Международные организации в области гражданской авиации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Международные организации в области гражданской авиации

2017-09-28 384
Международные организации в области гражданской авиации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наиболее представительной (более 160 государств-членов) и авторитетной из международных (межгосударственных или межправительственных) организаций в области гражданской авиации является упоминавшаяся ИКАО - действующий с 1947 г. центр организации универсального сотрудничества заинтересованных стран по всем вопросам, связанным с этим. ИКАО осуществляет исследования, разработку и совершенствование стандартов, правил, регламентов, предназначенных для использования в международной гражданской авиации.

В целом миссия ИКАО состоит в организации и координации международного сотрудничества в деле практического использования в глобальном масштабе воздушного пространства, как международного, так и национального, гражданской авиацией.

В настоящее время для вступления в ИКАО государство должно направить правительству США - депозитарию Чикагской конвенции 1944 г. - уведомление о своем присоединении к этому международному соглашению. По прошествии тридцати дней с момента получения депозитарием такого уведомления и извещения им об этом других стран -участниц ИКАО присоединение считается вступившим в силу, а государство-претендент становится полноправным членом Организации. Членство в ИКАО прекращается через двенадцать месяцев после того, как государство официально известит депозитария о денонсации им Чикагской конвенции. Прекращение членства может иметь место и автоматически - при исключении государства из ООН, если, однако, ее Генеральная Ассамблея не выскажется в пользу сохранения членства этой страны в ИКАО. В случае невыполнения государством своих финансовых обязательств перед ИКАО его членство может быть приостановлено.

Главным из органов ИКАО является созываемое один раз в три года либо на чрезвычайные сессии общее собрание государств-членов - Ассамблея, к участию в работе которой в качестве наблюдателей допускаются другие международные организации и государства-нечлены. Функции Ассамблеи включают определение направлений деятельности Организации в области международной гражданской авиации и использования международного воздушного пространства, формирование главного исполнительного и распорядительного органа ИКАО - Совета, утверждение его отчетов и трехлетних программ его деятельности.

Обычно решения Ассамблеи принимаются простым большинством голосов государств-членов, присутствующих на заседании, кроме решений о созыве чрезвычайной сессии Ассамблеи, когда необходимо всего 1/5 голосов, об одобрении предложенных Советом после выполнения особой процедуры поправок к Чикагской конвенции (2/3 голосов) и о перенесении местонахождения штаб-квартиры ИКАО (3/5 голосов).

В качестве постоянного органа Организации Совет ИКАО обеспечивает непрерывность ее деятельности в промежутках между сессиями Ассамблеи, перед которой он отчитывается и несет ответственность за свою работу. Совет формируется из представителей тридцати государств-членов, избираемых Ассамблеей тайным голосованием из числа назначенных правительствами кандидатов, которые не должны иметь финансовой заинтересованности и активно участвовать в деятельности какого-либо авиатранспортного предприятия - эксплуатанта международных воздушных линий. Кандидатуры выдвигаются государствами, играющими ведущую роль в воздушном транспорте, а также вносящими значительный вклад в предоставление аэронавигационных средств обслуживания для международной гражданской авиации. При этом должен обеспечиваться принцип представительства всех основных географических регионов мира (принцип справедливого географического представительства).

Функции Совета ИКАО, сессии которого созываются обычно три раза в год, включают разработку и принятие стандартов и рекомендаций, оформляемых в виде приложений к Чикагской конвенции, выполнение рекомендаций Ассамблеи и представление ей отчетов о своей деятельности, доведение до сведения Ассамблеи фактов нарушения государствами - членами ИКАО положений Чикагской конвенции, разрешение между ее участниками разногласий относительно толкования и применения отдельных конвенционных положений. Совет управомочен определять правила процедуры собственной деятельности и деятельности создаваемых им вспомогательных органов - комитетов и комиссий, издавать статистические сборники, отражающие состояние и тенденции развития международной гражданской авиации. Совет также распоряжается финансами ИКАО, образующимися из членских взносов и от издательской деятельности.

Секретариат - постоянный рабочий орган, обеспечивающий деятельность всех основных и вспомогательных органов ИКАО. Из числа наиболее важных вспомогательных органов, действующих от имени ИКАО, следует назвать учрежденные Советом Организации Аэронавигационную комиссию (рассмотрение поправок и разработка новых стандартов и технико-эксплуатационных рекомендаций), Авиатранспортный комитет (изучение экономических и коммерческих аспектов деятельности гражданской авиации - международных перевозок), Юридический комитет (дача Совету ИКАО консультаций по вопросам толкования и изменения положений Чикагской конвенции, по проблемам международного воздушного права, подготовка проектов различного рода международных соглашений), Финансовый комитет (рекомендации Совету относительно финансовой деятельности ИКАО, контроль за правильным расходованием средств Организации), Комитет по незаконным вмешательствам в дела гражданской авиации (технические вопросы незаконного захвата воздушных судов, саботаж, вооруженные нападения, представление Совету ИКАО заключений и рекомендаций).

Организация межгосударственного сотрудничества по регулированию деятельности гражданской авиации в рамках европейского региона осуществляется двумя межправительственными организациями.

Первой такой организацией является действующая в Страсбурге Европейская конференция гражданской авиации -ЕКАК, созданная в 1954 г. для изучения проблем воздушного транспорта стран Западной Европы, содействия координации их деятельности в этой области, более эффективного использования и развития международной гражданской авиации, а также сотрудничества с ИКАО. Под эгидой ЕКАК разработаны упоминавшееся Типовое соглашение о воздушных сообщениях ("Страсбургский тип"), Многостороннее соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях 1956 г., Многостороннее соглашение о сертификатах летной годности на импортируемые воздушные суда 1960 г., ряд рекомендательных документов для использования государствами-членами в части упрощения формальностей при оформлении пассажиров, почты, багажа и грузов. Важное направление деятельности - стандартизация требований к новому авиационному оборудованию, системам аэронавигации и связи.

Решения, имеющие статус рекомендаций, принимаются ЕКАК по результатам рекомендаций государств-участников - Австрии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Югославии (рассматривается вопрос о присоединении к ЕКАК ряда стран Восточной Европы).

Для предупреждения (предотвращения) столкновений в воздухе военных и гражданских летательных аппаратов, а также для совершенствования управления воздушным движением над территорией Западной Европы в 1960 г. была подписана Конвенция о создании Европейской организации по обеспечению безопасности аэронавигации - Евроконтроль со штаб-квартирой в Брюсселе. Практическая работа этой межправительственной организации состоит в разработке унифицированных правил полетов и деятельности наземных аэронавигационных служб, в выработке рекомендаций относительно корректировки региональных аэронавигационных планов ИКАО, в определении зон обслуживания полетной информацией и т.д.

В роли исполнительного органа Евроконтроля выступает специально созданное Агентство по безопасности аэронавигации, в котором представлены все государства-члены - Бельгия, Великобритания, Голландия, Люксембург, Франция и Германия. Его функции включают руководство полетами в "нижнем" (до высоты 7200 м) воздушном пространстве, дача через национальные центры управления воздушным движением инструкций и полетной информации пилотам, сотрудничество с заинтересованными государствами в поиске пропавших самолетов, оказании помощи летательным аппаратам, терпящим бедствие.

В рамках Евроконтроля учрежден арбитражный суд для разрешения споров между государствами-участниками, а также между ними и самой Организацией. Решения этого суда имеют окончательную силу и обжалованию не подлежат.

На основе специальных соглашений Евроконтроль сотрудничает с ИКАО, рядом скандинавских стран и некоторыми европейскими государствами.

Организация сотрудничества в области гражданской авиации в Африке осуществляется действующей с 1969 г. Африканской комиссией гражданской авиации - АФКАК со штаб-квартирой в Аддис-Абебе и Агентством по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре - АСЕКНА, созданным в 1959 г. (штаб-квартира в Дакаре). Функционирующие на принципах открытого для всех африканских стран членства, обе организации призваны выполнять следующие задачи:

содействовать выработке общей политики государств-участников, координации их практической деятельности и планированию в области гражданской авиации;

способствовать более эффективному использованию и совершенствованию африканского воздушного транспорта;

обеспечивать регулярность и безопасность полетов над территориями государств-членов;

совершенствовать управление, эксплуатацию, содержание и развитие аэродромов.

Обе организации имеют юридический статус межгосударственных организаций и в этом качесвве самостоятельно сотрудничают с другими международными организациями и государствами-нечленами.

Решения, принимаемые в рамках АФКАК, по своему правовому характеру представляют собой рекомендательные документы, нуждающиеся в одобрении со стороны государств-членов. В АСЕКНА решения главного органа - Совета - имеют с момента их принятия обязательную силу и одобрения со стороны государств-членов не требуют.

Членами АФКАК являются 32, а АСЕКНА - 12 государств.

Главный орган АФКАК - Пленарная сессия - созывается один раз в два года; Административный совет АСЕКНА собирается на свои заседания один раз в три месяца.

На Латиноамериканском континенте решение вопросов сотрудничества в области международной гражданской авиации осуществляется на межгосударственном уровне в основном Центральноамериканской организацией по обслуживанию аэронавигации - КОКЕСНА. Начавшая свою работу в 1961 г., КОКЕСНА - единственная из международных организаций такого рода - непосредственно обеспечивает в соответствии с региональным планом ИКАО управление воздущным движением над территориями государств региона. Свои услуги данная организация предоставляет не только государствам-членам, но и их юридическим и физическим лицам, владеющим летательными аппаратами.

Управление воздушным движением КОКЕСНА осуществляет на основе регламентов, действующих в контролируемом ею воздушном пространстве. Инструкции, даваемые ее службами по запросам эксплуатантов или же по собственной инициативе, обязательны для выполнения командирами летательных аппаратов. Корпорация управомочена информировать компетентные власти государств-членов о случаях нарушения правил воздушного движения. Сама она обязана учитывать и соблюдать положения национального законодательства и подзаконных актов, относящихся к воздушному пространству и его использованию.

Руководящий орган КОКЕСНА - Административный совет, формируемый из представителей государств-участников. Решения, принимаемые им по вопросам изменения учредительного документа Корпорации – ее Устава, приема в состав ее новых членов, получения и погашения займов, требуют единогласия членов Совета.

Помимо КОКЕСНА с 1973 г. в данном регионе действует Латиноамериканская комиссия гражданской авиации - ЛАКАК, образованная соглашением Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Гондураса, Гватемалы, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Мексики, Никарагуа, Панамы, Сальвадора, Уругвая, Чили и Ямайки.

Основная задача Комиссии - координация деятельности воздушного транспорта государств-членов посредством сбора, систематизации и распространения статистической информации о международных воздушных перевозках в регионе по пунктам отправления и назначения, исследования общей ситуации на рынке услуг в области воздушных перевозок, практики установления тарифов, разработки рекомендаций об их использовании, планирования мероприятий по развитию сотрудничества, особенно в части создания государствами своих внутренних механизмов обеспечения соблюдения тарифов с установлением для этого соответствующих санкций.

Главный орган ЛАКАК - Ассамблея, утверждающая рабочую программу Организации и принимающая обязательные к исполнению государствами-членами (после одобрения последними) резолюции и рекомендации. Исполнительный комитет обеспечивает текущую деятельность ЛАКАК, ведет сбор статистических данных, обсуждает финансовые вопросы и формирование бюджета.

Развитию сотрудничества в области международной гражданской авиации двадцати стран Лиги арабских государств посвящена деятельность основанного в 1965 г. Совета гражданской авиации арабских государств - КАКАС. Конкретно работа Совета, собирающегося на свои сессии один раз в год, направлена на координацию и обмен опытом, изучение международных стандартов и рекомендованной практики ИКАО, организации научных исследований в различных областях'1дея-тельности международной гражданской авиации. Совет также наделен правом урегулировать споры и разногласия между государствами - членами КАКАС по вопросам деятельности гражданской авиации, осуществления помощи в области технической и в части подготовки специалистов по обслуживанию гражданской авиации.

В активе КАКАС - разработка проекта унифицированного законодательства о гражданской авиации арабских государств, в который, в числе прочего, вошли положения о предотвращении незаконных актов, угрожающих безопасности гражданской авиации, определены правомочия командира и членов экипажа воздушного судна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Что такое международное воздушное право?

2. Какие из основных принципов международного права образуют основу международного воздушного права?

3. Перечислите и охарактеризуйте специальные (отраслевые) юридические принципы международного воздушного права.

4. Особенности правового режима национального и открытого (международного) воздушных пространств.

5. Каковы структура, цели и формы нормотворческой деятельности ИКАО?

6. Какие конвенции регулируют коммерческое воздухоплавание?

ЛИТЕРАТУРА

 

Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев С.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.

Курс международного права. В 7 т. Т. 5. М., 1992.

Международное воздушное право. Кн. 1 и 2. М., 1980-1981.

Международные транспортные организации. М., 1987.

Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

Словарь международного воздушного права. М., 1988.

Abeyratne R.I.R. Legal and Regulatory Issues in International Aviation. Transnational Publishers Inc., 1996.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.