Глава III первые упражнения. Возвращение мысли — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава III первые упражнения. Возвращение мысли

2017-09-27 232
Глава III первые упражнения. Возвращение мысли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эрнест Вуд СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

Практическое руководство по развитию человека. Рекомендуется для освоения в средних школах по биоэнергетике,

Работа является одним из самых современных переводов старинного зна­ния по развитию Человека.

Автор в наиболее доходчивой форме раскрыл принцип Крия Йоги по овладению контролем за умом и чувствами.

Эрнест Вуд - Человек, Учитель, психолог, живший в прошлом столетии с достоинством выполнивший свой долг

А.Л. Омельяюок

 

Глава I УСПЕХИ В ЖИЗНИ

Желаете вы иметь успех в жизни? Хотите вы принять меры, чтобы обеспе­чить за собой этот успех? Хотите вы сделать выбор и сказать себе: я хочу быть богатым; я хочу быть знаменитым; я хочу быть добродетельным. Дайте своему воображению беспрепятственно вращаться вокруг избранной мысли и следи­те, как эта воздушная надежда будет постепенно превращаться в реальную возможность. Дайте свободный взмах своей фантазии, потому что прекраснее всякой картины, нарисованной воображением, будет то будущее, на которое имеет право человек с сильной волей. Нарисовав в своем воображении то, что вы избрали, скажите себе: я хочу. И нет ничего ни на земле, ни на небе, ни в водах, ни под землею, что могло бы надолго воспрепятствовать вам, ибо вы бессмертны и все будущее послушно вам.

Вы, может быть, скажете, что смерть преградит вам путь? Этого не будет. Вы скажете, что бедность или болезнь, или друзья могут стать для вас помехой? Этого не будет. Необходимо только сделать выбор и затем уже никогда больше не желать ничего. Вы должны не желать, а говорить «я хочу», и дей­ствительно хотеть, постоянно, вмыслях и в действиях, а не на одних только словах. И с этих пор никогда ни на минуту не должны вы изменять своей цели, направляя по пути к ней все, с чем вы будете соприкасаться отныне. И тогда, если только избранная цель не является вредной, она будет достигнута вами в недалеком будущем. Вы говорите о ничтожестве человека, затерянного в изгибах огромной матери-земли, которая сама, в свою очередь, лишь пылинка среди бесконечного пространства? Это не так.

Вы говорите о слабости и усталости, о безумии, о наслаждениях и случай­ностях жизни - как они ограничивают и теснят маленького человека. Это не так. Тело лишь одежда, а чувства лишь отверстия в телесном покрове, и когда тело спокойно, а чувства послушны и ум созерцает ваши бессмертные воз­можности, тогда внутри вас открывается окно и через него вы видите и знаете, что вы можете стать лишь тем, чем сами вы захотите быть., и ничем иным. Подобно крохотному зерну, зарытому в земле, которое прорываясь, выпуска­ет нежный росток, пробивающийся сквозь землю, чтобы выйти на простор наружного воздуха, подобно тому, как оно превращается в могучий дуб, засевающий землю своими отпрысками, или подобно большому баньяну, проис­шедшему от маленького семени и расстилающему свои ветви на беспредельное пространство, чтобы дать благосостояние и приют тысячам существ, так и вы выбросьте из себя отныне первый нежный, но определенный росток воли и выберите, чем именно вы желаете быть. Что изберете вы?

Хотите могущества? В таком случае пусть у других будет большая свобода и большая сила, потому что вы хотите того для себя Хотите знания? Тогда пусть другие станут мудрее, потому что вы избрали мудрость Хотите любви? Тогда дайте другим наслаждаться любовью, раз вы сами можете так много дать. Таким образом, ваша воля будет в согласии с Великой Волей и с Великим Законом и жизнь ваша будет едина с Великой Жизнью, без чего невозможен прочный успех. Каковы будут ваши средства? Все, что попадется на ва­шем пути, и малое и великое; ибо нет ничего, чего бы нельзя было применить для достижения вашей цели. Но еще раз, пусть все люди и все предметы, которые будут служить вам, извлекут благо из этого служения. Таким обра­зом, ваша удача станет и их удачей и Великий Закон будет соблюден.

Но что бы ни избрали вы, одно необходимо всюду и всегда - это сосредоточение намерения, мысли, чувства и действия, чтобы, подобно могучему магниту, сосредоточение это могло поляризовать все, что будет встречаться на вашем пути. Во всех задачах жизни это необходимо для удачи.

Все люди, которые преуспевали в делах, в общественной или политической жизни, в искусстве, в науке и философии, в могуществе и добродетели, - все они отличались неуклонным постоянством цели и властью над своей мыс­лью, хотя многие из них и пренебрегали Великим Законом. Не было ли этого всегда и прежде, не повторяется ли то же самое и теперь, и не будет ли того же в будущем, что насколько прогресс человека зависит от него самого, он дости­гается не иначе, как систематической и устойчивой деятельностью, контролем над желаниями и сосредоточением мысли, без чего прогресс недости­жим?

Перечитайте биографии и философию значительных людей всех типов, и вы найдете у всех них тот же факт налицо. Эпикуреец древних времен сосре­доточивал свою мысль на настоящем и старался жить в гармонии с естественными законами. Он не позволял своему уму останавливаться с сожалением на чем-либо прошедшем или опасаться за будущее Стоик сосредотачивал свое внимание на предметах в сфере его влияния, отказываясь отвлекать себя чем бы то ни было выходящим из предела его власти и даром растрачивать мысли и чувства свои Платоник стремился сосредоточить свой ум на благоговейном исследовании тайн жизни, Патанджали, великий учитель индусской Йоги, удостоверяет, что человек может достигнуть своего истинного состояния единственно благодаря успешному упражнению в полной власти над сво­им умом.

Набожный подвижник, наполняя свою жизнь и все окружающее обряда­ми и символами и постоянно повторяя мысленно имена Бога, стремясь выз­вать в своей душе все более сильные набожные чувства. Человек, успеваю­щий в науках, настолько сосредоточен на своей цели, что он черпает знание из самых ничтожных предметов, попадающихся на его пути. Такова сила мысли, что с ее помощью все вещи могут быть направлены к намеченной цели, и такова власть человека, что он самую силу мысли может подчинить своей воле.

Разве мы не знаем, что нерешительность, волнение, беспокойство и суета порождают физическое страдание, слабость, расстройство пищеварения и бессонницу? Даже в этих мелких обстоятельствах регулярное упражнение в контроле над умом в своей простейшей форме влияет подобно магическому исцелению. Это лучший способ избавиться от зависти, ревности, досады, недовольства, заблуждения, самообмана, гордости, злобы и страха. Без конт­роля ума невозможно браться за построение характера, с ним же успех обес­печен. Удачное изучение чего бы то ни было зависит от умственного сосредоточения, и постоянное упражнение в таком сосредоточении намного увеличи­вает воспроизводительные способности памяти.

Г-жа А. Безант описывает большие усилия и достигаемые успехи сосредоточения мысли в таких словах: «Упражняющийся должен начать с боль­шой воздержанности во всем и стремиться сохранять ровное и светлое на­строение ума; его жизнь должна быть чиста и мысли целомудренны, его тело должно быть в полном подчинении у души, а ум должен сосредоточиваться на благородных и возвышенных предметах; он должен проявлять сострада­ние, симпатию, готовность помогать другим и в то же время быть равнодуш­ным к личным неприятностям и затруднениям, он должен развивать в себе мужество, устойчивость и благоговение.

Добившись с помощью последовательных упражнений некоторого конт­роля над своим умом, так, чтобы он мог направляться в течение некоторого времени по определенной линии мышления, он должен затем приступить к более строгой его тренировке ежедневным упражнением в сосредоточении над какой-либо трудной или отвлеченной темой или возвышенным объектом благоговейного почитания. Это сосредоточение означает непоколебимое устремление мысли на одну точку, не дающее себя отвлекать ни внешним пред­метам, ни чувствам, ни самому уму.

Ум должен быть доведен до непоколебимых устойчивости и спокойствия, пока он постепенно не научится настолько отвлекать свое внимание от внеш­него мира и от своего тела, чтобы чувства молчали, и тогда ум будет готов направиться со всей силой своей энергии, сосредоточенной внутри, на определенный центр мысли, наивысший, до которого он может подняться. Когда ум может держаться таким образом сравнительно свободно, тогда он готов для дальнейшего шага; сильным и в то же время спокойным напряжением воли он может подняться над наивысшей мыслью, доступной физическому уму, и в этом усилии он может слиться с Высшим Сознанием, освободившись в то же время от физического тела». Об этой высшей жизни за пределами мозга вы можете прочитать подробнее в ценных теософических книгах г-жи Безант, Таким образом, эта жизнь открывает перед человеком бесконечные перспективы знания и могущества, совершенно невообразимые для ограни­ченных представлений мозга.

Если же вы будете достигать духовной жизни путем благоговейной любви, вы опять встретитесь с той же необходимостью сосредоточения на одной цели. В одном древнем писании сказано, что набожный человек должен бы видеть Бога во всем и все в Боге. Что бы вы ни делали, едите ли вы, приноси­те ли жертву, даете ли что или стремитесь к чему - делайте все как приноше­ние Ему. Только тот, кто достиг сосредоточения, может делать это И тогда в чем может он еще нуждаться, раз он всегда созерцает лицо Отца своего?

И для тех, кто стучится во врата Святого Пути, мы находим в недавно изданной книге «У ног Учителя» указание, что ищущий должен достигнуть сосредоточения и контроля над умом. Существуют и другие способы, с помо­щью которых достигается власть над умом.

Духовная литература полна примеров замечательного расширения зрения, достигнутого путем экстаза. Индусские йоги и факиры перечислят восемь родов способностей и сил, достижимых с помощью сосредоточения, включая возможность видеть отсутствующих, прошлое и будущее, психический телескоп и микроскоп, возможность странствовать невидимо в астральном теле и др. Как ни удивительны эти явления, как ни увлекательны их изучение и ве­дущие к ним упражнения, но не менее интересно и действенно применение такого сосредоточения к работе наших нормальных чувств, к расширению нашей силы и знания в обыденном мире повседневной жизни, Что же означает эта сосредоточенность, и как нам надо упражняться, чтобы достигнуть контроля над умом? Это не означает сужения, ограничения или замыкания наших мыслей и действий;

это не означает удаления в лес или в пещеры;

не означает и потери человеческих симпатий и интересов;

не означает и того, что источник жизни иссяк в наших жилах, подобно реке во время летней засухи в пустыне.

Такая сосредоточенность означает, что вся наша жизнь вдохновилась еди­ной целью; она означает усиление мысли, усиление деятельности, расширение симпатии, потому что сосредоточенный человек стоит на страже, не пропуская ни единого случая послужить великой цели.

 

 

Глава II УМ И НАСТРОЕНИЕ

Упражнения в умственном сосредоточении заключаются в контроле ума и в господстве того настроения, которое налагается на него волей, так что все ваше мышление будет направлено к цели, которую вы сами избрали.

Что же такое этот ум, которым вы должны управлять? Какая часть ума в вашей власти? Эти вопросы должны быть рассмотрены до того, как вы при­метесь за определенные упражнения, потому что плохим работником будет тот, кто не знает своего инструмента. Вы обладаете орудием во внешнем мире. Оно приводится в движение по вашей воле.

Это - ваше тело, которое носит вас всюду согласно вашему желанию.

Это ваш проводник, несущий в себе органы чувств, которые извещают вас обо всем, что доступно для их восприятия.

Я сижу в своей комнате и осматриваюсь; передо мной стол и стулья, на стенах большие полки для книг, часы, картины, календари и много других предметов, у стен стоят комод, шкафчики. Я смотрю в окно и вижу верхушки пальм и манговых деревьев, белые мартовские облака над Мадрасом, а за ними синеву эфира. Я обращаюсь затем к моему слуху - налево каркает ворона, часы тикают на стене, кто-то ходит вдали, волоча ноги, слышен где-то гул отдаленных голосов, белка щебечет где-то близко, внизу слышно монотонное чтение пандитов, в другом месте стучит пишущая машинка, а позади всего этого, на расстоянии полумили, слышен постоянный морской прибой залива у набережной Адьяра.

Я прислушиваюсь еще внимательнее и слышу, как кровь шумит у меня в ушах, слышу отдаленный протяжный звук какого-то неизвестного мне физиологического процесса.

Я обращаю внимание на свою кожу и чувствую легкое нажатие моих пальцев на перо, чувствую одежду на своей спине, стул, на котором я сижу, пол, на который опираются мои ноги, теплый, мягкий летний ветерок, касающийся моих рук и лица. Таким образом, эти чувства, заключенные в моем проводни­ке-теле, которое составляет орудие моей воли и средоточие моего сознания во внешнем мире, - приводят меня в соприкосновение с частью того огромного мира, среди которого они живут, Но как мала эта часть!

Я несколько лет передвигался в этом теле и видел, и слышал, и чувствовал много вещей во многих местах, но как мало этого моего опыта существует в моем сегодняшнем сознании, как неизмеримо мало его вообще в сравнении с тем большим миром, которого я не видал и не знаю.

Что же следует из этого? Очень много, потому что такого же свойства и внутренний мир, мир ума, ментальный мир. И он также заключает бесконечное количество истинных идей, некоторые из которых я уже узнал с помощью моего умственного проводника, некоторые другие, о которых я знал в прошлом, но большая часть таких, которые остаются для меня безбрежной неизвестностью, В этом мире я также имею свое орудие, которое согласно моей воле переносится по миру мысли и следует по указанному течению умственной жизни, подобно тому, как тело мое живет и движется во внешнем мире

Какой же у меня проводник в ментальном мире? Это - мой ум. центр моего сознания для предметов умственных. Представим себе, что это маленькое ментальное тело, в котором я могу пребывать, похоже на рыбку, плавающую среди большого океана мыслей и извещающую меня о том, что она там видит в пределах ее ограниченных способностей. Она не может видеть далее известной границы, она не может перескочить через бесконечность, она должна пройти через промежутки для того, чтобы перейти с одного места на другое, от одной мысли к другой. Вот этой-то рыбкой внимания вам и приходится управлять для того, чтобы она, во-первых, всегда плыла по избранному вами направлению; и, во-вторых, расширяла и улучшала свое поле зрения, свое умение передать вам с полнотой и отчетливостью те события, которые ей встречаются в ее странствованиях по миру мысли.

Идея не есть мимолетная вещь. Каждый раз, когда я смотрю на предмет снова, новый образ отпечатывается на сетчатой оболочке моего глаза, пред­мет же остается один. Каждый раз, как я снова мыслю какую-либо идею, новый образ производится в моем уме, идея же одна. Когда ум устойчив, мы можем яснее видеть идеи и можем даже получать от них интуитивные знания Самые совершенные создания мысли - лишь снимки с живых идей, так же, как самая совершенная статуя лишь наилучшее воспроизведение форм, наиболее ясно виденных. В то время как я пишу, я не думаю о своей ноге; но если кошка начнет царапать когтями мою икру, внимание мое тотчас же повлечется к ней. Нога - часть моего тела - была все время там, но внимание отсутствовало. То же самое верно и относительно ума; я могу быть занят составлением статьи по психологии., не думая совсем о том, что в четыре часа я условился быть у г-на Смита, чтобы за чашкой чая обсуждать вместе государственный бюджет; как вдруг слово «распознавание», которое я только что на­писал, напоминает мне, какой тонкий знаток чая г-н Смит, и это сразу наводит меня на мысль о нашем условии, лежавшем незамеченным в одном из изгибов моего ума. Столько же основания предполагать, что реальности ума вычеркнуты из бытия лишь потому, что мы не думаем о них, как воображать, что внешние предметы исчезают из поля бытия только потому, что мы их не видим.

Когда я смотрю на дом, это тот же дом, на который может смотреть и кто-либо другой. Мы можем смотреть на него одновременно, или он может ви­деть его в мое отсутствие. Дом этот существует для другого и тогда, когда я его не замечаю, но мы оба сознаем, что видим тот же дом, хотя и видим его разно и каждый по-своему. Точно так же, когда мы мыслим какую-нибудь идею, мы в действительности мыслим ту же самую идею; но для большинства из нас еще надо понять, что наш умственный опыт отражает одну и ту же реальность, надо сознать, что все мы живем в едином мире мысли, в котором все истинные идеи существуют, все равно сознаем мы их или не сознаем. Даже поверхностное изучение ума открывает нам тот факт, что когда мы отчетливо думаем об одном предмете, мы в то же время смутно сознаем много другого, что более или менее близко или отдаленно относится к этому предмету. Совершенно так же, как обращая глаза на бутылку с чернилами, стоящую передо мной, я в то же самое время вижу и другие предметы на моем столе, как мебель справа и слева, так и деревья в саду - множество предметов; подобным же образом, когда я сосредоточиваю свое внимание на какой-либо одной мысли, я нахожу вокруг нее массу смутных мыслей, постепенно заволакива­ющихся., становящихся более туманными по мере их отдаления и, наконец, теряющихся в неопределенном пространстве. По мере того, как внимание переходит с одного предмета на другой, поле его становится беспредельно и горизонты этого поля постоянно отступают по мере того, как наше внимание приближается к ним.

Возьмем для примера, что я думаю о кошке. Мне тотчас представится кошка и вокруг этой мысли группируются множество других побочных картинок: как блюдечко с молоком, которое кошка так любит, или коврик перед ками­ном, на котором она лежит, Блуждающий ум остановится, положим, на коврике перед камином; тогда я яснее увижу коврик, а образ кошки начнет блед­неть, уступая место другим новым образам, каковы «огонь» или «фабрика».

Внимание передвигается, останавливается на фабрике, и я начинаю ви­деть множество людей, работающих у ткацких станков; в это время кошка уже почти исчезла, а ум переходит к новым предметам. Эта цепь мыслей пред­ставляет неразрывную последовательность во внутренней жизни. Каждая мысль следует за другой, как звенья в цепи. И как во времени один предмет следует за другим - причем только два момента со своим содержанием связа­ны между собой непосредственно, - точно так же и в потоке умственной дея­тельности образы следуют один за другим, но непосредственно связаны между собой только два образа.

В течение нашей умственной жизни мысли не проникают в ум массами или в беспорядке, а в правильной последовательности, и поток мысленной деятельности лучше всего изобразить рядами кругов, находящих один на дру­гой в последовательном порядке, Желательно исследовать ход мыслей в уме и отметить природу сцепления между двумя последующими мыслями (об этом я говорю в моей маленькой книжке, посвященной памяти), Этот поток мыс­ленной деятельности не что иное, как след «рыбки внимания», по мере того, как она проходит то в одном направлении, то в другом. Она постоянно плава­ет, а ее направление зависит от настроения данного момента.

Чтобы сосредоточить ум на одной цели, нам надо установить настроение собранности так, чтобы в ряду мыслей или идей оно всегда руководило выбо­ром звена в умственной цепи и, таким образом, ход мыслей не будет укло­няться от контроля или сосредоточения. Следующая диаграмма покажет, как незначительно первое разветвление путей мысли, но как далеко расходятся впоследствии сами пути:

Спички --! Огонь +-! Коврик у камина +--! Кошка +--! Молоко +-- Корова +~!! Луг ~ В этом внутреннем мире внимание постоянно привлекается в различных направлениях зараз.

Рыбка оказывается окруженной разными привлекательными приманками. За которую ухватится она в данный момент? В какую сторону будет она привлечена9 Предпочтет ли она «коврик у камина» или «молоко»? Каждая мысль вызывает много других мыслей или бывает связана с ними. Когда я смотрю на баньяновое дерево перед моей верандой, я вижу и слышу стаи ворон и белок, и благодаря этому каждая мысль о баньяне принесет в поле моей мысли образ именно этого баньяна с его раскидистыми ветвями и висячими корнями, со стоящими под ним горшками папоротников, с дерзкими, воронами и болтливыми, пищащими, полосатыми, коричневыми белками. Но в поле вни­мания проникнут сразу мысли и о других деревьях, хотя другие породы появятся далее от центра: высокая прямая пальма, морщинистый дуб, строй­ный тополь, грустная стриженная ива центральной Англии, разубранная инеем сосна снежного севера. Или же, глядя на раскидистые ветви и многочисленные стволы баньяна, которые поддерживают тяжесть его громадных ты­сячелетних ветвей, ум мой обращается к тем историям, которые он мог бы рассказать: о разливах реки, протекающей вблизи, о постройке домов и прокладке дорог, а еще далее в прошлом - о густой лесной заросли, освежаемой ветерком, с шакалами и тиграми, с несметным количеством муравьев, скорпионов и змей, нашедших приют в его дуплах и передвигавшихся по его вет­вям столетия тому назад. Если мое настроение изменится снова, я могу обра­тить внимание на обширный объем баньяна - гора лесного материала - и ду­мать, как целая армия могла бы укрыться под ним, как из него можно бы выстроить десяток домов или зажечь тысячу огромных костров. Таким обра­зом, баньян вызывает мысли о воронах и белках, о домах и дорогах, о других породах деревьев, их корнях, ветвях, листьях и стволах, об их величине и пользе, красоте и силе и т.д., и каждая из этих мыслей порождает в свою очередь новый круг идей. По какому направлению пойдет внимание? За ка­кую приманку ухватится рыбка? Между объектами чувств существует бесконечное соревнование для привлечения нашего внимания, и такое же бесконечное соревнование для привлечения нашего внимания существует и в мире мысли.

В последовательном ходе мыслей должно же что-нибудь решать, что имен­но эта мысль последует за другой в каждом данном случае, а не третья, столь же близко связанная с ней. Для большей ясности поставлю вопрос иначе. Представим себе, что я сижу за своим письменным столом посреди моей библиотеки, как вдруг сразу открываются все четыре двери библиотеки и с точ­ностью кукушки в старинных деревенских часах, мои друзья Смит, Браун, Джонс и Робинсон входят и в один голос говорят; «Послушайте, Вуд, мне нужно посоветоваться с вами по поводу одного вопроса!» Кто из них первый привлечет к себе мое изумленное внимание? Конечно, это должно зависеть от чего-нибудь. Это будет зависеть от настроения ума или от того направления, в ка­ком плыла рыбка в минуту изумления, Другой решающей причиной могло бы быть большее уважение или более частая мысль об одном из друзей, или какая-нибудь особенность в одежде и движениях его, которых мы в данном случае не предполагаем.

Конечно, если бы Браун был одет турком, он первый привлек бы мое внимание, но допуская, что никакой выдающейся разницы между ними не было, ничто кроме настроения ума в ту минуту не могло бы решить, кого из друзей выберет мое внимание. Представьте себе еще, что я занят печатанием книги и что кто-нибудь в это время подходит к двери с возгласом «корректура!» Я тот­час же увижу листы печатной бумаги и утомительную работу корректирования. Но если я занят изучением научной проблемы, то же слово сразу пробу­дит во мне совершенно другой ряд мыслей. В этом примере ясно видно, что разница, которая определяет выбор, находится в уме, а не во внешнем мире. Если г-н Линкольн Инн, знаменитый адвокат, находится в городе и кто-нибудь около него произносит слово «сумка», он сразу подумает о письмах, выписках и всяких атрибутах своей профессии; но если это будет происходить во время его каникул, когда он занят своим любимым спортом на болотах, то же слово вызовет перед ним приятное зрелище привязанных за ногу беспомощных птиц, а также воспоминания о той ловкости и доблести, с которыми он одерживал победы на поле спорта,

В разное время разные настроения, цели, привычки и интересы господ­ствуют над нашим умом и в настроении лежит причина того, что именно эта мысль окажется избранной из всех тех мыслей, которые окружают каждый предмет. Подобно тому, как сильный магнит поляризует железо не только вблизи, но и на значительном расстоянии, так и настроение, временное или постоянное, поляризует каждую мысль, как только она вступает в сферу внимания. Большая часть из нас знакомы с опытом, производимым школьниками над пробирной трубкой, неплотно наполненной железными опилками. Они ее закупоривают, кладут на стол и медленно проводя над нею магнитом наблюда­ют, как опилки поднимаются и ложатся ровно, превращаясь в маленькие магниты, действующие все одновременно. Сначала они лежат в беспорядке и, если бы они были магнитами, то влияние одного нейтрализовалось бы влия­нием его соседей; но когда они все лежат равномерно, они действуют как сильный магнит на всякое железо, находящееся вблизи от них. Точно так же если наши мысли нагромождены в беспорядке и обращены во все стороны, их дей­ствие будет уничтожать друг друга. Но если вы сделаете усилие, чтобы уста­новить преобладающее настроение, тогда все ваши мысли будут поляризова­ны им; таким образом, мы видим, что ход мысли следует за настроением, сознав это, мы можем убедиться, что удача в преследовании цели может быть вполне обеспечена, если установится неизменное настроение, направленное к намеченной цели. Когда это будет достигнуто, самые значительные и даже враждебные события попадут в сферу притяжения и помогут нам в достижении намеченной цели. Этот факт был хорошо выражен великим греческим философом, сказавшим, что он явился на свет лишь для того, чтобы выпол­нить одну вещь - самосовершенствование, - и что нет ничего в мире, что бы могло помешать ему, ибо нет ничего, чем бы он не мог воспользоваться для своей цели.

 

 

Полезные советы

Каждое утро, перед тем как начать свой день, посвятите пять минут размышлению над этим бодрым взглядом на жизнь,

Каждый вечер, перед отходом ко сну, употребите пять минут на тог чтобы просмотреть, насколько вы исполнили в течение прожитого дня принятое решение.

Не оглядывайтесь назад для того, чтобы останавливаться на том, в чем вы ошиблись; оглядывайтесь главным образом на то, в чем вы имели успех И каждый день будет говорить вам о ваших достижениях.

Не желайте ничего; не жалейте ни о чем; не надейтесь ни на что. Но когда вы засыпаете, засыпайте с мыслью: я хочу. И когда вы бодрствуете говорите потихоньку внутри себя: я хочу.

Вашей дальнейшей задачей будет в течение некоторого времени следить за всеми мелкими надобностями, сберегать все ваши силы, не тратить их на пустые мысли, пустые эмоции или пустые дела. В точение дня не делайте ни одного дела, думая о другом. Мысль и действие должны быть приведены к единству; не следует допускать ни одной мысли, не имеющий отношения к совершаемому или предполагаемому действию: и ни один поступок не должен совершаться без предварительного намерения. Благодаря соблюдению этого правила в продолжении целого дня, ум и тело научатся совместно дей­ствовать без лишней траты физической и умственной энергии, И таким обра­зом вы подавите всякое праздное действие и всякую праздную мысль.

Что касается праздных действий, избегайте всех мелких ненужностей и пустых условностей, которым люди предаются полусознательно, как-то: тря­сение коленом или перебрасывание ноги через колено, или произнесение бес­полезных фраз вроде: «вот видите ли, нужно вам сказать» или закручивание усов, почесывание, кусание ногтей, подергивание пуговиц или часовых цепочек, бесцельные разговоры и т, д. Всякий поступок или слово должны бы иметь свою цель.

Более значительные бесполезные действия должны быть также изгнаны, как, например, позднее лежание в постели утром, трата времени ночью, еда ненужной пищи, стремление приобрести вещи на самом деле ненужные. Точно так же ненужное телесное возбуждение и нервные и мускульные на­пряжения должны быть избегаемы по возможности. Эти бесполезные при­вычки трудно изменить сразу и лучше следить за их упразднением в продол­жение одного часа ежедневно, постепенно удлиняя время, чем стараться из­менить каждую бесполезную привычку сразу и не справиться с выполнением принятого решения.

Что касается праздных мыслей, избегайте лежать в постели, обдумывая разные вопросы перед отходом ко сну, или лежать в полусонном состоянии проснувшись; или снова и снова останавливаться на одной и той же мысли или рассуждении. Если нужно что-либо обдумать, выдвиньте вперед и разберите все, что относится к данному вопросу и придите к какому-либо заключению, после этого удалите совсем этот вопрос из своего ума и не разбирайте его снова, пока не найдете новых фактов, относящихся к нему. Если доводы «за» и «против» определенного хода действия одинаковы, и не может иметь большого значения в какую сторону повернет ваше решение, бросьте жребий и покончите с колебаниями, не позволяйте своему уму снова и снова обдумы­вать тот же вопрос. Если представляется затруднение, не откладывайте в дол­гий ящик, действуйте сейчас же и отгоните дальнейшее размышление или же отложите его на определенный срок;

ни в коем случае не позволяйте беспокойству, страху или отчаянию блуждать в вашем уме, отравляя и ослабляя его.

Избегайте слишком много думать о том, что вы будете делать - действуйте. Не думайте о том, что другие говорят о вас, кроме как с целью извлечь ту долю правды, которая всегда найдется в чужих словах. Ни в коем случае не делайте несовершенства других предметом ваших размышлений.

Если у вас неподвижный ум, не ешьте после наступления темноты и не спите после восхода солнца, а проделывайте умеренные физические упраж­нения и дышите свежим воздухом.

Остается еще устранение праздных эмоций.

Искание мелких удовольствий, которые не дают отдыха, и потворствова­ние эмоциям, которые не в соответствии с вашей деятельностью и мыслями, ослабляет волю. Ваша главная цель должна быть и вашим главным удовольствием; если это не так, то или цель, или удовольствие - не из здоровых. Все это касается сосредоточения, желательного в течение повседневной жизни. Теперь мы перейдем к ежедневным упражнениям в области контроля над умом.

 

 

Упражнение 1.

Выберите подходящее время, сядьте спокойно и обратите свой ум к какой-нибудь приятной мысли. Положите перед собой часы с секундной стрелкой, заметьте точно время и, закрыв глаза, думайте об избранном предмете, стара­ясь не упускать его из виду. Спустя некоторое время вы заметите, что забыли о нем и думаете о другом. Тогда отметьте в записной книжке На чем вы сосредоточивались продолжительность времени на чем вы поймали свою мысль.

Это упражнение можно повторить несколько раз, но если заболит голова, следует немедленно прекратить его.

Для первоначальных упражнений должен быть избран простой и сравнительно неинтересный предмет, как, например, монета или часы, или ручка от пера и упражнение должно повторяться недолго, но ежедневно в течении, скажем, недели, с занесением подробных пометок в записную книжку,

Вы найдете, что ваше сосредоточение на данном предмете прекращается обыкновенно по одной из следующих причин: нетерпение, тревога о чем-либо, скука, физическое беспокойство, головная боль, задержка дыхания, различ­ные помехи. Это часто передается выражением, что «ум беспокоен».

Заметим пока лишь то, что внимание легко поддается помехам и, по какой-то причине, внутренней или внешней, побуждается к уклонению от избранного предмета. Как преодолеть это уклонение?

Создайте привычку возвращения мысли. Как это сделать?

Если вы исполните следующие указания так, как они здесь изложены, вы достигнете успеха. Обыкновенно делают так (упражнение 1а) приняв обычное положение, устремляют внимание на определенный предмет и затем возвращают его обратно к исходной точке всякий раз, как оно чем-либо отвлека­ется. Упражняющийся занят, главным образом, усилием удержать мысль в своем уме и отчасти старанием не дать ей ускользнуть и обратиться на другие предметы: и ему постоянно нужно возвращать свое блуждающее внимание.

Сделайте вместо этого следующее упражнение.

Изберите тот предмет, на котором вы хотите сосредоточить свое внимание, и затем думайте обо всем, о чем хотите, но не теряйте из виду избранный пред­мет, Цель этого упражнения будет понятна, если изучить звенья соединяющие. Об этих звеньях я писал и распределял их по классам в моей маленькой книге о памяти. Для настоящей цели достаточно отметить процесс мысли, как он совершается в мозгу. Я вижу из своего окна дерево и думаю о нем. Центр поля мышления - дерево, но оно имеет вокруг себя много других мыслей.

Это можно обозначить стрелками на следующей диаграмме. Сад, поле и т.д.

^ ^2. Баньян, сосна и т.д.!! Прочее 8.!!

Возраст, величина, <—! — ценность, и т.д. ДЕРЕВО Семя, цвет, 7. Куст, изгородь, плод и т.д.!! растение и т.д.!! V V Вороны, белки, 6. Листья, ветви, насекомые и т.д. кора и т.д.

Если бы я был фермером, то моя мысль могла направиться по линии 7 к размышлению о семенах и плодах. Плод стал бы при этом центром подобного же круга, а мысли, принадлежащие к ветвям 1 - 6, остались бы почти или даже совсем незамеченными. Мысль могла бы в этом случае перейти на ры­нок. Эта третья мысль не имеет прямого отношения к дереву, и оно теперь забыто, а ум продолжает свое блуждание, скажем, в направлении рынка, улицы, гостиницы, почтовой лошади, коровы, молока, молочной и т.д.

Если бы я был торговец, моя мысль могла бы направиться по линии 3 (1,2,4-7 остались бы в стороне) к мысли о заготовлении леса для разных поделок, что находится в прямой связи с мыслью о дереве, а затем она перешла бы к текущим ценам (что уже не имеет прямой связи с ним), к настоящему состоянию моих финансов и т.д.

Натуралист мог бы направиться по линии 6, охотник и ищущий развлечений по линии 1, философ - по линии 3 или 7, и все они потеряли бы из виду дерево на третьем шагу своей мысли.

Приведенные под номерами направления мысли даны лишь для иллюст­рации, а не для классификации, потому что излучение мысли гораздо многообразнее. Но если мы возьмем садовода, его мысль не убегала бы по радиусу от центра, а стремилась бы постоянно назад, вращаясь около круга и внутреннего, потому что садовод сосредоточен на предмете до известной степени уже по навыку ума. Он привык думать о дереве в связи с его ростом, строением, внешностью и тем, что окружает его в саду. Когда вы последуете упражне­нию 1а, ход вашей мысли будет отличаться от обычного блуждания тем, что вместо следования по одному из направлений и перехода к другим мыслям, не связанным непосредственно с данным предметом, ум пробегает недалеко по каждой линии, и снова возвращается назад. Но следует стараться убегать мыслью возможно дальше, не теряя при этом из виду избранного предмета и думая обо всем, что может иметь прямое отношение или связь с ним по лини­ям 1 - 7 или другим.

Если это упражнение проделывается полностью и в положенное время, оно порождает привычку возвращения мысли, заменяющую привычку блуж­дания, и, таким образом, получается склонность ума возвращаться к центральной мысли, и внимание может быть задержано в продолжении долгого времени на одном и том же предмете. В то же время такое упражнение ожив­ляет ум, заставляя его при обдумывании какого-либо вопроса быстро схваты­вать все имеющие значение точки, связанные с этим вопросом Сравнение, которое может помочь нам, даст путешествие по железной дороге? по богатой равнине с горой, виднеющейся вдали, Сидя в поезде. мы можем заметить разнообразные предметы, несущиеся мимо нас на близком расстоянии: изгороди, кусты, деревья, дома при дороге, за ними - деревня, поле, река, лес, озеро и вся постоянно изменяющаяся местность, лежащая между ними и горой; в то же время мы не переста


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.