Организация и проведение экспериментальной работы по применению методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация и проведение экспериментальной работы по применению методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя

2017-09-27 285
Организация и проведение экспериментальной работы по применению методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экспериментальная работа проводилась на базе МОАУ СОШ № 8 г. Кирова, в эксперименте приняли участие 20 учеников 6–го «с» класса.

При изучении сплоченности коллектива важно понимать, что она является конечной целью процесса сплочения, который мы будем реализовывать через методику коллективной творческой деятельности, а именно через ее основную единицу – КТД.

Под сплоченностью коллектива понимается единство мнений, представлений, оценок, позиций и отношений участников группы к наиболее значимым факторам, событиям, явлениям, затрагивающим жизнь группы или отдельных ее членов, которые во взаимосвязи реализуются на практике, обеспечивая слаженность, хорошее морально–психологическое состояние, организованность и дисциплину.

А. Е. Калитко [11] выделяет следующие показатели сплоченности:

• Ценностно–ориентационное единство;

• Прочность межличностных отношений;

• Согласованность поведения и деятельности членов коллектива.

Основой сплоченности коллектива является ценностно–ориентационное единство его участников. Ценностно–ориентационное единство – это сближение оценок в нравственной сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Без этого нет сплоченности. Ценностно–ориентационное единство показывает всю важность этого явления в сплоченности коллективов. Оно предопределяет сплоченность и оказывает решающее воздействие на другие элементы сплоченности.

Вторым социальным показателем сплоченности является прочность межличностных отношений. Основу этой прочности составляет уважение и взаимное обеспечение равноправия всех членов коллектива, независимо от возрастных, национальных, физических, психологических и иных особенностей.

Третьим социальным показателем сплоченности коллектива является согласованность поведения и деятельности его членов. Согласованность действий членов коллектива – это не только выполнение каждым из них обязанностей, предполагающихся в зависимости от выполняемой роли, но и учет в них зависимости своей деятельности от действий других членов коллектива.

Сопоставив результаты приведенных исследований, мы пришли к выводу, что характерными признаками сплоченности школьников можно считать:

• Совпадение мнений, оценок, убеждений и позиций членов коллектива по отношению к лицам, идеям и событиям;

• Взаимоуважение между членами коллектива;

• Обеспечение равноправия в коллективе самими его членами;

• Забота о товарищах;

• Гордость за успехи коллектива и принадлежность к нему;

• Организация самоуправления с четким разграничением ролей для достижения наилучшего результата.

Таким образом, для проведения эксперимента нами были выбраны две методики: Экспертная оценка сплоченности учебной группы и Шкала оценки групповой сплоченности класса (шкала Сишора) [17]. Экспертная оценка сплоченности учебной группы выделяет высокий, средний, низкий уровни, также предлагает критический уровень, используемый для обозначения такой ситуации, когда учащиеся не организованы и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют и авторитеты среди взрослых – учителей. Шкала Сишора предполагает выделение следующих уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Критериями сплоченности коллектива следует считать осознание ценности каждого члена коллектива, уважение личности каждого ученика, осуществление активной значимой деятельности внутри класса, оказание положительного воздействия на окружающих. Исходя из представленных выше критериев, нами было разработано внеклассное мероприятие. В своей структуре оно содержит компоненты, направленные на развитие сплоченности классного коллектива посредством методики коллективной творческой деятельности, а именно ее основной единицы – КТД.

В связи с поставленной целью исследования была организована встреча с участием учеников 6–го «с» класса, в количестве 20–ти человек. Проведено непосредственно внеклассное мероприятие – КТД «Историко–творческий практикум: Что мы можем сделать, чтобы ужасы войны не повторились?». Перед внеклассным мероприятием и после состоялось тестирование на определение уровня сплоченности коллектива по методикам Экспертная оценка сплоченности учебной группы и Шкала оценки групповой сплоченности класса (шкала Сишора) [17] (Приложения №1, №2).

Результаты данного исследования, представленные в следующем параграфе, могут дать сведения об эффективности использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя.


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.