Методика «семейные ценности» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методика «семейные ценности»

2017-09-30 1341
Методика «семейные ценности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данный инструментарий предполагает проведение индивидуального анкетирования взрослых членов семьи, а также детей подросткового и юношеского возраста. Пять групп (1 — 5) показателей семейных ценностей предназначены для всех членов семьи, а показатели группы 6 — только для супругов.

Сравнение результатов индивидуального анкети­рования позволяет выявить сходство семейных цен­ностей в изучаемой семье или среди отдельных ее членов. Кроме того, данный инструментарий помогает определить уровни сходства семейных ценностей в каждой из обозначенных основных функций жизне­деятельности семьи. Анкета дает возможность полу­чить данные о полярных оценках реально существу­ющих ценностях в исследуемой семье, а также срав­нить желанные и реально существующие семейные ценности [57, 21-30].

Анкета «Семейные ценности»

Уважаемый товарищ, Вашему вниманию представ­ляется перечень семейных ценностей, соответствую­щих основным функциям жизнедеятельности семьи. Определите, пожалуйста, в каждой группе отдельно ранг желанных лично для Вас семейных ценностей и ранг реально существующих в Вашей семье.

 

№ п/п Семейные ценности в основных функциях жизнедеятельности семьи Ранг семейных ценностей
        Желанных Реальных
  Воспитательная функция семьи (ВФ)    
  1. Личный пример — основа коррекции поведения 2. Диктат —... 3. Опека —... 4. Невмешательство —... 5. Сотрудничество —...    
    Другие    
  Функции хозяйственно-бытовых отношений (ХБФ)    
  1.Семейные обеды (ужины) 2. Благоустройство жилья 3. Бережное отношение к одежде, обуви 4. Новая покупка 5. Забота о близких    
  Другие    
  Функция социального контроля (ФСК)      
  1. Ответственность за свои поступки, дела 2.Взаимный контроль 3. Аккуратность и пунктуальность 4. Самоконтроль и самооценка 5.Подчинение мнению большинства      
  Другие      
  Функция интеллектуального общения (ФИО)      
  1. Интерес к собеседнику 2. Уважение мнения другого 3. Компромисс 4. Информативность общения 5. Стремление понять другого      
  Другие      
  Функция психологической разрядки (ФПР)      
  1. Чувство юмора 2. Психологическая поддержка 3.Эмоциональная удовлетворительность 4. Совместный семейный отдых 5. Любовь к животным      
  Другие      
  Сексуально-эротическая функция (Функция деторождения) (СЭФ)      
  1.Эмоциональная уравновешенность 2. Равная любовь 3. Привлекательность 4. Дети, любовь к ним 5. Супружеская верность      
  Другие      
             

 

Анализ результатов исследования

Анализ результатов методики «Кинестетический рисунок семьи»

В ходе исследования были установлены следующие тенденции изображения ребенком своей семьи:

> Исключение в процессе рисования отдельных чле­нов семьи, что отражает не включены ость данных лиц в совместную жизнедеятельность с ребенком.

> Лица, входящие в состав семьи, как правило, не объединены совместной деятельностью, далеко от­стоят друг от друга. Это подчеркивает отсутствие тесной близости между членами семьи.

> В редких случаях в выражении лиц, изображен­ных на рисунке ребенка, преобладают положи­тельные эмоции. Обычно вместо улыбок — тонкие складки или выгнутые дуги, опущенные концами вниз. Подобная закономерность позволяет судить о превалировании негативного эмоционального самочувствия ребенка в кругу семьи.

> Наличие сильной штриховки, маленькие размеры, отсутствие ярких цветовых оттенков, свидетель­ствуют о неблагоприятном физическом состоянии многих детей во время рисования.

В процессе беседы с детьми после выполнения рисунка выявились исключительно позитивные чув­ства к членам семьи. В ответах на предложенные ис­следователем вопросы были определены предпочте­ния детей в общении с родителями, братьями и сес­трами, дедушками и бабушками: стремление к под­чинению собственных интересов потребностям дру­гих членов семьи; представления о своей семье как о дружной, сплоченной группе.

> Обнаруженное противоречие между идеальным представлением детей о своей семье и реальной кар­тиной внутрисемейных отношений, выявленное в ходе исследования, позволяет сделать вывод о том, что семья ребенка с отклонениями в развитии остро нуждается в психолого-педагогической помощи.

> Как правило, такие дети воспитываются в семь­ях, имеющих неблагополучные социальные и психолого-псдагогические условия (эмоциональ­но-конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания де­тей, жестокое обращение с детьми и т. д.). Обычно воспитанием аномального ребенка занимается одна мать, отец покинул семью после рождения ребенка с интеллектуальным недоразвитием или отстранился от его воспитания, считая достаточ­ной заботой материальную поддержку семьи. Близким окружением ребенка с особыми нужда­ми являются его братья и сестры, оказывающие ре­бенку помощь и поддержку. Среди сверстников, не имеющих интеллектуальных нарушений, у аномально­го ребенка почти нет друзей, крут его общения огра­ничивается близкими родственниками и одноклассни­ками, обучающимися с ним в коррекционно-образовательном учреждении VIII вида.

Особенностями самого ребенка с отклонениями в развитии можно назвать такие, как повышенная конф­ликтность, агрессивность, стремление к доминированию. Поэтому актуальность создания комплексной меж­ведомственной службы, включающей в себя меры по организации психолого-педагогической помощи семь­ям, имеющим детей с отклонениями в развитии, не вызывает никаких сомнений.

Анализ результатов методики Рене Жиля В ходе исследования было установлено, что воспри­ятие ребенком с отклонениями в развитии внутрисе­мейных отношений характеризуется следующими особенностями:

> В отношениях с родителями более близкую при­вязанность дети проявляют к матери. В предло­женных заданиях упоминания об отце встречают­ся редко или вообще не фигурируют.

> Восприятие ребенком отца и матери как роди­тельской четы крайне неопределенно.

Использование «Социального паспорта» в каче­стве методики, диагностирующей состояние внутри­семейных отношений и социальный статус семьи, вос­питывающей ребенка с проблемами в развитии, по­зволило выделить ряд аспектов в характеристике се­мьи:

1. Среди семей, имеющих аномальных детей, часто встречаются многодетные семьи. Этот факт подтверждают данные результатов обследования, вы­явившего 5 многодетных семей из общего числа ис­следуемых семей.

2. Уровень жилищно-бытовых условий семей, име­ющих детей с отклонениями в развитии, характе­ризуется следующей ситуацией: из 10 семей 5 проживают в помещениях, требующих ремонта; размеры жилой площади квартир не соответству­ют количеству проживающих в ней людей.

3. Материальное состояние семей с аномальным ре­бенком в 4-х случаях оказалось в пределах нормы; 6 семей имеют низкие доходы, 2 находятся за чер­той бедности.

4. Социальное окружение семей данной категории лишь в 3-х случаях оценивается как положитель­ное, у 7 семей обнаруживается аморально-марги­нальное окружение.

5. Государственные структуры, с которыми контак­тируют члены семей, ограничены, в основном, кругом образовательных учреждений, в которых обучаются дети, и органами собеса.

6. В качестве травмирующего фактора для развития и жизни ребенка с особыми нуждами в семье ча­сто выступает раздельное проживание родителей после развода (в 5 семьях), алкоголизм одного из членов семьи (в 4 семьях), а иногда и совокупность нескольких факторов (например, алкоголизм ма­тери и проживание с отчимом).

7. При анализе психологической характеристики семьи только в 4-х семьях с детьми, имеющими от­клонения в развитии, обнаруживается благопри­ятный внутрисемейный климат, в 6 остальных присутствуют неровные, конфликтные отношения между членами семьи.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что актуальными потребности семьи, имеющей ре­бенка с отклонениями в развитии, являются следующие:

— улучшение материальной базы семей, воспитыва­ющих ребенка с особыми нуждами;

— приведение жилищно-бытовых условий данных семей к уровню, необходимому для нормального развития и жизнедеятельности детей с отклоне­ниями в развитии; стабилизация социального окружения семьи ано­мального ребенка за счет лекционно-просветителъской работы с детьми и родителями;

— расширение сферы контактов членов семей с раз­ного рода учреждениями, способными оказать по­сильную помощь данным семьям (служба ранней педагогической помощи, служба семейного пат­ронажа, служба социально-правовых консульта­ций и др.);

— коррекция родительско-детских отношений для создания комфортного психологического клима­та в семье с аномальным ребенком. Реализация выявленных социальных запросов со

стороны семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, возможна при условии создания комплекс­ной межведомственной службы, которая бы обеспе­чивала государственно-общественную помощь таким семьям.

Анализ результатов методики

«Матрица определения комплексного социального благополучия семьи как института воспитания»

По результатам проведенного исследования (было изучено 10 семей учащихся школы-интерната № 12) к первой группе семей были отнесены 7 семей (2 из них характеризуются очень высокой степенью риска); ко второй группе — 3 семьи; благополучных семей в дан­ной выборке не оказалось.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство семей учащихся коррекционно-образо-вательных учреждений VIII типа характеризуются низким показателем уровня социального благополу­чия семьи как института воспитания. Подобная ситу­ация подчеркивает необходимость создания социаль­но-педагогической системы комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии.

Анализ результатов методики «Семейные ценности»

В результате проведенного исследования была выявлена очень низкая степень совпадения семейных ценностей между членами семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.

При анализе уровня сходства семейных ценностей в основных функциях жизнедеятельности семьи обна­ружились некоторые закономерности:

> В характеристике воспитательной функции семьи наиболее часто выбираемой стратегией поведения родителей по отношению к своим детям являлся диктат. В редких случаях основой коррекции по­ведения детей родители избирали сотрудничество или личный пример. Высказывания детей подтвер­ждали предпочтения родителей.

> В плане хозяйственно-бытовых отношений от­мечалось стремление родителей к привлечению детей к выполнению поручений, связанных с жизнью в семье. Детьми возлагаемые на них обязанности воспринимались не как способ помочь родителям и обеспечить здоровые условия семей­ного быта, а как вынужденная необходимость.

> Функция социального контроля проявлялась в вы­боре желанным вариантом поведения членов се­мьи подчинение мнению большинства, а также от­ветственность каждого за свои поступки, дела. Такой взгляд на социальный контроль характерен для родителей. Дети же склонны к переложению ответственности за свои поступки целиком на ро­дителей при сохранении свободы в принятии ре­шений.

> При анализе функции интеллектуального общения обнаружилось желание членов семьи прийти к ком­промиссу в решении спорных вопросов. При этом необходимым условием общения считалось уваже­ние мнения другого и интерес к собеседнику. Такого мнения придерживались взрослые члены семьи. Среди детей отмечалось настаивание на своем мнении без стремления понять собеседника.

> Функция психологической разрядки проявлялась в организации совместного отдыха, ухода за жи­вотными, что, по мнению родителей, позволяло сглаживать конфликтные ситуации, неизбежно воз­никающие в семье. Со стороны детей выявилась по­требность в психологической поддержке родителей.

> В сексуально-эротической функции в качестве важ­нейших ценностей супругами назывались следу­ющие: любовь к детям и супружеская верность. В ответах отдельных членов семьи часто совпадал ранг желанных и реально существующих ценностей, что подчеркивало некоторую необъективность испытуемых.

Итак, проведенное исследование показало, что обнаруженное несовпадение семейных ценностей сре­ди отдельных членов говорит о низком уровне психо­логического здоровья семьи аномального ребенка.

Результаты методики «Семейные ценности» сви­детельствуют о необходимости организации психосо­циальной и психолого-педагогической помощи данным семьям.

Комплексный подход в решении указанных направ­лений помощи семьям, имеющим детей с отклонения­ми в развитии, будет обеспечен в случае создания го­сударственно-общественной помощи таким семьям.

Литература

Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь // Дефектология. 1999. № 3. С. 69 - 71.

Аксенова Л.И. Модель комплексного образовательного уч­реждения // Дефектология. 2001. № 4. С. 15 — 23.

Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детой с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 1. С. 3- 10.

Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образо­вании. М.: Академия, 2001. 191с.

Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организа­ции комплексной помощи семьям, имеющим детей с от­клонениями в развитии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 18с.

Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 325 — 329.

Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро В.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностя­ми//Детский практический психолог. 1995. №7. С. 35 — 39.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 199с.

Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формиро­вания личности школьника. М., 1991.120с.

Голубева А.В. Социальная защита детей-инвалидов и их ро­дителей. Владимир, 2001. С. 3.

Гурко Т.А. Особенности развития личности подростов в раз­личных типах семей // СОЦИС. 1996. №3. С. 81.

Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в се­мье». Обнинск: Принтер, 1993.32с.

Дементьева И.Ф. Российская семья: Проблемы воспитания: Руководство для педагогов. М.: Гос, НИИ семьи и воспи­тания, 2000, С. 35 - 37.

Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. 1998. №4. С. 28 — 39.

Зайцев Д.В, Социологический анализ современной семьи Рос­сии //Дефектология. 2001. № 6. С. 3 - 10.

Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их развития и обучения с древних времен до середины XX века. М.; НПО «Образование», 1995. 400 с.

Зимняя И.А. Социальный работник: проблема формирования новой профессии в плане подготовки специалистов // Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992. С. 27-31.

Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среде здоровых сверстников как метод социальной адаптации //Дефекто­логия. 1997. №6. С. 21 -25.

История социальной работы в России. М.: Владос, 1999. 247 с.

Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические основы органи­зации социальной работы в семьях детей-инвалидов // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992. С. 15-27.

Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограни­ченными возможностями // Мир психологии. 2001. № 2. С. 243-253.

Князев ЕЛ. Педагогика и психология социальной деприва-ции // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 5-12.

Кожаном Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. 2000. № 7. С. 33.

Концепция развития социальной службы в РФ. М„ 1993. С. 59 — 62.

ЛовцоваН.И. Три понятия системной теории семьи по Дэвиду Олсону // Семья. Дети. Общество. Анализ отношений и образовательных программ. Саратов, 1994. С. 12 — 21.

Ляшенко А.И. Состояние и перспективы становления государ­ственной службы социальной помощи семье в России // Социальная работа и проблемы подготовки кадров. М., 1992. С. 15-16.

Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок.: Дис. канд. пед. наук. М., 1976.187с.

Молдер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида //Дефекто­логия. 1995. №5. С. 12-15. Мамайчук И.И., Киреева П.А. Психолого-педагогическая по­мощь семье. Л., 1986.176с.

Мастюкова Е.М. Московшш А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. 160с.

Мигелева П.В. Содержание и методы работы социального педагога // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационнойработы. 2001. №3. С. 18 — 31.

Мишина ГЛ. Формы организации коррекционно-педагоги-ческой работы специалиста-дефектоло га с семьей, вос­питывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития//Дефектология. 2001. № 1. С. 60-64.

Мотина О.А. Становление образования детей с отклонения­ми в развитии в России конца XIX — первой трети XX в.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2002. 21 с.

Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образова­ния, организации социального опыта и индивидуальной помощи //Новые ценности. М., 1995. № 3. С. 56.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 117с.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.191 с.

Никитина А.П. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. 2000. №9. С. 13-15.

Никитина А.П. Технологии социально-педагогической рабо­ты: краткий анализ // Воспитание школьников. 2000. № 10. С. 14-15.

Никитина Л.Я. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников. 2000. № 7. С. 20-21.

Овчарова Р.В., Жданов А.Ю. Работа школьного психолога с семьей. Архангельск, 1997. 78 с.

Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальных работников с семьей и детьми РФ // Теорети­ческая и практическая деятельность социальных работников и их подготовка в системе высших школ. М., 1992.137с.

Проблемы инвалидов и их решение на региональном уровне и уровне местного самоуправления // ВООО ВОЙ. Влади­мир, 2002. 89 с.

Прикладная социальная психология. М., Воронеж, 1998. 688с.

Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: Владос, 2001. Т. 2, С. 153 - 169.

Реан АА., Коломинский Б.В. Социальная педагогическая пси­хология: Учебное пособие. СПБ: Питер, 1999. 416с.

Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. М., 992. 214 с.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бода-лева, В.В. Столика. М., 1989. 208 с.

Словарь-справочник по отечественной социальной педагоги­ке / Под ред. С.А. Завражина. Владимир, 2000. 254 с.

Смирнова Е.А. Семья нетипичного ребенка. Саратов, 1996. С. 55.

Сноу Д.-Д. Семейная терапия как метод социальной работы. В кн.: Теория и практика социальной работы: отечествен­ный и зарубежный опыт: В 2т. Т. 1. М., 1993. 324с.

Танюхтш Э.И. Комплексная реабилитация детей с основны­ми инвалидизирующими заболеваниями в условиях цент­ра реабилитации // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. 1996. № 4. С. 45 — 53.

Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 1994. 339с.

Теория социальной работы.: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Хо-лостовой. М.: Юристъ, 2001. 334с.

Гингей-Михаалис К. Дети с недостатками развития; Книга в помощь родителям. М.: Пед., 1988. 232 с.

Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педаго­гической помощи семье, воспитывающей ребенка с откло­нениями в развитии//Дефектология. 1999. №3. С. 30 — 36.

Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. № 4. С. 3-9.

Торохтий В.С. Общая характеристика методики оценки психологического здоровья семьи // Вестник психосо­циальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. №4. С. 21-30.

Философские проблемы теории адаптации/Под ред. В.В. Царе-городцева. М., 1975. С. 232.

Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.-Воронеж, 1997.192с.

Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Вла­дос, 1997.247с.

Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. В кн.: Теория и прак­тика социальной работы: проблемы, прогнозы, техноло­гии. М., 1992. С. 72-86.

Шуржунов Е.В. Опыты работы социально-реабилитационного центра г. Балахны Нижегородской области по социально­му патронажу семей //Вестник психосоциальной и коррек­ционно-реабилитационной работы. 2002. № 1. С. 51 — 64.

Эйдемиллер Э.Г. Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990. С. 108-109.

Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ-РАН, 1995. С. 315. Юртсшкин В.В., Комарова О.Г. Семья ребенка с «особыми нуждами». Школьное здоровье; 1996. Т. 3.

Лрская-Смирнова Е.Р, Социокультурный анализ нетипично­сти. Саратов, 1997. 95 с.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте состояние типичной российской семьи, воспитывающей аномального ребенка.

2. Каковы функции семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

3. Чем отличаются зарубежные и отечественные модели помощи семьям, воспитывающим аномаль­ных детей?

4. Раскройте основные направления по реализации социально-педагогической помощи семьям, имею­щим детей с отклонениями в развитии.

5. Проведите исследование личностных особенностей матерей (отцов), воспитывающих умственно отста­лых детей.

Темы для докладов и рефератов

1. Типы семей, воспитывающих аномальных детей.

2. Детс ко-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих умственно отсталых детей.

3. Стратегии защитного поведения родителей детей-инвалидов.

4. Социальная адаптация родителей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии.

5. Страхи и фобии родителей, воспитывающих ум­ственно отсталого ребенка.

6. Типы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих здорового и аномального ребенка.

7. Содержание и формы оказания помощи семьям, имеющим детей с особыми потребностями.

8. Организация комплексной социально-педагоги­ческой работы с семьями, имеющими детей с от­клонениями в развитии.

9. Особенности личности матерей (отцов), воспиты­вающих детей с умственной отсталостью.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.