Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-10-01 | 1313 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тестовый минимум
1. Исследование словесно-логического мышления (косвенно – обучаемости) – два варианта (по 4 субтеста). Время выполнения – 40 мин. Первый вариант для начала года, второй вариант для конца года.
2. Методика изучения памяти «10 слов». Лучше выполнять в начале общего тестирования для возможности изучения долговременной памяти.
3. Методика изучения свойств внимания и работоспособности – «Корректурная проба».
4. Понимание причинно-следственных связей.
5. Определение уровня саморегуляции.
6. Изучение уровня самооценки.
Стимульный материал
(начало года)
1-й субтест
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
2-й субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
|
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
3-й субтест
Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг другу слова соседней пары.
1. Огурец георгин ________________________.
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Учительврач _________________________________.
ученик очки, больные, палата, больной, термометр
3. Огородсад __________________________.
морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
4. Цветокптица _______________________.
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. Перчаткасапог _________________________.
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. Темныймокрый __________________________________.
светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часытермометр ___________________________.
время стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машиналодка _________________________.
мотор река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул игла _______________________________________.
деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол пол ___________________________.
скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
4-й субтест
Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.
1. Метла, лопата – …
2. Окунь, карась – …
3. Лето, зима – …
4. Огурец, помидор – …
5. Сирень, шиповник – …
6. Шкаф, диван – …
7. День, ночь – …
8. Слон, муравей – …
9. Июнь, июль – …
10. Дерево, цветок – …
Стимульный материал
(конец года)
Данный стимульный материал подобран по принципу методики Э. Ф. Замбацявичене, с небольшими изменениями в первом субтесте. Субтесты собраны из психологической литературы, предлагающей диагностику интеллекта, и соответствуют данной возрастной категории. Порядок работы, обработки полученных данных, качественный анализ результатов мы предлагаем проводить так же, как и в вышеупомянутой методике.
1-й субтест
|
Найди для слова, стоящего перед скобками, два таких, которые являются самыми существенными. Подчеркни их.
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
3. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
4. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
5. Автомобиль (кузов, бензин, водитель, колеса, номер).
6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
7. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
8. Кольцо (диаметр, проба, круглость, печать, алмаз).
9. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты).
10. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные).
2-й субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
3-й субтест
Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг другу слова соседней пары.
1. Бежатькричать ______________________________.
Стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
2. Рыбамуха ___________________________________.
Сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина
3. Растениептица _________________________.
Семя зерно, клюв, соловей, пение, яйцо
4. Театрбиблиотека __________________________________.
Зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель
5. Железодерево ________________________.
Кузнец пень, пила, столяр, кора, листья
6. Нога глаза ______________________.
Костыль палка, очки, слезы, зрение, нос
7. Утрозима ________________________.
Ночь мороз, весна, январь, осень, день
8. Школа больница _________________________________.
Обучение доктор, ученик, учреждение, лечение, больной
9. Песнякартина _________________________________.
Глухой хромой, слепой, художник, рисунок, больной
10. Дождьмороз ________________________.
Зонтик палка, холод, сани, зима, шуба
4-й субтест
Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.
1. Трамвай, автобус – …
2. Ручка, карандаш – …
3. Малина, земляника – …
4. Земля, Венера – …
|
5. Весы, термометр – …
6. Бабочка, муравей – …
7. Кольцо, брошь – …
8. Молоток, топор – …
9. Железо, медь – …
10. Фонарь, прожектор – …
Вербальной памяти
Изучение развития внимания
Стимульный материал
Изучение самооценки
Первый вариант
Стимульный материал теста «Лесенка»: Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумагифигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция 1: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхнейступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам(а) себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Инструкция 2: Теперь давай представим, что эта лесенка школьных успехов. Чем выше стоят дети, тем успешней они занимаются в школе. На какую ступеньку ты поставишь себя сам(а)? А на какую ступеньку тебя поставит учительница?
Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.
|
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».
«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
|
Уровни | Показатели уровней |
Высокий | Знает и называет части суток, дней недели их последовательность. Правильно называет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов; ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; знает из каких месяцев состоит то или иное время года; умеет определять время года по цикличности природных явлений. Самостоятельно могут дать объяснение различным временным явлениям. |
Средний | Испытывает затруднения в назывании частей суток и дней недели их последовательность; затрудняется в определении какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя; путает названия и последовательность месяцев года; путает из каких месяцев состоит то или иное время года; затрудняется в определении времени года по цикличности природных явлений. Может объяснить временные явления с помощью воспитателя. |
Низкий | Не знает и называет части суток беспорядочно; не знает название дней недели их последовательность; не определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; не определяет время с помощью механических и песочных часов; не ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; не знает из каких месяцев состоит то или иное время года; не умеет определять время года по цикличности природных явлений. Постоянно нуждается в помощи воспитателя. |
Уровни | Экспериментальный класс | Контрольный класс |
Низкий | 40% | 47% |
Средний | 47% | 33% |
Высокий | 13% | 20% |
Уровни | Экспериментальный класс | Контрольный класс |
Низкий | 46% | 40% |
Средний | 47% | 53% |
Высокий | 7% | 7% |
Уровни | Экспериментальный класс | Контрольный класс |
Низкий | 40% | 46% |
Средний | 40% | 27% |
Высокий | 20% | 27% |
Уровни | Экспериментальный класс | Контрольный класс |
Низкий | 33% | 20% |
Средний | 67% | 80% |
Высокий | 0% | 0% |
Уровни | Экспериментальный класс | Контрольный класс |
Низкий | 41% | 46% |
Средний | 53% | 46% |
Высокий | 8% | 8% |
Тестовый минимум
1. Исследование словесно-логического мышления (косвенно – обучаемости) – два варианта (по 4 субтеста). Время выполнения – 40 мин. Первый вариант для начала года, второй вариант для конца года.
2. Методика изучения памяти «10 слов». Лучше выполнять в начале общего тестирования для возможности изучения долговременной памяти.
3. Методика изучения свойств внимания и работоспособности – «Корректурная проба».
4. Понимание причинно-следственных связей.
5. Определение уровня саморегуляции.
6. Изучение уровня самооценки.
Исследование словесно-логического мышления
Вариант для начала года
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта
Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 4 субтеста по 10 проб в каждом.
1-й субтест
Осведомленность
Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.
2-й субтест
Классификация
Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.
3-й субтест
Умозаключения по аналогии
Направлен на изучение сформированности навыков установления отношений и логических связей между понятиями.
4-й субтест
Обобщение
Направлен на изучение умения подвести понятия под общую категорию.
Порядок работы
Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.
Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста. Особо обратить внимание на пояснение инструкций к третьему субтесту.
Обработка полученных данных
При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
В психологической литературе можно встретить различную систему оценок правильных ответов. В одних источниках [Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998] количество баллов за правильный ответ зависит от изначальной сложности каждой пробы. В других источниках [Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. – М.: Айрис Пресс, 2006] за каждый правильный ответ дается 1 балл, но в случае индивидуального обследования допускается ответ со второй попытки, правильный ответ оценивается уже как 0,5 балла. Мы предлагаем оценивать каждый правильный ответ 1 баллом.
Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 40 баллов в целом.
Количественный анализ
Отношение полученных и максимальных значений и есть актуальный уровень словесно-логического мышления.
Высокий уровень – 100 % – 80 %.
Средний уровень – 79 % – 60 %.
Ниже среднего – 59 % – 50 %.
Низкий уровень – 49 % и ниже.
Индивидуальные данные учащихся можно свести в единый график, где показаны результаты по каждому субтесту, например:
Выдел. Существ. Классиф. Аналог. Обобщен.
Качественный анализ
Результаты данной методики могут иллюстрировать не только уровень развития словесно-логического мышления, но и степень развития самой учебной деятельности учащегося, а именно:
· Решение каждого субтеста предполагает обучающий эксперимент (тренировочные пробы), соответственно можно обратить внимание на обучаемость, на умение принять помощь, умение использовать полученный опыт.
· Каждый субтест содержит инструкцию, которую можно давать устно или предложить школьникам читать самостоятельно. Обратить внимание на умение принимать инструкцию (письменную или устную)
· В процессе выполнения учащиеся демонстрируют разную степень заинтересованности заданиями, что может косвенно говорить о развитии познавательной активности, о наличии интереса к интеллектуальной деятельности.
· Анализируя индивидуальные данные, можно сравнить результаты двух исследований, на начало и конец года.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!