Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией

2017-09-30 380
Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

В связи с этим знание современных представлений о симптоматике и механизмах стертой дизартрии, о методах ее коррекций является чрезвычайно важным для подготовки учителей-логопедов. Недостаточная разработанность проблемы коррекции нарушений при стертой дизартрии вызвала необходимость создания пособия, восполняющего пробелы в изучении данной формы речевой патологии.

Пособие состоит из двух глав.

В первой главе анализируются основные теоретические подходы к изучению и коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста, особенности этих нарушений и предлагаются методики их преодоления.

Во второй главе приводятся данные об особенностях лексико-грамматического строя речи и методика логопедической работы по его развитию у данной категории детей.

Глава 1
Коррекция фонетико-фонематических нарушений
у дошкольников со стертой дизартрией

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что фонетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович и др.).

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Впроцессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений решались следующие задачи:

— формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);

— формирование речевых навыков фонетически правильной речи, интонационной выразительности.

В процессе логопедической работы реализация указанных задач осуществляется в их единстве и взаимосвязи.

Система преодоления фонетико-фонематических нарушений включает в себя следующие разделы:

I. Развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата.

II. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях.

III. Формирование интонационной выразительности речи.

IV. Формирование восприятия устной речи.

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ

Для развития кинетической основы движений руки

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения

Развитие динамической координации рук

В процессе выполнения

УПРАЖНЕНИЯ

Определение положения губ

1. Произнести звук [И] перед зеркалом и определить, как двигаются губы при его произнесении.

2. Произнести звук [У] перед зеркалом и определить, как двигаются губы при его произнесении.

3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков [ИУ], [УИ] и определить последовательность движений губ при их произнесении.

4. Произнести звук [И] без зеркала и определить, какое движение совершают губы.

5. Произнести звук [У] без зеркала и определить, какое движение совершают губы.

6. Произнести без зеркала сначала звук [И], затем звук [У] и определить, как двигаются губы при их произнесении.

7. Определить звук по беззвучной артикуляции логопеда ([И] или [У]).

8. Определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков, произнесенных один за другим ([И]…[У], [У]…[И]) и произнесенных слитно ([ИУ], [УИ]).

9. Произнести слова, например: Ира, утро, иней, игры, умный и т. д. Определить, произнесение каких слов начинается с растянутого (или вытянутого) положения губ.

10. Рассмотреть картинки, назвать изображенное на них и разложить в два ряда: в первый — картинки, при назывании которых губы растягиваются в улыбку, во второй — вытягиваются вперед, например: утка, иглы, ухо, улица, ива и т. д.

11. По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и движение губ при его произнесении, например: Инна, Уля, искра, игры, улей и т. д.

12. По беззвучной артикуляции определить последний звук в слове и движение губ при его произнесении, например: найду, коньки, быки, какаду, очки, пойду и т. д.

13. По беззвучной артикуляции определить гласный звук в слове и движение губ при его произнесении, например: бур, мир, пир, тир, шнур, бум, гул, пил и т. д.

УПРАЖНЕНИЯ

Статические упражнения

УПРАЖНЕНИЯ

В процессе выполнения

Восприятие ритма

1. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

2. Прослушать серии простых ударов (// // // //, /// ///, //// //// и т.д. Определить количество ударов, предъявив карточку с 'записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

3. Прослушать серии акцентированных ударов (/ÈÈ/, / /, //ÈÈ// и т. д.). Определить, сколько и какие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

Воспроизведение ритма

1. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.

2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.

3. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.

4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи строится с учетом современных лингвистических представлений об интонации. Любое высказывание, независимо от его длительности, оформлено фонетически как некое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание таким образом, является интонация, которая имеет объективное лингвистическое значение.

Интонация складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики интонации взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.

Мелодика служит, во-первых, средством членения речевого потока и, во-вторых, средством для связывания отдельных его частей. Более чем другие компоненты интонации, мелодика определяет коммуникативный тип предложения.

Выделение какой-либо части высказывания является функцией другого компонента интонации — интенсивности. Выделить можно любую часть высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением.

Длительность (темп) как компонент интонации характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой и обусловлена содержанием высказывания, функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные; среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие основную смысловую нагрузку.

В оформлении высказывания важную роль играет и пауза, употребляемая в речи, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения связи между ними и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка.

Одним из компонентов интонации, служащих только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр (чистота, яркость звучания голоса) (Е. А. Брызгунова, Л. Р. Зиндер, Н. Д. Святозарова и др.).

С учетом вышесказанного логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами интонации, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности: 1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур; 2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи; 3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале; 4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

I ЭТАП. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

— показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

— познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется в пяти направлениях.

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй — выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

УПРАЖНЕНИЯ

Для развития силы голоса

1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса):

У—— У АУ—— АУИ—— УЗО——
О——О АИ—— ОУИ—— УЗА——
А——А ОИ—— ОУА—— АЗУ——
И——И УА—— УЭИ—— УЗУ——
Э——Э      
З——З      

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко):

О О О О А А А А И И И И Э Э Э Э У У У У В В В В З З З З АУИ АУИ АУИ АУИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУА ОУА ОУА ОУА ЭУИ ЭУИ ЭУИ ЭУИ АВА АВА АВА АВА АЗА АЗА АЗА АЗА

3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная артикуляция):

У У У У О О О О А А А А И И И И Э Э Э Э В В В В З З З З Ж Ж Ж Ж

 

ОУ ОУ ОУ ОУ АИ АИ АИ АИ ОИ ОИ ОИ ОИ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ УЖИ УЖИ УЖИ УЖИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ АЗА АЗА АЗА АЗА ЭУИ ЭУИ ЭУИ ЭУИ АВА АВА АВА АВА

4. Ослабление голоса, но без паузы:

УУУУ ЗЗЗЗ АУАУАУАУ УУУУ ЗЗЗЗ АУАУАУАУ

5. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:

УУУУУУУ ЗЗЗЗЗЗЗ
АЗААЗААЗААЗААЗААЗААЗА
УЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУ

6. Усиление голоса с увеличением длительности звучания:

А—А—А—А У—У—У—У О—О—О—О И—И—И—И Э—Э—Э—Э АУ—АУ—АУ—АУ ОИ—ОИ—ОИ—ОИ УА—УИ—УИ—УИ АУИ—АУИ—АУИ—АУИ ЭУА—ЭУА—ЭУА—ЭУА

7. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

А—А—А—А УИ—УИ—УИ—УИ
У—У—У—У ОА—ОА—ОА—ОА
О—О—О—О АУИ—АУИ—АУИ—АУИ
И—И—И—И ЭОА—ЭОА—ЭОА—ЭОА
Э—Э—Э—Э ОУИ—ОУИ—ОУИ—ОУИ

8. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:

1 2 3 4 5

9. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса:

5 4 3 2 1

10. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;

среда, четверг — шепот;

пятница, суббота — голос средней силы;

воскресенье — громко;

суббота, пятница — голос средней силы;

четверг, среда — шепот;

вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.

Произнесение предложений с изменением силы голоса:

мама ушла домой.

мама ушла домой.

11. «Эхо».

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.

В лесу кричу: «Ау! Ау!

А мне в ответ: «Ау! Ау!»

Горе кричу: «Ау! Ау!»

Гора в ответ: «Ау! Ау!»

12. «Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

Ударяй тихонечко: стук — стукстук (тихо),

И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).

Ударяй, сильнее: стукстук —стук (громко),

И тогда услышишь громкий звук (громко).

13. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

А совавсе ближе, ближе (голосом средней силы),

А совавсе ниже, ниже (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо):

Поиграй, дружок, со мной! (громко)

(С. Маршак)

Была (голосом средней силы)

тишина, тишина, тишина... (тихо)

Вдруг (громче)

грохотом (еще громче)

грома (громко)

сменилась она (голосом средней силы).

И вот уже дождик (голосом средней силы)

тихонько (очень тихо) —

ты слышал? (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).

(А. Барто)

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок (тихо).

Но подул вдруг ветерок —

Закружился наш снежок (громче).

Пляшут все пушинки.

Белые снежинки (громко).

 

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (очень тихо).

Ты лежишь и я лежу... (тихо)

Муха села мне на палец

И спросила: «Вы проспались?» (громко)

Пальцем муху я ловлю... (громко)

Засыпаю (тише).

Сплю (тихо).

Вдруг все громче голоса:

«Ой, оса! Летит оса!

Вон у Витьки на носу!

Ну, ловите же осу!» (громче)

Все несутся за осой,?

Витя прыгает босой.

Сто ребят и сто девчат

Все хохочут и кричат.

Настоящий тихий час! (громко)

Улетела прочь оса.

И замолкли голоса (тише).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (тихо).

Тихо тикают часы.

Это сон насчет осы?

Я осу во сне ловлю...

Сплю... (очень тихо).

(А. Барто)

УПРАЖНЕНИЯ

Для развития высоты голоса

Развитие высоты голоса осуществляется с помощью подражания звучанию различной высоты, а также движений рук и графических изображений.

 
 

1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.

 


2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и
 
 

трех звуков.

 

 
 

3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

 
 

 

6. Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.

Бьют часы,

Бьют часы: динъ ­ -дан ¯ -дон. ­

 

На дереве, на веточках

Воробышки сидят:

«Чирик ­ -чирик, ¯ чирик ­ -чирик, ¯

Чирик ­ -чирик» ¯ — кричат.

 

Бежал ручей по камешкам —

Бежал, ¯ бежал, ¯ бежал. ¯

Потом в глубокой лужице

Лежал, ­ лежал, ­ лежал. ­

 

Дали туфельку слону, ­

Взял он туфельку одну ­

И сказал: «Нужны пошире, ¯

И не две, а все четыре» ¯

(С. Маршак)

7. «Вопрос — ответ».

Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

Ну, Весна, как дела? (высоко)

У меня уборка, (низко)

Для чего тебе метла? (высоко)

Снег мести с пригорка, (низко)

(О. Высотская)

Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко)

Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко)

 

Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко)

Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко)

 

Был сапожник? (высоко)

Был. (низко)

Шил сапожки? (высоко)

Шил. (низко)

Для кого сапожки? (высоко)

Для пушистой кошки, (низко)

 

Почему корова эта

Маленького роста? (высоко)

Это жеребенок.

Это жетеленок, (низко)

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

УПРАЖНЕНИЯ

Для освоения ритмики слова

1. Произнесение односложных слов:

а) простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т. д.;

б) со стечением согласных: сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк и т. д.;

в) в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.

2. Произнесение пар слов с гласными [У], [Ы], [И], находящимися в ударной и безударной позиции:

а) слова с гласными в ударном и предударном слогах: супсупы, листлисты, кусткусты, лислиса, зудзудит и т. д.;

б) слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам — сами, сок — соки, сольсоли, зубзубы и т. д.;

в) слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове: умный, устный, улица, удар, урюк, уроки, изучать, музыкант, август, градус, выпуск и т. д.

3. Произнесение пар слов с гласными [Э], [О], [А], находящимися в ударной или безударной позиции.

Гласный звук [Э]:

а) в первом предударном слоге: цветцветы, смехсмешной, взглядглядеть, стеныстена, взялвзяла, связьсвязать и т. д.;

б) во втором предударном слоге: серый — серебро, белыйбелизна и т.д.;

в) в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать и т.д.;

г) в заударном слоге: занятьзанятый, девятыйдевять, смотретьпросмотренный и т. д.;

д) в различной структуре слов: веселый, зеленый, секрет, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, вывесить, зверинец, земляника, путешественник и т. д.

Гласные звуки [А], [О]:

а) в первом предударном слоге: самсама, стар -старик, столстолы, мостмосты, домдома и т. д.;

б) во втором предударном слоге: самасамолет, создатьсоздавать, сказатьрассказать, балетбалерина и т. д.;

в) в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание и т. д.;

г) в заударных слогах: мороззаморозки, золотойзолото, словаслово, сказатьвысказать и т. д.

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д.;

б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода. И т. д.;

в) с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. И т. д.;

г) в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.

УПРАЖНЕНИЯ

Выражающей завершенность

УПРАЖНЕНИЯ

1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

а. Резкое повышение тона в односложном слове:

твой? — твой сок? суп? — твой суп?

стол?там стол? нос?это нос?

дом?твой дом? сад?там сад?

сам?ты сам?

б. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

солдаты?там солдаты?

в столовой?он в столовой?

старушка?— идет старушка?

снежинки? летят снежинки?

в. Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

этот?этот сад? очень?очень вкусно? весело?вам весело? ласковый?ласковый кот?

г. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

письмо? — вам письмо?
хорошо? — здесь хорошо?
далеко? — тебе далеко?
коньки? — твои коньки?

д. Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать?

Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?

Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

2. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.

а. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

б. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

Примерный речевой материал:
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
(К. Чуковский)
Куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?
(К. Чуковский)
Что за шум? Что за вой?
Как ты смеешь тут ходить,
По-турецки говорить?
Крокодилам тут ходить воспрещается.
(К. Чуковский)

 

Который час? Двенадцать бьет. Кто вам сказал? Знакомый кот. А мышка где? В своем гнезде. Чем занята? Штанишки шьет. Кому? Супругу своему. А кто ее супруг? Барон Кукарекук. (Французская песенка)

 

  Что мне делать?
  Как мне быть?
  Отвернулись все ребята,
  Не хотят со мной дружить.
  Что делать после дождичка?
  По лужицам скакать.
  Что делать после дождичка?
  Кораблики пускать.
  Что делать после дождичка?
  На радуге качаться.
  Что делать после дождичка?
  Да просто улыбаться.
  (В. Данько)
  Черная курочка,
  Куда ты пошла?
  На речку.
  Зачем ты пошла?
  За водичкой.
Зачем тебе водичка?  
Цыпляток поить.  
Как цыплята просят  
Пи, пи, пи...  
(Потешка)  
     

3.Работа над интонацией восклицательного предложения

В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания:

Но, увидев усача,
Ай! - Ай! - Ай!
Звери дали стрекоча.
Ай! – Ай! - Ай!
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися.
...Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача.
Закричала сгоряча:
Разве это великан?
Ха!-Ха!-Ха!
Это просто таракан!
Ха!-Ха!-Ха!
(К. Чуковский)
Гуси начали опять
Па-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!
Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!
Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!
Лошади заржали:И-И-И!
Мухи зажужжали: Ж-Ж-Ж!
Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!
А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!
Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!
Мурочку баюкают
Милую мою:
Баюшки-баю!
Баюшки-баю!
(К. Чуковский)
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки тук!
И постукивают.
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки хрюки хрюки хрюк!
(К. Чуковский)
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две маленькие девочки
Смотрят и смеются:
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Ой! Как жалко петуха!
Бабка охает и стонет:
Ой! Белье мое утонет.
Ой! Попала я в беду.
Ой! Спасите! Пропаду!
(С. Михалков)

2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно). Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.

Катит лыжа впереди,
Яза лыжей позади.
Я кричу ей: «Погоди!
Лыжа, лыжа, не кати!»
Я кричу ей: «Хватит!»
А она все катит.
Правую лыжу
Я уже не вижу.
(Э. Мошковская)
«Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой
В каждом я и ты со мной.
Посмотри-ка, посмотри!»
Просит маму Галка.
Ой, а где же пузыри?
Лопнули, как жалко.
( Ф. Бобылев)
И вскричал Гиппопотам:
Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги.
Выходите из берлоги
И врага на рога
Поднимите ко!
(К. Чуковский)

 

Бармалей, Бармалей, Бармалей!  
  Выходи, Бармалей, поскорей!
  Этих гадких детей, Бармалей, Не жалей, Бармалей, не жалей! (К. Чуковский)
     

 

 

Не плачь! Не плачь!
Куплю калач'
Не плачь, дорогой!
Куплю другой!
Не плачь, не кричи'
Куплю три!

УПРАЖНЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

По формированию лексики

Многозначность слова

44. «Слова-близнецы».

Логопед читает детям стихотворение и предлагает сказать, какие слова произносятся одинаково, но имеют разное значение.

Шел я с сумкой за плечом. Вижубьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду. Как домой я попаду? (В. Лифшиц)

45. «Составь предложение».

Логопед называет детям словосочетание и предлагает составить с ним предложение. Примерный речевой материал:

прозрачный ключ; острая коса; острые ноготки; хвойные леса; неглубокая норка; сломанный ключ; песчаная коса; душистые ноготки; строительные леса; пушистая норка.

46. «Продолжи словесный ряд».

Логопед называет слово и предлагает детям придумать как можно больше слов, которые можно сказать с названным.

Примерный речевой материал:

бежит: время, река, человек, собака, зерно из мешка, ручеек, песок сквозь пальцы, молоко из кастрюли;

проходят: годы, страхи, люди, боли;

золотые: серьги, деньки, времена, украшения, руки, люди, листья;

играет: человек, инструмент, шахматист, отражение в воде;

идет: дело, время, человек, дождь, успех, разговор, бой;

шумит: дождь, самолет, улица, ребенок, слава, водопад, толпа людей;

свежая: рыба, новость, газета, книга, постель, рубашка, еда.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

Винительный падеж

16. «Закончи предложение».

Логопед демонстрирует детям поочередно картинки. Дети рассматривают картинку и заканчивают предложение, начатое логопедом.

Примерный речевой материал:

Корова жует... (траву).

Лошадь жует... (траву, сено, овес).

Собака грызет... (кость).

Кошка лакает... (молоко).

Белка ест... (орехи).

Заяц грызет... (кору).

17. «Экскурсия».

Логопед предлагает детям представить, что они отправились на экскурсию во фруктовый сад. Демонстрируется картинка с изображением фруктового сада, и детей просят ответить на вопрос: что они увидели в саду? При необходимости перед детьми могут раскладываться картинки с изображением фруктов. Ребенок, отвечая на вопрос, заданный логопедом, говорит: «Я увидел яблоко (яблоню), грушу, сливу, виноград...». Затем кладет картинку изображением вниз. Аналогичная экскурсия проводится в огород, лес, магазин игрушек и т. д.

18. «Кто кого обгонит?»

Логопед демонстрирует детям попарно картинки с изображением животных, транспорта, людей и задает вопрос: кто кого обгонит?

Примерный речевой материал:

Заяц и черепаха... (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея... (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолет... (Самолет обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед... (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина... (Машина обгонит человека).

19. «Кто что любит?»

Детям демонстрируются предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?

Примерный речевой материал:

Корова любит... (траву). Белка любит... (орехи).

Собака любит... (кость). Волк любит... (мясо).

Кошка любит... (молоко). Медведь любит... (мед).

Курица любит... (зерно). Заяц любит... (морковку).

20. «Закончи предложение».

Логопед начинает предложение и просит ребенка закончить его, отвечая на поставленный вопрос. После этого ребенок должен произнести предложение целиком.

Примерный речевой материал:

Почтальон разносит (что?)...

Учитель учит (кого?)...

Повар варит (что?)...

Врач лечит (кого?)...

Парикмахер стрижет (что?)...

Пастух пасет (кого?)...

Машинист ведет (что?)...

Водитель возит (кого?)...

Водитель ведет (что?)...

Художник рисует (кого?)...

Художник рисует (что?)...

Мышка боится (кого?)...

Образец ответа: Почтальон разносит (что?)... почту (письма, газеты, журналы). Почтальон разносит почту (письма, газеты, журналы).

21. «Рыболов».

На удочку с магнитом ребенок «вылавливает» предметные картинки и называет, кого (что) он поймал.

Образец ответа: Я поймал... рыбку.

Картинки:

рак, рваный ботинок, морская звезда, сом, консервная банка, медуза, морской конек, щука, головастик, бутылка.

22. «Подбери пару».

Логопед называет слова и предлагает детям подобрать к ним пару, соответствующее слово, отвечающее на вопрос «кого?» или «что?»

Примерный речевой материал:

Жду...; догоню...; ловлю...; спрашиваю...; кормлю...

Читаю...; рисую...; поливаю...; покупаю...; варю...

23. «Исправь ошибки Незнайки».

Логопед рассказывает детям о том, как Незнайка ходил в зоопарк. Ему там очень понравилось. Своими впечатлениями Незнайка поделился со своим другом Пончиком, но допустил в рассказе много ошибок. Логопед предлагает детям помочь Незнайке исправить ошибки.

Зоопарк

Я ходил в зоопарк. Там я видел огромный слон, полосатая зебра


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.311 с.