Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида

2017-10-01 205
Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предисловие

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Внедрение инноваций - обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного возраста служит залогом успешной учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Однако изучение характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Дети, недостатки речи, которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

В недавнем прошлом при анализе состояния логопедической помощи детям дошкольного возраста в качестве основных негативных моментов отмечались отсутствие квалифицированных специалистов – логопедов и недостаточное количество ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи. В настоящее время с расширением возможностей ВУЗов в подготовке специалистов в области логопедии ситуация кардинально меняется. В то же время, определенные организационно – методические проблемы продолжают существовать.

До настоящего времени логопеды-практики испытывают значительные трудности в организации логопедической работы. Это объясняется тем, что на сегодняшний день отсутствуют легитимные источники, а рекомендуемые расположены в разных научно – методических разработках

Организация обследования

 

В первые две недели учебного года (с 1-15 сентября) проводится специальное логопедическое обследование. Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормами, с уровнем психического развития.

Результаты обследования заносятся в журнал обследования, на детей с нарушениями речи заводятся индивидуальные речевые карты, с вложенными: дневником динамики, речевыми карточками (заполняют родители), индивидуальным планом коррекционной работы. Исключение составляют дети - дислалики, с нарушением произношения одного звука. Дети с нарушением речи заносятся в «Список детей состоящих на учете у логопеда». Составляется список детей, зачисленных на занятия. Заполняется речевой экран, где отражается нарушение звукопроизношения, динамика коррекционной работы.

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи дошкольников, производится в течение всего учебного года. На место выведенного ребенка с нормальной речью зачисляется ребенок из списка зарегистрированных детей с нарушениями речи.

В период с 15-30 мая проводится повторное логопедическое обследование, с целью выявления изменения звукопроизношения детей, составление годового отчета, динамики коррекционной работы.

Перечень документации

1. Паспорт логопедического кабинета

2. Речевой экран

3. Речевые карты с вложенными:

а) перспективным планом работы на каждого ребенка

б) дневник динамики (заполняется 1 раз в месяц - отражается динамика)

4. Речевая карточка (сбор анамнеза – заполняют родители)

5. Журнал посещения занятий

6. План индивидуальной работы с детьми с нарушением звукопроизношения

7. Календарный план коррекционной работы с детьми с ФФН старшая группа, ФФН подготовительная группа, ОНР подготовительная группа

8. Перспективный план работы на год с детьми с ФФН старшая группа, ФФН подготовительная группа, ОНР подготовительная группа

9. План работы логопедического кабинета

10. Тетради взаимосвязи с воспитателями (отражаются результаты работы логопеда)

11. Индивидуальные тетради для логопедических занятий

12. Журнал консультаций для педагогов ДОУ

13. Журнал консультаций для родителей

14. Журнал первичного обследования детей

15. Список детей, зачисленных на занятия

16. Отчет о проделанной работе за год

 

Речевая карта при дизартрии

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Дом адрес

Группа:

Анамнез:

а) родовой (были ли родовые травмы, родовспоможение и т.д) –

б) речевой - когда появились: гуление, лепет, первые слова, фраза

в) неврологическая симптоматика (состоит ли на учете, с-м гиперактивности и т.д.) –

Особенности строения речевого аппарата:

Язык: размер, точность, объем движений, равномерность работы мышц, способность к переключению и удержанию позы. Девиации языка, тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы: увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения языка при повторных движениях, цианоз

Состояние подъязычной связки

Губы (нормальные, тонкие, толстые):

Зубы (мелкие, редкие, крупные, кариозные)

Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый)

Твердое небо: (нормальное, плоское, готическое, куполообразное)

Состояние общего слуха (ЛОР, сурдолог) –

Состояние фонематического слуха –

Общее звучание речи:

Дыхание, Голос, Выразительность речи, Темп, Ритм, Дикция

Звукопроизношение:

Артикуляторная моторика:

Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры (сглаженность носогубных складок, одной или двух) __________________

Оскал

Поднимание бровей

Поочередное зажмуривание глаз

Этап: подготовительный

Цели: всесторонняя подготовка ребенка к длительной коррекционной работе

1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, путем правильной мотивации ребенка

2. Отработка общих артикуляционных упражнений

§ лягушка – хоботок

§ лопаточка – иголочка

§ накажем непослушный язычок

§ окошко

§ качели

§ часики

§ лошадка

3. Отработка упражнений на развитие мелкой моторики

§ пальчиковая гимнастика

§ конструирование из строительного материала (кубиков)

§ штриховка, обводка

4. Подготовка к звуковому анализу и синтезу

Этап: подготовительный

1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, путем правильной мотивации ребенка

2. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях

§ определение места звука в слове

§ выделение звука в слогах, словах, предложении

§ подбор слов с заданным звуком

§ различение звуков на слух

§ развитие речевой памяти, устойчивого внимания к звуковой оболочке слова

3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза

§ деление слова на слоги

§ воспроизведение слоговых рядов

§ выделение ударного слога

4. Развитие органов артикуляции

§ развитие артикуляционного праксиса, используя основной комплекс артикуляционных упражнений

§ дыхательные упражнения для формирования воздушной струи

5. Отработка упражнений на развитие мелкой моторики

6. Подготовка к звуковому анализу и синтезу

Этап: подготовительный

1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, путем правильной мотивации ребенка

2. Отработка речевого дыхания

§ работать над плавностью речи

§ выработать правильный темп речи

§ работать над четкостью дикции

3. Массаж лица, языка, губ

4. Упражнения на сглатывание слюны

5. Отработка общих артикуляционных упражнений

6. Отработка упражнений на развитие мелкой моторики

§ пальчиковая гимнастика

§ штриховка, обводка

§ шнуровка

7. Развитие общей моторики

§ логоритмика

Технологические карты

Задачи

Образовательные:

1. Активизировать словарь по теме

2. Закрепить практическое усвоение относительных прилагательных

3. Обучить образованию сложных слов

4. Обучить составлению простого распространенного предложения

Развивающие:

5. Развивать психические процессы (внимание, память)

6. Развивать мелкую моторику

7. Развивать логическое мышление

Воспитательные:

8. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Оборудование: мяч, картинки-дома разной этажности, дом из строительного материала (конструктор)

Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный «Строим дом» Образование относительных прилагательных. Дети стоят по кругу. Начинает игру ребенок, у которого в руках мяч. «Я построю фундамент». Передает мяч, кому хочет. У кого оказался мяч, тот и продолжает игру. «Я построю стены»…
Организационно-поисковый Вспомним сказку «Три поросенка» Из какого материала были построены дома поросят? В каком они спаслись от волка? Почему? Из чего люди строят для себя прочные дома? Надо поросятам дать совет. Какие дома лучше строить, чтобы они защищали от холода и ветра? Образование сложных слов. Дома различаются не только по материалу, из которого они сделаны, но и по высоте. Какие бывают дома? Я живу в доме, в котором 2 этажа – значит, в двухэтажном доме. В каких домах живете вы? Физминутка. Целый день стук да стук Раздается громкий стук. Строим дом, дом большой, И с крылечком, и с трубой, Разукрасим мы дом, Наверху флажок прибьем, Будут жить в доме том Зайка с мишкой и слоном Развитие мелкой моторики. Упражнения «Стены», «Крыша», «Потолок» Развитие логического мышления «Заселим дом» Употребление предлога - между «Новоселье в новом доме» Отвечают на вопросы Советуют: Я посоветую строить кирпичные дома. Я посоветую поросятам строить блочные (панельные, каменные) дома Отвечают на вопросы Дети вспоминают, сколько этажей в их доме, с помощью логопеда образовывают слова: трехэтажный, пятиэтажный, девятиэтажный. стучат кулак о кулак руки в стороны, вверх руки у груди, вверху красят на пальцах флажок приставляют ладошки к голове, затем кулачки Заполняют карточки так, чтобы одинаковые фигурки не оказались рядом. Составляют рассказ: «У меня на третьем этаже живут - галочка, точка и палочка. На втором этаже - точка, палочка и галочка. На первом этаже - палочка, галочка и точка» Дети расселяют по 3 игрушки на каждом этаже. Говорят, кого поселили на первом, втором, третьем этаже. Рассказывают: Я заселил первый этаж. В первой квартире живут собачки, в третьей – Чебурашка. А между ними, во второй квартире – крокодил Гена.
Рефлексивнокорригирующий Предлагает детям высказать какие эмоции они испытывают Дети радуются тому, что помогли расселить всех соседей.

Ожидаемый результат:

Знать: и называть части дома, из какого строительного материала строят дома, какие бывают дома

Иметь: навыки коллективной работы, испытывают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

Уметь: употреблять относительные прилагательные, образовывать сложные слова, составлять простое распространенное предложение

Задачи

Образовательные:

1. Закрепить знания о понятии «Зимующие птицы»

2. Учить детей составлять рассказ по описанию

3. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

4. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

Развивающие:

5. Развивать мелкую моторику

6. Развивать связную речь

Воспитательные:

7. Вызывать стремление и желание ухаживать за птицами

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, корм для птиц, сюжетные картинки

Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем: 2 синицы, воробей, 6 щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках Всем хватило зернышек сжимают и разжимают кулачки на каждое название птицы загибают пальчики (считают) сжимают и разжимают кулачки
Организационно-поисковый Для кого нужна кормушка? Какие птички прилетают к кормушке? Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? Каких зимних птиц вы знаете? Д/и «У кого - что» Попробуем сравнить человека и птичку. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ? У человека нет Что делает человек? Что делает птичка? Вызвать стремление и желание ухаживать за птицами чем питаются птицы зимой? У нас такие суровые зимы – холодные, снежные, а когда много снега, то птичкам трудно найти себе корм. Как мы можем им помочь? Конечно, ведь они такие беспомощные. Мы сейчас насыпим корм в кормушку, а после занятия повесим кормушку во дворе детсада Физминутка – работа над темпом и ритмом речи, координации речи с движением Вот на ветках, посмотри В красных майках снегири Распушили перышки Греются на солнышке Головой вертят Улететь хотят Кыш! Кыш! Улетели За метелью, за метелью дети разбегаются, размахивая Работа над связной речью Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зимующие птицы» Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета Предложить с названием картинок придумать предложения Отвечают на вопросы Сравнивают У человека ____у птички Голова________головка Руки__________крылья Грудь_________грудка Ноги__________лапки кожа _______перышки хвостик Отвечают на вопросы Ягодами, булкой, семечками Нужно сделать кормушки, носить к ним крошки, семечки и ухаживать за ними по 4 хлопка руками по бокам по 4 наклона головы на 1-е слово каждой строкипотряхивание руками на 2-е слово 1 хлопок по бокам 2 поворота головы машут руками, как крыльями. Составляют Придумывают
Рефлексивнокорригирующий Каких птиц мы называем зимующими? Трудно ли птичкам зимой? Какие эмоции вы испытываете при виде зимующих птиц на пустой кормушке? Как нужно за ними ухаживать? Отвечают Жалость, желание помочь

Ожидаемый результат:

Знать: названия зимующих птиц, отличительные признаки человека и птицы

Иметь: навыки ухода за зимующими птицами

Уметь: составлять рассказ по описанию; последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

 

Задачи

Образовательные:

1. Тренировать детей в отгадывании загадок

2. Обучать умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

3. Научить детей заканчивать предложение по смыслу

4. Закрепить правильное произношение звука [ж]

Развивающие:

5. Развивать мелкую моторику

6. Развивать артикуляционный праксис

7. Развивать речевое дыхание

Воспитательные:

8. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

Оборудование: Зал оформлен в виде лесной поляны

Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей, родителей
Мотивационно-побудительный Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Ну что же, если вы меня будете внимательно слушать, то вы обязательно догадаетесь кто это! Отгадывают
Организационно-поисковый Ребята, о ком все эти загадки? Читает отрывок из энциклопедии про ежа. Ребята, а как вы думаете - какой еж? Назовите его семью Дидактическая игра «Один - много» Вы хотите пойти в лес? Давайте и мы с вами пойдем в лес. А как вы думаете, мы с вами можем пойти в лес в такой одежде? Ритмическая гимнастика Обуваем ножки в новые сапожки, Шапку на головку и оденем ловко На руки - перчатки. В добрый путь, ребятки! Шагают наши ножки по ровненькой дорожке А потом прыг – скок! И попали мы в лесок Смотрите, ребята, куда мы попали? Здесь так красиво и может быть это сказочный лес. И правда волшебный лес, ведь даже наши родители каким – то чудесным образом оказались в этом лесу. А вот и пеньки, на которые мы можем присесть. Дети рассаживаются. Логопед: Что – то стало прохладно. Давайте, мамы вместе с детками, погреем наши ручки. Пальчиковый массаж. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальцы погулять Этот пальчик самый сильный Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, Избалованный он самый. А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал. А теперь мы научим наших мам делать массаж лица. Повторяйте, пожалуйста, упражнения за мной. Самомассаж лица Носик, носик. Греем носик. Лобик, лобик. Греем лобик. Щечка, щечка. Греем щечку. Не замерзнет наша дочка, Не замерзнет наш сынок! Ой, что это за звук? Послушайте, а кто же так пыхтит? (Заглядывает под елочку). Ежик! Спит. Давайте также попыхтим может тогда мы разбудим ежика. Дыхательная гимнастика Вырабатываем глубокий вдох и выдох «Пых!». Логопед: Не просыпается……… Может мамам удастся разбудить соню? Нет, спит………. Может, споем веселую песенку про ежика Песенка «Я - ежик, ежик.» Ежик просыпается Подожди-ка ты пока, застели свою кроватку, сделай, Еженька, зарядку. Физминутка Ежик весело шагает, ноги выше поднимает, И на пяточках шагает, кверху носик поднимает, Ежик прыгает и скачет по дороге, словно мячик, На носочки ежик встал и в ладоши хлопать стал. Все молодцы и ежик, и детки, и мамы. А теперь можно и подкрепиться. Хочешь, мы сейчас напечем блинов и тебя угостим? Артикуляционная гимнастика «Блинчик»,«Чашечка», «Вкусное варенье». «Закончи предложение». А сейчас, ребята, ежик поиграет с вами в свою любимую игру. Подвижная игра Ежик «спит», дети будят его - сопровождая текст движениями. Спасибо тебе, Ежик, развеселил ты наших деток игрой. А теперь ребята порадуют тебя стихами. Отвечают Внимательно слушают Отвечают Называют Играют Отвечают Отвечают Имитируют процесс одевания Шагают друг за другом Прыгают с продвижением вперед Загибают пальцы Поглаживают ладошки Массируют каждый палец Выполняют дети Родители выполняют массаж своим деткам Выполняют Выполняют Поют «А где мой завтрак? Есть пора!» Ежик: Тогда в круг скорей вставайте и зарядку начинайте. Дети и взрослые повторяют слова и выполняют движения Ежик: Ой, ребята, а я так блины люблю! Моя мама – ежиха такие вкусные блинчики печет! А ваши мамы пекут вам блины? Вы им помогаете? (ответы детей). Мамы садятся на пеньки. Дети садятся к ним лицом и выполняют упражнения. Ежик: Спасибо! Молодцы! А теперь давайте поиграем. Играют Ежик «спит», дети будят его - сопровождая текст движениями У ежа иголки и остры, и колки (Вытягивают руки вперед и перебирают в воздухе пальцами). Ты, колючий, серый еж (Грозят указательным пальцем левой руки), Нас иголками не рожь (Грозят указательным пальцем правой руки). Ежик «просыпается», пытается догнать детей, они убегают и прячутся в объятиях своих мам
Рефлексивнокорригирующий Закрепление правильного произношения звука [ж] Ну, вот и нам пора возвращаться в детский сад Взрослые и дети под музыку выходят из зала Дети произносят стихи о еже. После прочтения стихов ежик благодарит всех; угощает детей блинами, прощается и уходит Родители получили положительные эмоции от совместной деятельности с детьми

Ожидаемый результат:

Знать: сведения о еже, прочитанные логопедом из энциклопедии

Иметь: навыки отгадывания загадок, получить удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

Уметь: заканчивать предложение по смыслу, правильно произносить звук [ж], отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

Задачи

Образовательные:

1. Уточнение артикуляции звука [С]

2. Учить ребенка правильному произношению звука [С] в начале слова

3. Закрепить звук [С] в словах

4. Готовить ребенка к умению сливать слоги в слова

Развивающие:

5. Развивать мышление

Воспитательные:

6. Воспитывать слуховое внимание и память.

Оборудование: картинки, изображающие предметы со звуком [С] в разных позициях (в начале, середине, в конце слова.), карточки со слогами – СА-4шт, НИ-1шт, МИ-1шт, Ма-1шт, НЯ-1шт

Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Спит спокойно старый слон – Стоя спать умеет он Какой звук слышится чаще других? Отвечает
Организационно-поисковый Давай вспомним песенку насоса Артикуляционная гимнастика Автоматизация звука С в слогах Закончи слово, добавив слог СА. Выделяем звук С голосом. Найди соответствующую картинку. Ли – СА, ко – СА, колба – СА. Почему ты взял именно эту картинку? Догадайся, какое слово получилось.? Ты называй слог СА, а я буду заканчивать слово, добавляя слог СА –ни, СА – ми, СА – мА, СА – ня. Теперь произнеси эти слова. Автоматизация звука С в словах Запомни ряд слов. Назови их в том же порядке. Сад – гусак, сад – садовник – посадил, сад – садовод – посадка – садовый. Отраженно произнеси слоги и слова Ас-асас –квас. Ос-ос-ос-нос. Ус-ус-ус-кактус. Ис-ис-ис-Борис. Заучивание стихотворения Вот со звуком С слова: Ястреб, ласточка, сова, Самокат, совок, лиса, Косы, волосы, оса. Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук» Когда услышишь звук С – хлопни в ладоши: сад, дерево, сани, рак, лимон, кран, конфета, сапог, лопата, белка, бусы, коньки, ухо, нос. Соотнесение звука С и его символа. Что такое звуки? (мы их говорим и слышим) Что такое буквы? (мы их читаем и пишем) Посмотри, этот символ обозначает звук С – называется буква С. Это очень просто: покачай насос ты Сссссссс. (изображает накачивание насоса, наклоняясь вниз – делает выдох, распрямляясь – делает вдох) Накачай насос ты. Это очень просто. Ссссссс Выполняет Объясняет Называет Произносит Называет Произносит Заучивает Хлопает, ловит звук Называет Запоминает
Рефлексивнокорригирующий Мы сегодня потрудились с тобой, много узнали нового? как можно по другому высказаться? Потрудились на славу, поработали в радость

Ожидаемый результат:

Знать: артикуляцию звука [С]

Иметь: навыки сливания слогов в слова

Уметь: правильно произносить звук [С]

 

Задачи

Образовательные:

1. Уточнение артикуляции звука [З]

2. Учить ребенка правильному произношению звука [З] в словах, предложениях, связной речи

Развивающие:

3. Развивать мышление, психологические процессы

4. Развивать мелкую моторику

5. Развивать связную речь

Воспитательные:

6. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

Оборудование: картинки, изображающие предметы со звуком З в разных позициях (в начале, середине, в конце слова).

Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Отгадай загадку: Прыгает ловко, Грызет морковку Правильно, а какой звук слышится в начале этого слова? Отгадывает Отвечает
Организационно-поисковый Поиграем с тобой в игру «Самолет.» Посмотри-ка в небеса – Самолёт там, как оса Жужжит самолет и машет крыльями. Артикуляционная гимнастика Автоматизация звука З в словах На доске картинки с изображением козы, розы, вазы и таза. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки и назвать их. Игра «Одинмного». Таз – тазы, розарозы, ваза-вазы. Автоматизация звука З в предложениях Закончи предложение, одним словом и попробуй произнести предложение. Пахнет (роза). Пахнут (розы). Идет (коза). Идут (…). Красивая (ваза). Красивые (…). Физминутка Подуем на плечо Подуем на другое Нам солнце горячо Пекло дневной порою Подуем и на грудь мы И грудь свою остудим. Подуем мы на облака И остановимся пока Работа над связной речью. Составление предложений по картинке. Лиза сорвала…. Что сорвала Лиза? Лиза поставила розу в ……. Куда поставила Лиза розу? На лугу паслись……. Кто пасся на лугу? Составление рассказа по картинкам Предлагаем ребенку вспомнить картинки, которые помогали в составлении предложений (роза, коза, ваза), а затем учим составлять рассказ. Задаем наводящие вопросы Кто пасся на лугу? (На лугу паслись козы). Кто забрался в сад? (в сад забралась коза). Играет, называет Произносит голова прямо – вдох, поворот головы -выдох дуют на плечо поднимают голову вверх, а дуют через губы дуют на грудь поднимают голову вверх, и дуют Составляет Составляет
Рефлексивнокорригирующий Прочитать ребенку, получившийся рассказ и предложить придумать ему название. Называет

Ожидаемый результат:

Знать: артикуляцию звука [З]

Иметь: навыки правильного произношения звука [З] в словах, предложениях, связной речи

Уметь: правильно произносить звук [З]

Предисловие

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Внедрение инноваций - обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного возраста служит залогом успешной учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Однако изучение характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Дети, недостатки речи, которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

В недавнем прошлом при анализе состояния логопедической помощи детям дошкольного возраста в качестве основных негативных моментов отмечались отсутствие квалифицированных специалистов – логопедов и недостаточное количество ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи. В настоящее время с расширением возможностей ВУЗов в подготовке специалистов в области логопедии ситуация кардинально меняется. В то же время, определенные организационно – методические проблемы продолжают существовать.

До настоящего времени логопеды-практики испытывают значительные трудности в организации логопедической работы. Это объясняется тем, что на сегодняшний день отсутствуют легитимные источники, а рекомендуемые расположены в разных научно – методических разработках

Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида

В последнее время возросло количество дошкольных логопунктов при ДОУ общеразвивающего вида (массовый д/с). При их создании пользуются инструктивным письмом «Правила о порядке организации деятельности логопедического пункта общеобразовательного учреждения» - приложение 3 к приказу Министра образования и науки РК от 3 сентября 2004 года.. Формулировка названия письма дает возможность полагать, что оно относится и к деятельности логопеда общеразвивающего ДОУ, так как детские сады являются тоже образовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему. К сожалению, этот документ не учитывает специфику дошкольных учреждений. Дошкольные логопеды в сравнении со школьными не имеют правовой поддержки.

Также специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида отличается от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи (речевые и комбинированные д/с).

1. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения.

Логопед в ДОУ общеразвивающего вида набирает детей в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20 – 25 человек.

2. В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий.

Логопед в ДОУ общеразвивающего вида одновременно занимается с детьми, имеющими различные речевые заключения (ФФН, ОНР, НВНР, дислалия, СФД, логоневроз)

3. Для логопеда ДОУ общеразвивающего вида основной целью является – исправление дефекта речи.

В логопедической группе основными целями пребывания ребенка является - исправление дефекта речи, развитие всех компонентов речи, интеллектуальное развитие.

При работе логопеда в логопедической группе осуществляется взаимосвязь со специалистами ДОУ, что позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы.

Логопед в ДОУ общеразвивающего вида осуществляет взаимосвязь лишь с воспитателем.

4. Основная организационная форма коррекционной работы логопеда ДОУ общеразвивающего вида - индивидуальные занятия; но если есть дети одного возраста, с идентичным речевым заключением, то эти дети объединяются в подгруппы (от 3 до 6 человек) и с ними проводятся подгрупповые занятия. Основная организационная форма коррекционной работы в логопедической группе – фронтальные занятия.

Все вышесказанное накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

Поделимся опытом такой работы.

Для успешной постановки звуков в группе ребенок должен хорошо владеть артикуляционной гимнастикой - артикуляторной базой звуков. Поэтому первую неделю мы занимаемся артикуляционной гимнастикой (изучаем основной комплекс), во вторую неделю добавляем игры и упражнения фонетической ритмикой, развивая просодическую сторону речи: темп, ритм, силу голоса, интонационность, его тембральную окраску. Активно используем пальчиковую гимнастику и логоритмику.

Далее каждое занятие включает помимо артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, пальчиковой гимнастики упражнения для вызывания звуков, а затем его автоматизации. Конечно, материал, который используется на занятии, зависит от этапа автоматизации звука. Вначале выполняем больше упражнений на изолированное произнесение звука и произнесение слогов, в середине больше игр со словами и предложениями. На заключительном этапе автоматизации звука больше работаем с текстом: пересказ, придумывание окончания рассказа, работаем с восстановленным текстом.

Групповая постановка звуков требует большей концентрации внимания логопеда. Он должен слышать и контролировать каждого, зато дети с первых занятий привыкают следить за своей речью и речью товарищей. Это сокращает время автоматизации звука, большее количество детей успевают посетить занятия логопеда. Когда ребенок на занятии не один, все обучение можно проводить в виде игры, а нескучные занятия меньше утомляют и дают больший коррекционный эффект. Обязательным условием является - все дети находятся на одном этапе автоматизации.

Очень много вопросов возникает у начинающих логопедов относительно перечня документации, планирования коррекционной работы, предлагаем вам примерный перечень документации, примерные календарные и перспективные планы работы с детьми, имеющими речевое заключение ОНР, ФФН, также примерные образцы речевых карт, речевых карточек, индивидуальные планы по коррекционной работе с детьми, имеющими речевое заключение дислалия, СФД. Перечень документации назван примерным, т.к. нет единого требования и каждый практикующий логопед может внести изменения, с использованием научно - методической литературы, с учетом структуры речевого дефекта, возраста ребенка и этапа коррекционной работы.

Организация обследования

 

В первые две недели учебного года (с 1-15 сентября) проводится специальное логопедическое обследование. Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормами, с уровнем психического развития.

Результаты обследования заносятся в журнал обследования, на детей с нарушениями речи заводятся индивидуальные речевые карты, с вложенными: дневником динамики, речевыми карточками (заполняют родители), индивидуальным планом коррекционной работы. Исключение составляют дети - дислалики, с нарушением произношения одного звука. Дети с нарушением речи заносятся в «Список детей состоящих на учете у логопеда». Составляется список детей, зачисленных на занятия. Заполняется речевой экран, где отражается нарушение звукопроизношения, динамика коррекционной работы.

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи дошкольников, производится в течение всего учебного года. На место выведенного ребенка с нормальной речью зачисляется ребенок из списка зарегистрированных детей с нарушениями речи.

В период с 15-30 мая проводится повторное логопедическое обследование, с целью выявления изменения звукопроизношения детей, составление годового отчета, динамики коррекционной работы.

Перечень документации

1. Паспорт логопедического кабинета

2. Речевой экран

3. Речевые карты с вложенными:

а) перспективным планом работы на каждого ребенка

б) дневник динамики (заполняется 1 раз в месяц - отражается динамика)

4. Речевая карточка (сбор анамнеза – заполняют родители)

5. Журнал посещения занятий

6. План индивидуальной работы с детьми с нарушением звукопроизношения

7. Календарный план коррекционной работы с детьми с ФФН старшая группа, ФФН подготовительная группа, ОНР подготовительная группа

8. Перспективный план работы на год с детьми с ФФН старшая группа, ФФН подготовительная группа, ОНР подготовительная группа

9. План работы логопедического кабинета

10. Тетради взаимосвязи с воспитателями (отражаются результаты работы логопеда)

11. Индивидуальные тетради для логопедических занятий

12. Журнал консультаций для педагогов ДОУ

13. Журнал консультаций для родителей

14. Журнал первичного обследования детей

15. Список детей, зачисленных на занятия

16. Отчет о проделанной работе за год

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.