Бытие и становление объединяются в Одно понятийное гнездо. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Бытие и становление объединяются в Одно понятийное гнездо.

2017-10-01 212
Бытие и становление объединяются в Одно понятийное гнездо. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ВРЕМЯ СОЗДАЕТ ИЛИ, ИНАЧЕ, ВЫПОЛНЯЕТ КОНСТРУКТИВНУЮ ФУНКЦИЮ.

 

НЕЛИНЕЙНОСТЬ ПРЕДПО­ЛАГАЕТ ОТКАЗ ОТ ОРИЕНТАЦИИ НА ОДНОЗНАЧНОСТЬ И УНИФИЦИРОВАННОСТЬ, ПРИЗНАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ РАЗВЕТВЛЯЮЩЕГОСЯ ПОИСКА И ВАРИАТИВНОГО ЗНА­НИЯ.

 

НЕЛИНЕЙНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ФИЛОСОФИИ НАУКИ ОТРАЖАЕТ РЕАЛЬ­НОСТЬ КАК ПОЛЕ СОСУЩЕСТВУЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

 

К НЕЛИНЕЙНЫМ СИС­ТЕМАМ ОТНОСЯТ ТАКИЕ, СВОЙСТВА КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРОИСХОДЯЩИ­МИ В НИХ ПРОЦЕССАМИ ТАК, ЧТО РЕЗУЛЬТАТ КАЖДОГО ИЗ ВОЗДЕЙСТВИЙ В ПРИСУТСТВИИ ДРУГОГО ОКАЗЫВАЕТСЯ ИНЫМ, ЧЕМ В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ПОС­ЛЕДНЕГО.

 

 

6. Новые задачи постнеклассического этапа научной картины мира. Постнеклассический этап научной картины мира поставил новые задачи.

· Разработка ведущей идеи синергетики о стихийно-спонтан­ном структурогенезе предполагает наличие адекватного категориаль­ного аппарата.

 

· Одной из важных прогностических идей постнекласси­ки является УТВЕРЖДЕНИЕ О НАРУШЕНИИ ПРИНЦИПА КОГЕРЕНТНОСТИ И ВОЗНИКНОВЕНИИ СИТУАЦИИ, КОГДА МАЛЫМ, ЛОКАЛЬНЫМ, ВТОРОСТЕПЕННЫМ ПРИЧИНАМ СООТВЕТСТВУЮТ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПО РАЗМАХУ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЕМКОСТИ СЛЕДСТВИЯ.

 

ЭТО ДЕЛАЕТ БУДУЩЕЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕОПРЕДЕЛЕН­НЫМ И ОТКРЫТЫМ ДЛЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ.

 

В перспективе эволюциони­рования таких систем допустимы многочисленные комбинации пос­ледующего развития, а в критических точках направленных измене­ний возможен ЭФФЕКТ ОТВЕТВЛЕНИЙ.

 

НАИБОЛЕЕ ПРИГОДНОЙ ДЛЯ ОПИСА­НИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДОБНЫХ СИСТЕМ ОКАЗЫВАЕТСЯ ДРЕВОВИДНАЯ ВЕТВЯЩАЯСЯ ГРАФИКА.

 

Это ведет:

· к устранению из современной постнеклассической картины мира ориентации на линейную однозначность,

· выявляется онтологический статус неопределенности как атрибутивной характе­ристики бытия.

 

7. Постаналитический способ мышления как важная особенность постнеклассической стадии эволюции научной картины мира. Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции на­учной картины мира является применение постаналитического спо­соба мышления, сочленяющего сразу три сферы анализа:

 

· историчес­кий,

· критико-рефлексивный и

· теоретический.

 

ПОСТАНАЛИТИЗМ КАК БЫ ЗАГЛЯДЫВАЕТ ЗА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТ, ВИДИТ ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ СО­ВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ВЫРАЖАЕТ ПРЕТЕНЗИЮ НА НЕКИЙ СИНТЕЗ ДИСЦИПЛИНАРНОГО И ГУМАНИТАРНОГО СЛОВАРЕЙ, НА УКОРЕНЕНИЕ ЭПИСТЕ­МОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ.

 

ОН ПРЕДПОЛАГАЕТ УЧЕТ ВЗАИМООТНОШЕ­НИЙ НАУЧНЫХ И ВНЕНАУЧНЫХ ФАКТОРОВ.

Научная картина мира с учетом стадий ее эволюционирования составляет основу современного рацио­нального мировоззрения.

 

 

 

 

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

ТЕМЫ И ПЛАНЫ

 

 

39. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СТРУКТУРА НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ»

ПЛАН

1. Научное познание как целостная развивающаяся система.

2. Научное познание с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта (Четыре компонента).

3. Наука как целое→частные науки→научные дисциплины.

4. Классификация наук - по предмету и методам познания.

5. Три основных элемента структуры научного познания в плане критерия «основания науки».

6. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

7. Различие оппозиций «чувственное-рациональное» и «эмпирическое- теоретическое».

40. ЭМПИРИЗМ И СХОЛАСТИЧЕСКОЕ

ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ

 

ПЛАН

1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование как две крайние позиции.

2. Что такое эмпиризм?

3. Что такое схоластическое теоретизирование?

4. Схоластика как основание схоластического теоретизирования.

5. Социально-гуманитарное познание и схоластическое теоретизирование.

 

 

41. ОСОБЕННОСТИ И УРОВНИ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

ПЛАН

Подчиненное значение рационального на эмпирическом уровне научного познания.

2. Характерные признаки эмпирического познания.

Непосредственная направленность эмпирического исследования на объект.

Что такое «факт»?

5. Фактуализм и теоретизм.

Разрешение парадокса теоретической нагруженности факта.

Двоякая роль фактов в научном познании.

Как следует относиться к фактам в науке?

9. Эмпирический опыт и теория.

Из чего состоят «концептуальные каркасы действительности»?

Четыре уровня эмпирического знания.

 

 

42. СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

ПЛАН

1. Подчиненный характер чувственного познания на теоретическом уровне.

2. Что есть теоретическое познание?

3. Как осуществляется рациональная обработка эмпирических данных?

4. Какова важнейшая задача теоретического познания?

5. Какие познавательные приемы и средства используются при решении этой задачи?

6. О чем свидетельствует присутствие в познании идеализации?

7. Внутринаучная рефлексия как характерная черта теоретического познания?

8. Мышление как наиболее полное выражение рационального познания.

 

 

43. МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ УРОВНИ

ПЛАН

1. Социальный (общественный) характер мышления.

2. Два основных уровня мышления.

3. Главная задача разума.

4. Диалектика как «логика разума»?

5. Что включает в себя процесс развития мышления?

6. Формы мышления.

 

 

44. ПРОБЛЕМА КАК ФОРМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

 

ПЛАН

1. Что есть проблема?

2. Предпосылка успешного решения проблемы.

3. Что по В. Гейзенбергу необходимо для постановки и решения научных проблем?

4. Почему К.Поппер полагает, что наука начинается с проблемы?

5. Два основных условия успешного решения научной проблемы(по К.Попперу).

6. Ненаучные (псевдонаучные) проблемы.

7. Теоретические и практические проблемы.

8. Роль проблем в развитии научного знания.

 

45. ОСОБЕННОСТИ ГИПОТЕЗЫ КАК ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ПЛАН

1. Что есть гипотеза?

2. Что происходит с гипотезами в ходе доказательства?

3. Два значения термина «гипотеза».

4. Виды гипотез.

5. Подуровни теоретического уровня научного познания.

 

46. ТЕОРИЯ, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

ПЛАН

1. Что такое теория?

2. А.Эйнштейн о критериях, которым должна отвечать научная теория.

3. Два основных требования, которым по Попперу должна удовлетворять научная теория.

4. Теория как система: ее структура.

5. Что такое идеализированный объект («идеальный тип»)?

6. Как формулируются теоретические законы?

7. Основные функции теории.

8. К. Поппер о выборе теории («критерий отно­сительной приемлемости»).

47. ВИДЫ (ТИПЫ) ТЕОРИЙ

 

ПЛАН

1. Многообразие видов (типов) теорий по основанию многообразия типов идеализированных объектов.

2. Специфика математических теорий.

3. Теории опытных (эмпирических) наук.

4. Точность предсказаний как основание классификации теорий.

5. Основные особенности любой научной теории.

6. Как рассматривается теория в современной философии науки?

48. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИЙ В

СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

ПЛАН

1. Методологический урок, преподнесенный науке квантовой физикой.

2. Идеализированный объект и программа исследования.

3. Что такое теоретические законы?

4. «Физическая реальность» А.Эйнштейна.

 

 

49. НАУЧНЫЙ ЗАКОН

 

ПЛАН

1. Что такое закон?

2. С чем соотносится инвариантность закона?

3. В чем состоит ключевая задача научного исследования?

4. Из каких двух посылок должен исходить ученый при решении данной (см.п.3)задачи?

5. Почему мышление людей и объективный мир должны согласовываться друг с другом?

6. Как осуществляется познание законов?

7. На каком уровне научного познания постигаются законы?

8. Механизм открытия новых законов по Р.Фейнману.

9. Объяснительная функция закона.

10. «Эластичность» законов.

11. Роль условий осуществления закона.

12. Предсказательная функция закона.

13. Способность человека влиять на механизм реализации закона.

14. Два обстоятельства, которые нельзя упустить, «работая» с законами.

15. Классификации научных законов.

 

50. ОСНОВАНИЯ НАУКИ, ИДЕАЛЫ И

НОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ПЛАН

1. Наука как целостная развивающаяся система, как специфическая форма деятельности, как совокупность дисциплинарных знаний и как социальный институт.

2. Что относят к основаниям науки?

3. Картина мира как фундаментальное основание науки.

4. Как в настоящее время различают науки?

5. Какие основания науки выделяют?

6. Кумулятивная модель научного прогресса.

7. Антикумулятивная модель прогресса науки (тезис о несоизмеримости теорий).

8. Позиция теоретического и методологического плюрализма.

9. Система идеалов и норм.

10. Двоякая детерминация идеалов и норм.

11. Различие между идеалами и нормами.

12. Как идеалы и нормы влияют на исследовательский процесс? Функции систематизации и интеграции оснований науки.

13. Идеалы и нормы науки: их роль регулятивных принципов.

 

 

51. ПОПЫТКИ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОСНОВАНИЯ НАУКИ

ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ

ИНИЦИАТИВУ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ

ПРОГРАММУ И ТЕМАТИКУ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

ПЛАН

1. Концепция личностного знания М. Полани.

2. Основные тезисы концепции М. Полани.

3. Какова, по Полани, роль веры в познавательном процессе?

4. Мастерство познания и язык. Неявное знание.

5. «Идеалы естественного порядка» Ст. Тулмина.

6. Идея «интеллектуальной инициативы» как норма науки, по Ст. Тулмину.

7. Ст. Тулмин о механизме эволюции «концеп­туальных популяций».

8. Роль лидеров и авторитетов в развитии науки, по Ст. Тулмину.

9. Научно-исследовательская программа (И.Лакатос) как основание науки.

10. Структура исследовательской программы.

11. Две стадии в развитии исследовательских программ.

12. «Тематический анализ науки» Джеральда Холтона.

13. Понятие «тематической оппозиции» Дж.Холтона.

14. Тема и индивидуальные предпочтения и личные оценки ученого.

 

52. ВКЛЮЧЕНИЕ ТОМАСОМ КУНОМ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В

СОСТАВ

ОСНОВАНИЙ НАУКИ

 

ПЛАН

1. Модель постановки и решения научных проблем Т. Куна.

2. Деятельность научного сообщества как элемент оснований науки.

3. Почему научное сообщество можно назвать «гранулированной средой»?

4. Почему связь между членами разных научных сообществ затруднена?

5. Как представляет развитие науки куновская модель?

6. Что Т.Кун понимает под словом «парадигма»?

7. Трансформация Т.Куном понятия «парадигма» в понятие «дисциплинарная матрица».

8. Соотнесение понятий «парадигма» и «научная теория».

9. О чем свидетельствует формирование научной парадигмы?

10. «Нормальная наука» и «научная революция».

11. Чем характеризуется допарадигмальный период развития науки?

53. РОЛЬ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В

МИРОВОЗЗРЕНИИ СОВРЕМЕННИКА

 

ПЛАН

 

1. Научная картина мира как ядро научного мировоззрения.

2. Что такое мировоззрение?

3. Понятие «мир в целом».

4. Типы мировоззрения.

5. Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения.

6. Мировоззрение и практическая жизнедеятельность людей.

7. Интегративная и нормативная функции научной картины мира.

8. Главная задача научной картины мира.

 

54. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ПЛАН

1. Научная картина мира как система особых научных обобщений.

2. Какие элементы входят в структуру научной картины мира?

3. Столкновение картины мира с контрпримерами.

4. Что такое «иммунитет» научной картины мира?

5. Парадигмальная функция научной картины мира.

6. Научная картина мира и научная революция.

7. На что указывает парадигмальный характер научной картины мира?

8. Историчность научной картины миры.

 

55. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО

СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

 

ПЛАН


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.