Пятый вопрос: религия Древней Индии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Пятый вопрос: религия Древней Индии

2017-09-30 251
Пятый вопрос: религия Древней Индии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература

1) Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 2001 (и др. издания)

Индская цивилизация прославлена двумя культурами: Мохенджо-даро и Хораппа Это провинции. Индская цивилизация – третья в мире после Двуречья и Египта, она была сильна и имела свои особенности. Трудно определить хронологические рамки цивилизации: ее подъем и упадок в разных местах происходил в разное время, для датировки использовался радиоуглеродный метод. Примерная датировка 2300 – 1500 годы. Датировка приблизительна. Дискуссионный вопрос о происхождении цивилизации. Две гипотезы:

1) Индская цивилизация обязана происхождением цивилизации Двуречья;

2) Это автохтонная – местная цивилизация. Ныне это преобладающая точка зрения.

Существует проблема этногенеза. На раскопках находят представителей разных рас, большинство из них – европеоиды. Еще есть проблема дешифровки письменности. Письменность не дешифрована. По основному предположению, это язык драведийской языковой семьи. Европейцы узнали об Индии после Александра Македонского, но изучать ее стали в Новое время. Тогда Индия стала британской колонией. В 1817 создается археологическая служба Северной Индии, начинаются первые раскопки.

1922 – выходят первые ученые труды по истории Индии, ей интересуются ученые Франции и Германии

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Первые поселения появились в долине Инда ок. 6000 лет назад, но эти культуры существовали в 2300-1500 гг. до н.э. Центрами раскопок они стали в 1921-22 гг. При этих раскопках археологи не обнаружили укреплений (цитаделей, стен) и нашил мало оружия, не нашли храмов и дворцов. Было выдвинуто предположение, что такие города представляли собой олигархические торговые республики. Считали, что среди жителей городов не было имущественной цивилизации и что они не воевали. Впрочем, после военные раскопки, начавшиеся в 1946 показали, что эта картина не верна. Стало ясно, что каждый город имел хорошо укрепленную цитадель. Она находилась в стороне от основного поселения. Ее использовали для оборонительных, административных и религиозных целей. Культура Хараппа и Мохенджло-даро включала не только эти поселения, они были раскопаны первыми. Культура характеризуется несколькими чертами:

1) Единообразие единиц мер и веса;

2) Единообразие планировки городов и улиц

3) Единообразие размеров кирпичей, из которых были сложены здания.

Скорее всего, существовало одно централизованное государство. Впрочем, едва ли это была деспотическая монархия или теократия. Для таких выводов слишком мало информации. Индская цивилизация – культура бронзового века, было найдено много ножей, топоров, весов и даже медных зеркал. Жители знали плавку, ковку и даже литье. Также плавили серебро и свинец. Ювелиры использовали их для изготовления украшений (сережек, бус, колец). В качестве поделочного амтериала исчпользовали серебро, свинец, перламутр, был известен гончарный круг. Керамика Была гладкая и расписная, последняя покрывалась красным грунтом. Была развита торговля, найдены весы и гири. Нет сомнений, что жители индских городов поддерживали связь с Двуречьем, но не проявляли склонности заимствовать технические новинки. Местом общения был остров Бахреин, там находят круглые каменные печати. Из индской цивилизации в Двуречье шли хлопчатые ткани. В шумере был найден оттиск ткани с арабской печатью.

Индская цивилизация городская, планировка единообразна. Застройка отличается консерватизмом. По мере того, как из-за периодических наводнений слой земли повышался, новые дома сооружались на месте старых домов. В Мохенджо-даро было раскокано 9 слоев застроек, расположение улиц было одинаково. Города были очень крупными. В Мохенджо-даро было 100 000 и более человек. Индские города отличались перпендикулярной планировкой: улицы пересекались под прямыми углами, шли параллельно друг другу. Ширина улиц доходила до 10 м. Главные улицы были прямыми, они разделяли город на кварталы, внутри которых существовала сеть переулков. К западу от города находилась цитадель. Она представляла искусственную платформу высотой в 10 м. Она была защищена зубчатыми стенами, внутри их возводились общественные здания. К востоку от цитадели располагался собственно город, жилые дома. Ни в одном из городов не было найдено ни одного каменного здания, материаплшом был стандартный обожженный кирпич хорошего качества. Из него строились жилые и официальные здания. В Вавилонии даже в более поздний период редко использовался такой кирпич. Дома строились в 2-3 этажа, все по одному плану. Внутри – прямоугольный двор, вокруг которого несколько комнат. При этом окна выходили во двор. Улица – чередование кирпичных стен. Размер нижнего этажа – примерно 200 м2. Были и постройки более крупного размера, в Индских городах было много зажиточных семей, и средние слои были более многочисленные, чем в Шумере. Найдены жилые постройки меньшего размера, жилища работников. Они представляли собой параллельные ряды двухкомнатных построек, в Мохенджо-адор площадь комнаты была около 20 м2, в Хараппа больше. Почему это жилища работников? В Хараппе они были рядом с рядами, где мололи зерно. В домах были комнаты для омовения. Омовения совенршадли стоя, лили воду из кувшинов себе на голову. Комнаты эти имели водосмточные трубы с выходом в цивилизацию. Канализация выходила по главным улицам, вела к сточным ямам. Канализационная система – самое впечатляющее достижение цивилизации, даже в Древнем Риме такой системы стока не было! Одно из самиых замечтаельных зданий – купальня или бассейн. Она была построена из кирпича, и его окружал аркада и ряд маленьких комнат. Возможно, наличие бассейна связано с верой людей в очистительное свойство воды. Самое большое из раскопанных зданий – 1400 кв. м. Возможно, это дворец.

Из других крупных построек можно назвать большое зернохранилище. Вероятно, именно там хранилось зерно, собиравшееся в качестве налога. Из культур были пшеница, ячмень, горох. В числе постоянно возделывавшихся культур не было риса, даже в неолитическом Китае в это время не выращивали рис. Но дикий рис был известен, главным образом в восточной Индии. Но это не культура Хараппа и Мохенджо-Даро. Основной масличной культурой был сезам – кунжут. Они впервые начали культивировать хлопок. Скорее всего, выращивали такой вид хлопчатника, который теперь не культивируют. Из домашних животных выращивали безгорбых и горбатых коров. Также разводили буйволов, овец и волов, козлов, слонов. Индийские слоны считались более поддающимися обучению, чем африканские. Вероятно, что наиболее тшгироко признанным и самым ценным прирученным животным быфла домашняя птица: все виды современной домашней птицы происходят из домашних птиц индийских джунглей, например, курица. Вероятно, впервые она была приручена жителями долины Ганга, затем попала в Китай и Мекку. Также население занималось охотой на диких животных, значительную роль в хозяйстве играло рыболовство. В качестве средства передвижения использовали двухколесные повозки. Они не сохранились, но найдены глиняные и медные модели. В них впрягали быков. По воде плавали на гребных лодках и на парусных судах.

Основное население – люди среднего роста с каштановыми волосами, европеоидного вида, с прямыми волосами. Впрочем, были люди с вьющимися волосами и темной кожей (негроиды), были и монголоиды, но совсем редко.

Интерес представляет погребальный обряд харрапцев: большинство погребений – измельченные человеческие кости, помещенные в специальные сосуды. В некоторых изображены птицы, изображающие павлинов, и в их желудках изображены человечки. Скорее всего, трупы оставляли на съедение хищным птицам, а потом кости измельчали, помещали в сосуды и хоронили. Находили погребения в виде трупоположения в прямом положении. Вместе с умершим в могилу клали много сосудов и предметов.

Что касается религиозных верований, в Хараппе и Мохенджо-Даре не были раскопаны храмы (по крайней мере, нет и одной постройки, про которую можно сказать, что это храм), Может быть, их не нашли, может быть, их назначение не поняли. По религии судят по предметам мелкой пластики. Скорее всего, немаловажную роль в религии играла богиня мать (много мелких глиняных фигурок женщины), Также изображения предполагаемых богов встречаются в печатях: на одной изображено божество с тремя львицами и богом. Судя по печатям, почитали деревья: например, священную смаковницу – а также некоторых животных (слонов). Часто встречаются печати: обычно печать представляла собой квадратную или крупную пластинку из мягкого камня, который покрывали резьбой и обжигали.

В городах обнаружено около 2000 печатей, и, скорее всего, у каждого человека была своя печать. Иногда на предметах имеются краткие надписи из 10, реже из 20 знаков. Это почти единственные сколько-нибудь значимые образцы письменности. Видимо, писчим материалом служила кора или ткань, потому дошли письмена только на печатях и на металлическом оружии. Из-за отсутствия пространных текстов и двуязычных надписей попытки дешифровки нельзя назвать успешными. Установлено, что письменность носила слоговый характер. Известно около 400 знаков. Писали Горизонтальными строками, скорее всего, справа налево. Есть предположение, что письменность индской цивилизации возникла под влиянием шумерской. Индская цивилизация мало связана с письмом народов ДВ, но имеется большое сходство с письмом жителей острова Пасхи, но растение во времени и в пространстве между народами велико, потому мало реальна возможность контактов.

Индская цивилизация не ограничивалась территориями поселений Хараппа и Мохенджо-Даро, было найдено еще 200 древних поселений. Возможно индская цивилизация зародилась там, возможно, пришла туда из Мохенджо-даро. Найдены они были в долине Инда, в верховьях Ганга. Но в первой половине 1 тыс. цивилизация приходит в упадок по не известным причинам. Города угасали не одновременно, и создание цивилизации началось заново. Характерные черты Индской цивилизации:

1) Культура бронзового века;

2) Наличие торговых связей с Двуречьем;

3) Городская цивилизация (консерватизм в застройке);

4) Культивирование хлопка

5) Одомашнивание птицы;

6) Канализация;

7) Особенные погребения в виде размельченных костей, положенных в сосуды;

8) Большое количество частей.

ВТОРОЙ ВОПРОС. 5-4 тыс. – общий Индо-европеский период. Но остается спорным вопрос о прародине индоевропейских народов. Он остается открытым Основных точек зрения три:

1) Индо-европейские племена населяли балкано-карпатскеий регион;

2) Территорию восточной Анатолии, южный Кавказ и Северная Месопотамия;

3) Степи к северу от Черного и Каспийского морей (южнорусские степи).

Наиболее приемлемой и обтекаемой является формулировка авторов «Истории Европы», 1988: Ареал от Карпат до Ирана и Восточнее. На определенной части этой территории может лаколизоваться Индо-европейская цивилизация.

Рубеж 4-3 тыс. – распад Мндо-европейсчко общности. Одни племена двинулись в Малу3ю Азию, вторые в Прибалтику, третьи на территорию Польши и Белоруссия, и четвертые – в индию (индо-арии).Среди этой части индо-европейсчких племен был распространен термин «арий» – благородный. Возможно, так называли человека, знавшего в этих племенах руководящий термин. Из—за этого термина эти племена называют арийскими. Нужно отметить, что термин этот этнический, социальный, лингвистический, но не расовый! Арийская раса не существовал. Согласно, арийской расе, существовавшей в Германии, арийские племена – белая раса – массово вторглись в индию и истребили неполноценных аборигенов, не способных к развитию. Действительно, пришли те, кто считал себя ариями, но культура доарийско населения была выше, чем у пришельцев. Возникает вопрос: разрушали ли индоа-арии индскую цивилизацию? Вряд ли. Скорее всего, арийские племена просачивалась на территорию Индии постепенно, потоми это проникновение произошло в 13-14 вв. до н.э., то есть культуры разделяет 100 лет! Арийское вторжение было долговременным и вовлекло много племен. Период индской цивилизации изучается по археологическим находкам, то первая половина второго и начало первого – по литературным. Главные памятники того периода – веды. По названию памятников этот период в истории индии называется ведическим периодом. Для этого периода археологических данных немного, значительных городов у ариев не было. Из ригведы мы узнаем, что творцы этих мифов пришли с запада. В определении родственных связей племен большую роль играет лингвистика, ведийский язык сходен с рядом индоевропейских племен, в т.ч. со славянским. Близки числительные, спряжения глаголов, существительные. Скорее всего, предки всех индо-европескийх народов жили в индии. Их литературных памятников мы имеем представление о жизни и занятиях ариев. В основном, они были скотоводами, но племена их были полуоседлыми: скотоводы-земледельцы. Они были знакомы с металлом и знали ремесло. Придя в новую местность, арии в ней оседали, строили деревни, заселяли поля ячменем и жили. Потом, когда поля переставали рожать, люди переезжали. Самое важное место занимал скот: люди молились о пополнении скота, захватывали скот, даже цены исчислялись в головах скота. Главное богатство – крупный рогатый скот, но нет сведений, что корова почиталась как священное животное. В Ведах говорится, что корова не предназначена для употребления, но это не говорит о культе коровы. Коров и быков ели. Корова считалась ценной военной добычей, война на ведийском языке – «поиски коров». Также, вероятно, много в жизни ариев значила лошадь, но лошадей использовали для военных целей. Пахали на быках. Важное значение имеет земледелие, но оно считается плебейским занятием. Для обозначения зерна использовалось только слово «ява», сначала им обозначали виды культурных злаков. Встречается упоминание о пахоте и жатве. Сомнительно, что арии были знакомы с ирригацией. Несмотря на то, что арии не создали городской цивилизации, их материальная культура достигла высокого развития. Они могли обрабатывать бронзу, железо пока не использовалось. Была известна выделка из кож и из шерсти. К моменту вторжения в индию арии находились на высшей ступени родового строя. Во главе племени стоял племенной вождь – раджа. Его власть была несколько ограничена племенным советом – саммети. Отдельные племена могли объединяться в союзы, даже племенное общество знало прообраз сословий. В самых ранних гимнах упоминается кшатра – племенная знать. Рядовые члены племени назывались виш. Посмле вторжения в индию арии переходят к оседлой жизни, смешиваются с местным населением, усваивают институты цивилизованного общества, что привело к ускорению социальной стратификации. Образуются 4 главных сословия – варны (цвет).

1) Брахманы (жрецы) – высшая варна

2) Кшатрии – воины;

3) Вайшьи – земледельцы. В эту варну входили ремесленники и мелкие торговцы

4) Шудры – слуги.

Понятие касты употребляется к другим социальным группам. В гимнах Ригведы говорится, что варны произошли от мифического первого человека по имени Туруша. Таким образом, в древнеиндийских текстах варны не делятся по расовому признаку. В самой поздней книге Ригведы институт варн получает религиозное происхождение. Варны становятся наследственными, и переход из одной варны в другую невозможен. Возможно, праобраз такого деления существовал в индской цивилизации. Об этом говорят печать со жрецами. Члены трех высших варн проходили обряд инициации, Шудры не имели прав занимать должности и на землю, не могли читать и слушать веды. Шудры – не варна рабов, рабы не входили ни в одну варну и обозначались термином даса. Первые государства оформились в долине Ганга в 1 тыс. до н.э. Большинство их были монархии, но встречались и республики. Республики назывались гана и сангха. Высмшая знать носила титул раджа, в монархиях этот титул носил царь.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Следующий период – 5-3 века до н.э. Это буддийский период Буддизм был официальной религией, которую поддерживали Маурьи. Цивилизация этого времени была создана 6не только индо-ариями, потому не является чисто индо-арийской. В ней слились многие местные племена, находившиеся на стадии неолита. К 6 веку в индии оформилось много самостоятельных государств: на северо-востоке индии их было 16, ведущим из них было Магадха в долине Ганга, столица – город Раджагриха. В 345 году воцаряется династия Нандов. Нагатха стала центром создания крупной державы в Индии. О ней в источниках говорится с неприязнью, это была династия шудр, обычно царями были кшатрии. Воцарение шудр повлекло напряженную обстановку в стране. Империя нандов охватывала слишком большую территорию, чтоб быть стабильной. Сам факт объединения имел значение. На северо-западе была другая ситуация: там были небольшие объединения и государственные образования. Ряд областей вошел в состав Персии и был завоеван Ахеменидами. Судя по источникам, их подчинил Кир. Затем они были захвачены Александром Македонским. Покинув Индию, он оставил тут гарнизоны.

317 – воины этих гарнизонов покидают Индию, и в том же году организована династия Маурьев. Ее основателем был Чандрагупта.

 


21.12

ТЕМА 10: ДРЕВНИЙ КИТАЙ

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ. КИТАЙ В 8-3 ВВ. ДО Н.Э.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.