Позиция отдельных учеников на уроке — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Позиция отдельных учеников на уроке

2017-09-28 703
Позиция отдельных учеников на уроке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здесь следует обратить внимание на следующее:

• все ли ученики включены в одинаковой степени в процесс обу­чения и общения, а если нет, то каковы причины (иногда это может быть преднамеренно сделано в воспитательных целях);

• как учитываются индивидуальные особенности учеников;

• являются ли ученики «объектами воспитания и обучения» или «субъектами общения»;

• насколько на уроке поощряется и формируется самостоятель­ность и творчество;

• делегирует ли учитель4 часть своих- полномочий ученикам, или весь урок «вертится» вокруг центральной фигуры — учителя;

• есть ли в классе лидеры (положительные или отрицательные), каково их влияние, как учитель моделирует их поведение;

• насколько ученики мотивированы изучать иностранный язык;

• используются ли элементы взаимообучения и т. д.

В последующих лекциях мы будем говорить об особенностях организации уроков формирования произносительных, лексичес­ких, грамматических навыков.


Раздел

Аспекты обучения иностранным языкам


ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ

В данной лекции нам предстоит рассмотреть'ряд вопросов, свя­занных с формированием фонетических навыков. Сегодня мы по­говорим о:

· месте и роли этих навыков в обучении иностранным языкам, содержании обучения фонетике,

· существующих подходах к формированию этих навыков,

· особенностях их формирования на различны».этапах обуче­ния.

Для начала, расскажу случай из жизни. Этим.летом мы с сыниш­кой читали книгу о приключениях Тарзана, и один эпизод показался нам особенно фантастическим. Этот приемный сын обезьяны случай­но оказывается в заброшенной хижине своего настоящего отца, где на­ходит детские книги, с картинками, предусмотрительно купленные, для него родителями. По этим книгам Тарзан самостоятельно учится чи­тать и писать по-английски, расшифровывая таинственных «букашек» и строя из них значимые образы. Однако даже буйная фантазия авто­ров не позволила им сотворить чудо: говорить на английском языке и понимать английскую речь со слуха Тарзан не научился. Это пришло к,нему лишь благодаря усилиям его друга, который, кстати, обучил его сначала не английскому, а французскому разговорному языку.

Зачем я рассказала эту фантастическую историю? Для того, чтобы лучше понять роль,и место произносительных навыков в ре­альном общении.

Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие зву­ки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова, соединяются в предложении;

В естественной языковой среде это происходит одновременно. Вспомните, как начинают говорить маленькие дети, что предшест­вует этому и насколько легко и быстро идет этот процесс.


Формирование фонетических навыков речи 65

В условиях неязыковой' среды, или, проще говоря, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следу­ет уделить значительное внимание.

Однако часто приходится слышать высказывания о том, что фонетический навык не так уж необходим, ведь практически не­возможно научиться говорить на иностранном языке без акцента, так зачем стараться и тратить время.

Чтобы ответить на это замечание, давайте разберемся в том, что же составляет сущность фонетических навыков.

Произносительные навыки можно разбить на две большие группы.

Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударе­ния и интонем, как логических, так и экспрессивных. Именно дан­ная группа навыков, а точнее, их отсутствие скорее выдает нас как иностранцев. Практика показывает, что легче бывает научить­ся правильно произносить звуки, чем правильно интонировать. Именно неправильное ударение и интонация позволяют отличить иностранца от человека, для которого этот язык является родным. Кроме того, не надо забывать и о том, что с помощью интонации, ударения и паузации можно менять смысл всего сказанного. Дан­ные знания составляют часть социолингвистической компетенции. Помните, в первой лекции мы говорили об английском прощании;, произнесенном с падающей интонацией, и о том, как его воспри­нимают носители языка?

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

Определите, как интонация может изменить значение и речевую функцию:

а) слова "Yes" («Да»);

б) вопросов типа:

— You have already been there, haven't you?

— Вы уже были здесь, не так ли?

— They are nice people, aren't they?

— Они очень милые люди, не так ли?

Примеров, подтверждающих важность овладения данной груп­пой фонетических навыков, можно привести немало. Какие из них можете привести вы?

Вспомните свой курс фонетики. Какие сложности испытывали вы сами, овладевая английской интонацией, ударением, пауза-цией? Как и кто помогал вам в решении данной проблемы?

Слухо-произносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные и собственно произносительные.

Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фанем, слов, смысловых синтагм, предложений и т. д.


66_________ Формирование фонетических навыков речи __________

Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, слово­сочетаниях, предложениях. Последнее, безусловно, требует и пра­вильного ударения, паузации и интонирования.

В английском языке произношение является и своего рода «ви­зитной карточкой», позволяющей определить происхождение, об­разование, а следовательно, и социальный статус говорящего. Вспомним Элизу Дулиттл и профессора Хиггинса из знаменитого произведения Бернарда Шоу «Пигмалион». Элиза не могла на­учиться правильно произносить звуки до тех пор, пока не научи­лась слышать разницу между тем, что она говорит сама, и тем, что хотел от нее получить учитель.

С момента написания этой пьесы прошло немало лет, но про­блема до сих пор не утратила актуальности, хотя следует признать и то, что к вариантам разговорного английского языка сегодня от­носятся значительно терпимее и так называемое поставленное произношение (RP — received pronunciation) не является единст­венно допустимым нормативным вариантом.

Как сейчас, помню лекцию, которую читала нам профессор И. Н. Верещагина. На лекциях она любит озадачивать слушателей и задает вопросы, ответы на которые, как правило, приводят к бурным дискуссиям. Таким образом она проверяет внимание и понимание. Повторю ее вопрос: «Надо ли обучать фонетике те­лефонистку, которая сама не будет произносить ни одного слова и задача которой будет заключаться лишь в умении принять ин­формацию и подсоединить штекер в нужную позицию?» Сколько споров вызвал у нас этот вопрос!

Правы оказались те, кто сказал, что телефонистке тоже нуж­ны фонетические навыки, поскольку без них она не сможет узнать знакомые слова со слуха, а значит, и воспринять передаваемую ин­формацию (вспомните Тарзана, который, зная графический образ слова и даже соотнося его со значением, но не умея озвучить эти слова, не только оставался сам немым, но и не понимал смысла чужой речи).

КАК ЖЕ ОБУЧАТЬ ФОНЕТИКЕ,

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ

В методике известны два основных подхода к обучению данному аспекту языка. Современные методы построены на эклектике1 или различных вариантах сочетания основных положений этих двух подходов.

Рассмотрим подробнее каждый из них и определим их досто­инства и недостатки.

1 Эклектика — механическое соединение разнородных, часто противо­положных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.


Формирование фонетических навыков речи67

АРТИКУЛЯТОРНЫЙ подход

Основные теоретические положения данного подхода были
разработаны советскими учеными-лингвистами И. А. Грузинской
и К. М. Колосовым. Они были одними из.первых, кто придавал
формированию фонетических навыков большое значение.
До них эти навыки не считались важными. Именно Й. А. Гру­зинской, К-.М. Колосову и,их последователям принадлежит за­
слуга сравнительного анализа фонетического состава двух язы­
ков и разработка на этой основе типологии фонетических
сложностей, а главное, основанной на них системы,фонетичест
ких упражнений.

Согласно их теории, выделяются три основные типологические группы фонем:...

а) совпадающие в. обоих языках;

б) несовпадающие;

в) частично совпадающие.

Наиболее трудными для усвоения следует признать.последние две группы, причем частично совпадающие фонемы будут пред­ставлять самую большую сложность.

Действительно, звуки [м], [н], [л] и ряд других, в английском и русском языках похожи, однако освоить их артикуляцию гораз­до труднее, чем звуков, у которых нет соответствий в русском язы­ке в силу того, что отличия в артикуляции для нетренированного уха не слишком заметны. Подчас легче освоить носовой [г>] или межзубные звуки, которых нет в русском языке, чем научиться произносить простые и доступные [п], [т], [к] с аспирацией- Точно так же трудно и отказаться от этой дурной привычки. Я помню, как на уроках французского как второго иностранного языка на III кур­се института наш преподаватель доцент О. А. Выставкина негодо­вала по поводу наших «отвратительных антлизированно-аспириро-ванных [р], [t], [к]», которые мы поначалу пытались, произнести на английский манер. *

Нам казалось, что именно таким образом они звучат более
«иностранно» (или странно, что порой одно.и.то же для нович­
ков). Трудно было нам усвоить и то, что французское;[1] надо все­
гда произносить, мягко, ведь подобная палатализация в английском
языке считается ошибкой.

Итак, обучая согласным звукам, надо обращать особое, внима­ние на артикуляцию, палатализацию и аспирацию.

Гласные тоже таят в себе, немало опасностей. Казалось бы, ну что такого в растягивании- гласных? Хочу и тяну.. Хочу скажу [шип], а хочу [ши-и-и-п]. Но, оказывается, для английского языка это су- щественно. Неспроста в.английских песнях растягиваются не глас­ные, а согласные.

Что же касается «шипов», то один из самых популярных бри­танских фонетических курсов именно так и. называется "Ship or sheep", что в переводе означает «Корабль или овцы».


68 Формирование фонетических навыков речи

Помимо долготы и краткости, при работе с гласными звука­ми следует обратить внимание и на дифтонги. Иногда начинаю­щие не слышат разницы между гласным звуком и производным от него дифтонгом. Огорчаться не стоит. Элиза Дулиттл тоже не слышала этих отличий, хотя родилась и прожила всю жизнь в Англии.

Для русских, начинающих изучать английский или французский язык, значительную трудность могут представлять и задние глас­ные так как в родном языке они практически отсутствуют.

Выявив указанные несовпадения, авторы данного подхода сформулировали основные положения артикуляторного подхода к обучению. Кратко они сводятся к следующему: 1_- Начинать обучение иностранному языку следует с постановки

звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс.

2. Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить, работу органов _ар,тикуляции при.произнесений каждого звука.

4. Формирование произносительных и слуховых навыков идет р.азд дельно.

Отсюда были определены и основные этапы работы со звуком.

1. Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем,
в каком положении должны быть органы артикуляции при про­
изнесении звука. Чаще всего это объясняется в специальных тер­
минах. В своей книге "HOW ТО SPEAK ENGLISH WITHOUT
RUSSIAN ACuENT" мой бывший однокурсник В. Шеварденидзе
так с юмором описывает эффект подобных объяснений на неопыт­
ных лингвистов: «...я решил процитировать описание этого звука
в фонетических справочниках: «Губно-губной, щелевой, срединный
сонант. Звук образуется при значительном поднятии задней части
языка по. направлению к мягкому нёбу, причем губы слегка выпя­
чены и сильно округлены, образуя небольшое отверстие для вы­
хода воздуха. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки вибрируют».

После чего я дал прочитать написанное своим друзьям и по­просил оживить этот звук. Что у них получилось, можно догадать­ся, если вы сами попробуете заднюю часть языка значительно при­поднять и направить к мягкому нёбу. Это было нечто, похожее на звук, доставшийся нам в наследство от времен возникновения пер­вого паровозного, гудка. Понимая, что -с этим «нечто» в Англии да­леко не уедешь, я дал им свои объяснения насчет произношения звука [w]».

2. Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые.должны поставить свои органы, артикуляции в нужное положение.

3. Артикулирование, или собственно произнесение звука.

4. Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.


Формирование фонетических навыков речи



5. Отработка звука в системе фонетических упражнений, по­строенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой ин­терференции. Изучаемый звук произносится в различных комбина­циях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов).

Безусловной заслугой данного подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерфе­ренции, а также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание.

Однако у этого подхода есть и значительные недостатки, кото­рые справедливо отмечаются современными, методистами. Так, профессор Р. К- Миньяр-Белоручев считает, что подобные вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начи­нающих, а чистоты навыка при этом не дают. При переходе от од­ного звука К'другому наступает деавтоматизация навыка, что осо­бенно очевидно при обучении экспрессивной речи. Обучение произношению в отрыве от слуховых/аудит и вных навыков также не слишком эффективно сегодня, когда целью обучения является фор* мирттанне различных составляющих коммуникативной компетенции.

Однако этот подход не "утратил" своей актуальности и сегодня. Его по-прежнему широко используют при работе с определенной аудиторией. Как вы думаете, с какой и почему?

Безусловно, именно вам, будущим учителям, филологам и линг­вистам, он способен оказать неоценимую услугу.

Широкое применение в методике преподавания иностранных языков нашел и другой подход. Он стал основой разработки мно­гих методов, в том числе и популярных интенсивных методик.

АКУСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет нё'Щоли-ров^й^о, а,в;:рёчевом по-токе,_в речевых структурах и моделях. Б основе упражнении ле-1кит повторение, или имитация. Чистоте фонетического навыка в данном случае не придается большое значение. Услышал раз­ницу — хорошо, нет — не беда.

В условиях краткосрочных курсов обучения иностранному язы­ку этот подход полностью оправдывает себя. За 1—2 месяца слу­шатель подобных курсов должен освоить разговорный язык, что­бы суметь выжить в стране изучаемого языка. Как вы думаете, что для него.важнее — уметь говорить почти без акцента или научить­ся понимать беглую речь со слуха? Ведь и то и другое является частью фонетического навыка, но обеспечить их в полном объеме за столь короткий срок практически невозможно. Интенсив отда­ет предпочтение формированию аудитивных навыков, именно по­этому столь высок процент аудирования на этих занятиях.


70 формирование фонетических нары ков речи

Но значит ли это, что подобный подход хорош для современ­ной школы? Для общеобразовательной школы в чистом виде этот подход не годится. Слишком велик процент ошибок,: иногда он не­оправданно велик. Да, многие дети легко имитируют иноязычные звуки, причем это не всегда связано с наличием или отсутствием музыкального слуха. Однако порой достаточно простого объясне­ния или показа, чтобы ошибка была снята и у тех, кто изначаль­но ее допускает в силу неразвитости речевого слуха.. Кстати, ре­чевой слух, так же как и музыкальный., можно развить,

Широкое применение в различных учебных заведениях сегодня получил подход, построенный на грамотном, сочетании обоих рас­смотренных выше подходов, или дифференцированный подход.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Этот подход предполагает, использование различных анализато­ров для формирования всех сторон фднетического. навыда. Здесь, как и_г^акус_тическом^ подходе,,..большое внимание уделяется аудирова­нию, но не тдль.ко аутентичной..речи^но'и специально'адаптирован­ной, дидактической речи учителями, дикторов, "'фонозагШсей. Не ис­ключается и возможность о^ьлбие«ма«сиособо.в артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это необязательно,.про­исходит с помощью специальныхдерминов. Предпочтение в данном Случае Отдается более доступным и понятным объяснениям.

Например, в книге для учителя к учебнику английского языка для II класса школ с углубленным изучением И. Н. Верещагиной предлагают объяснять английский звук [г] через русский звук [ж], а краткий звук [л] — через русский звук [о], поскольку положе­ние органов артикуляции у них очень сходно.

В данном подходе предлагается использовать не только акус­тические, но и графические образы. Формированию графемно-фо-немиых со^бтв'ет'ств-йй-в' Дамках" этого подхода уделяется большое

внимание, так же ^как^^^хюльз.(ша^а]а.лрт^Щ>МВМё^-

Поскольку именно данный подход характерен для 'большинства школ и других учебных заведений, где вам, возможно, придется ра­ботать, рассмотрим особенности формирования фонетических на­выков на.различных этапах обучения на.его примере.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Оговоримся, что начальный этап обучения не означает обуче­ния в начальной школе. Сегодня, как вы знаете, существует мно­го моделей школ, и.все они начинают изучение иностранного язы­ка в разное время.

. Именно начальный этап является 'самым трудным и ответствен­ным. Здесь происходит формирование не только слухо-произноси-


Формирование фонетических навыков речи _____, 71

тельной базы, но и всех остальных тесно связанных с ней навы­ков и умений.

Я помню свой ужас, когда после окончания института поступи­ла на работу учителем иностранного языка в спецшколу. Мне да­ли три параллели — вторых, четвертых и девятых классов. Больше всего я боялась именно второклашек, начинающих. Что делать, с чего начать, чтобы эти крохи всего лишь за один год научились го­ворить, читать, писать и понимать английскую речь Со слуха?

К счастью для меня, в том же году вышел первый учебник ан­глийского языка для II класса школ с преподаванием ряда пред­метов на английском языке И. Н. Верещагиной, М. И. Дуброви­на и Т. А. Притыкиной, с синим паровозиком на обложке, который я до сих пор считаю лучшим учебником для начальных классов. Именно он смял мои страхи и научил работать с малышами.

ДГостановка звуков, обучение лексике, грамматике здесь идут одновременно. __Сначала учитель.произносит'речевую' модель или фразу, предназначенную для усвоения. Например, "My name is...". °"тэ"н""ее""обыгрывает, а возможно, и просто переводит на родной язык, чтобы учащиеся_поняли, о чем идет речь. Крайне важно осо­знание того, чтссДГз'аче^-^гы делаешь, а не просто.Механическое повторение за учителем'непонятных звуков, слов и т. д.

Затем учитель выделяет в модели, ключевое слово, в нашем случае "name", и лишь потом звук или звуки. Таким образом, мо-дельдействий учителя можно представить так: контекст —.слово. — звук. Учащиеся идут реверсивным порядком: звук — слово — кон­текст.

Здесь важно отметить, что речь учителя на данном -этапе, как
правило, слегка утрированна и демонс^а^Шна".''При о"бъяснении "и
тренировке используется аналитик Если ухо

ребенка не тренировано и он не может верно воспроизвести звук, можно использовать инструкцию-указание,, часто подсказываю­щую, от какого русского звука надо отталкиваться.

________________________, ЗАДАНИЕ

Попробуйте объяснить начинающим изучать английский язык, как следует произносить следующие звуки: [п], [р], [w], [h], [n], [г]. В случае затруднения воспользуйтесь любым из пособий, при­веденных в списке рекомендованной литературы (см. Приложе­ние № 5).

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ

Что касается упражнений, то на начальном этапе обычно ис­пользуются упражнения'двух типов.

1. Упражнения на активное слушание и распознавание зву­ков, их долготы и краткости. Например, услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку и т. д. Слова


72 Формирование фонетических навыков речи

могут быть как знакомыми, так и незнакомыми. Здесь также, мож­но попросить определить звуки родного и иностранного языков. Такое упражнение развивает речевой слух, и готовит почву для дру­гого типа упражнений.

2. Упражнения на воспроизведение. На начальном этапе уче­ники часто повторяют слова, словосочетания и речевые структуры за учителем или диктором. На уроке это может быть как хоровое проговаривание, так и индивидуальное. И то и другое очень важно.

При хоровом проговаривании учитель дирижирует, задает опре­деленный ритм,_сш.ределяет паузы, обозначает ударения, движения­ми рук. показывает мелодику.предложения. В хоре.любые из допу­щенных нарушений можно заметить, но они не столь явны. Ученик может, стесняться выполнять упражнение, перед всем классом один, а вместе с товарищами это и интересно, и не.так пугает.

Однако если учитель увлекается лишь хоровой работой и иг­норирует индивидуальное проговаривание, то есть опасность того, что кто-то произносит слова неверно в силу недостаточно разви­того речевого слуха. В хоре эти погрешности не всегда заметны для учеников, но даже если при индивидуальном повторении спро­сили не того ученика, который, допускает ошибку, а его соседа, то он может лучше услышать правильный ответ и исправиться само­стоятельно. Надо стремиться к тому, чтобы опросить каждого уче­ника в отдельности, хотя бы несколько раз в течение урока: Еще лучше, если вы помните, что каждый из них уже отвечал, и при повторном опросе даете ему возможность сказать_что-то новое i, до, что.вы у него еще, не.спрашивали. Это не так трудно сделать, как кажется на первый взгляд. Подчас можно удивляться, до каких пределов совершенствуют свою память действующие учителя.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что с первых же минут обу­чения внимание уделяется не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам и интонации. Если не обращать на это.-вяимание сразу, то ученики воспринимают эти «ме­лочи» как вещи второстепенного порядка и переучить их потом бы­вает очень трудно.

На начальном этапе очень важно научить наших слушателей ра­ботать с магнитофоном. От этого умения во многом зависит успех самостоятельной раВоты в дальнейшем. Кстати,, если сам учитель по каким-то причинам не очень доверяет собственным фонетичес­ким навыкам, то начитанные профессионалами на аудиопленке уп­ражнения будут ему хорошим помощником.

Говоря о последовательности знакомства слушателей со. звука­ми, следует сказать, что она. определяется речевыми потребности-ТйТГй" иногда"'самые' трудные звуки и звукосочетания^пр^хТШдтея^-язу-" чатБ"Пта~'пе"рвых'.же уроках. Например, уже на третьем-четвертом уроках английского языка малыши встречались с такой фразой, как "This is а....",.;И ее вопросительной формой."Is this а...?". Може­те себе представить уровень трудности для учителя и учеников?!


Формирование фонетических навыков речи _______ 73

На начальном этапе устанавливаются и звуко-буквенные соот­
ветствия. Даже если обучение идет на устной1' основе", т. "е/'еслй'"
ученики ничего, не читают и не пишут, а только слушают и гово­
рят, это не мешает обучению алфавиту. При этом очень важным
моментом следует считать nocлeдoвaтeльш^cJь^^pw^JбJгJSIiJЩiLlo^
накомления. ■""' '.... •—-

В некоторых пособиях обучение буквам идет строго по алфа­виту. Вряд ли такой способ можно назвать лучшим. В алфавите и гласные, и согласные идут вперемешку. Если.же. приять,.,.b,q„вни­мание то,_чтр на.первых.порах учащиеся-еще не читают-, то глав­ное для них,— это научиться распознавать согласные, ^которые и составляют неизменяемый «каркас» слов.

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

Попробуйте по данному «каркасу» согласных восстановить предло­жения.

Sh's Itt! grl. Sh's nt tchr, sh's nt dctr, sh's ppl. Th chldrn pld ftbl n th prk.

А теперь попробуйте сделать то же самое на основе гласных. Еу 1е о ay iee ае оее. (They like to play different games together.) Получилось?

Поскольку слов они знают мало, то кажется абсолютно оправ­данным начинать изучение алфавита с тех букв, которые чаще по­падаются в изученных словах._Даким буквам вы бы обучили сво-их'" учеников "'в' первую' очередь, если они начинают курс английского языка с темы «Знакомство», где представляют себя и своих друзей по именам, рассказывают о своей семье?

Авторы многих курсов для. начинающих, особенно для малень­ких детей, предлагают такую последовательность: М, N, S, D, В, Р, Т и т. д.

Почему?' Потому что именно эти буквы встречаются в словах «мама», «папа», «меня зовут», «сестра», «брат»', «доброе утро» и многих других.

Подробнее о работе по установлению связи между буквами и звуками мы поговорим в лекции по обучению письменной речи. Здесь же скажем лишь о том, чта^зн^комст^_с-£рсадми^Д10жо.га-. ет нам и в обучения..транскрипции. Знать ее и уметь самостоя­тельно'прочесть слово по словарю должен каждый, и чем быстрее пройдет неоправданный страх перед «непонятными значками в квадратных скобках», тем лучше.

Основная задача школы состоит в том, чтобы научить студен­та приемам самостоятельной работы, сделать его независимым на пути познания. Умение читать транскрипцию — это пусть неболь­шой, но необходимый шаг к самообразованию в дальнейшем.

Я здесь намеренно выделяю слово «читать», поскольку школь­никам надо научиться именно читать транскрипцию, а вот писать


74 ________ Формирование фонетических навыков речи


ее самостоятельно — это задача очень не простая, с ней может справиться далеко не каждый лингвист.

_________________________!_________________________ ЗАДАНИЕ

А Вспомните, какие трудности вы сами испытывали при работе " с транскрипцией (определение звуков, ударения и т.д.).

© Чем они были вызваны?

£) Кто и как помог вам их преодолеть?

©

Как ваш опыт изучения языка в данном вопросе может помочь вам в преподавании?

©

Составьте возможную памятку-инструкцию для учеников по ра­боте с транскрипцией.

Итак, на начальном этапе мы заложили основу хорошего про­изношения, которое'предполагает правильное интонирование, па-узацию, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Было бы наивно считать, од­нако, что этот навык сохранится без изменения. Без системати­ческой работы звуки будут легко «съезжать», то же может про­изойти и с интонацией.

РАБОТА НАД ФОНЕТИКОЙ НА СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

На среднем и старшем этапах обучения важно не только под­
держивать сформированные навыки в рабочем состоянии,
но и продолжать их совершенствование. Особое внимание можно
удели^ь_н^ьп^^^ моделям,, аудированию не

'только учебных аудиопленок с академической,,.слегка утрирован-"н'о'й" речыо,"нб"и"живой аутентичной речи, различных акцентов, ди­алектов и т:%""""

Однако не следует забывать'и о звуках.

Безусловно, если ученики хорошо артикулируют в целом, осо­бых усилий не требуется. Достаточно бывает исправить случайные ошибки, чтобы привлечь внимание к бережному обращению-с "фо­нетикой на будущее.

Но бывает и так, что у многих учащихся появляются.типичные ошибки. Бывает и так, что вы берете новую группу учеников и их фонетические навыки, мягко говоря, оставляют желать лучшего, -В таком случае без фонетической зарядки не обойтись.

Какова же ее роль, что может стать ее содержанием и, нако­нец, где ее место па уроке? '


Формирование фонетических навыков речи 75

ЦЕЛЬ фонетической зарядки

• Предвосхищение и снятие появления возможных фонетических
сложностеи любого порядка — слуховых, произносительных,

риттмико-интонацирнных.

• Отработка фонетических навыков, которые по какой-либо при­
чине ЪказХЖсХ^

СОДЕРЖАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ

Рассказать о всех вариантах в одной лекции невозможно, при­ведем лишь несколько примеров:

• ^ч^ен_ие__„слов, предложений, мик£_о_текстов, диалогов, qthxob,
-.ХШрй.товотхгК'; ~~™ ■ ".;

• чтение сложных в фонетич^а»м_с^щмшШ1ьча

ния,. еловосочета1ши~лГнанизыванием слов поочередно с нача^ ла или с конца; е *!Г£ЦШШе--,;1~н£Л^ ^а^нааиав ади-е „диаде кто в;

рп^еделенде. охзмшеш^^лем^кбйЛЗ^ыш^&ЯЩ'

произнесение адшА^^ ^'в зави^и^рстй^ох^-еа^в^й^задачи; '"по вторение в паузу;

n£BjropcHHe_cHHXpQHHQ ^ jjiffiiftром^нахедем/ладйВИ,щем; ' узнавание ^.рд. со слуха, _HXi_3a^0MHH^HHe,.J^4Q-C4.e\i].y4imie,e,jQ-

'вторёние и т. д...... """"


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.