Изучение эпических произведений в старших классах. Моделирование уроков — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Изучение эпических произведений в старших классах. Моделирование уроков

2017-09-28 811
Изучение эпических произведений в старших классах. Моделирование уроков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы и задания

1. Проанализируйте федеральные программы и учебники (под ред. Г.И. Беленького, под ред. В.Я. Коровиной, под ред. А.Г. Кутузова, под ред. Т.Ф. Курдюмовой и др.) для 10–11 кл. с точки зрения представления в них эпических произведений большой формы (для примера возьмите только один класс). Какова логика включения текстов в программу? Содержат ли учебники вопросы и задания, связанные с жанровой спецификой произведений?

 

Представление и обсуждение результатов анализа федеральных программ и учебников (задания Теоретического блока).

– Какие особенности эпических произведений большой формы нашли отражение в программах?

– Насколько в учебниках для старших классов и в материале, посвященном анализу художественного мира автора, учитывается жанровая специфика произведений?

 

2. Познакомьтесь с предлагаемыми С.А. Зининым видами вопросов и заданий, которые позволяют на заключительном этапе изучения художественного произведения осмыслить проблематику изученной темы на новом, обобщенном уровне (см. ниже). Проанализируйте в данном аспекте систему вопросов и заданий (к двум темам) в одном из действующих учебников для 10 или 11 кл. (класс – по выбору студента).

 

Анализ предлагаемых в учебниках вопросов и заданий с точки зрения того, насколько они ориентируют старшеклассников на осмысление изученной темы на новом, обобщенном уровне.

Виды вопросов и заданий, позволяющих осмыслить проблематику изученной темы па новом, обобщенном уровне:

1) задания, основанные на межтекстовом сопоставлении литературного материала в рамках творчества одного писателя или разных авторов ("Как авторская концепция истории в "Медном всаднике " соотносится с проблематикой других пушкинских произведений о Петре?");

2) задания, имеющие ярко выраженную культуроведческую направленность ("Как соотносятся в "Грозе" языческие и христианские образы и мотивы? Рассмотрите с этих позиций ключевую символику пьесы");

3) вопросы, касающиеся проблемы преемственности, "обратной связи" литературных явлений ("Как в поэзии Тютчева представлены пушкинские традиции? Что в свое время привлекло внимание Пушкина в тютчевских стихотворениях, присланных из Германии?"; "В творчестве Н. Рубцова немало стихов, посвященных великим русским поэтам– ("О Пушкине", "Приезд Тютчева", " Сергей Есенин"). Ощущается ли влияние указанных авторов на– лирику Рубцова?");

4) задания, затрагивающие сложные теоретико-литературные категории ("Какие детали свидетельствуют о том, что "Доктор Живаго" не является традиционным историко-революционным романом, а возвещает о рождении нового лирико-религиозного повествования?");

5) вопросы, связанные с определением роли и места художника в контексте литературной школы, течения ("Чем выделялся Есенин в среде новокрестьянских поэтов?");

6) задания, требующие соотнесения литературных фактов с социально-историческими явлениями ("В чем заключалась сущность взглядов Лескова па пути развития России?"; "Как в творчестве Чехова отразились реалии "переходной" эпохи рубежа веков?");

7) вопросы, затрагивающие категории поэтики рассматриваемого автора ("Как в "Отцах и детях"реализуется авторский принцип "тайной психологии"?"] "Что сближает лирику и прозу Бунина с поэтикой символизма, провозгласившего тезис о том, что "звуки правдивее слов"?");

8) задания, затрагивающие проблему межавторского творческого диалога ("Почему М. Цветаева, сравнивая себя с Брюсовым, писала: "В Вас больше берегов, во мне – течения"?");

9) задания интерпретационного характера, предполагающие дискуссионное обсуждение вопроса (" Согласны ли вы с трактовкой образа маршала– Жукова в стихотворении И. Бродского "На смерть Жукова"? Сопоставьте тему солдатского возвращения на Родину ("возвращались в страхе") с тематикой "Дома у дороги" А. Твардовского, "Враги сожгли родную хату" М. Исаковского. Идентичны ли мотивы переживания героев?") (по С.А. Зинину).

 

 

3. Проанализируйте методические рекомендации к изучению романа Л.Н. Толстого "Война и мир", предложенные О.Ю. Богдановой (Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы… С. 143–151). Обратите внимание на выбор глав, эпизодов для анализа, виды заданий, формы организации деятельности учащихся.

 

– Что является отличительной и определяющей особенностью предлагаемой методики?

– Какие виды заданий доминируют при анализе текста романа-эпопеи?

– Каковы формы организации деятельности учащихся?

– В чем вы видите трудности реализации данных методических рекомендаций?

– Для класса какого профиля, по-вашему, предлагаемая методика более эффективна?

 

 

4. Проанализируйте методические рекомендации к изучению романа Л.Н. Толстого "Война и мир", разработанные Т.Г. Браже (Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. СПб., 2000. С. 3–39), с точки зрения выбора пути анализа, методов, приемов разбора произведения и форм организации деятельности учащихся (индивидуальное задание).

 

– В чем сходство и в чем различие подходов О.Ю. Богдановой и Т.Г. Браже к изучению романа Л. Толстого "Война и мир"?

 

5. Составьте систему вопросов и заданий к анализу эпизода "Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем" из романа Л. Толстого "Война и мир" (т. 2, ч. 3, гл. 25).

 

Методическая копилка:

Примерная схема анализа эпизода эпического произведения

· Определение места эпизода в композиции произведения и его роли в развитии сюжета.

· Деление текста на части, позволяющие проследить последовательность и особенности развития события, представленного в эпизоде.

· Анализ содержательной стороны эпизода (Какое событие происходит? Кто в нем участвует? Как проявляют себя герои? Какие качества их характера раскрываются? Какова основная мысль эпизода?).

· Анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых автором для изображения события, характеристики персонажей, выражения основной мысли эпизода.

· Формулирование темы и проблемы произведения, получивших свое развитие в эпизоде.

· Определение роли эпизода в выражении идеи всего художественного произведения, а также авторской позиции.

План анализа эпизода

· Определите мини-сюжет (событие эпизода). Для этого перескажите содержание прочитанного двумя-тремя предложениями, отметив, что происходит в эпизоде, что делают герои, какие поступки совершают.

· Определите место эпизода в развитии сюжета (определите его место в цепи событий) и композиции произведения.

· Назовите проблему, которая поднимается в рамках эпизода. <…>

· Расскажите о поведении действующих лиц и дайте их речевую характеристику.

· Обратите внимание на художественные детали, которые упоминаются в этом эпизоде.

· Определите авторское отношение к проблеме и сформулируйте основную мысль эпизода.

· Определите, как связан эпизод с темой и/или проблемой произведения в целом.

Памятка по работе с эпизодом

· Эпизод – фрагмент произведения, в основе которого лежит одно событие.

· Перечитайте выбранный эпизод.

· Последовательно ответьте на вопросы:

– О чем идет речь? Что произошло?

– Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они?

– Как начинается эпизод?

– Как ведет себя каждый из персонажей? Почему? (Их поступки и мотивы.)

– Ваше отношение к данным героям и событиям.

– Как завершается эпизод?

– Основная мысль эпизода?

· 4. Группировка персонажей по выбранному критерию.

· Работа с внесюжетными элементами (портрет, интерьер, пейзаж, речь героев и т. д.).

· Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали, которые, на ваш взгляд, необходимо воспроизвести при цитировании. Объясните их значение, смысл, т. е. художественную роль.

· Какие противоречия (проблемы, вопросы), изображенные в произведении, отразились в этом эпизоде?

· Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям, проблеме в рамках эпизода?

· Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.

· Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом].

 

6. Спланируйте систему уроков по изучению (на базовом или профильном уровне) романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

Результаты выполнения задания следует оформить в таблицу:

Методическая рефлексия


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.