Тема 17. Философская антропология (учение о человеке). — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 17. Философская антропология (учение о человеке).

2017-09-30 376
Тема 17. Философская антропология (учение о человеке). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лекция 1. Бытие человека как проблема философии.

Время: 2 часа

 

Вопросы лекции

1. Концепции человека в истории философии.

2. Современные проблемы философии человека:

а) антропогенез;

б) биологическое и социальное;

в) сущность и существование;

г) бессознательное и сознательное;

д) смысл и цель жизни.

 

 

Конспект лекции

Вопрос 1. Концепции человека в истории философии.

Философская антропология – философское учение о человеке (философия человека) издревле (начиная с древневосточной и античной философии) занимала умы мыслителей. Это обусловлено тем, что человек есть чудо мироздания. Именно в нем совмещаются два противоположных начала: «душа» и «тело», дух и материя. Именно он, не только познает мир как сущее, стремясь понять его внутреннюю логику, но и пытается понять смысл собственного существования.

И.Кант, занимаясь философией, пришел к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить:

· что я могу знать?

· на что я могу надеяться?

· что я должен делать?

Все они покрываются одним: ч то такое человек? А французский философов, биолог, палеонтолог и антрополог П.Тейяр де Шарден утверждает, что человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».

Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, его основных отношениях к:

· природе;

· обществу;

· самому себе;

· о его происхождении;

· социальных и метафизических основаниях существования;

· о законах своего бытия.

Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое (духовное) и природное то и дело отождествлялось. Но начиная с Сократа, человек понимается как комбинация души и тела.

Человек имеет:

· тело (дом для души);

· душу (состоит из разума и нравственности).

Задача человекавсегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.

Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке, в противовес Сократу, утверждал, что человек – часть природы и, как вся природа, состоит из атомов. Душа также состоит из атомов. Вместе со смертью тела наступает смерть души.

Платон,ученик Сократа, стоял на позиции антропологического дуализма души и тела:

- душа – есть субстанция, которая делает человека человеком;

- тело - враждебная душе материя;

- душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна;

- тело смертно; в этом единстве и борьбе души и тела состоит вечный трагизм человеческого существования, т.к.

а) телесность ставит человека в животный мир, а

б) душа возвышает его над миром.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) настаивает на единстве души и тела. Одновременно он:

1) отмечает социальную природу человека, отличающую его от животного. Человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое;

2) подчеркивает разумность человека «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, социальность и разумность – две основные характеристики человека. (человек, по Аристотелю, -это общественное животное, наделенное разумом);

3) подходит вплотную к формированию положения о деятельностной сущности человека;

4) в плане соотношения общества и личности примыкает к методологическому коллективизму и выступает за экономический индивидуализм.

Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух частей – души и тела.

В философии Средневековья человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Человек представляет собой великую троицуразума сердца и воли. Это три составляющих его внутреннего мира. Но главное размежевание проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».

В социальном плане человек—пассивный участник божественного порядка, существо ничтожное по отношению к Богу.

Главная задача для человека – приобщиться к Богу, обрести спасение в день Страшного суда.

Августин Блаженный в учении о человеке многое берет от Платона.

1. Человек— это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Человек - разумная душа, которая пользуется земным телом.

2. Человек— свободная личность, связанная с Богом. Свобода её состоит в выборе между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе, а Бог—творец гармонии, добра, благодати, любви.

3. Личность несет ответственность за свои поступки. Любой человек—личность (даже ребенок впервые понимается как личность)

Фома Аквинский использует философию Аристотеля для обоснования своего учения о человеке.

1. Человек –это промежуточное существо между животными и ангелами.

2. Душа и тело едины, Душа является «двигателем» тела, определяющим сущность человека.

3. Человек есть личностное единство души и тела.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.