Материалы практических занятий — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Материалы практических занятий

2017-09-30 710
Материалы практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЮРИДИЧЕСКАЯ ШколА ДВФУ

 

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Гражданский процесс»

 

Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

Форма подготовки (очная)

 

г. Владивосток

Практические занятия

(126 часов, в том числе 66 часов с использованием методов активного обучения).

Методические рекомендации для всех занятий.

Самостоятельная работа студента по подготовке к каждому практическому занятию складывается из нескольких элементов:

изучение конспекта лекции и рекомендованной литературы, а также законодательных и ведомственных актов, относящихся к теме;

анализ основных понятий и проблемных вопросов темы;

составление логической схемы ответа по каждому вопросу темы (в соответствии с рекомендациями, содержащимися в настоящей работе);

отработка материала для самоконтроля по заданиям, содержащимся в УМКД

подготовка реферата либо доклада по темам, содержащимся в учебном пособии, рекомендованном преподавателем (по усмотрению студента);

изучение судебной практики (по указанию преподавателя).

Рефераты, доклады, сообщения и творческие задания выполняются студентами в рамках внеаудиторной подготовки и обсуждаются на практическом занятии.

Перечень нормативного материала, а также основной учебной и дополнительной литературы к каждой теме приводится в УМКД.

Занятие 1. Принципы гражданского процессуального права (4 час.),

с использованием методов активного обучения – «Решение ситуационных задач», «Анализ конкретных ситуаций (case-study)», Метод разыгрывание ролей (ролевая игра).

Решение ситуационных задач.

Фабулы задач приведены в материалах для подготовки занятий УМКД, в сборнике задач по гражданскому процессуальному праву. В зависимости от используемого набора методов решения, обсуждения, подведения итогов, условия задачи могут быть изменены преподавателем (ведущим) в процессе проведения занятия.

Преподаватель организует работу в зависимости от избранного набора методов, определяет цель, принципы, виды и правила работы и подведения итогов. Формирует из числа студентов экспертные группы.

Подготовка решений осуществляется как в малых группах с применением методики «обсуждение вполголоса», так и индивидуально, при подготовке к мозговому штурму.

При обсуждении решений используются такие методы как обмен мнениями, дискуссия, мозговой штурм.

Подведение итогов работы по решению ситуационной задачи осуществляется на основе сочетания самооценки, оценки экспертной группы и выводов преподавателя по оцениванию работы всех участников с точным определением допущенных ошибок в процессе работы. Заканчивается подведение итогов определением рекомендаций по устранению причин допущенных ошибок.

Практические занятия проходят в форме обсуждения вопросов, обозначенных в плане, и выполнения практических заданий. Студенты самостоятельно изучают рекомендованную в соответствующем разделе УМКД литературу по нижеприведенным планам, знакомятся с заданиями, подбирают к ним материал. Перед практическим занятием преподаватель по каждой теме выдает задания индивидуально или группе студентов, студенты выполняют задание, после чего на практическом занятии задание защищается в устной форме. Каждое задание оценивается по 4 - балльной системе.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности». Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность решать сложные процессуальные вопросы. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Различают несколько видов ситуаций:

· Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

· Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

· Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

· Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Учебные задачи: метод формирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать правильные решения.

Метод разыгрывание ролей (ролевая игра) - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:

· Наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода могут быть имитированы отдельные части судебного заседания.

· Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.

· Ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.п.

· Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.

Учебные задачи: Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом формирования практических навыков ведения гражданского дела в суде и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры.

Методы направлены на формирование общекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки

· Понятие и значение принципов гражданского процессуального права.

· Система принципов гражданского процессуального права.

· Состав, сущность и содержание конституционных принципов судопроизводства.

· Состав, сущность и содержание принципов гражданского процессуального права.

 

Задачи:

Задача №1. Решением мирового судьи был расторгнут брак между Степановым и Степановой.

Спустя два месяца после вынесения решения о расторжении брака в суд обратилась Степанова с иском о взыскании алиментов с ответчика Степанова на двоих детей, поскольку Степанов нарушил обещание добровольно их содержать. Степанов возражал против рассмотрения дела о взыскании алиментов у мирового судьи на том основании, что между ним и бывшей супругой было заключенной письменное соглашение о передаче спора в третейский суд, в котором Степанова отказалась от права на обращение в суд. Выслушав стороны, ознакомившись с письменным соглашением сторон, мировой судья отказал в принятии заявления о взыскании алиментов.

Оцените действия сторон и мирового судьи с точки зрения принципов гражданского процессуального права.

Задача №2. Суд, рассматривая дело по иску Петрова к Иванову о взыскании долга по договору займа, объявил перерыв на более позднее время того же дня для того, чтобы истец представил в суд дополнительно письменную расписку ответчика.

Поскольку на данный день было назначено рассмотрение и других дел, суд в течение объявленного перерыва, рассмотрел трудовое дело о восстановлении на работе, по которому вынес решение.

После этого суд продолжил судебное заседание по первому делу о взыскании долга по договору займа, поскольку истец представил подлинную расписку ответчика и также завершил процесс по делу вынесением решения.

Были ли судом нарушены какие-либо принципы гражданского процесса?

Задача №3. Суд рассматривал в судебном заседании дело о разделе совместного нажитого имущества между бывшими супругами.

Истец Основин в судебном заседании заявил ходатайство об отложении дела слушанием, поскольку он желает заключить договор с представителем на предмет оказания ему правовой помощи.

Ответчица возразила против отложения дела, заявив, что у нее нет средств для того, чтобы иметь в процессе адвоката в качестве представителя. Если же истец будет иметь представителя, а она нет, то это нарушит принцип равенства сторон.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства истца, мотивируя отказ тем, что отложение разбирательства дела нарушит принцип равноправия сторон в гражданском процессе и процесс будет несправедливым по отношению к ответчице.

Выскажите свои суждения относительно правовой позиции сторон и определения суда.

 

Задача №4. Мировым судьей слушалось дело по иску Потапова к Петелину о взыскании 20 тыс. рублей – ущерба, связанного с повреждением автомашины «Тойота Карина», причиненного в связи с автомобильной аварией. Ответчик Петелин иска не признал, утверждая, что не виновен в совершении аварии. Во время аварии дорога была покрыта льдом, и столкновение автомашины произошло в связи с непреодолимой силой.

Истец Потапов заявил ходатайство об отложении гражданского дела и об истребовании материалов уголовного дела, которое было возбуждено, но прекращено.

Мировой судья вынес определение об отложении дела на другую дату и время, но в истребовании уголовного дела отказал, заявив, что в соответствии с принципом состязательности каждая сторона должна доказывать факты, на которые ссылается. Поэтому сам истец должен предоставить материалы уголовного дела находящиеся в следственном комитете.

Расскажите о принципе состязательности и его содержании.

Приведите нормы права, включающие гарантии этого принципа.

Оцените действия мирового судьи, истца с точки зрения принципа состязательности.

Задача №5. В судебном заседании слушалось дело особого производства об усыновлении ребенка.

Во время процесса в зал заседания вошел корреспондент областного телерадиовещания с видеокамерой и стал производить съемку судебного заседания. Председательствующий по делу спросил корреспондента, на каком основании он производит видеосъемку. Корреспондент ответил, что имеет задание телестудии произвести видеосъемку некоторых фрагментов процесса для демонстрации телезрителям репортажа о новой категории гражданских дел. Судья удалил корреспондента из зала судебного заседания. Удаляясь, корреспондент заявил, что будет жаловаться в вышестоящие судебные инстанции на бюрократизм судьи.

Какими принципами следует руководствоваться при разрешении приведенной правовой ситуации?

Задача № 6. Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика, имеющая организационно-правовую форму акционерного общества закрытого типа, предъявило исковые требования в суд к Ивановой, работающей заведующей складом сельхозпродукции, о взыскании стоимости 20 тонн зерна – недостачи, установленной ревизионной комиссией.

В обоснование исковых требований истец согласился на то, что Иванова дала письменное обязательство погасить недостачу равными долями в течение шести месяцев после ее обнаружения, но обязательство не выполнила.

В судебном заседании представитель истца заявил суду письменное ходатайство за подписью генерального директора птицефабрики о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска, так как решением наблюдательного совета ЗАО долг Ивановой решили простить за ее хорошие показатели в работе.

Судья вынес определение об отказе в удовлетворении ходатайства, мотивируя определение тем, что наблюдательный совет акционерного общества и генеральный директор поощряют поступки, связанные с хищением зерна и нарушением законности.

Содержание какого принципа гражданского процесса следует раскрыть при решении приведенной правовой ситуации?

Задача №7. В суде слушалось гражданское дело о восстановлении на работе по иску водителя Фатхиева к автобазе № 3.

В судебном заседании истец заявил ходатайство об отложении дела и переводе ему с русского на татарский язык приказа и докладных записок начальника колонны, которые явились основанием для издания приказа об увольнении. Фатхиев пояснил, что проживает в селе, в котором большинство составляет татарское население и в быту общается на татарском языке; он лучше понимает содержание документов на татарском языке, чем на русском. Представитель автобазы № 3 возразил против ходатайства, полагая, что его удовлетворение только помешает правильному и своевременному разрешению дела, поскольку все работники автобазы № 3 общаются на русском языке.

Какое определение вынесли бы вы, являясь судьей?

Задача № 8. Укажите, действие каких принципов проявляется в следующих правах участников гражданского процесса:

А) подать заявление об отказе от иска;

Б) приводить доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;

В) заключать мировое соглашение;

Г) подтверждать факты доказательствами;

Д) просить о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании;

Е) заявлять отвод судье.

Задача № 9.

В каких из перечисленных правил проявляется принцип независимости судей и подчинения их только закону?

А) разбирательство дела после его отложения начитается сначала;

Б) суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению;

В) о тайне совещательной комнаты;

Г) рассмотрение дела после замены судьи должно начинаться сначала;

Д) во время перерыва в судебном заседании не допускается рассмотрение других дел;

Е) недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела;

Ж) о пределах обязательности указаний вышестоящего суда для нижестоящего при передаче дела на новое рассмотрение.

 

Задача № 10. Судья, рассматривая иск ООО «Самоцвет» к работницам Фроловой и Гариной, допросил в качестве свидетеля Шишкину. В ходе допроса выяснилось, что в причинении вреда ООО «Самоцвет» виновна и Шишкина. Суд вынес решение о возложении обязанности по возмещению вреда на всех троих работниц.

Дайте оценку решению суда.

· Занятие 2. Подведомственность гражданских дел суду (4 час)

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки

· Понятие подведомственности.

· Основные критерии и общие правила определения подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции.

· Виды подведомственности.

· Процессуально-правовые последствия несоблюдения правил подведомственности.

 

Задачи:

Задача № 1.

Орский инструментальный завод и АО «Полимер» заключили договор аренды пресс-формы «Плечики для брюк» сроком на два месяца. В договоре было предусмотрено, что споры между сторонами в случае их возникновения будут рассматриваться судом общей юрисдикции по месту нахождения арендодателя. По истечении срока договора арендатор – АО «Полимер» пресс-форму не возвратил, в связи с чем директор завода направил в суд общей юрисдикции иск о взыскании с АО «Полимер» 48 тысяч рублей стоимости пресс-формы.

Как должен поступить суд, в который поступило исковое заявление?

 

Задача № 2.

Индивидуальный предприниматель Сидоров, придя на спектакль театра им. М.Горького, сдал пальто в гардероб. Пальто оказалось утраченным, в связи, с чем Сидоров подготовил иск в Арбитражный суд к театру и гардеробщику Орлову о взыскании стоимости пальто. Сосед Сидорова студент-юрист сказал, что Сидоров «все сделал неправильно».

Что бы Вы посоветовали Сидорову?

 

Задача № 3.

Определите подведомственность:

а) требования уволенного работника о восстановлении на работе;

б) требования работника о взыскании заработной платы;

в) заявления прокурора субъекта федерации о признании нормативного акта недействующим со дня его принятия;

г) требования ООО «Универсам» об установления факта владения и пользования земельным участком.

Задача № 4.

Определите подведомственность следующих гражданских дел:

а) по иску начальника цеха Кривошеина о восстановлении на работе и взыскании компенсации за вынужденный прогул;

б) по заявлению профсоюзной организации об ограничении дееспособности Сидорова;

в) по иску ООО “Лена” к гражданину-предпринимателю Бродскому о нарушении права на товарный знак;

г) об оспаривании постановления ГИБДД о лишении прав на управление автомобилем;

д) по иску Щеголихина к ЖСК «Рассвет» о восстановлении в правах члена ЖСК;

е) по иску Коваль к заводу об установлении патентообладателя;

ж) по жалобе Зеленцовой на действия органов милиции, выразившихся в наложении на нее штрафа за нарушение общественного порядка;

з) по иску Озеровой к Озерову о расторжении брака при отсутствии у них несовершеннолетних детей.

Задача № 5.

Костин предъявил иск к МУ МП ЖКХ Спасского района о взыскании задолженности по заработной плате. Мировой судья отказал в принятии искового заявления. Как указал суд, требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены к предприятию-банкроту только в рамках конкурсного производства, при этом суд сослался на ст.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определите подведомственность данного спора?

Задача № 6.

Между ООО «Кредит-финанс» (кредитор) и ООО «ТрастХим» (заемщик) был заключен кредитный договор, по которому кредитором заемщику были переданы 20 000 000 руб. Денежные средства были необходимы заемщику для осуществления целей предпринимательской деятельности - модернизации производства. Поручителем по указанному договору выступил генеральный директор и учредитель ООО «ТрастХим» Кондратьев. В связи с не возвратом долга кредитор обратился с иском о взыскании невыплаченных сумм к заемщику и поручителю. Определите подведомственность данного спора?

Задача № 7.

ООО «Теленор-Ист-Инвест» намерено обжаловать нормативно-правовой акт Центрального банка Российской Федерации.

В какой суд следует обратиться обществу?

 

Задача № 8. Борисов, являющийся автором полезной модели «Нетканый объемный теплоизоляционный материал», обратился в суд с иском к ОАО «Научно-исследовательский институт нетканых материалов» о взыскании 275 000 руб. Исковые требования основаны на неисполнении ответчиком договора простого товарищества от 03 сентября 2007 г. «Об условиях использования объектов промышленной собственности: товарного знака и полезной модели на «Нетканый объемный теплоизоляционный материал». Определением судьи Серпуховского городского суда Московской области в принятии искового заявления отказано, со ссылкой на то, что данный спор по своему
характеру является экономическим и подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Борисов определение районного суда не обжаловал и обратился с указанным иском в
Арбитражный суд. Определением Арбитражного суда Московской области производство по делу прекращено из-за не подведомственности дела арбитражному суду.

Какому суду подведомственно дело?

Задача № 9.

Акционерное общество «Вымпел-коммуникации» предъявило к Окуненко - бывшему генеральному директору общества иск о взыскании убытков, причиненный его действиями при исполнении своих обязанностей.

Какому суду подведомственно дело?

 

Задача № 1.

Крайнова получила от сестры, проживающей в г.Москва, ценную посылку. После вскрытия оказалось, что все содержащиеся в ней вещи промокли и пришли в негодное состояние. Крайнова обратилась к адвокату за советом, каким образом взыскать с почтового отделения причиненный вред.

Какой совет будет дан Крайновой?

Задача № 2.

ООО «Полимер» обратилось в суд с иском к заводу Авангард” о нарушении исключительного права на использование изобретения.

Судья отказал в приеме искового заявления, сославшись на п. 1 ст. 134 ГПК РФ, и разъяснил истцу, что такие споры должны рассматриваться арбитражным судом.

ООО обратилось за разрешением своего спора в арбитражный суд после принятия мер к непосредственному урегулированию спора, но арбитражный суд также отказал в принятии искового заявления, сославшись на неподведомственность спора арбитражному суду.

Как поступить в данном случае ООО «Полимер»? Кому подведомственен данный спор?

Задача № 3.

По условиям своей работы Закоржевский выехал из г. Владивостока в г. Уссурийск и поселился на квартире Озеровой К.С., обязавшись платить по 20 тыс. рублей в месяц за пользование комнатой.

Вскоре отношения между хозяйкой и Закоржевским обострились и он вынужден был переехать на другую квартиру.

Озерова считая, что Закоржевский не рассчитался с нею полностью, обратилась с иском о взыскании 35 тыс. рублей.

По вызову суда ответчик в назначенный день не явился и дело было отложено, ответчик вторично не явился в судебное заседание и обратился к суду с ходатайством о передаче дела по подсудности в г.Владивосток в связи с истечением срока командировки.

Суд удовлетворил ходатайство.

Правильно ли поступил суд?

 

Задача № 4.

Дубов - житель г. Находки умер, завещав свой дом двум сыновьям: Петру, проживающему в г. Южно-Сахалинск и Роману, проживающему в г. Оха.

Между братьями возникли разногласия по поводу пользования домовладением. Петр настаивал на разделе дома, свою долю он хотел продать, так как нуждался в деньгах на лечение.

Роман против раздела возражал.

Петр, не желая лишать брата права собственности на дом, обратился в суд с иском о взыскании с Романа 3000000 рублей. С согласия братьев иск был предъявлен по месту жительства Петра.

Суд принял дело к своему производству. Подсудно ли дело этому суду?

Задача № 5.

Определите подсудность следующих споров:

1. По иску Даниловой, проживающей в г. Владивостоке к производственному объединению «Почтампт» в г. Москве о возмещении ущерба, причиненного ее имуществу при пересылке;

2. По иску Малинова, проживающего в г. Уссурийске, к своей бывшей жене, жительнице г. Владивостока, о снижении размера алиментов;

3. По иску техцентра «Орбита-сервис» к Симонову, проживающему в г. Москве о взыскании задолженности в размере 100000 рублей.

В момент обращения с иском в суд ответчик отбывал наказание в местах лишения свободы и точное место нахождение его неизвестно;

4. По иску Никифоровой, проживающей в г. Владивостоке, к Петрову, проживающему в г. Новосибирске, об установлении отцовства и взыскании алиментов на ребенка;

5. По заявлению Скребовой, проживающей в г. Санкт-Петербурге, о признании безвестно отсутствующим ее мужа, выехавшего в г. Ивангород и более года не подающего о себе известий;

6. По иску Устиновой, проживающей в г. Находке, к Устинову, находящемуся на излечении в психиатрической больнице г. Уссурийска, о расторжении брака в связи с признанием ее мужа недееспособным;

7. По иску связанному с государственной тайной;

8. По иску гражданки РФ Лисициной к гражданину Китая Ли – Ду – Хвану о расторжении брака, взыскании алиментов на сына.

 

Задача № 6.

Фролов предъявил иск к ОАО «Дальзавод» о возмещении вреда, причиненного здоровью увечьем. После рассмотрения дела Ленинским районным судом г. Владивостока Фролов переехал на постоянное место жительства к дочери в г. Находку. В дальнейшем, после медицинского переосвидетельствования, потерпевший обратился с исковым заявлением о присуждении сумм на новый срок в Находкинский городской суд. Судья отказал истцу в принятии искового заявления, предложив направить его в Ленинский районный суд г. Владивостока.

Правильны ли действия судьи?

 

Задача № 7.

Загорулько, проживающая в г. Комсомольске – на – Амуре, предъявила мировому судье г. Находки иск о расторжении брака с Загорулько. В судебное заседание истица не явилась. Из материалов дела видно, что совместно с нею проживают несовершеннолетние дети. Суд вынес определение о передаче дела на рассмотрение мирового судьи г. Комсомольска – на – Амуре.

Правильны ли действия суда?

 

Задача № 8.

По материалам ревизии на складе магазина «Богатырь» была установлена недостача материальных ценностей, причиненная материально ответственными лицами. К ним был предъявлен иск о возмещении материального ущерба. Один из соответчиков проживает в Первомайском районе г. Москвы, другой – в Свердловском, а третий – в Гагаринском.

Определите подсудность данного дела.

Задача № 9.

Веснин обратился в суд с заявлением в порядке особого производства об установлении факта родственных отношений с наследодателем Тумановой - его матерью. Мировой судья принял заявление к производству, сославшись в определении на ст.23 ГПК РФ.

Определите подсудность дела.

Задача № 10.

Миронова - бабушка несовершеннолетнего Дениса Пономарева намерена обратиться в суд с иском к матери ребенка об устранении препятствий в общении с ребенком.

Определите подсудность спора.

Задача № 11.

Андрейченко обратилась к мировому судье с иском к ответчику Пешкову о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.

Определите подсудность спора.

 

Задача № 12.

Гуськова обратилась с иском к ЧП Горобец о расторжении договора купли-продажи поттера, взыскания с ответчика покупной цены в размере 4 000 руб. и компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.

Определите подсудность спора.

Задача № 13.

Супруги Пешковы заключили договор аренды земельного участка с Администрацией г.Владивостока. В январе 2008 г. супруги брак расторгли. Пешков препятствует Пешковой в пользовании земельным участком. Пешкова намерена обратиться с иском об устранении препятствий в пользовании имуществом.

Определите подсудность спора.

Занятие 4. Стороны в гражданском процессе (8 час.), с использованием методов активного обучения – «Решение ситуационных задач», «Анализ конкретных ситуаций (case-study)», Метод разыгрывание ролей (ролевая игра).

Решение ситуационных задач.

Фабулы задач приведены в материалах для подготовки занятий УМКД, в сборнике задач по гражданскому процессуальному праву. В зависимости от используемого набора методов решения, обсуждения, подведения итогов, условия задачи могут быть изменены преподавателем (ведущим) в процессе проведения занятия.

Преподаватель организует работу в зависимости от избранного набора методов, определяет цель, принципы, виды и правила работы и подведения итогов. Формирует из числа студентов экспертные группы.

Подготовка решений осуществляется как в малых группах с применением методики «обсуждение вполголоса», так и индивидуально, при подготовке к мозговому штурму.

При обсуждении решений используются такие методы как обмен мнениями, дискуссия, мозговой штурм.

Подведение итогов работы по решению ситуационной задачи осуществляется на основе сочетания самооценки, оценки экспертной группы и выводов преподавателя по оцениванию работы всех участников с точным определением допущенных ошибок в процессе работы. Заканчивается подведение итогов определением рекомендаций по устранению причин допущенных ошибок.

Практические занятия проходят в форме обсуждения вопросов, обозначенных в плане, и выполнения практических заданий. Студенты самостоятельно изучают рекомендованную в соответствующем разделе УМКД литературу по нижеприведенным планам, знакомятся с заданиями, подбирают к ним материал. Перед практическим занятием преподаватель по каждой теме выдает задания индивидуально или группе студентов, студенты выполняют задание, после чего на практическом занятии задание защищается в устной форме. Каждое задание оценивается по 4 - балльной системе.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности». Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность решать сложные процессуальные вопросы. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Различают несколько видов ситуаций:

· Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

· Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

· Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

· Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Учебные задачи: метод формирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать правильные решения.

Метод разыгрывание ролей (ролевая игра) - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:

· Наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода могут быть имитированы отдельные части судебного заседания.

· Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.

· Ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.п.

· Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.

Учебные задачи: Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом формирования практических навыков ведения гражданского дела в суде и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры.

Методы направлены на формирование общекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки

· Понятие сторон в гражданском процессе.

· Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.

· Процессуальные права и обязанности сторон.

· Процессуальное соучастие, его основания и виды. Процессуальные права и обязанности соучастников.

· Понятие надлежащей стороны в процессе. Условия замены ненадлежащего ответчика.

· Процессуальное правопреемство, его основания и условия. Порядок вступлении правопреемника в процесс.

 

Решение задач:

Задача № 1.

Жилина 68 лет обратилась к мировому судье с иском о взыскании алиментов со своей дочери Киевской. В заявлении Жилина указала, что нуждается, а дочь материальной помощи не оказывает, хотя располагает достаточными средствами.

Кроме Киевской у нее еще двое сыновей: старший - Петров А. имеет большую семью и поэтому оказывает матери помощь эпизодически.

Второй сын - Петров П. помогать матери не может, поскольку у него нетрудоспособная жена и трое несовершеннолетних детей на иждивении.

Определите участников процесса.

 

Задача № 2.

Дробина обратилась к мировому судье с иском к Гилевой и Гилеву о взыскании алиментов на своего сына Игоря 2007 года рождения.

В заявлении она указала, что Гилевы - родители ее мужа Гилева О., который скрывается от уплаты алиментов, место нахождения его неизвестно, а у нее нет иных средств, кроме пенсии, которой недостаточно для содержания ребенка. Гилевы работают и, кроме того, имеют подсобное хозяйство.

Являются ли Гилевы ответчиками?

 

Задача № 3.

Шнейдер - шофер ООО “ Гранит, находясь в нетрезвом состоянии, воспользовавшись отсутствием охранника, взял из гаража закрепленную за ним автомашину и поехал к своей знакомой. В пути следования он совершил столкновение со встречной автомашиной, принадлежащей Рыжову. Причиненный Рыжову ущерб составил 204 407 рублей. В связи с тем, что страховая компания возместила только часть ущерба, Рыжов обратился в суд с иском к ООО “Гранит” о взыскании убытков, не покрытых страховыми выплатами.

Шнейдер был вызван в суд в качестве свидетеля и при рассмотрении дела удален из зала суда. После заслушивания объяснений сторон и допроса Шнейдера суд вынес определение о привлечении Шнейдера в качестве соответчика. Шнейдер заявил ходатайство о предоставлении ему материалов гражданского дела для ознакомления, в чем ему было отказано.

Правильно ли определены участники процесса?

Правильно ли поступил суд?

 

Задача № 4.

Несовершеннолетние Костя Патрышев 13 лет и Витя Ерин 15 лет разожгли костер возле кооперативных гаражей. Ветром пламя от костра было перекинуто на деревянное строение, отчего сгорели гаражи Саксина, Конева, Орлова.

Саксин намерен возбудить дело о возмещении причиненного ущерба. Кто должен быть привлечен в качестве ответчика по его иску?

Какие виды соучастия (на стороне истца и ответчика) здесь возможны?

 

Задача № 5.

ООО «КОН» обратилось в суд с иском к Чистову о взыскании 4 425 000 рублей - допущенной недостачи готовых золотых изделий.

Получив повестку, Чистов скрылся, а через 8 дней его труп был обнаружен в лесу.

Наследниками имущества Чистова являются его жена и 12-летний сын.

Какие процессуальные вопросы возникают в связи со смертью Чистова?

Задача № 6.

Колесов обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработка за время вынужденного прогула.

По пути следования в суд Колесов попал в автоаварию и погиб. Жена Колесова просила суд допустить ее в качестве правопреемника истца в процесс. Суд определением ей в этом отказал и прекратил производство по делу на основании ст.220 ГПК РФ. Колесова обжаловала определение суда, так как считает себя заинтересованной в исходе дела.

Подлежит ли удовлетворению жалоба Коле


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.