшим образом связано с описанием — упорядоченным изложением процесса и результатов познания, уточняющим чувственный или мысленный образ познаваемого объекта.

Каузальное описание — (causa (лат.) — причина, основание) описывает явления с процессуальной точки зрения — какие причины вызвали его появление или изменение, какое место данное явление занимает в цепи причинно-следственных связей. Гегель называл определение причины победным шествием субстанции, поскольку причина дает характеристику следствию и его сущности. Объект считается познанным, если выявленыпрежде всего причины, вызвавшие его появление.

Бытийственный или онтологический способ описания предполагает предельно-объективное раскрытие вещи, как существующей независимо от воли человека, например: описание электрического тока или системы кровообращения человека и животных. Феноменологический способ описания получил наибольшее распространение в XX-XXI столетии. Он включает в себя также и объяснение. Например, описание системы кровообращения дополняется объяснением химических процессов, происходящих в крови.

Понимание связано с актами смыслополагания, - придание человеком смысла предмету познания. Вопрос о понимании возникает в процессе восприятия и интерпретации результатов познания, выраженных в языке, науке, искусстве, философии и религии. Процедура понимания направлена на выявление культурно-исторического смысла, воплощенного в артефактах (те искусственно созданных человеком объектах - здания, дороги, сооружения, произведения искусства и т.п.), они являются носителями смысла существующего, благодаря целесообразной человеческой деятельности.

Рефлексияразмышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Благодаря рефлексии поток психических актов и состояний, связанных с различными событиями в жизни человека, становится рационально постигаемым, анализируется и выражается в языке.

С ее помощью достигается освоение мира культуры и продуктивных способностей человека, которые в ней воплощены. Осмысливая собственные действия и мышления, другие формы познавательной деятельности, мы познаем мир. Предметом рефлексии могут быть: деятельность человека в ее утилитарно-практическом, эстетическом и нравственном измерениях, сознание во всех его проявлениях и познание. Любой вид познания включает в себя рефлексию.

Для философии рефлексия — принцип мышления, направленный на осмысление собственных предпосылок. Любой вид философствования включает в себя рефлексию. Сократ основное внимание уделял таким человеческим проблемам, как благо, мудрость, справедливость, мужество и т. п. Он поставил рефлексию в центр своей философии - «Познай самого себя». В средние века Августин в «Исповеди» называет рефлексию самым достоверным источником знания. Философия Нового Времени рефлексию понимала как проблему обоснования познания. Кант называл рефлексию неотъемлемым свойством способности суждения. При помощи рефлексии происходит образование понятий.

В XX веке рефлексии придается фундаментальное методологическое значение. Немецкий философ Гуссерль (1859-1938) выстраивает рефлексии в определенном порядке. Низшей формой рефлексии он считал постижение индивидом собственных восприятий и представлений. Затем следует

рефлексия о рефлексии — трансцендентальная, при помощи которой, познается сущность вещей.

Благодаря рефлексии человек становится подлинным субъектом деятельности и познания, превращается в субъект истории. Материализм, абсолютизирует роль объяснения, герменевтика - понимания, феноменология и экзистенциализм — рефлексии.

Любое направление признает существование объекта Познания. Доказательство его существования одни основывают на показаниях органов чувств, другие — на основании усмотрения разума, третьи заявляют, что сомневаются в существовании объекта, который вызывает ощущения. Все это подводит нас к необходимости рассмотрения субъекта познания. В процессе познания объект включается в опыт субъекта и отражается в нем. Объект не зависит от субъекта, так как существует независимо от сознания воли субъекта. Субъект так же независим, поскольку осуществляет познание на основании своей воли. В объекте всегда остается что-то непознанное, результат познания обоснован субъективными способностями познающего.

Субъект познания интегрирует в себе следующие элементы: вера, убеждения, понимание, установка, этические принципы и познавательные традиции.

Вера - способность признавать свои чувственные образы адекватными вещам. Вера - признание истинными знаний, которые имеются в письменных и устных источниках.

Убеждения — качественная характеристика знания, твердая уверенность в его истинности. Убеждения — регулятор сознания и поведения личности.

Установка — предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и совершенно определенных действий по отношению к ним.

Познавательные традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению. Могут иметь разные формы: предпочтение в выборе объекта, способа познания и т.д.

Этические принципы - подход к познанию с этико-гуманистических позиций.

В философских концепциях при анализе уровня процесса познания выделяются чувственные и рациональные познания. Чувственное познание складывается из следующих трёх моментов: ощущения, восприятия и представления.

Ощущение - это отражение отдельных сторон объекта познания. Ещё Джон Локк выделил первичные и вторичные качества ощущений, рациональное и логическое познание. Первичные - это образы, возникающие непосредственно под воздействием внешнего мира, вторичные - чувственные образы, являющиеся результатом активности органов чувств.

Под восприятием понимаются целостные чувственные образы, возникающие при непосредственном взаимодействии органов чувств с внешним миром. Представление это чувственно-наглядный образ, свободно сохраняемый в памяти и, произвольно или непроизвольно, воспроизводимый в сознании.

Рациональное познание покоится на способности логического мышления, и его структура складывается из следующих трех элементов: (понятие, суждение, умозаключение). Понятие - узловая форма мышления, Раскрывающая суть явления. В суждении отражается связь между предметом и его признаком, это связь понятий. Умозаключение — логическая форма связи нескольких суждений, в результате которого появляется новое знание

В новейшей философской литературе выделяются такие способы постижения реальности (познания), как: обыденное, мифологическое, художественное, религиозное, философское и научное познания.

Обыденное познание — житейское познание. Он складывается под воздействием различных форм деятельности - производственной политической, эстетической и т.д. и является результатом коллективного опыта. Индивидуальное обыденное познание связано с эмоциональным переживанием и жизненным опытом личности. Немецкий философ Гадамеропределяет это сознание как «опыт мира».

Следует отметить, что миф также является древнейшей формой постижения реальности, особенностью которой является символическое выражение событий.

Художественное познание — особая форма рефлексии, которая получает реализацию на всех этапах бытия искусства, начиная от художественного замысла и заканчивая восприятием публикой. Искусство воспринимается путем эмпатии (отождествление себя с образом), это сопровождается глубочайшими эмоциональными переживаниями.

Религиозное познание - безусловно, одна из наиболее ранних форм познания (как подчеркивали многие западные и русские философы). Основное назначение религии — определение смысла жизни человека, поиск пути к спасению.

Философское познание, основной функцией которого является духовная ориентация человека, создание единой картины мира, соотнесенной с человеком, формирование мировоззрения.

Использует научное и ненаучное познание для постижения истины Научное познание — складывается из совокупности системы методов. Бывают частные методы, которые применяются одной или несколькими науками, имеющими общий объект исследования и общенаучные методы, которые используются по существу почти всеми науками.

Под методом научного познания понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практическо-преобразуюшей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

На эмпирическом уровне научного познания применяются наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция. Специфическими методами теоретического уровня научного познания является аналогия, моделирование, идеализация, системный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логические методы, аксиоматизация.

Познание представляет собой сложный многогранный процесс, исследуемый рядом наук. Теория познания фокусирует свое внимание на философских, мировоззренческих аспектах этого процесса. Познавательное отношение человека к миру носит исторически изменчивые, социально-опосредствованные развивающиеся формы. Сам процесс познания можно охарактеризовать как диалектически сложное взаимодействие субъекта и объекта познания.

 

           
   
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   

 


Схема 16. Чувственное познание

       
 
   
 



Схема 17. Мышление

 

Схема 18. Формы мышления

Схема 19. Законы логики


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.