Техники работы с «мышечным панцирем» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Техники работы с «мышечным панцирем»

2017-09-27 1044
Техники работы с «мышечным панцирем» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Использование в рамках танцевальных психотерапевтиче­ских занятий техник работы с «мышечным панцирем» - дань тесному соседству с телесной и двигательной психотерапией. Специалисты проводят аналогию между «мышечным панци­рем» на уровне хронических мышечных зажимов («мышечный панцирь», по В. Райху, - это структура характера человека в его мышечной форме) и панцирем на уровне стереотипных, ригидных движений. Педагог, поощряя пациента двигать свое тело, пробовать новые паттерны самовыражения и интерпер­сональных отношений, по сути, работает с «мышечным пан­цирем», с теми же хроническими зажимами, но на другом уров­не, другими методами. Но и «чистые» телесные техники также эффективно используются танцевальными терапевтами.

Способы работы с «мышечным панцирем» В. Райха, А. Лоуэна, М. Фельденкрайза и др. достаточно подробно опи­саны в литературе (В.Н. Никитин, 2000; К. Рудестам, 1998; Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер, 1992), поэтому здесь мы на них остановимся очень коротко. Вот некоторые из них:

1) накопление в теле энергии посредством глубокого ды­хания, что достигается за счет медитативных техник;

2) прямое воздействие на хронические мышечные зажи­мы (давление, защипывание, разминание и пр.). Психотера­певт помогает участникам, не осознающим свои мышечные зажимы, массируя наиболее напряженные участки тела;

3) преувеличение привычной последовательности движе­ний. Этот прием, впервые использованный В. Райхом, позво­ляет занимающемуся осознать собственную ригидность. Как правило, терапевт дает задание преувеличить типичные дви­жения, основываясь на наблюдении за двигательным поведе­нием человека. Прием активно используется в танцевальной терапии, имеет множество вариантов;

4) открытое рассмотрение сопротивлений и эмоциональ­ных ограничений, обнаружившихся при работе с «мышечным панцирем» в сотрудничестве с занимающимся;

5) имитация чувств и отношений, демонстрация опреде­ленных двигательных стереотипов, концентрирующихся в том или ином сегменте человеческого тела. По В. Райху, для распускания «мышечного панциря» в первом сегменте (гла­за) необходима имитация страха; во втором сегменте (рот) - плача, крика, гнева; в третьем сегменте (шея) - рвотных дви­жений; в четвертом сегменте (грудь) - осуществление полно­го выдоха, имитация руками борьбы, страстного достижения чего-либо; в пятом сегменте (диафрагма) - выражение гнева, рвотных движений; в шестом сегменте (живот) - злости, не­приязни; в седьмом сегменте (таз) - предполагается мобили­зация таза, лягание ногами и т. п.;

6) высвобождение напряжения через дрожь и непроиз­вольные движения путем напряженных поз и последующего расслабления (арка Лоуэна, кольцо Лоуэна, прогиб таза и др.);

7) поиск наиболее эффективного способа движения, вос­становление естественной свободы движений (М. Фельденк- райз, 1986).

Контрольные вопросы и задания

1. Особенности и разновидности дыхательной гимнастики.

2. Приемы самомассажа - дайте краткую характеристику.

3. Каковы основные способы коррекции зрения с помощью гимнастики для глаз?

4. В чем состоят основные отличительные особенности антистрессовой пластической гимнастики?

5. Расскажите об основных направлениях двигательной пластики.

6. В чем состоит сущность танцевально-экспрессивного тренинга?


Глава Q

Профессионально-ориентированные виды соревновательной и учебно-тренировочной деятельности

Теоретические предпосы

Профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности, составляющие главное содержание профессионально-ориентированных видов двига­тельной деятельности, включены в содержание дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности...», ко­торая представлена в государственных образовательных стан­дартах как высшего, так и среднего профессионального обра­зования.

Прежде всего, напомним, что содержание образования в любой области человеческой деятельности должно состоять не только из совокупности соответствующих знаний, умений и навыков, но и опыта творческой работы и эмоционально-цен- ностных отношений, складывающихся в этой деятельности. Поэтому формирование у будущих специалистов по адаптив­ной физической культуре способности понимать эмоциональ­ное состояние другого (в нашем случае человека с отклонени­ями в состоянии здоровья) посредством сопереживания (эмпатии) относится к важной задаче воспитания личности таких специалистов.

Огромное значение профессионально-ориентированные виды двигательной, и в частности спортивной и учебно-тре- нировочной, деятельности имеют при формировании у студен­тов методических знаний, умений и навыков, необходимых, например, при обучении двигательным действиям лиц с огра­ниченными возможностями, развитии и совершенствовании их физических качеств и способностей.

Известно, что при обучении любым новым для занимаю­щегося двигательным действиям первостепенной является проблема формирования у него ориентировочной основы дей­ствия (ООД), включающей в себя образ системы условий, ко­торые реально использует человек, осуществляющий действие (Гальперин П.Я. и др.)- В состав этих условий входят, во-пер­вых, описание последовательности операций, из которых со­стоит новое действие, во-вторых, полный набор ориентиров для каждой из этих операций и, в-третьих, система указаний, как и в каком порядке пользоваться этими ориентирами и каким способом выполнять каждую из операций. Причем в образ этой системы условий входят и образ самого действия, и образ среды (окружающей обстановки), в которой оно осу­ществляется.

В учебнике «Теория и организация адаптивной физиче­ской культуры» систематизированы специфические, характер­ные для адаптивной физической культуры, трудности форми­рования ориентировочной основы действия. В частности, одной из них является трудность словесного описания и пос­ледующего освоения именно эндогенных (возникающих у ис­полнителя) ощущений и восприятий различных модальнос­тей, эндогенных представлений, которые должны возникать у обучаемого в процессе выполнения двигательного действия в каждой выделенной «основной опорной точке» (ООТ) (Евсе­ев С.П., 2002). Другими словами, специалист по адаптивной физической культуре должен знать те ощущения, восприятия и представления, которые возникают у лиц с ограниченными возможностями в процессе выполнения действия. А для этого ему необходимо испытать на себе эти ощущения и восприя­тия, попытаться «увидеть» движение глазами исполнителя (а не наблюдателя), ощутить и воспринять его как бы «изнут­ри» этого исполнителя. Именно поэтому имеющиеся у здоро­вых студентов умения и навыки выполнения двигательных действий, сенсорно-перцептивный опыт в ряде случаев не только недостаточно помогают им сформировать полноценную ориентировочную основу осваиваемого действия у лиц с огра­ниченными возможностями (движения, сенсорных систем, интеллекта и др.), но и мешают сделать это, поскольку они используют другой двигательный опыт, отличающийся от опыта людей с отклонениями в состоянии здоровья.

Данное обстоятельство порождает и ряд других трудностей формирования ООД в адаптивной физической культуре: трудно­сти выделения и описания главных и корректирующих управля­ющих движений в суставах (Назаров В.Т., Кузенко Б.П. и др.) (то есть того, что конкретно должен и может сделать занимающий­ся); трудности выделения и описания диапазона допустимых от­клонений от оптимальной техники и двигательных ошибок и др.

Перечисленные и ряд других причин привели к выводу о необходимости выделения профессионально-ориентированных видов двигательной деятельности и включения их в содержа­ние образования специалистов этого профиля.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое эмпатия? Как можно формировать эмпатию у студентов, обучающихся по специальности адаптивная фи­зическая культура?

2. Дайте определение ориентировочной основе действия.

3. Какие трудности формирования ориентировочной осно­вы действия имеют место в адаптивной физической культуре?

4. Как вы понимаете определение - «опыт эмоционально- ценностных отношений» в адаптивной физической культуре?

8.2. Понятия и классификация профессионально-ориенти­рованных видов двигательной деятельности в адаптивной физической культуре

Профессионально-ориентированные виды двигательной деятельности в адаптивной физической культуре - это виды двигательной деятельности, позволяющие формировать у бу­дущих специалистов по адаптивной физической культуре ощущения, восприятия, представления, возникающие у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в процессе занятий различными видами адаптивной физи­ческой культуры; обучать их знаниям, умениям и навыкам, развивать и совершенствовать физические качества и способ­ности, характерные для того или иного вида адаптивной фи­зической культуры, а также обеспечивать им возможность приобретать опыт эмоционально-ценностных отношений и твор­ческой активности в сфере будущей профессии.

Наиболее общими классификационными признаками, позволяющими разделить всю совокупность профессиональ­но-ориентированных видов двигательной деятельности на от­дельные группы, являются:

1) виды адаптивной физической культуры,

2) виды заболеваний и инвалидности.

В соответствии с выделенными признаками можно разде­лить профессионально-ориентированные виды двигательной деятельности на следующие группы:

1) для подготовки специалистов по:

- адаптивному физическому воспитанию,

- адаптивному спорту,

- адаптивной двигательной рекреации,

- физической реабилитации,

- креативным (художественно-музыкальным) телесно- ориентированным практикам,

- экстремальным способам двигательной активности;

2) для подготовки специалистов для работы с:

- незрячими и слабовидящими,

- неслышащими и слабослышащими,

- имеющими поражение опорно-двигательного аппарата,

- имеющими поражение интеллекта и др.

В силу исторически сложившихся условий в настоящее время в России наиболее актуальной проблемой является раз­работка и внедрение в образовательное пространство адаптив­ной физической культуры профессионально-ориентирован­ных видов двигательной деятельности для подготовки специалистов по адаптивному спорту прежде всего в рамках паралимпийского, сурдлимпийского и Специального олим­пийского движений (Евсеев С.П., 2003).

Поэтому рассмотрим классификацию профессионально- ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности, то есть видов двигательной деятельности, при­меняемых в адаптивном спорте (рис. 1). В качестве основно­го классификационного признака выделим способы включе­ния студентов в занятия тем или иным видом адаптивного спорта.

В этом случае можно разделить все профессионально-ори­ентированные виды спортивной и учебно-тренировочной дея­тельности на три группы:

1) с использованием специального оборудования и инвен­таря в видах адаптивного спорта, разработанных для спорт- сменов-инвалидов;

2) с применением моделирования ограничений двигатель­ной деятельности студентов;

3) с организацией участия студентов в соревновательной и учебно-тренировочной деятельности совместно со спортсме­нами, имеющими ограниченные возможности, или спортсме­нами-инвалидами.

В первую группу войдут виды соревновательной и учебно- тренировочной деятельности с использованием озвученных мячей для голбола и торбола, винтовки с устройством прице­ливания по звуку для биатлона, применяющихся у незрячих спортсменов; спортивных снарядов и снаряжения для игры в хоккей на полу, роликовых коньков, входящих в програм­мы соревнований для лиц с поражением интеллекта; спортив­ных снарядов и оборудования для игры в боччиа, которая входит в перечень видов спорта для лиц с поражением опорно-двига­тельного аппарата, и др.

Вторая группа профессионально-ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности наи­более многочисленна и может быть разделена на подгруппы с использованием дополнительных классификационных при­знаков.

Так, в зависимости от способа моделирования ограниче­ний двигательной деятельности студентов логично выделить две подгруппы видов соревновательной и учебно-тренировоч­ной деятельности с профессиональной ориентацией:

- использующих искусственную депривацию сенсорных систем человека и иммобилизацию тех или иных его сустав­ных движений;

- использующих специальные технические средства и ус­ловия соревновательной деятельности.

В свою очередь, в первой подгруппе для моделирования ограничений двигательной деятельности студентов применя­ются следующие способы и средства искусственной деприва- ции и иммобилизации:

- очки для плавания, стекла которых заклеены черным материалом, или темная повязка на глаза;

- звуконепроницаемые наушники;


Рис. 1. Классификация профессионально-ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности в адаптивной физической культуре


- иммобилизация суставных движений в локтевом, пле­чевом, коленном и других суставах (фиксация с помощью ре­зинового бинта предплечья к плечу, плеча и предплечья к ту­ловищу, голени к бедру и т. п.).

В зависимости от способа использования технических средств и условий соревновательной деятельности вторая под­группа профессионально-ориентированных видов соревнова­тельной и учебно-тренировочной деятельности предусматри­вает применение:

- инвалидных гоночных колясок для легкой атлетики, колясок для спортивных танцев, баскетбола, тенниса, фехто­вания и др.; санок для хоккея с шайбой и гонок на льду, са­нок для лыжных гонок и других технических средств для пе­редвижения спортсменов;

- специальных сидений для легкоатлетических метаний; условий и правил соревнований для волейбола сидя и т. п.

Подчеркнем, что студент, у которого моделируется то или иное ограничение движений, может испытать себя и попробо­вать свои силы в большом количестве видов адаптивного спорта всех трех выделяемых направлений, приобрести очень важный в будущей деятельности эмоциональный, сенсорно- перцептивный и двигательный опыт.

В третьей группе профессионально-ориентированных ви­дов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности возможны два способа участия студентов в совместных со спортсменами-инвалидами мероприятиях, когда студент вы­ступает в качестве партнера или спортивного соперника.

Так, например, студент может тренироваться и участво­вать в соревнованиях с лицами, имеющими ограниченные воз­можности, в одной команде, что предусматривается, в част­ности, в программе «Объединенный спорт», используемой в Специальном олимпийском движении. Кроме того, он может, особенно во время учебно-тренировочной деятельности, тре­нироваться вместе со спортсменами-инвалидами в эстафетах по паралимпийским правилам и др.

Вполне возможны и случаи, когда студенты выступают в качестве соперников в спаррингах со спортсменами-ин- валидами (в дзюдо с незрячим спортсменом, в баскетболе и теннисе в колясках и т. п.). Наибольшие возможности для организации спаррингов имеются в видах спорта сурдлим- пийского направления, где участвуют неслышащие спорт­смены.

В заключение хотелось бы упомянуть о больших возмож­ностях в осуществлении профессионально-ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности с ис­пользованием нового для России и других стран мира, рож­денного в Санкт-Петербурге вида спорта - радиального бас­кетбола (питербаскета). Об этом виде спорта подробно рассказывалось в статьях журнала «Адаптивная физическая культура», № 2 и № 4 за 2003 г.

Данный вид спорта позволяет сформировать и отработать профессионально важные качества будущих специалистов по адаптивной физической культуре, необходимые в работе тре­неров по видам спорта различных направлений.

В рамках паралимпийского направления интересны пер­спективы радиального баскетбола в колясках, особенно, если три баскетбольных щита будут расположены не на вертикаль­ной стойке, а на подвесной конструкции. Такой вариант бас­кетбола в колясках будет по сравнению с традиционным бас­кетболом для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата значительно более зрелищным и интересным; позво­лит существенно больше забивать мячей в корзину и тем са­мым доставлять радость как игрокам, так и зрителям.

Не менее интересен и вариант радиального баскетбола сидя. В этом случае вертикальная стойка, на которой распо­ложены три баскетбольных щита, должна быть меньшей дли­ны, чтобы баскетбольные корзины располагались над уровнем пола на расстоянии 2-2,5 м. При этом площадь круга, состав­ляющая игровое поле, так же может быть существенно мень­ше (по сравнению с игрой стоя). Кроме того, площадь круга необходимо разделить на шесть равных секторов (по 60 гра­дусов), в которых должны располагаться игроки двух команд, каждая из которых состоит из трех человек. В одном секторе должен располагаться только один игрок, причем игроки раз­ных команд должны чередоваться: в первом секторе - игрок команды А, во втором - команды Б, в третьем - команды А, в четвертом - команды Б и т. д.

Реальна конструкция баскетбольных корзин, при попада­нии мяча в которые будет раздаваться звуковой сигнал, от­личающийся от сигнала, издаваемого озвученным мячом, что дает основания для прогнозирования нового вида адаптивно­го спорта паралимпийского типа - радиального «баскетбола».

В рамках сурдлимпийского направления вполне возмож­но проводить игру в радиальный баскетбол с искусственной депривацией слухового анализатора у игроков, которые игра­ют в специальных звуконепроницаемых наушниках.

Специальное олимпийское движение может быть пред­ставлено в радиальном баскетболе программой объединенный спорт.

Подводя общий итог, можно констатировать, что включе­ние в 2003 году в программу I Всероссийской универсиады сту­дентов, обучающихся по специальности адаптивная физиче­ская культура, профессионально-ориентированных видов соревновательной деятельности подтвердило целесообраз­ность применения таких видов спорта для студентов.

При этом особенно важно, чтобы вузы, осуществляющие подготовку специалистов по адаптивной физической культу­ре, постоянно включали профессионально-ориентированные виды соревновательной и учебно-тренировочной деятельнос­ти в свой учебный процесс во время изучения дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности».

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение профессионально-ориентирован­ных видов соревновательной и учебно-тренировочной дея­тельности.

2. Определите классификационный признак (основание деления) для выделения групп профессионально-ориенти­рованных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности.

3. Дайте характеристику трех групп профессионально- ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности.

4. Раскройте перспективы применения радиального бас­кетбола (питербаскета) для осуществления профессиональ­но-ориентированных видов соревновательной и учебно-тре­нировочной деятельности, а также развития новых видов адаптивного спорта.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.