Концепция Н.Я. Данилевского. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Концепция Н.Я. Данилевского.

2017-09-30 337
Концепция Н.Я. Данилевского. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) русский публицист и социолог, в сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций).

 

Ее суть сводится к следующему:

во-первых, вся история человечества состоит из конкретных типов социально-исторических образований, которые отличаются своеобразием культуры, понимаемом в самом широком смысле слова. Эти образования есть культурно-исторические типы или цивилизации;

во-вторых, культурно-исторические типы подобно живым организмам проходят стадии зарождения, роста, расцвета, упадка, гибели;

в-третьих, культурно-исторические типы находятся в непрестанной борьбе, как с внешними условиями своего существования, так и друг с другом;

в-четвертых, никакого влияния на существующие и вновь возникающие культурно-исторические типы они не оказывают, поскольку развиваются в основном автономно, проходя предназначенные им стадии от рождения до исчезновения;

в-пятых, культурно-исторические типы (цивилизации) Н.Я. Данилевский располагает в следующем хронологическом порядке:

египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древне-семитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический или аравийский,германо-романский или европейский. К ним он относит так же мексиканскую или перуанскую цивилизацию, которые погибли, не завершив своего развития;

в-шестых, все культурно-исторические типы подчиняются следующим законам:

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, у которого один язык или близкие языки, для того, чтобы сродство ощущалось непосредственно…составляет самобытный культурно-исторический тип.

Закон 2. Чтобы цивилизация могла зародится и развиваться, необходимо, чтобы народы, к ней принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начало цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии со стороны.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия, богатства, когда пользуется независимостью, составляет федерацию, или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу;

в-седьмых, различия в характере народов, составляющих цивилизации, выражаются в особенностях:

а) их психического строя;

б) руководящего или нравственного начала;

в) хода и условий исторического воспитания.

Исходя из этого, рассматривая различия между славянскими и германскими народами Н.Я. Данилевский приходит к выводу, что «не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а нравственное внутреннее сознание, медленно подготовляющееся в его духовном организме, но всецело обхватывающее его, когда настает время для его внешнего практического обнаружения и осуществления».

Поэтому славянский культурно-исторический тип должен стать новым типом, который призван придать органическую целостность развития истории. Из выше изложенного можно заключить, что по утверждению Н.Я. Данилевского:

а) общей культуры, как и общечеловеческой цивилизации, не существует и не может существовать;

б) никакой культурно-исторической преемственности между цивилизациями существовать не может, хотя определенное влияние друг на друга они оказать могут;

в) у прогресса, как непрерывного движения человечества, заранее установленной цели нет. Можно говорить о прогрессе, по его мнению, не в движении в одном направлении, а в реализации возможности развития в разных направлениях.

Идеи Данилевского во многом предвосхитили концепцию цивилизации, выдвинутую позже О. Шпенглером.

Концепция О.Шпенглера.

Освальд Шпенглер (1880-1936) немецкий философ, историк, развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов», выражающих коллективную душу народа и проходящих определений жизненный цикл.

Главный труд «Закат Европы».

Суть учения сводится к следующему:

во-первых, никакой единой истории человечества нет, а линейность в понимании исторического процесса не выдерживает критики; есть целый ряд замкнутых в себе культур;

во-вторых, каждая культура возникает, развивается, стареет и умирает. Преемственности между ними никакой нет;

в-третьих, каждая культура – это живой организм, имеющий свой срок жизни – примерно тысячу лет; в человеческой истории существовало восемь культур: 1)египетская, 2)индийская, 3)вавилонская, 4)китайская, 5)греко-римская (аполлоническая), 6)византийско-арабская (магическая), 7)западно-европейская (фаустовская), 8)культура майя в Америке.

Шпенглер считал, что ожидается рождение девятой – русско-сибирской культуры;

в-четвертых, каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во Вселенной и т.п. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой привязана, наподобие растения;

в-пятых, когда культура реализует все свои возможности, она застывает, начинает отмирать, ее «кровь свертывается» – она становится цивилизацией. Культура – это рожденный почвой организм, а цивилизация – образовавшийся из организма при его застывании механизм.

Основные признаки цивилизации:

1) появление мировых городов, в которых свершаются все духовные решения, распространяющиеся на провинцию (в России - Москва, а все остальное –провинция);

2) появление городской массы; человек большого города – это паразит, абсолютно лишенный традиций, человек фактов, бесплодный, полный глубокого отвращения к крестьянству;

3) дух денег проникает во все сферы жизнедеятельности общества, главной ценностью становится имущественная обеспеченность;

4) каждой цивилизации присущи свои специфические религии (в Индии – буддизм, в Греции – стоицизм, в Европе – социализм);

5) резкое падение рождаемости. В Европе с начала ХХ века наблюдается неуклонное падение репродуктивности. Люди не хотят иметь детей не потому, что они бедны и трудно прокормить ребенка, а потому, что подсознательно всеми владеет усталость, душевный надлом и безотчетный страх перед будущим.

 

Подытоживая, можно сделать следующий вывод: развитие того или иного народа есть, прежде всего, развитие его культуры, которая представляет собой самостоятельный «культурно-исторический тип», непохожий на другие типы и даже чуждые друг другу. Она подобна организму, который зарождается, взрослеет, стареет, умирает. Процесс гибели культуры - есть процесс превращения ее в цивилизацию, которая есть последняя стадия жизни данного народа.

 

Концепция А. Тойнби.

Арнолд Джозефер Тойнби (1889-1975), английский историк и социолог, продолжил идеи О. Шпенглера и создал классический вариант теории локальных цивилизаций, которую изложил в огромной 12-томной работе «Постижение истории».

Ее суть сводится к следующему:

во-первых, Тойнби – религиозный мыслитель, поэтому история у него – это дело рук Бога, который реализует ее через существование человека и человечества;

во-вторых, в основе истории лежит взаимодействие мирового закона (божественного логоса) и человечества, поэтому она однонаправлена и ориентирована на постижение Бога через саморазвитие человека;

в-третьих, центральное понятие концепции – цивилизацияэто замкнутое общество, характеризующееся рядом определяющих признаков:

а) наличием религии, в организованной форме;

б) наличием определенной территории;

в-четвертых, в соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию (западная, 2 православные (византийская и русская), иранская, арабская, индийская, 2 дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, хокатанская, майя и египетская). Причем, семь цивилизаций – живые общества, а остальные четырнадцать – мертвые;

в-пятых, цивилизация развивается, когда внешняя среда не является ни слишком благоприятной, ни слишком неблагоприятной и в обществе имеется творческое меньшинство, которое способно повести за собой других;

в-шестых, каждая цивилизация проходит свой уникальный путь и имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которой складывается вся ее жизнь. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели;

в-седьмых, развитие цивилизации определяется «законом вызова и ответа», когда меньшинство или все общество в целом отвечает на вызов и при этом не просто отвечает, но одновременно порождает другой вызов, требующий, в свою очередь, нового ответа. Все вызовы делятся на:

а) вызовы природной среды;

б) вызовы человеческой среды.

Существует пять типов вызовов:

1) вызов сурового климата;

2) вызов новых земель;

3) вызов неожиданных ударов со стороны внешнего человеческого окружения;

4) вызов постоянного внешнего давления;

5) вызов ущемления, когда общество утратило нечто жизненно важное для себя и пытается выработать что-то новое, возмещающее потерю.

Во всех случаях действует закон: «Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул»;

в-восьмых, развитие цивилизациидело рук творческих личностей или творческих меньшинств, которые организуют действие большинства на соответствующий вызову ответ. Активное меньшинство – это дрожжи в общем котле человечества. Их энергия заряжает массы и дает толчок грандиозным преобразованиям в истории того или иного народа;

в-девятых, гибель цивилизации не является следствием действия внешних сил. Она погибает от собственных рук, когда правящее меньшинство «загнивает», утрачивает творческие силы и энергию, а с ними и способность отвечать на исторический вызов.

Концепция Л.Н. Гумилева.

Лев Николаевич Гумилев (1912-1992), этнолог, географ, историк, философ, автор концепции этногенеза как составной части социогенеза (происхождения отдельных народов, этносов).

Ее суть сводится к следующему:

во-первых, этнос (гр. ethnos - народ) – это сложная система, связанная, с одной стороны, с биосферой, в рамках которой люди осуществляют свою жизнедеятельность, а с другой – с обществом, в котором они вступают в определенные взаимоотношения для реализации своих потребностей;

во-вторых, возникновение этносов связывается с механизмом мутации (этнического толчка) – внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий (природных, географических и биологических факторов), в определенном месте и в определенное время;

в-третьих, в результате «этнического толчка» образуется новый этнос, с присущим ему особым генетическим признаком – пассионарности;

в-четвертых, пассионарность (лат. passio - страсть) – это появление внутри сообщества некоторого количества людей с избыточной энергией, у которых проявляется необоримое стремление к изменению природного или социального окружения, даже наперекор чувству самосохранения. «Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками… они … вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новый этнос…»;

в-пятых, однако, пассионарный заряд энергии вследствие соперничества, междуусобиц, кровопролитий уменьшается «рассеивается» и кристаллизуется в памятниках культуры. Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе «надлома»;

в-шестых, теряя былую пассионарность общество приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей. Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ;

в-седьмых, вследствие утраты пассионарности, ведущее место в обществе занимают люди с пониженной пассионарностью, которые вялы, эгоистичны и стремятся уничтожить любую активность. Общество проедает и пропивает все созданное в героические времена. Наступает фаза обскурации (лат. obscurantis - затемняющий), при которой процессы распада становятся необратимыми;

в-восьмых, затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом. Затем исчезает и память, приходит фаза равновесия с природой, когда люди живут лишь поддерживая налаженное предками хозяйство, предпочитая «великим замыслам обывательский покой».

Время существования этноса примерно 1500 лет.

По мнению Л.Н. Гумилева, возникновение человека (антропогенез) возможно так же связано с пассионарным толчком, а преемственность в истории отсутствует.

Подытоживая, необходимо отметить, что формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории – это осмысление жизни общества по разным логическим основаниям.

1. При формационном подходе история – это объективный, независимый от сознания и воли людей результат их деятельности. При цивилизационном подходе история – это процесс жизнедеятельности людей, наделенных сознанием и волей, ориентированных на определенные ценности, специфические для данного общества.

2. Формационная теория выявляет глубинные, сущностные основания периодизации истории.

Цивилизационная – описывает те формы, в которых история представляется исследователю.

3. Формационный анализ – раскрывает движение человечества от низших (простых) ступеней или форм развития до все более сложных (развитых).

Цивилизационный – исследует уникальные, неповторимые образования (цивилизации), сосуществующие в историческом пространстве и времени.

4. Формационная теория – это, в основном, социально-экономический срез истории. Отправной пункт исследования истории – способ материального производства.

Цивилизационная – отдает предпочтение культурологическому фактору. Исходный пункт исследования – культура (в узком значении слова): традиции, обычаи, обряды, т.е. жизнь сама по себе.

5. При формационном подходе акцент делается на внутренние факторы развития, саморазвитие. Основное внимание уделяется борьбе противоположностей.

При цивилизационном – исследуется преимущественно то, что объединяет людей в данное сообщество.

Следовательно, это две различные системы классификации общественной жизни, которые дополняют друг друга.

 

Вопрос 4. Закономерность развития и проблемы социального предвидения.

Идея существования особых законов, которым подчиняется историческое развитие начала складываться только в Новое время. Возникло понимание, что исторический процесс, протекая во времени и пространстве, осуществляется:

а) во времени – различными этапами исторического развития, эпохами, формациями, событиями (войны, революции);

б) в пространстве – народностями, национальными территориями, государствами.

Социальное пространство и социальное время – это объективные формы исторического процесса. В настоящее время активно формируется единое мировое пространство, единая мировая история. Таким образом, историяреальная общественная жизнь людей проявляется в конкретных взаимосвязанных событиях, фактах, процессах. Но существует ли между ними связь? Есть ли закономерность или это хаотичное нагромождение проявлений общественной жизни? Большинство мыслителей XIX-го века полагали, что в развитии общества действует закономерность, хотя в основе ее различные проявления.

О. Конт утверждал, что «развитие общества осуществляется в соответствии с великим основным законом интеллектуальной эволюции человечества», и астрономическими законами;

Г. Спенсер – объективными биологическими законами;

У. Уорд – законами психической деятельности людей, то есть требованиями желаний и побуждений;

Г. Тард – законами подражания;

К. Маркс – законами развития материального производства.

Многообразие подходов к объяснению закономерностей развития общества убеждает в том, что социальные законы, если они существуют, существенно отличаются от законов действующих в природе.

Под законом (социальным законом) понимается необходимая, повторяющаяся, существенная связь явлений, которая устанавливается между подсистемами социальной системы и внутри подсистемы. А есть ли она?

В XX в. число сторонников идеи, что в обществе действуют социальные законы, стало уменьшаться. Зрела мысль, что в общественной жизни действуют не законы, а проявляется тенденция (лат. tendero – направлять, стремиться) – направление, в котором идет развитие, линия развития.

Отличительные особенности тенденции:

во-первых, если закон действует всегда, то тенденция складывается в конкретное время;

во-вторых, в отличие от закона, тенденция всегда условна (складывается при определенных условиях и прекращает свое существование при исчезновении этих условий);

в-третьих, срок осуществления тенденции всегда ограничен (отчетливо проявившись в одну эпоху, может совершенно отсутствовать в другую).

Характеризуя исторический процесс в целом, необходимо отметить, что история это взаимосвязанные события, которые образуют единую целостную систему, характерными чертами которой являются:

а) необратимость;

б) поступательность;

в) преемственность;

г) неравномерность;

д) единство и многообразие.

Необратимость исторического процесса исключает движение вспять (обратимость) и отвергает вечный круговорот исторических событий.

Поступательность указывает на то, что исторический процесс, несмотря на замедление, торможение, откаты назад (характерные для регресса), тем не менее, в целом, развивается поступательно.

Преемственность – важнейшая характеристика, определяющая поступательный характер исторического процесса. Обеспечивает связь времен и, тем самым, единство истории человечества во временном пространстве.

Единство – исторический процесс в любой стране, подчинен одним и тем же закономерностям. Единство не исключает многообразия исторического процесса.

Многообразие – каждый народ имеет определенный уровень материальной и духовной культуры, что обуславливает многовариантный характер развития.

Вместе с этим, в условиях когда:

а) стремительно увеличивается население планеты;

б) усложняется развитие общества;

в) ускоряется ритм истории;

г) иссякают многие природные ресурсы

важно прогнозировать и предвидеть последствия своих действий.

Научное понимание тенденций развития общества, роли и значения объективных факторов исторического процесса, позволяют прогнозировать перспективы развития общества.

Прогнозы есть двух видов: краткосрочные и длительные, которые, в свою очередь, бывают:

а) в обозримом будущем (10-15 лет от сегодняшнего дня) – рассматриваются контуры развития общества, составляются планы и прогнозы, прежде всего в области экономики;

б) в отдаленном будущем (несколько десятилетий от сегодняшнего дня) строятся предвидения, касающиеся общих тенденций развития общества.

Это особенно необходимо, когда стремительно увеличивается население планеты, иссякают многие природные ресурсы, резко осложнена экологическая ситуация. При этом требуется прогнозировать и предвидеть последствия своих действий не только в области материального производства, но и в области политики и духовной жизни. Все это должно быть подчинено интересам выживания и развития человечества, всех существующих народов и каждой человеческой личности.

 

Тема 21. Современная эпоха и будущее человечества.

 

Лекция.

Время: 2 часа.

 

Вопросы лекции

  1. Современная эпоха и новое понимание соотношения человека и природы.
  2. Глобальные проблемы современности. Особенности их осмысления философией.
  3. Классификация глобальных проблем.
  4. Будущее человечества.

 

 

Конспект лекции

 

Вопрос 1. Современная эпоха и новое понимание соотношения человека и природы.

Современная эпоха характеризуется глубокими, радикальными и необратимыми преобразованиями во всех сферах жизни общества. Только за последние десятилетия, в результате стремительного роста научно-технических достижений, в развитии производительных сил общества произошло больше изменений, чем на протяжении многих предшествующих столетий. Буквально в течение ХХ века, бурное развитие получила механизация и автоматизация производственного процесса, а в последнее десятилетие – компьютеризация. Сегодня силы человека, вооруженного техникой, сравнимы с силами природы, а порой превосходят их.

Огромная роль информации и рост знаний дали толчок к пониманию современного общества как общества, в основе развития которого находится развитие информации и знания, а не труд и капитал, как утверждается в формационном подходе.

Подчеркивая значимость грядущих изменений, английский историк А. Тойнби, еще задолго до компьютерной революции утверждал, что в ХХ веке началась всеобщая история.

Английский философ К. Ясперс еще в 1948 году в работе "Истоки истории и ее цель" написал, что "благодаря техническим возможностям современных средств сообщения наша планета стала единой целостностью, полностью доступной человеку, стала "меньше", чем была некогда Римская империя".

Теоретически и практически реализовались идеи освоения космического пространства: на орбиту были выведены искусственные спутники Земли, вышел в космос человек, исследуя поверхность Луны, космические аппараты "ушли" в сторону Марса. Новейшие электронные и спутниковые системы связи чрезвычайно расширили возможности "простого" телефона. Телефакс, телетайп, электронная почта, мобильный телефон стали обычными средствами связи сегодняшнего человека, создали единое информационное пространство. Все это подняло роль, вес и значимость человека, повысило степень воздействия его на природу. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладения ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в происходящие процессы.

Достаточно сказать, что более 40% всей поверхности суши, прежде жизнеспособных территорий, превратились в пустыни, появились озоновые дыры в стратосфере, острой проблемой стало существование малых и больших рек, превратившихся в сточные канавы. Негативное влияние на природу часто достигает тех границ, за которыми природа не в состоянии самовосстановиться. Такое положение характеризуется, как экологический кризис. Его суть состоит в том, что в результате многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воздуха, воды, почвы) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. Многие параметры единой системы "общество – природа" глубоко расстроены, находятся на грани необратимых процессов. Это проявляется, в первую очередь, в следующем:

а) продолжается все возрастающими темпами выброс в атмосферу, водоемы и на поверхность Земли химических элементов, особенно тяжелых;

б) многочисленные искусственные материалы (пластмассы, полиэтилен, стекло) "заполонили" сферу обитания человека, причем, природа сама не в состоянии их "переварить", а горы техногенного мусора, отходов производства ежесекундно растут;

в) отравленные химией поля и водоемы, а как следствие, и наши продукты питания, поставили под угрозу здоровье и жизнь самого человека.

Одно из наиболее точных определений современного мира – техногенный, т.е. обусловленный развитием техники. Человек XXI века живет, в так называемой, техносфере – в искусственном мире, созданном руками и умом предшественников и современников. Дома, в которых мы живем, мебель и бытовая техника, с которой мы свыклись, производственные здания, в которых работаем, станки, приспособления и приборы, которыми мы ежедневно пользуемся, дороги, по которым ходим и ездим на машинах, ускоряющих наше передвижение, и многое другое – все это предметы техники и результаты предметной, преобразующей деятельность человека. Таким образом, налицо как негативное, так и позитивное в нашей деятельности.

Поэтому проблемы и неблагоприятные последствия, порожденные научно-техническим прогрессом, могут и должны успешно разрешаться и преодолеваться опять таки посредством науки и техники, за счет дальнейших шагов в их развитии.

Для осмысления противоречивой ситуации и в связи с ней в 1968 г. был образован Римский клуб – авторитетнейшая международная организация ученых, философов и общественных деятелей. Она поставила своей целью деятельности - подготовку и публикацию докладов по животрепещущим проблемам современности. За это время опубликовано уже более двух десятков докладов, в которых глубоко анализируются, раскрываются многие аспекты общечеловеческих проблем и пути их решения. Уже первый доклад "Пределы роста" (1972г.) вызвал эффект "разорвавшейся бомбы", так как показал, что человечество не осознает того, что "играет со спичками сидя на пороховой бочке". Анализ ситуации позволил сделать следующие выводы:

во-первых, размеры планеты, несмотря на их бесконечность, все же конечны, и мы все (человечество в целом) являемся заложниками своей деятельности;

во-вторых, материальный рост не может продолжаться до бесконечности;

в-третьих, истинные пределы человеческого развития определяются не столько физическими, сколько экологическими, биологическими и др. социальными причинами.

Все это приведет к тому, что уже в начале третьего тысячелетия человечество может прийти к непоправимой катастрофе. Чтобы избежать этого участники Римского клуба рекомендуют:а) "заморозить" производство; б) стабилизировать быстро увеличивающуюся численность населения, в первую очередь, за счет разумной социальной политики.

Однако возникает вопрос, кому должны быть адресованы данные рекомендации. Кто является субъектом, который обладает достаточными возможностями и полномочиями для реализации согласованных мероприятий в масштабах всей планеты? Таким субъектом, считается, могла бы быть международная организация – ООН. Однако, она не обладает ни соответствующими полномочиями, ни необходимыми возможностями. Поэтому адресатом рекомендаций являются правительства отдельных государств и общественность. Но и здесь имеются свои трудности, связанные с неравномерностью развития и различным воздействием глобальных проблем на конкретную страну. Тем не менее, деятельность клуба приносит свои плоды, формируя соответствующее мировоззрение.

Вопрос 2. Глобальные проблемы современности. Особенности их осмысления философией.

Глобальными называются общечеловеческие проблемы, которые проявляются в масштабах всей планеты (от лат. globus – шар, земной шар).

Они имеют ряд общих существенных черт:

во-первых, затрагивают интересы каждого человека, государства, региона и человечества в целом;

во-вторых, решение глобальных проблем требует объединения усилий всех людей, всего мирового сообщества;

в-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было;

в-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, и даже непоправимым последствиям для всего человечества и в целом для сферы его обитания;

в-пятых, все они находятся в такой сложной взаимосвязи, что решение одной из них обязательно предполагает учет влияния на нее других проблем.

Поэтому трудно даже теоретически вычислить и систематизировать, не говоря уже о том, чтобы разработать систему последовательных шагов по их решению.

Философское осмысление глобальных проблем связано с теми функциями, которые играет философия в жизни общества.

Во-первых, она, формируя мировоззрение и ценностные ориентиры, определяет направленность человеческой деятельности.

Во-вторых, обобщая теории, способствует интеграции научного знания.

В-третьих, философия, объясняя общественные явления и процессы, формирует наиболее общие законы развития общества и природы и, тем самым, исследуя глобальные проблемы, нацеливает на понимание их закономерного явления, органически связанного с общественным прогрессом.

Таким образом, появление глобальных проблем рассматривается не как случайность, а как результат объективного процесса противоречивого развития человеческой истории.

В-четвертых, философия осмысливает общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности.

В-пятых, философия способствует более четкой ориентации в стремительно растущем мире научной информации по глобальным проблемам.

В-шестых, более остро ставится проблема смысла жизни, смерти и бессмертия перед угрозой со стороны глобальных проблем.

Вопрос 3. Классификация глобальных проблем и их характеристика.

Классификация не является самоцелью, а выступает важным компонентом комплексного исследования актуальных противоречий современности и позволяет рассматривать их во взаимодействии и взаимообусловленности. Она помогает выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень остроты объективно существующих глобальных проблем.

Классификация также способствует более глубокому пониманию системной взаимосвязи глобальных проблем и помогает определиться в последовательности принятия практических решений.

В настоящее время существует много подходов к классификации глобальных проблем, однако наибольшее признание получил подход, в соответствии с которым все они подразделяются на три большие группы (в зависимости от их остроты, первоочередности решения и существующих между ними причинно-следственных отношений).

Первая группа проблем характеризуется наибольшей общностью и актуальностью. Истоки этих проблем содержатся в противоречиях между различными государствами. В этой группе принято выделять три наиболее значимые проблемы:

1) устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира;

2) установление нового международного экономического порядка.

3) преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися.

 

Вторая группа – объединяет проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы. В эту группу входят проблемы:

а) обеспечения людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п.;

б) преодоление экологического кризиса, вызванного загрязнением окружающей природной среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

в) освоения Мирового океана и сохранения в нем жизни;

г) освоение космического пространства и предотвращение его загрязнения.

 

Третья группа проблем вызвана функционированием системы "человек – общество". К ним можно отнести: а) проблему демографического взрыва; б) проблемы здравоохранения; в) проблемы образования (грамотности, как таковой); г) своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и эффективное использование ее достижений на благо человека и общества; д) международный терроризм; е) распространение наркомании и алкоголизма; ж) распространение СПИДа и др.

Остановимся кратко на основных проблемах. Первостепенной является устранение войны и, в первую очередь, термоядерной из жизни общества, поскольку ее последствия несовместимы со всеми иными проблемами даже в совокупности и представляют угрозу не только существованию цивилизации, но и жизни на Земле. Поэтому безъядерный, ненасильственный мир является необходимым предварительным условием для решения всех остальных глобальных проблем. Исследования, посвященные вероятным последствиям термоядерной войны, выявили, что даже 5 % накопленного ядерного арсенала будет достаточно, чтобы вызвать необратимую экологическую катастрофу: поднявшаяся в атмосферу сажа от испепеленных городов, лесных пожаров создаст непроницаемый экран для солнечных лучей, что приведет к падению средней температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит полярная ночь. В итоге "ядерной зимы" погибнет не только человек, но и сама жизнь.

Какие причины приводят к обострению отмеченной проблемы?

1. Неконтролируемый гражданским обществом процесс научно-технического развития в военном деле. Он позволил создать и принять на вооружение различные виды оружия массового уничтожения, новые образцы высокоточного оружия традиционных направлений. Современное оружие наделило человека способностью уничтожить все живое на Земле.

2. Качественное совершенствование средств уничтожения. Каждая новая боевая ракета "качественно" иначе, чем прежде, поражает людей и объекты, всё более губительно действует на природу.

3. Невиданная ранее быстрота появления новых видов обычных вооружений. Они по своей мощи часто не уступают оружию массового поражения, если их применить в достаточно больших количествах.

4. Накопленное ядерное оружие, сложная технология контроля над ним и его применением обусловили вероятность несанкционированного его использования.

5. Происходит "расползание" оружия массового поражения по странам и континентам, несмотря на существующие соглашения и пакты о нераспространении. Возрастает опасность его использования неконтролируемыми авантюристическими и террористическими силами, а также отдельными государствами, проводящими политику социального реванша.

6. Постепенно сглаживается порог между ядерной войной и войной с применением обычного оружия.

Сегодня гонка вооружений приобрела скрытый характер. Она практически не обсуждается в средствах массовой информации, что представляет


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.