Предпочтения объём производства — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Предпочтения объём производства

2017-09-30 160
Предпочтения объём производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

потребителей курс облигаций

технологии деньги

 

Рис. 4. Монетаристская модель рыночной экономики

Из модели следует, что можно выделить три ключевых направления правительственной политики:

1. Ресурсная, частью которой является денежная и которая в свою очередь разделяется на денежно-кредитную и налогово-бюджетную.

2. Маркетинговая, направленная на изучение и удовлетворение предпочтений отечественных и зарубежных потребителей.

3. Научно-техническая (технологическая), призванная обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных производителей и сохранность окружающей среды.

В развернувшейся полемике между “кейнсианцами” и “монетаристами” во многом преобладали и преобладают вульгарные искажения позиций сторонников концепции рациональных ожиданий, которые резко отвергались самим М. Фридменом. Он считал, что деньги имеют ключевое значение для изменения реального дохода на КРАТКОСРОЧНЫХ временных интервалах и что существенным искажением его взглядов является утверждение: “деньги – это единственное, что имеет значение”. М.Фридмен выступает за максимальную свободу субъектов хозяйствования в принятии ими хозяйственных решений, что вовсе не исключает определенных административных действий правительства для реализации долгосрочных стратегий.

Для реализации этих устремлений правительство должно иметь соответствующую инфраструктуру, позволяющую ему осуществлять регулирующие функции в области изучения и удовлетворения предпочтений потребителей, развития наиболее перспективных технологий и использования тех или иных ресурсов. Можно отметить, что на начальном этапе перехода к рыночным отношениям правительства стран с переходной экономикой не уделяли должного внимания проблемам формирования подобной инфраструктуры. Этим во многом объясняются и возникшие трудности с реструктуризацией основной промышленности.

Подобная инфраструктура должна учитывать использование как внешних факторов, так и основных внутренних источников экономического роста народного хозяйства.

Традиционно выделялись два производственных фактора – социальный и технический. Вместе с тем постоянно возрастающие сложность и скорость производственных процессов остро поставили вопрос о необходимости синхронизации элементов, фаз и стадий решения стратегических производственных задач. Фактор целевого планирования и синхронизации процессов стал важнейшим источником экономического роста национальных экономик.

Структура внутренних факторов экономического роста народного хозяйства может быть представлена следующей моделью (рис. 5):

 
 
Целевое планирование Синхронизация


 

 

 

 

 
 

 


Рис. 5. Модель взаимодействия внутренних факторов

 

Целостная модель функционирования народного хозяйства в условиях рыночных отношений, в которой правительство определяет долгосрочные цели и задачи развития без прямого вмешательства в действия субъектов хозяйствования, должна органично включать в себя как внешние, так и внутренние факторы экономического роста. Она может быть получена путем композиции представленных на рис. 2, 3, 4, 5 кибернетических моделей (рис. 6).

В данной модели субъекты хозяйствования осуществляют самостоятельный хозяйственный выбор в соответствии с конъюнктурой спроса и предложения на основных рынках. Административные воздействия (А) на экономику правительство осуществляет исключительно только за счет влияния на свои структурные звенья, формирующие государственную политику в области науки и образования, маркетинга и использования ресурсов (в том числе и денег). Эти звенья в свою очередь оказывают прямое влияние на государственных посредников, призванных создавать социальную и технологическую мотивации решения долгосрочных проблем роста, осуществлять целевое планирование по государственным приоритетам.

Следует обратить внимание на тот факт, что в соответствии с моделью правительство не имеет прямых каналов воздействия на формирование нормативно-правовой базы и идеологии функционирования экономики, которые являются сферой компетенции представительных органов власти. Это связано с тем, что в процессе выявления новых предпочтений потребителей и появления принципиально новых методов решения проблем администрация всегда будет сталкиваться с определенным риском их общественной полезности. Требуется их определенная экспертиза и опытное освоение в некоторых посреднических структурах. Реальное разделение полномочий между исполнительной и представительной властями объективно необходимо для долгосрочного сохранения жизнеспособности систем. Таким разделительным барьером между основными ветвями власти и выступает инфраструктура функционирования рыночной экономики.

Представленная модель соответствует не только основным принципам теории современной экономики, но и принципам кибернетики, социологии, социальной психологии (Н.Винер, У.Р.Эшби, С.Бир, Р.Акофф, Ф.Эмери, А.В.Петровский и др.).

В модели можно выделить три контура принятия народнохозяйственных решений.

Первый контур – разработка и принятие стратегических целей. Осуществляется функциональными элементами, обеспечивающими политику в областях маркетинга, технологий и использования ресурсов (функции 1, 2, 3). Решения этого контура принимаются при помощи административного воздействия правительства.

Второй контур – разработка методов достижения установленных целей. Осуществляется определенными посредниками государственной инфраструктуры, создающими социальную и технологическую мотивации, а также выполняющих целевое планирование по установленным приоритетам (функции 4, 5, 6). Решения, принимаемые в этом контуре, достигаются за счет согласования интересов правительственных и законодательных органов.

Третий контур – исполнительский, который включает в себя субъекты хозяйствования текущего производства и воспроизводственной сферы и который функционирует без прямого вмешательства административных органов на основе конъюнктуры рыночного спроса и предложения.

Реализация концепции социального проектирования (системной парадигмы) применительно к конкретным системам, к числу которых принадлежит и экономика Республики Беларусь, требует выбора вполне определенной и однозначной макроэкономической модели. На первом этапе перехода к рыночным отношениям в республике в таком качестве использовалась кейнсианская модель рыночной экономики (рис. 3), которая не в полной мере отражает как реалии экономической жизни, так и достижения современной научной мысли.

Представленная макроэкономическая модель в определенной степени более свободна от этих недостатков и может быть основанием для разработки конкретного плана действий по коренной трансформации социально-экономических отношений в республике. Она может использоваться также для анализа целостности реально действующей системы государственного управления. В этом смысле системно обоснованными являются вопросы типа:

Как реализуются функции маркетинга на государственном уровне?

Имеется ли целевое продуктовое планирование?

Как функционирует рынок интеллектуальной собственности?

Следует также иметь в виду, что представленная модель отображает систему, которая постоянно стремится к состоянию равновесия в целом и в отдельных ее частях. Необходимо отметить, что согласно принципам кибернетики равновесие в отдельных частях динамической системы достигается только на условиях, определяемых другими частями. И если обнаруживается, что цифровой ряд показателей, характеризующих деятельность той или иной функциональной составляющей, устойчиво движется в нежелательном направлении, то через некоторое время в этом же направлении будут изменяться объективные показатели других частей.

Более точный характер динамической зависимости между переменными народного хозяйства определяется с помощью системы дифференциальных уравнений, которая может быть разработана на основе данной модели. С ее помощью можно получить различные социально-экономические прогнозы, что значительно уменьшит объемы аналитических исследований для принятия оперативных решений на всех уровнях управления.

 

 


Рынок

товаров

           
 
 
     


Предметы и продукты деятельности
Ресурсы,

Деньги

(внешняя среда) Технологии

(внешняя среда)

               
     
     
 


Целевое планиро-вание
А
А
А
А
 

 

 


Рынок труда Фондовый рынок

Предпочтения

Потребителей

Знания

(внешняя среда)

 

 

Рис. 6. Модель функционирования национальной экономики

(модель устойчивого развития)

3.4. Принципы стратегического планирования

 

Стратегии устойчивого развития Республики Беларусь должны находиться в полном соответствии с магистральным курсом мирового сообщества на обеспечение безопасности человека. Только в этом случае возможно конструктивное международное и, прежде всего, экономическое сотрудничество, в котором остро нуждается республика на переходном этапе формирования своей новой государственности.

В основу такого сотрудничества положен ряд принципов, рекомендуемых ООН, которыми должна руководствоваться Республика Беларусь при разработке своих стратегий (Записка Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и развитию “Повестка дня на XXI век”. Рио-де-Жанейро, 3 — 14 июня 1992 г.)

Принцип 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными во Всеобщей декларации прав человека, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Принцип 2. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Люди – это самый важный и самый ценный ресурс любого государства, любой организации и учреждения Республики Беларусь. В стране должна обеспечиваться возможность каждого ее гражданина реализовать большую часть своего потенциала. Каждый человек имеет право на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду, жилище, водоснабжение и санитарные условия.

Принцип 3. Право на развитие является всеобщим и неотъемлемым правом и составной частью основных прав человека, и человек является основным субъектом процесса развития. Хотя развитие способствует осуществлению всех прав человека, на его отсутствие нельзя ссылаться для оправдания ущемления международно признанных прав человека. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений.

Принцип 4. Устойчивое развитие как одно из средств обеспечения благосостояния людей при справедливом распределении благ между всеми людьми в настоящем и будущем требует полного признания взаимных связей между народонаселением, ресурсами, окружающей средой и развитием, разумного использования этих взаимных связей и обеспечения их постоянной и гармоничной сбалансированности. Для достижения устойчивого развития и повышения качества жизни всех людей Республика Беларусь будет ограничивать и ликвидировать нерациональные модели производства и потребления и проводить надлежащую политику для удовлетворения потребности нынешних поколений, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Принцип 5. В качестве одного из необходимых условий обеспечения устойчивого развития Республика Беларусь будет сотрудничать с другими государствами и народами для искоренения бедности, сокращения разрыва в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира. Она будет стремиться к наибольшей интеграции в мировую экономику.

Принцип 6. В Республике Беларусь будет проводиться последовательная политика обеспечения всестороннего и равноправного участия женщин в общественной, культурной, экономической, политической и социальной жизни и искоренения всех форм дискриминации по признаку пола.

Принцип 7. Цели и политика в области народонаселения являются составной частью культурного, экономического и социального развития, основная задача которого заключается в повышении качества жизни всех людей.

Принцип 8. Семья является основной ячейкой общества, и как таковую ее следует укреплять. Она имеет право на всестороннюю защиту и поддержку.

Принцип 9. Каждый человек имеет право на образование, которое должно быть направлено на полное развитие людских ресурсов, достоинства и потенциала людей. Образование должно быть призвано повышать уважение к правам человека и основным свободам, включая права, связанные с народонаселением и развитием. Обеспечение соблюдения высших интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и воспитание. Эта ответственность лежит прежде всего на родителях.

Принцип 10. Государство и семьи должны в максимально возможной степени уделять первоочередное внимание детям. Ребенок имеет право на жизненный уровень, обеспечивающий его благосостояние, а также на наивысший достижимый уровень здоровья и право на образование. Ребенок имеет право на заботу, воспитание и поддержку со стороны родителей, семей и общества и на свою защиту с помощью надлежащих законодательных, административных и социальных мер от всех форм физического или психологического насилия, оскорблений или жестокого обращения, пренебрежительного или небрежного обращения, злоупотреблений или эксплуатации, включая продажу, торговлю, сексуальные злоупотребления и торговлю его органами.

Принцип 11. Важнейшим элементом государственных стратегий должна быть поддержка самобытности, культуры и интересов национальных меньшинств республики и создание им необходимых условий для всестороннего участия в экономической, политической и социальной жизни страны.

Данные принципы должны действовать в совокупности с системой официальных нормативно-правовых документов республики и, безусловно, будут дополняться и трансформироваться по мере диалектического развития мирового сообщества и Республики Беларусь.

Перечисленные принципы являются неотъемлемыми условиями для формирования долгосрочных и краткосрочных стратегий устойчивого развития Беларуси.

Важнейшими из них являются:

· С учетом долгосрочных реалий и последствий нынешней деятельности задача в области развития должна заключаться в удовлетворении потребностей и повышении качества жизни нынешних поколений без нанесения ущерба возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

· Устойчивое развитие подразумевает долгосрочную устойчивость в областях производства и потребления, связанных со всеми видами экономической деятельности, включая промышленность, энергетику, сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство, транспорт, туризм и инфраструктуру, в целях оптимизации, с экологической точки зрения, рационального использования ресурсов и сведения до минимума отходов.(Доклад о развитии человека за 1997 год, ПРООН. Нью-Йорк, Оксфорд, 1997 г.)

Стратегическая цель устойчивого развития на основе обеспечения безопасности человека предполагает использовать для количественных измерений параметров состояний системы два вида измерений: интегральный показатель общественного прогресса – ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала) и группы индикаторов человеческой безопасности.

Первый из них является индикатором достижений целей и является планируемой величиной.

Вторая группа сигнализирует о правильности выбранных методов достижения целей.

Не исключено, что в погоне за внешним благополучием и удовлетворением политических амбиций правящей элиты будет реализовываться тезис: “УСПЕХ — ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ”. Очень важно, чтобы этой ценой не была безопасность человека в нынешнем и будущих поколениях. В этом и заключается смысл второй группы социальных измерений.

Использование в качестве планируемой величины ИРЧП обязывает разрабатывать стратегические планы по направлениям в соответствии с самой структурой этого показателя.

Составными взаимозависимыми частями ИРЧП являются:

· показатель ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (паритет покупательной способности (ППС). Он олицетворяет собой предметную направленность деятельности экономики;

· долголетие, измеряемое ожидаемой продолжительностью жизни. Эта величина является агрегированным показателем социального состояния общества и олицетворяет социальное направление хозяйственной деятельности;

· образованность измеряется комбинацией грамотности взрослых (с весом в две трети) и среднего количества лет обучения (с весом в одну треть). В таком виде показатель образованности является отражением состояния средств производства и олицетворяет технологическое развитие системы.

Таким образом, структура стратегий устойчивого развития Республики Беларусь должна содержать в себе ориентацию по трем взаимозависимым направлениям:

- предметном;

- социальном;

- технологическом.

Такая установка находится в полном соответствии с моделью функционирования национальной экономики, представленной на рис. 6, которая может стать основой для разработки конкретных планов устойчивого развития.

Вторая группа индикаторов уровня человеческой безопасности должна сигнализировать о возможности возникновения кризисных явлений. Для их определения необходимо установить определенные правила. Эти показатели могут учитывать:

- продовольственную надежность;

- нестабильность занятости и дохода;

- нарушения прав человека;

- этнические или религиозные конфликты;

- неравенство в развитии разных групп населения;

- военные расходы;

- и другие.

Особого внимания заслуживают вопросы широкомасштабного распространения нищеты, предупреждение которой связано с измерением таких явлений, как безработица, недоедание, неграмотность, низкий социальный статус женщин, ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию, высокий уровень рождаемости, заболеваемость и смертность, низкая экономическая производительность, несправедливое распределение природных ресурсов, деградация окружающей среды.

Разработка стройной системы измерения тенденций кризисных явлений является очень сложной задачей, и для обсуждения способов ее решения целесообразно привлечь самые широкие круги общественности с разной политической ориентацией.

Идеальное решение вопроса – создание легитимного Общественного центра измерений фактического уровня безопасности человека в Республике Беларусь, данные которого включались бы в официальные издания национальной статистики.

Введение в практику государственного планирования описанных двух групп социально-экономических измерений создаст необходимые условия для формирования в республике гражданского общества, даст возможность информировать международное сообщество о намечаемом кризисе, если соответствующую динамику примут измеряемые явления. Это в очередной раз будет доказывать открытость Беларуси для международного сотрудничества и, кроме того, уменьшит поток необъективной информации об истинном состоянии процессов ее развития.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.