Указания к выполнению лабораторных занятий по зоологии беспозвоночных животных — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Указания к выполнению лабораторных занятий по зоологии беспозвоночных животных

2017-09-27 397
Указания к выполнению лабораторных занятий по зоологии беспозвоночных животных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УДК: 592

ББК:

О.А. Алешина, В.А. Столбов, С.А. Иванов. Зоология беспозвоночных. Методические указания к лабораторным занятиям. Для студентов направления 06.03.01 - Биология. Форма обучения – очная. Часть 1. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 66 с.

Часть I методических указаний рассчитана на проведение лабораторных занятий в первом семестре в объеме 36 часов. В настоящем руководстве представлены темы от простейших до круглых червей. Приводятся темы и сведения, обязательные для усвоения студентами. Использована современная классификация беспозвоночных животных. Методические указания оснащены современными рисунками представителей всех изучаемых объектов. Рисунки взяты из различных русских и иностранных руководств, а также из открытых интернет-ресурсов. Многие рисунки оригинальны.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Зоология беспозвоночных [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.Н. Гашев, д.б.н., зав. кафедрой

зоологии и эволюционной экологии животных, профессор

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Лящев А.А., д.б.н., профессор,

зав.кафедрой общей биологии ГАУСЗ.

Брагин Е.А., к.б.н., доцент

© ФГБОУ ВО Тюменский государственный университет, 2015

© О.А. Алешина, В.А. Столбов, С.А. Иванов, 2015


УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЗООЛОГИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

 

Прохождение курса зоологии беспозвоночных невозможно без соответствующих лабораторных занятий. Параллельно с теоретическим изучением той или иной группы животных по учебнику, необходима практика, на которой происходит конкретное знакомство с объектами изучения. На лабораторных занятиях студенты не только знакомятся с отдельными объектами, но так же приобретают навыки вскрытия животных, изготовления простейших препаратов, микроскопического исследования. Лабораторные занятия имеют целью дальнейшее углубление знаний и навыков и служат как бы переходной ступенью к исследовательской работе в области зоологии. Лабораторные занятия помогают разобраться в строении отдельных зоологических объектов и указать методы изучения их. Прохождение лабораторных занятий способствует овладению навыков исследовательской работы, так как связано с освоением технических приемов изучения зоологических объектов.

В ходе лабораторных занятий приобретается умение производить зарисовку анатомических и микроскопических препаратов, что очень важно для исследовательской работы. Речь идет не о художественном, а о техническом рисунке, для которого не требуется особых художественных способностей. Рисовать исследуемый объект необходимо, так как для биолога это важнейший методический прием глубокого и детального анализа. Выполненный рисунок – не только документ о проделанной работе, но и наглядный справочный материал, который можно использовать в будущей педагогической деятельности.

 

Требования к зоологическому рисунку.

Особое внимание при прохождении лабораторных занятий следует уделять рисованию изучаемых объектов. Необходимо помнить, что только рисуя объект, можно правильно понять и основательно его изучить. В процессе рисования фиксируется внимание на тех деталях, которые ускользают при простом просмотре препарата. Можно сказать, что тот, кто не делает рисунков, теряет половину, если не больше, того, что может дать практикум. Рисование объекта должно быть одним из основных методов его изучения.

Морфологический рисунок представляет собой рисунок технический, которому может научиться всякий.

Если изучается анатомия животного, то зарисовывается несколько отдельных наиболее важных срезов. Внимание обращается только на анатомическое соотношение органов, а гистологические детали опускаются.

На рисунках этого типа изображаются лишь контуры органов, попавших на срез. Отдельные органы или их системы закрашиваются условными цветами при помощи карандашей, фломастеров или акварельных красок.

В рисунках, изображающих внешнюю морфологию животного или картину вскрытия, главное внимание нужно обращать на точность и четкость контуров. Накладка теней имеет второстепенное значение. Можно ограничиться теми тенями, которые необходимы для ясности рисунка.

1. Для зарисовки изучаемых объектов приобретите альбом, набор цветных карандашей, хорошо отточенные простые карандаши, лезвие, ластик. Рисовать следует на плотной и гладкой бумаге, выдерживающей стирание резинкой. Рисунки рекомендуется делать карандашом.

2. Рисунок должен быть крупным и четким. Вначале карандашом наносят контуры объекта, его основные органы, затем их детали. После наброска обведите рисунок мягким карандашом.

3. Выделите на рисунке главные, наиболее характерные черты строения изучаемого объекта, опуская несущественные детали.

4. При изображении внутренних органов пользуйтесь цветными карандашами, окрашивая одну и ту же систему органов у разных животных одним цветом. Пищеварительную систему рекомендуется окрашивать в коричневый цвет, дыхательную – в фиолетовый, выделительную – в зеленый, половую – в желтый (самец) и оранжевый (самка), нервную – в черный, кровеносную систему – в красный (артериальная кровь) и синий (венозная кровь).

 

Требования к оформлению альбома.

1. В верхней части альбомного листа пишется название темы лабораторного занятия.

2. После названия темы пишется систематическое положение изучаемого объекта на латинском языке.

3.Рисунок располагайте в левой стороне развернутого листа альбома, а надписи к рисунку – на правой стороне. Надписи делайте ручкой.

4. Каждому рисунку необходимо дать название, например: «Рис. 2. Строение амебы голой».

5. Число рисуемых объектов на листе не должно превышать одного.

6. Подписи к рисункам должны быть четкими и разборчивыми.

 

Модуль №1 «Простейшие».

Занятие № 1

Занятие № 2

Занятие № 3

Занятие № 4

Занятие № 5

Занятие № 6

Занятие № 7

Модуль № 2

«Низшие многоклеточные. Двуслойные».

Занятие № 8

Губки.

Цель занятия: познакомиться с особенностями строения и жизненными функциями губок.

Материал: сухие и фиксированные губки разных видов, постоянные препараты элементов скелета, настольные наглядные препараты бадяги.

Оборудование: учебные плакаты «Строение губок», микроскопы, стереомикроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, отстоянная вода.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение губки-бадяги:

Тип: Porifera

Класс: Demospongiae

Отряд: Haplosclerida

Семейство: Spongillidae

Представитель: Spongilla lacustris.

 

2. Изучить морфологию губок. Рассмотреть под стереомикроскопом влажные и сухие препараты губок. Отметить общую форму тела, наличие и положение оскулюмов и пор.

3. Изучить по препаратам и учебным плакатам морфологические типы организации губок (типы водоносной системы губок). Зарисовать и отметить детали строения (рис. 17).

4. Изучить анатомию губок на постоянных микроскопических препаратах. Зарисовать общую схему строения стенки тела губки. Отметить: пинакодерму, жгутиковые камеры, хоанодерму, мезохил с клеточными элементами, парагастральную полость (рис. 18).

5. На постоянных препаратах рассмотреть скелет губки и найти все типы спикул: микросклеры и макросклеры. Обратить внимание на размеры, форму и структуру спикул.

6. Приготовить временный препарат из сухой измельченной губки бадяги. Под микроскопом рассмотреть строение и расположение спикул, их соединение друг с другом при помощи спонгина.

7. На временном препарате найти внутренние почки – геммулы. Они остаются в скелетной решетке материнской колонии. Отметить форму, цвет, наличие порового отверстия. Зарисовать в альбоме строение геммулы (рис.19).

 

Рисунки в альбоме: «Морфологические типы организации губок», «Строение стенки тела губки», «Схема строения геммулы».

Задание на дом: строение и размножение гидроидных полипов.

 

 

 

Рис. 17. Типы водоносной системы губок. По Гессе (см. Догель, 1981).

 

 

 


Рис. 18. Строение стенки тела губки. По Штемпелю (см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 19. Строение геммулы губки-бодяги. А – Вертикальный срез сформированной геммулы, Б – Прорастание геммулы. По Барнсу и др., 2008.

Занятие № 9

Занятие № 10

Занятие № 11

Строение гребневиков.

Цель занятия: познакомиться с особенностями строения и жизненными функциями гребневиков.

Материал: влажные препараты гребневиков.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, скальпели, пинцеты, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла, плакаты со строением гребневиков.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение гребневика:

Тип: Ctenophora

Класс: Tentaculata

Отряд: Cydippida

Семейство: Pleurobrachiidae

Представитель: Pleurobrachia bachei.

 

2. Рассмотреть внешний вид гребневика на влажном препарате. Найти ротовое отверстие, щупальца, ряды гребных пластинок, просвечивающие каналы гастровоскулярной системы, аборальный орган. Зарисовать строение гребневика (рис. 26).

3. Отпрепарировать аборальный орган и сделать временный препарат. Под микроскопом изучить строение аборального органа: колпачок из слившихся ресничек, дужки, статолит, мерцательные бороздки. Зарисовать и отметить детали строения (рис. 27).

 

Рисунки в альбоме: «Строение гребневика», «Строение аборального органа гребневика».

Задание на дом: контрольная работа по модулю.

 

 

Рис. 26. Строение гребневика. По Гертвигу (см. Догель, 1981).

 

 

 

 

Рис. 27. Строение аборального органа гребневика. По Kaestner, 1984, с изменениями.

 

 

Занятие № 12

Занятие № 13

Занятие № 14

Занятие № 15

Занятие № 16

Коловратки.

Цель занятия: познакомиться со строением и разнообразием коловраток.

Материал: готовые микропрепараты коловраток, фиксированный материал, пробы воды из аквариума.

Оборудование: микроскопы, стереомикроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, вата, йод, плакаты со строением и разнообразием коловраток, определительные таблицы по коловраткам.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Rotifera

Класс: Eurotatoria

Отряд: Ploima

Семейство: Brachionidae

Представитель: Brachionus sp.

Представитель: Keratella sp.

Семейство: Asplanchnidae

Представитель: Asplanchna sp.

 

2. Рассмотреть под большим увеличением микроскопа (40х, 60х) готовые препараты коловраток (брахионусы). В типичных случаях можно выделить: головной конец, вооруженный коловращательным аппаратом, туловище и хвостовой отдел, называемый ногой. Нога заканчивается двухвершинной вилкой или пальцами.

Обратить внимание на строение коловращательного аппарата. Этот аппарат состоит из сложного комплекса ресничек, расположенных часто двумя кругами.

Можно отметить кольцевые складки наружных покровов, связанные со способностью коловраток сокращать свое тело.

3. Изготовить временные препараты из имеющихся проб воды, взятых из водоемов, соскобов со стенок аквариумов, лабораторных культур. На препарате найти живых коловраток, понаблюдать за их передвижением и питанием.

4. Обездвижить коловраток при помощи йода и на большом увеличении микроскопа изучить их строение. Зарисовать (рис. 38).

5. Пользуясь учебными плакатами, определительными таблицами и методическими указаниями, определить обнаруженные виды ресничных простейших.

6. Записать в альбоме систематическое положение обнаруженных представителей. Зарисовать несколько найденных и идентифицированных видов коловраток (керателла, брахионус, асплянхна) (рис. 39)

7. Пользуясь учебными плакатами и иллюстративным материалом, изучить особенности жизненного цикла коловраток, отметить чередование поколений и явление цикломорфоза. Зарисовать схему жизненного цикла (рис. 40).

 

Рисунки в альбоме: «Строение коловратки», «Различные представители коловраток», «Схема жизненного цикла коловраток» (на примере брахионуса).

Задание на дом: строение и циклы развития нематод.

 

 

Рис. 38. Строение коловратки. По Remane, 1932.

 

 

 

 

А

 

Б

В

Б

Рис. 39. Различные представители коловраток: А – керателла, Б – асплянхна, В – брахионус. По Кутиковой, 1970.

 

Рис. 40. Схема жизненного цикла коловраток. По Birky и Gilbert, 1971.

Занятие № 17

Занятие № 18

УДК: 592

ББК:

О.А. Алешина, В.А. Столбов, С.А. Иванов. Зоология беспозвоночных. Методические указания к лабораторным занятиям. Для студентов направления 06.03.01 - Биология. Форма обучения – очная. Часть 1. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 66 с.

Часть I методических указаний рассчитана на проведение лабораторных занятий в первом семестре в объеме 36 часов. В настоящем руководстве представлены темы от простейших до круглых червей. Приводятся темы и сведения, обязательные для усвоения студентами. Использована современная классификация беспозвоночных животных. Методические указания оснащены современными рисунками представителей всех изучаемых объектов. Рисунки взяты из различных русских и иностранных руководств, а также из открытых интернет-ресурсов. Многие рисунки оригинальны.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Зоология беспозвоночных [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.Н. Гашев, д.б.н., зав. кафедрой

зоологии и эволюционной экологии животных, профессор

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Лящев А.А., д.б.н., профессор,

зав.кафедрой общей биологии ГАУСЗ.

Брагин Е.А., к.б.н., доцент

© ФГБОУ ВО Тюменский государственный университет, 2015

© О.А. Алешина, В.А. Столбов, С.А. Иванов, 2015


УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЗООЛОГИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

 

Прохождение курса зоологии беспозвоночных невозможно без соответствующих лабораторных занятий. Параллельно с теоретическим изучением той или иной группы животных по учебнику, необходима практика, на которой происходит конкретное знакомство с объектами изучения. На лабораторных занятиях студенты не только знакомятся с отдельными объектами, но так же приобретают навыки вскрытия животных, изготовления простейших препаратов, микроскопического исследования. Лабораторные занятия имеют целью дальнейшее углубление знаний и навыков и служат как бы переходной ступенью к исследовательской работе в области зоологии. Лабораторные занятия помогают разобраться в строении отдельных зоологических объектов и указать методы изучения их. Прохождение лабораторных занятий способствует овладению навыков исследовательской работы, так как связано с освоением технических приемов изучения зоологических объектов.

В ходе лабораторных занятий приобретается умение производить зарисовку анатомических и микроскопических препаратов, что очень важно для исследовательской работы. Речь идет не о художественном, а о техническом рисунке, для которого не требуется особых художественных способностей. Рисовать исследуемый объект необходимо, так как для биолога это важнейший методический прием глубокого и детального анализа. Выполненный рисунок – не только документ о проделанной работе, но и наглядный справочный материал, который можно использовать в будущей педагогической деятельности.

 

Требования к зоологическому рисунку.

Особое внимание при прохождении лабораторных занятий следует уделять рисованию изучаемых объектов. Необходимо помнить, что только рисуя объект, можно правильно понять и основательно его изучить. В процессе рисования фиксируется внимание на тех деталях, которые ускользают при простом просмотре препарата. Можно сказать, что тот, кто не делает рисунков, теряет половину, если не больше, того, что может дать практикум. Рисование объекта должно быть одним из основных методов его изучения.

Морфологический рисунок представляет собой рисунок технический, которому может научиться всякий.

Если изучается анатомия животного, то зарисовывается несколько отдельных наиболее важных срезов. Внимание обращается только на анатомическое соотношение органов, а гистологические детали опускаются.

На рисунках этого типа изображаются лишь контуры органов, попавших на срез. Отдельные органы или их системы закрашиваются условными цветами при помощи карандашей, фломастеров или акварельных красок.

В рисунках, изображающих внешнюю морфологию животного или картину вскрытия, главное внимание нужно обращать на точность и четкость контуров. Накладка теней имеет второстепенное значение. Можно ограничиться теми тенями, которые необходимы для ясности рисунка.

1. Для зарисовки изучаемых объектов приобретите альбом, набор цветных карандашей, хорошо отточенные простые карандаши, лезвие, ластик. Рисовать следует на плотной и гладкой бумаге, выдерживающей стирание резинкой. Рисунки рекомендуется делать карандашом.

2. Рисунок должен быть крупным и четким. Вначале карандашом наносят контуры объекта, его основные органы, затем их детали. После наброска обведите рисунок мягким карандашом.

3. Выделите на рисунке главные, наиболее характерные черты строения изучаемого объекта, опуская несущественные детали.

4. При изображении внутренних органов пользуйтесь цветными карандашами, окрашивая одну и ту же систему органов у разных животных одним цветом. Пищеварительную систему рекомендуется окрашивать в коричневый цвет, дыхательную – в фиолетовый, выделительную – в зеленый, половую – в желтый (самец) и оранжевый (самка), нервную – в черный, кровеносную систему – в красный (артериальная кровь) и синий (венозная кровь).

 

Требования к оформлению альбома.

1. В верхней части альбомного листа пишется название темы лабораторного занятия.

2. После названия темы пишется систематическое положение изучаемого объекта на латинском языке.

3.Рисунок располагайте в левой стороне развернутого листа альбома, а надписи к рисунку – на правой стороне. Надписи делайте ручкой.

4. Каждому рисунку необходимо дать название, например: «Рис. 2. Строение амебы голой».

5. Число рисуемых объектов на листе не должно превышать одного.

6. Подписи к рисункам должны быть четкими и разборчивыми.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.