Схема 31. Философские методы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Схема 31. Философские методы

2017-09-28 302
Схема 31. Философские методы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Схема 32. Диалектический и метафизический метод познания

Нельзя войти в одну и ту же реку дважды

Схема 33. Диалектика

 

Схема 34. Законы диалектики

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. В окружающем нас мире мы наблюдаем количественное и качественное разнообразие вещей. Подобное разнообразие порождает множество вопросов — откуда берется многообразие мира, какова связь между качественно различными явлениями. Существует ли связь между количественными и качественными изменениями?

Для того, чтобы дать ответы на поставленные вопросы, следует дать определение таким понятиям, как «количество» и «качество».

Под качеством понимается такая определенность предмета, которая принципиально отличает его от других предметов. Качество есть коренное свойство предмета и объективно присуще предмету на протяжении всего его существования.

В свою очередь, количество - определенность предмета, которая характеризует предмет с точки зрения степени развития его свойств (величина, объем, скорость и т.п.).

Количество и качество - всеобщие категории. Иными словами, любой предмет, любое явление в любой точке своего функционирования (существования) имеет соответствующие количественные и качественные характеристики. Количественные изменения первоначально не отражаются явственно на качественных характеристиках. Вместе с тем наступает момент, когда единство количественных и качественных характеристик начинает проявляться. Такое единство было названо Гегелем мерой. Мера - есть те количественные границы, в пределах которых качество предмета не меняется. Характерным примером может служить переход физического вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Категория меры очень важна для любой сферы практической и научной деятельности. Мера может быть конкретизирована в понятии «норма» (медицинская, техническая).

Связь между количеством и качеством, между количественными и качественными изменениями весьма неоднородна. В данном случае имеет место взаимный переход. Одним словом, не только количественные изменения переходят в качественные, но и наоборот, ведь новое качество, безусловно, порождает и новые количественные изменения (характеристики).

Характерным примером здесь может служить социальное развитие. Так, смена одной ступени цивилизации (качественные изменения) порождает изменение количественных характеристик (темпы роста производства, культурный уровень населения, уровень потребностей населения). Следует отметить, что противоположность качества и количества является относительной. Одно и то же явление (характеристика) может выступать, при определенных явлениях, как количественная, а в другом случае, как качественная сторона явления. Количественные и качественные изменения отличаются друг от друга по характеру своего протекания. Количественные изменения протекают постепенно и непрерывно (накопление до определенного предела), качественные происходят в виде «скачка».

«Скачок» как бы прерывает течение постепенных количественных изменений, выводя их на новую ступень. Происходит формирование новой меры предмета (явления), нового типа количественных изменений и характеристик. В свою очередь, «скачок» не только не прекращает развития, но может быть объяснен как наиболее интенсивная форма изменения.

Вульгаризация марксизма привела к тому, что в обществоведческой отечественной литературе сложилось мнение о двух типах скачка: скачке типа взрыва - одновременное преобразование всех качественных характеристик предмета и скачке постепенном, поэтапном. Вместе с тем, практика показывает, что любой скачок, в том числе, и революционный, характеризуется, по мнению Ф.Энгельса, постепенностью. Таким образом, следует вести речь о том, что следует различать постепенность количественную и постепенность качественную. Историческая практика показала, что осуществление качественных изменений общественной жизни путем взрыва, вместо желаемого ускорения дает замедление темпов развития (насильственная коллективизация, поголовная приватизация, сверхиндустриализация, свертывание товарного производства и т.д.).

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод: закон перехода количественных изменений в качественные выражает взаимосвязь, в силу которой мелкие, незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, на определенной ступени нарушают меру предмета (явления) и вызывают коренные качественные преобразования.

 

 

Б) община рабовладение феодализм буржуазный строй постиндустр. общество

 
 


Каменный век Плавка металла Машинное производство

 

 

В) Соц-ые

изменения Компьютеризация.

Машинное производство.

 

Земледелие и скотоводство.

 

Собирательство и охота.

 

Время

Явления

развития

 

 
 


Возникновение Возникновение Формирование

жизни нервной системы общества

 

Закон единства и борьбы противоположностей. Категориями, выражающими сущность этого закона, принято считать противоположность, единство противоположностей и борьбу противоположностей. Для осмысления данного закона и его категорий следует осмыслить, прежде всего, такие понятия, как «тождество» и «различие». Известно, что под тождеством понимается равенство, одинаковость. Всякий предмет и явление, тождественны, прежде всего, самим себе, а также могут быть тождественны другим предметам. Таким образом, в диалектике под тождеством понимается предельное выражение равенства, одинаковости предмета с самим собой или с другими предметами.

Не менее важное значение для познания закона имеет и понятие «различие»: то особенное, что отличает одну вещь от другой, данную сторону одной вещи от другой стороны той же вещи.

Метафизическое миропонимание возводит в абсолют как тождество, так и различие. Так, если предметы тождественны, то не может быть речи ни о каких противоречиях, и наоборот, если вещи различны, то не может быть места каким-либо тождествам. В этих спорах, извечных спорах между представителями метафизического и диалектического учений, решающее место имеет практика, которая выявляет в вещах их диалектическую сущность. Практика показывает, что не существует ни идеальных тождеств, ни идеальных (абсолютных) различий. Они всегда взаимосвязаны и взаимопроникаемы друг в друга. Тождество выступает как конкретное тождество, иными словами, как тождество в общем, главном при различии вособенном и единичном.

Данные категории отражают существенные стороны отношений не только между различными предметами, но и между различными сторонами одного и того же предмета.

Каждая вещь имеет много сторон, которые, взаимодействуя между собой, приводят в результате к соответствующим изменениям. Практика так же показывает, что изменения сторон могут носить как однопорядковыйхарактер, так и противоположный характер развития.

Противоположности - это такие стороны предмета, которые противостоят друг другу в своем функционировании и развитии. Наличие противоположностей и их необходимость обусловлены такими факторами, как структурно-функциональный, динамический факторы. Структурно-функциональный фактор связан с полярной структурой материальных систем (атом, солнечная система, способ производства материальных благ, структура общества). Для жизнедеятельности любого организма необходима функциональная полярность, заключающая в себе противоположные процессы — распределение функций между полушариями головного мозга, ассимиляция и диссимиляция и т.д.

Динамический фактор связан с непрерывными изменениями и развитием материальных объектов. В результате такого развития каждый объект содержит в себе новое и старое. Раздвоение предметов на противоположности присуще самим предметам. Им также присуще взаимодействие противоположных сторон (противоречие). В то же время, несмотря на противоположности, предмет представляет собой единое целое. Взаимоотношения внутри предмета (между противоречиями) могут быть охарактеризованы как борьба, поскольку стороны по своей сущности взаимоисключающие друг друга. Характерным примером может служить живой организм, сама жизнь, а также и любые социальные явления. Знание закона единства и борьбы противоположностей позволяет выяснить, что является причиной и источником развития.

Очень долгое время в философии и конкретных науках господствовал запрет на обнаружение внутренних противоречий – так называемый аристотелевский запрет. Исходя из этого запрета следовало – раз нет противоречий, следовательно, источник движения лежит лишь во вне предмета. В этой ситуации источником движения выступают внешние импульсы. Иными словами, метафизика абсолютизировала внешний толчок, характерный для механической формы движения материи. Метафизика пыталась перенести законы механики на все явления природы и социальной жизни.

В свою очередь, категория диалектического противоречия делает акцент на внутренний источник движения, на самодвижение и саморазвитие. Противоречие есть источник процесса самодвижения, в результате которого происходят не только количественные, но и качественные изменения. Противоречие – это не только противоборство, но и взаимодействие. Например, рабочие не могут существовать без продажи своей рабочей силы, а работодатель не может извлекать прибыль без эксплуатации рабочих. Движение имеет имманентный характер (присущий вещи внутренне). Постоянная взаимосвязь и противоречия между производством и потреблением. По мере совершенствования производства развиваются и потребности. На этой почве возникают противоречия, которые разрешаются путем развития производства, но это ведет к возникновению новых производственных и чисто человеческих потребностей. Именно эти противоречия приводят к переходам на новые ступени цивилизации.

Следует отметить, что ошибочным является объявление единственным источником развития, движения, как самостоятельную силу, так и абсолютизацию борьбы противоположностей, забывая об их единстве.

Все многообразие противоречий можно разделить на две большие группы - внутренние и внешние. Противоречия могут выступать как внутренние по отношению к какому-то предмету или системе, а в другом случае как внешние, т.е., возникающие между предметами или системами. Внутренние противоречия имеют место при соотношении формы и содержания (производительные силы и производственные отношения, мышление и язык, функции и строение в живом организме). Внешние противоречия в развитии общества, например, противоречие между природой и обществом. Данное деление в известной степени относительно, поскольку противоречие в одном случае может выступать как внешнее, а в другом случае как внутреннее. Так, например, общество и природа не полностью внешние по отношению друг к другу. Особенно в наше время онипо сути представляют собой подсистемы единой системы «общество и природа», и для этой системы их противоречие будет уже внутренним. Тем не менее, по мнению большинства современных философов, внутренние и внешние противоречия играют не одинаковую роль.

Диалектика, в отличие от метафизики, отдает приоритет внутренним противоречиям. Причем, это положение диалектики можно правильно понять только в том случае, если не отрывать рассматриваемый предмет от его системных связей. Главным источником развития отдельного явления, которое, в свою очередь, является элементом системы, выступает не сугубо внутреннее противоречие, а противоречие между данным явлением, как элементом системы, и другими элементами, системой в целом.

Любому предмету или процессу, а тем более системе внутренне присуще множество противоречий. При этом можно выделить основное противоречие, от которого зависят все остальные. Под основным противоречием следует понимать такое противоречие, которое определяет собой все остальные противоречия данной системы, а следовательно, и развитие системы в целом. Основное противоречие является «сквозным», т.е. присуще предмету с момента его возникновения и до момента его исчезновения - перехода в новое качество. Основное противоречие наиболее глубоко выражает сущность данного явления, пронизывает все остальные противоречия данной системы.

Кроме основного противоречия можно выделить главное противоречие, которое играет решающую роль на данном этапе развития. В обычных условиях главное и основное противоречия совпадают по содержанию и объему. В условиях этой реальной ситуации в качестве главного может выступить одно из не основных внутренних противоречий или даже внешнее противоречие.

 

 

 

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей выражает взаимосвязь и противоречие между сторонами предмета или явления, а также между самими предметами и явлениями. Результатом такого единства и противоречия является развитие предмета, явления как целостной системы.

Закон отрицания отрицания. Вообще все законы диалектики связаны между собой и каждый из них дает ответ на конкретный вопрос, связанный с развитием. Так, например, закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: «Как идет развитие?»; закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос: «За счет чего идет развитие?»; (закон отрицания отвечает на вопрос: «Куда идет развитие и какова его тенденция?»

Сущностью данного закона является выяснение вопроса о тенденции развития, взаимосвязи старого и нового. Закон отрицания имеет важное значение. Он позволяет выявить и определить тенденции развития интересующего нас явления или процесса, причем, позволяет проследить эти тенденции на длительный срок.

В любом развитии происходит накопление определенных количественных изменений, в результате которых происходят эволюция или скачки, что в свою очередь, есть не что иное, как отрицание старого качества и переход в новое качественное состояние, в то же время отрицание, по сути своей, есть снятие противоречия и переход вещи в свою противоположность. Первостепенное значение для данного закона имеет категория отрицания, которая выступает в качестве неизбежного и законообусловленного момента всякого развития. Несколько по-иному подходят к категории отрицания метафизики, беря за основу воздействие внешнего фактора. Например, развитие растения отрицается внезапным заморозком или побившим его градом и т.п. Диалектическое же отрицание является самоотрицанием, оно вовсе не прекращает развития, наоборот - создает благоприятную почву для развития в дальнейшем. Отрицается все устаревшее, ненужное и сохраняется все положительное, что было в старом. Новое одолевает старое в силу того, что на его стороне преимущество нового, плюс все лучшее, что перенято от старого. Метафизика под отрицанием понимает прекращение дальнейшего развития, отрицание отождествляется уничтожением.

Отрицать метафизическое понимание этого закона полностью не следует, поскольку в объективной реальности встречаются, и довольно часто, такие отрицания, приводящие к гибели целых видов и родов животных, растений и т.д. Это различного вида природные и техногенные катастрофы и катаклизмы.

Но превалирующим в нашей жизни является отрицание диалектическое, в результате чего делается возможным развитие физических, биологических и социальных явлений. Диалектическое отрицание не является конечным пунктом развития. Отрицание снимает старое качество и утверждает новое, в это же время происходит становление нового противоречия как источника дальнейшего развития предмета. В рамках этого противоречия накапливаются противоречия, неизбежно вызывающие новое отрицание. Иными словами, одним актом отрицания не исчерпывается развитие предмета или явления. Отрицание доходит до второго отрицания, т.е. отрицания отрицания.

 

зерно стебель колос новый сорт зерна

 

Этот гегелевский пример позволяет сделать вывод - зерно первоначальное и конечное (колос) не равны друг другу ни качественно, ни количественно. Так же отличаются друг от друга наивная античная и современная научная диалектика. Анализ закона отрицания дает возможность понять, что развитие и движение как в природе, так и в социуме, идет не по замкнутому кругу и не прямолинейно, а по спирали:

Движение по спирали сочетает в себе синтез кругового (всего того положительного, что несет в себе круг) и прямолинейного (и того положительного, что фиксируется поступательной прямой). Движение не только устремлено вперед, но после каждого отрицания как бы возвращается назад, но это не круг, а новый виток спирали. В литературе закон отрицания имеет название закона диалектического синтеза. У Гегеля встречается так же название «закон триады». Триада имеет трехзвенную структуру, применимую к любому процессу развития: тезис - антитеза - синтез. Тезис - объект в процессе развития, он чем-тоотрицается(противоположностью-антитезисом), а при втором отрицании происходит их синтез.

Три основных закона диалектики находятся в постоянной взаимосвязи.

Кроме вышеуказанных законов диалектика содержит в себе ряд неосновных законов, выявляющих взаимосвязь между парными и тройными категориями.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.