Причины развития педагогической инноватики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Причины развития педагогической инноватики

2017-09-27 714
Причины развития педагогической инноватики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одна из причин развития инновационного обучения и станов­ления педагогической инноватики - это кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования:

- между потребностями развивающейся общественной практи­ки и уровнем реальной подготовленности выпускников высшей школы;

- новыми постановками целей высших учебных заведений и сло­жившейся организационной структурой и формами управления;

- интересами и возможностями субъектов образовательного процесса.

В 1979 г. ученые - члены «Римского клуба» назвали сложив­шуюся систему образования «поддерживающей», т.е. имеющей в своей основе «фиксированные методы и правила, предназначен­ные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяю­щимися ситуациями».

Альтернатива «поддерживающему» - «инновационное» обуче­ние (в терминах «Римского клуба»), которое готовит обучаемых к ответственности за будущее и формирует у них веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. Группа ученых во главе с Дж. Боткиным в докладе «Римскому клубу» оха­рактеризовала инновационное обучение как особый тип овладе­ния знанием, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению. Нормативное обучение «направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях», тог­да как инновационное обучение «подразумевает развитие способ­ностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедент­ных, ситуациях».

Другая причина - отечественного плана, связана с периодом перестройки в России. Получив в начале 1990-х гг. возможность саморазвития, многие школы пытались осуществить инновационную деятельность, и оказалось, что для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно знать эти нов­шества, требуется понимание того, как эти новшества внедрять,

 

осваивать и сопровождать. Возникла потребность в научной под­держке инновационной деятельности. В результате стала развиваться педагогическая инноватика.

Оказалось, что педагогические новшества, какими бы они при­влекательными ни были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициа­тивные инновационные группы или школы неизбежно сталкива­лись с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынужде­ны были искать пути их решения.

Приведем перечень проблем, возникающих у педагогов-инноваторов, решение которых находится в области педагогической инноватики:

- различия в потребностях учеников, их родителей, школы;

- существование в одной школе сторонников различных педа­гогических концепций и подходов;

- несоответствие концепций образовательных учреждений тре­бованиям окружающего социума, образовательным стандартам;

- проблема совмещения инновационных учебных программ с традиционными;

-отсутствие учебно-методического обеспечения для работы по новым концепциям;

- адаптация новшеств к имеющимся условиям;

- отсутствие профессиональной подготовки нового типа педа­гога-новатора, а также руководителя инновационного образова­тельного учреждения;

- проблемы взаимодействия новшеств с административными органами, государственными системами мониторинга, диагно­стики и оценки образовательных результатов.

С инновациями в образовании связаны также следующие про­блемы: технология подготовки педагогов и администраторов к инновационной деятельности, ее проектированию; зависимость распространения новшеств от особенностей данной среды; зако­номерности восприятия новшеств педагогами и учащимися; сня­тие психологических барьеров перед нововведениями; согласова­ние с требованиями вузов к подготовке абитуриентов и др.

Новации могут быть инициированы управленческими структу­рами. Но одним из основных источников появления педагогиче­ских инноваций следует признать педагогическую науку. Именно в ходе развития этой науки меняются представления о смыслах и целях образования, его содержании, образовательном процессе. В результате педагогика в лице ученых должна выступать генера­тором педагогических инноваций. Однако такое происходит не все­гда, поэтому ученые должны опираться на других заказчиков из­менений — самих учащихся, их родителей, общество.

Педагогические инновации — не только результат деятельно­сти ученых или чиновников. Они имеют свои истоки и в практи-

 

ке, в частности как необходимость решения возникших противо­речий, удовлетворения личных и общественных потребностей. На­пример, необходимость обеспечения профильности обучения в старшей школе вынуждает учителей и школьных руководителей обращаться за помощью к науке в составлении учебных планов, учебно-методическом обеспечении процесса.

Благодаря усилиям ученых, педагогов-практиков, админист­раторов и политиков инновационные изменения в отечествен­ном образовании идут по следующим направлениям: изменение целеполагания, приведение его в соответствие гуманистическим ориентирам и требованиям времени, таким, например, как ин­форматизация общества; формирование нового содержания об­разования, такого, которое было бы приближено к стремитель­но изменяющейся жизни и сохраняло бы фундаментальные ос­новы; введение 12-летней структуры общеобразовательной шко­лы как наиболее оптимальной; создание профильного обучения в старшей школе; разработка и реализация новых образователь­ных стандартов; разработка компетентностного подхода; внедрение личностно ориентированных, здоровьесберегающих техно­логий обучения; применение методов, приемов, средств инди­видуализации обучения; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; создание и развитие творческих инновационных коллективов школ; изменения в деятельности преподавателей и учеников, связанные с введением единого го­сударственного экзамена, ученического портфолио (портфеля достижений).

Изменения в содержании и организации деятельности образо­вательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагогов и руководителей. Этот процесс и сегодня не имеет необходимой научно-организационной базы. Пока еще не­достаточно научных исследований и рекомендаций по управле­нию инновационной деятельностью учителей, администраторов, руководителей регионального и общегосударственного уровней. Поэтому допускаются ошибки и просчеты даже на уровне прави­тельственных решений. Примером является решение о подключе­нии всех отечественных школ к Интернету без научно-педагоги­ческого и методического обеспечения происходящих инноваци­онных процессов.

Очевидно, что интенсивность происходящих изменений ве­дет к росту потребности в новом теоретическом осмыслении сущ­ности управления инновационными процессами на уровне как государства, так и отдельных образовательных учреждений, в раз­работке педагогических условий, обеспечивающих эффективное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновацион­ные процессы позволяют профессионально развиваться и само-

 

 

реализовываться самим педагогам и администраторам, способ­ствуют развитию у учащихся навыков жизни в изменяющемся мире.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.