Возрастная психология (ВП) изучает особенности психического развития человека при его переходе из одного возрастного этапа в другой. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Возрастная психология (ВП) изучает особенности психического развития человека при его переходе из одного возрастного этапа в другой.

2017-09-28 290
Возрастная психология (ВП) изучает особенности психического развития человека при его переходе из одного возрастного этапа в другой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие ВОЗРАСТ – прожитые человеком годы - календарный или биологический возраст - интеллектуальный уровень личности - умственная зрелость

- особенности поведения, отношения к себе и другим - социальная зрелость

В психологии понятие «возраст» связывается с особенностями психики и поведения человека. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; взрослые нередко могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют восприятие, мышление, речь и др. Возрастом обусловлены интересы человека, его взгляды, мотивы поведения. Возрастные особенности – это совокупность типичных для данного возраста психических процессов, состояний и свойств личности, которые проявляются в поведении. Возрастные этапы развития, по мнению американского психолога С.Холла, можно сравнить с эпохами в развитии человечества: младенчество воспроизводит животную, бессознательную фазу развития; детство соответствует эпохе, когда главным занятием древнего человека были охота и рыболовство; период от 8 до 12 лет подобен началу цивилизации, а юность равнозначна эпохе романтизма, периоду «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в результате которых человек начинает осознавать свою индивидуальность.

На сегодняшний день в возрастной психологии существует несколько трудноразрешимых вопросов, на которые пока невозможно получить однозначный ответ. Один из них: «Что более определяет психическое развитие детей – физиологическое созревание организма или влияние внешней среды?» С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от состояния организма: генетические аномалии, врожденные заболевания сказываются на психическом развитии, тормозят его. Пока «не созреет» мозг ребенка, у него невозможно сформировать речь. С другой стороны, многие ученые считают, что развитие в гораздо большей степени обусловлено средой, чем особенностями организма. Обучение и воспитание, существование образовательных систем утратило бы всякий смысл, если бы это было не так. Но можно ли точно сказать, в какой степени развитие ребенка на определенном его этапе зависит от организма или среды?

Вторая проблема – влияние на развитие детей стихийного и организованного обучения и воспитания. Человек постоянно находится под влиянием стихийных и организованных воздействий, но какое из них и в каких случаях оказывает большее воздействие на его психическое развитие? Стихийное обучение осуществляется случайным образом, без осознанных образовательных целей под влиянием текущей жизни ребенка и окружающих его людей. Организованное – происходит целенаправленно, начиная от семьи и заканчивая ВУЗами, с помощью специальных программ и методов обучения. Одна из разновидностей этой проблемы – влияние семьи и школы и общества на развитие детей.

Актуальна и проблема соотношения задатков и способностей. Что такое задатки? Обусловлены ли они только генетически или в них включены некоторые приобретенные в первые годы жизни психические и поведенческие свойства человека? От чего зависит развитие способностей человека? От имеющихся генетических программ развития способностей, от задатков или оптимально организованного обучения? Можно ли развить художественные способности ребенка, если он не имеет для этого выраженных задатков?

Поиск ответов на эти вопросы ведут не только науки о человеке, но каждый, кто сталкивается в своей жизни с проблемами воспитания и обучения детей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Для развития каждого психического свойства человека есть определенный период, когда человек особо чувствителен к соответствующим воздействиям, когда разумнее всего начинать обучение и воспитание. Такой период называется сензитивным периодом развития данного свойства. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД – наиболее благоприятный период для развития тех или иных способностей и формирования определенных навыков. Каждый вид деятельности, форма поведения имеют свои критические периоды возникновения и развития психики, по истечении которых их формирование и развитие протекают с большими трудностями. Так, для развития речи такой период охватывает возраст от 1 года до 6 лет. Вспомним, как быстро идет овладение родным языком у детей 2-3 лет. Для развития музыкальности благоприятен средний и старший дошкольный возраст, для формирования исполнительских навыков - младший школьный возраст. Музыканты и спортсмены после 12-13 лет с большим трудом осваивают движения, требующие тонкой координации. Это связано с внутренними генетическими программами развития способностей, каждая из которых появляется на свет в определенный срок и потом уходит, нередко безвозвратно.

Психологи уже давно испытывают желание разгадать тактику наступления основных сензитивных периодов с целью максимального развития способностей человека. Однако, универсального для всех «графика сензитивности» быть не может, как не может быть двух совершенно одинаковых людей. Поэтому возрастные границы сензитивности устанавливаются весьма приблизительно. В целом же всеми психологами ранний период детства признается самым чувствительным для развития всех проявлений и свойств психики.

Важную роль в понимании законов возрастного развития играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения, которые определяют и максимально способствуют психическому развитию личности в тот или иной возрастной период. Они взаимосвязаны, с возрастом на первый план выходят одни, на второй – отодвигаются другие виды общения и деятельности. Если их расположить в той последовательности, в которой они чаще становятся ведущими в развитии, то получится следующий ряд (по Д.Эльконину и Р.Немову):

ПЕРИОДЫ ВОЗРАСТ ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ
До года Младенчество Эмоционально-непосредственное общение с матерью, и другими близкими взрослыми
1 – 3 года Ранний детский возраст Предметно-манипулятивная деятельность (с игрушками и окружающими предметами), взрослый помогает ребенку познавать мир. Начало речевого общения.
3 – 6 лет Дошкольный возраст Сюжетно-ролевая игра, сочетание игры с общением, проживание игровых ситуаций и характерных для них ролей
6 – 11 лет Младший школьный возраст Учебно-познавательная деятельность сочетается с межличностным общением со взрослыми и сверстниками
11 – 14/15 лет 14/15 - /17 Подростковый возраст Ранняя юность Совместная учебная деятельность и личностное общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность, интимно-личностное общение

 

Процесс развития начинается с эмоционального общения с матерью в младенческом возрасте. Так, комплекс оживления, возникающий у младенца на 3-м месяце жизни является сложной формой общения со взрослыми.

Переход к предметным действиям знаменует начало формирования практического, действенного интеллекта (2-летний ребенок мыслит руками). Одновременно в речевом общении в совместной деятельности со взрослым идет овладение родным языком, развивается речь ребенка.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра, как наиболее совершенная форма развития психики и поведения ребенка. В игре ребенок моделирует отношения между людьми, проникает в индивидуальный мир человека, учится оперировать человеческими символами и знаками. Игровая деятельность лежит в основе развития высших форм психики, в основе творчества (см. Психология детской игры, игровые методы в обучении).

Ведущую роль в психическом развитии детей 6-10 лет играет учение, которое на этом этапе определяет всю систему отношений ребенка с окружающими его людьми.

В подростковом возрасте помимо учебной деятельности на развитие личности оказывает влияние совместные увлечения детей каким-либо общим делом. Общение со сверстниками диктуется «кодексом» дружбы, становится важнейшей стороной жизни. В ранней юности этот процесс продолжается, обогащаясь опытом интимно-личностного общения, переживаниями влюбленности и любви. В этот период происходит личностное и профессиональное самоопределение, складываются представления о жизни, о своем месте в обществе, в Мире.

Возрастные кризисы

Взросление может происходить постепенно, незаметно, как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Однако, могут наступать периоды, когда дети становятся тревожными, раздражительными или замкнутыми, вызывают у взрослых беспокойство своим поведением. Чем объяснить, что спокойный, покладистый ребенок вдруг начинает бунтовать? Чего он хочет? В разные периоды жизни разного, и, в то же время, все возрастные «революции» во многом похожи друг на друга. Причина возрастных кризисов - назревшие противоречия между потребностями повзрослевшего ребенка и старыми условиями, способами их удовлетворения, которые уже не могут устраивать его. Кризис – это назревающая необходимость выхода на более высокую ступень взаимоотношений с миром и другими людьми. Это время внутренних и внешних конфликтов. Преодоление возрастного кризиса означает переход личности на более высокий уровень развития.

В психологии описаны следующие возрастные кризисные периоды:

1. кризис новорожденного (переход в Большой Мир)

2. кризис одного года (ребенок обретает определенную самостоятельность, может сам передвигаться, познает мир предметов вокруг себя, взаимодействует со взрослыми, стремится к расширению способов общения, благодаря чему происходит великое событие – дети начинают быстро усваивать язык, овладевать речью, и, таким образом, кризис разрешается)

3. кризис 3-х лет («Я сам», первое рождение личности, ребенок начинает впервые осознавать себя как личность, начинает говорить о себе «Я», многое уже умеет делать самостоятельно, стремится противопоставить свою волю воле окружающих)

4. кризис 6-ти лет («Трудности первоклассника»: смена ведущей деятельности (игровой на учебную, выполнение обязанностей школьника, домашних заданий, режима дня – игрушки уступают место учебникам. Если в это время пережать «надо», может не состояться ни настоящая учеба, ни настоящая личность, - если недожать – то же самое. Игровые методы обучения, создание атмосферы эмоционально-психологического комфорта на занятиях – условия смягчения кризиса)

5. кризис подросткового возраста (гормональные бури, открытие своего повзрослевшего «Я», см. «Подростковый возраст»)

6. кризис 17-19 лет (может протекать как «феномен неудачи», связанный с профессиональным самоопределением, оценкой собственных достижений. Особенно болезненно протекает у тех, чья учебно-профессиональная деятельность связана с искусством: «Что я есть, по сравнению с Тицианом или Леонардо да Винчи?»)

Среди последующих жизненных кризисов, связанных с различными изменениями в жизни человека, выделим два: кризис 40-ка лет (расцвет личности и первое подведение итогов. Как правило, женщинами переносится спокойнее, чем мужчинами: они иногда кардинально меняют направление жизни, ставят для себя новые, порой, неожиданные цели. Например, жизненная ситуация Поля Гогена). Кризис выхода на пенсию: противоречия между большим жизненным опытом, высоким профессионализмом с одной стороны, и осознанием своей ненужности обществу – с другой. Этот кризис вызывает депрессии, заболевания, и, если человек не обретает новых целей жизни, – быстрое угасание.

ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК:


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.