Осуществляющие уголовное преследование — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Осуществляющие уголовное преследование

2017-09-30 315
Осуществляющие уголовное преследование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(СТАТЬИ 34 - 39)

 

Е.В.КУНИЦА,

главный специалист

ГУ "Научно-практический центр

проблем укрепления законности

и правопорядка Генеральной

прокуратуры Республики Беларусь"

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 3 февраля 2014 г.

 

Статья 34. Прокурор

 

Комментарий к статье 34

 

1. Прокуратура Республики Беларусь (далее - прокуратура) представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов. Задачи и направления деятельности прокуратуры закреплены в статье 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь" (далее - Закон о прокуратуре).

2. Исходя из п. 32 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) в уголовно-процессуальном смысле под прокурором следует понимать действующего в пределах своей компетенции Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, начальников управлений (отделов) и их заместителей, прокуроров управлений и отделов. Аналогичное определение содержит ст. 3 Закона о прокуратуре.

3. В пунктах 1, 4, 5 и 6 комментируемой статьи перечислены и раскрыты основные направления деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве, а именно:

осуществление уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства;

поддержание государственного обвинения в суде;

осуществление надзора за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания.

Помимо обозначенных закон возлагает на прокуроров в сфере уголовного судопроизводства осуществление и иных функций, в частности осуществление координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 12 Закона о прокуратуре), а также осуществление международного сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями (ст. 15 Закона о прокуратуре), что реализуется в виде конкретных полномочий прокурора.

4. Прокурорский надзор является основной функцией (направлением деятельности) органов прокуратуры, которая состоит в осуществляемой от имени государства деятельности специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров по обеспечению соблюдения требований действующих на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов путем принятия мер к предупреждению, выявлению и пресечению нарушений указанных требований, а также причин этих нарушений и условий, им способствующих, восстановлению нарушенных прав и свобод физических и юридических лиц, привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания (далее - надзор на стадии досудебного производства) является одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры, что определяется, прежде всего, тем обстоятельством, что деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию и расследованию преступлений существенным образом затрагивает права и законные интересы участников уголовного судопроизводства и зачастую связана с ограничением конституционных прав и свобод граждан.

Обеспечение соблюдения прав и свобод личности в условиях ее причастности к производству по уголовному делу является одной из приоритетных задач в деятельности органов прокуратуры, поскольку нарушения таких прав и свобод влекут за собой тяжелейшие, иногда непоправимые последствия для граждан, способны причинить невосполнимый вред как участникам уголовного процесса, так и авторитету государственной власти в целом.

Вместе с тем при осуществлении надзора за исполнением закона на досудебных стадиях органами прокуратуры должна быть обеспечена также защита интересов общества и государства в части реализации уголовно-правового принципа неотвратимости ответственности, с тем чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности.

5. Смешанная модель уголовного процесса, при которой обвинение формируется в ходе досудебного производства органами уголовного преследования, а затем поддерживается государственным обвинителем - прокурором в судебном заседании, обуславливает необходимость активной роли прокурора в досудебном производстве. Уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора обязанность по осуществлению постоянного надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, незамедлительному принятию мер прокурорского реагирования при выявлении допущенных нарушений.

6. В ходе осуществления надзора на стадии досудебного производства прокурор выступает гарантом реализации назначения уголовного судопроизводства, законности и установленного порядка приема, рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях, а также расследования преступлений, соблюдения прав и свобод участников уголовного процесса, обеспечивает единообразное понимание и неукоснительное следование предписаниям уголовно-процессуального закона.

7. Предметом надзора за исполнением закона на стадии досудебного производства является соответствие УПК правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц (ст. 30 Закона о прокуратуре).

8. Прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности, используя при этом спектр полномочий, который прямо предусмотрен уголовно-процессуальным законодательством.

9. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что объемы полномочий прокурора по надзору за законностью процессуальной деятельности органа дознания и органа предварительного следствия имеют существенные различия.

Так, по отношению к органу дознания прокурор наделен как сугубо надзорными полномочиями (например, санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; санкционировать проведение ряда следственных и процессуальных действий; отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания и лица, проводящего дознание), так и полномочиями, позволяющими в значительной мере воздействовать на процесс расследования (например, давать органу дознания и лицу, проводящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, применении мер по обеспечению безопасности).

Часть 4 комментируемой статьи содержит прямое указание на осуществление прокурором процессуального руководства и надзора за деятельностью нижестоящего прокурора, производящего предварительное следствие.

Наделение прокурора полномочиями по осуществлению процессуального руководства означает в том числе наличие у него широких возможностей влиять на организацию, тактику и методику предварительного расследования.

9.1. В то же время объем полномочий, которые предоставлены УПК прокурору при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органа предварительного следствия (следователя), ограничен преимущественно надзорными полномочиями (за исключением права продлевать срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении, срок предварительного расследования, которое рядом авторов трактуется как относимое к руководству расследованием).

Таким образом, в данном случае пределы прокурорского надзора ограничены проверкой законности процессуальной деятельности органа предварительного следствия (следователя). Вопросы организации, тактики и методики предварительного следствия в предмет прокурорского надзора не входят.

10. Действующее законодательство не содержит конкретного перечня вопросов, входящих в предмет прокурорского надзора на стадии досудебного производства.

Представляется, что закрепление такого перечня вряд ли возможно и целесообразно в силу широкого спектра направлений деятельности прокурора в рамках данной отрасли надзора, однако с определенной долей условности можно выделить следующие группы таких вопросов:

- исполнение закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, законность принятых решений о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовных дел;

- законность решений о привлечении лица в качестве подозреваемого, обвиняемого, соблюдение закона при уведомлении лица о подозрении в совершении преступления, предъявлении обвинения;

- законность применения мер процессуального принуждения;

- соблюдение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в том числе лиц, потерпевших от преступления;

- исполнение закона при продлении и исчислении сроков дознания и предварительного следствия;

- исполнение закона при производстве следственных и иных процессуальных действий;

- законность и обоснованность решений, принимаемых органом уголовного преследования, о приостановлении и прекращении предварительного расследования, об окончании предварительного расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд.

11. При осуществлении надзора на стадии досудебного производства прокурор наделен правом использовать такие меры прокурорского реагирования, как вынесение постановления с учетом требований п. 2 ст. 40 Закона о прокуратуре (ч. 4 ст. 34, п. 5 ч. 5 ст. 34 УПК), а также вынесение требования начальнику следственного подразделения об устранении нарушений законодательства, допущенных следователем в ходе предварительного следствия (п. 11 ч. 5 ст. 34 УПК).

В контексте п. 24 ст. 6 УПК под постановлением понимается решение, вынесенное прокурором при производстве по материалам или уголовному делу.

Требование прокурора как форма прокурорского реагирования является новой категорией в отечественном уголовном процессе и представляет собой обязательное к рассмотрению письменное требование начальнику следственного подразделения, начальнику органа дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в ходе дознания, предварительного следствия (п. 46-1 ст. 6 УПК). В то же время в уголовно-процессуальном законе отсутствует регламентация сроков рассмотрения требования прокурора начальником следственного подразделения, а также порядка обжалования.

12. Надзорная деятельность прокурора носит инициативный характер, независимый от наличия сведений о допущенных нарушениях.

В ряде случаев уголовно-процессуальный закон возлагает на орган дознания, следователя обязанность по направлению прокурору копий принятых процессуальных решений (например, постановления о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела (ч. 2 ст. 175 и ч. 2 ст. 178 УПК), постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования (ч. 4 ст. 251 УПК)). Поступление копий указанных процессуальных документов является основанием для проверки законности и обоснованности принятых процессуальных решений.

13. Надзорная деятельность прокурора по отношению к органу предварительного следствия носит преимущественно характер последующей проверки законности принятых процессуальных решений и совершенных процессуальных действий, тогда как по отношению к органу дознания и нижестоящему прокурору, производящему предварительное следствие, эта деятельность может иметь и превентивную направленность.

14. Традиционно в научной литературе выделяются три общие группы надзорных полномочий прокурора: полномочия по выявлению нарушений закона; полномочия по устранению нарушений закона; полномочия по предупреждению нарушений закона.

Полномочия, которыми наделен прокурор на стадии досудебного производства уголовного процесса, также возможно разделить на 3 группы.

14.1. Так, среди полномочий, позволяющих прокурору выявлять нарушения закона, можно отметить следующие:

письменно истребовать от нижестоящего прокурора, следователя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы (п. 1 ч. 5 комментируемой статьи);

разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда (п. 10 ч. 5 комментируемой статьи).

Весьма эффективным средством выявления нарушений закона является предусмотренная УПК обязанность следователей и органов дознания сообщать прокурору о наиболее важных процессуальных решениях, принятых при производстве по делу, и направлять ему копии соответствующих постановлений и корреспондирующее этой обязанности право прокурора требовать предоставления ему соответствующей информации.

14.2. Полномочиями по предупреждению нарушений закона прокурор наделен в настоящее время преимущественно по отношению к органу дознания, лицу, производящему дознание, и нижестоящему прокурору, производящему предварительное следствие. В числе таких полномочий - право давать обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности. Соответствующими процессуальными полномочиями по отношению к следователям наделены начальники соответствующих следственных подразделений.

14.3. Полномочия по устранению нарушений закона:

отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания (п. 5 ч. 5 комментируемой статьи);

выносить требование начальнику следственного подразделения, органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в ходе дознания, предварительного следствия (п. 11 ч. 5 комментируемой статьи);

возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю со своими письменными указаниями, обязательными для исполнения, о производстве дополнительных следственных и других процессуальных действий (п. 15 ч. 5 комментируемой статьи);

направлять уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю для производства дополнительно предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела при постановлении оправдательного приговора за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если лицо, совершившее преступление, остается неустановленным, либо для производства предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела, выделенного в отдельное производство в связи с оправданием обвиняемого по отдельным пунктам обвинения за недоказанностью участия в совершении преступления или при оправдании одного из нескольких обвиняемых за недоказанностью участия в совершении преступления (п. 16 ч. 5 комментируемой статьи);

принимать решение об отстранении нижестоящего прокурора от производства предварительного следствия с передачей дела другому прокурору или в орган предварительного следствия и др.

15. Решения и действия прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

16. Для реализации полномочий по осуществлению уголовного преследования прокурор наделен правом возбуждать уголовное дело (отказывать в возбуждении), принимать уголовное дело к своему производству и расследовать его в полном объеме, пользуясь при этом полномочиями следователя (ч. 4 комментируемой статьи).

Кроме того, прокурор вправе лично производить отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела.

17. В целях реализации полномочий по поддержанию государственного обвинения в суде прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, используя при этом совокупность правовых средств, предоставленных ч. 6 комментируемой статьи.

В частности, государственный обвинитель вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения; представлять суду доказательства; давать органу предварительного следствия обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия.

 

Статья 35. Начальник следственного подразделения

 

Комментарий к статье 35

 

1. Согласно положениям Указа Президента Республики Беларусь от 12.09.2011 N 409 "Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь" (далее - Указ N 409) в республике произошло образование по сути нового звена в структуре правоохранительных органов путем выделения следственного аппарата из системы органов прокуратуры, подразделений предварительного расследования из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Тем самым во многом нашли свое воплощение идеи организационно-правового отделения предварительного следствия от прокурорского надзора, а также от осуществления оперативно-розыскной деятельности, которые были четко закреплены в Концепции судебно-правовой реформы, утвержденной постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 23.04.1992 N 1611-XII.

Таким образом, в настоящее время предварительное следствие осуществляется следственными подразделениями Следственного комитета Республики Беларусь, а также следственными подразделениями органов государственной безопасности, которые в силу п. 21 ст. 6 УПК наделены правовым статусом органа предварительного следствия.

1.1. Исходя из дефиниции, приведенной в п. 15 ст. 6 УПК, статусом начальника следственного подразделения обладают: Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, начальник следственного управления, начальник следственного отдела или отделения, а также иного подразделения органа предварительного следствия, в ведении которого находятся вопросы предварительного следствия, и заместители указанных должностных лиц.

2. Следует отметить весьма значительное изменение процессуального положения начальника следственного подразделения в связи с вступлением в силу 01.01.2012 Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь" (далее - Закон N 325-З), которым были внесены корректировки в УПК (в том числе в комментируемую статью).

Так, от прокурора к начальнику следственного подразделения были переданы полномочия по осуществлению процессуального руководства расследованием. Рассматриваемому субъекту отныне также предписано осуществлять контроль не только за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, но и за их законностью.

В разрезе указанных направлений деятельности начальник следственного подразделения получил ряд дополнительных полномочий, которыми ранее уголовно-процессуальный закон наделял прокурора. Среди них право лично рассматривать заявление или сообщение о преступлении и принимать по нему решения в соответствии со ст. 174 УПК; проверять материалы проверок по заявлениям или сообщениям о преступлении, находящиеся на рассмотрении у следователя; возбуждать уголовные дела; передавать уголовное дело от одного следователя другому (из одного следственного подразделения в другое); давать указание следователю о применении меры пресечения; направлять (возвращать) органу дознания для проведения проверки заявление или сообщение о преступлении, не содержащее достаточных данных, указывающих на признаки преступления; разрешать отводы и самоотводы, а также жалобы на решения и действия следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения; продлевать срок предварительного следствия, а также ускоренного производства; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения, а также незаконные и необоснованные указания последнего.

Таким образом, следует констатировать значительное усиление процессуальных позиций начальника следственного подразделения в уголовном процессе путем наделения его важными процессуальными полномочиями, которые можно в целом охарактеризовать как выполнение функции уголовного преследования в форме процессуального руководства предварительным следствием.

3. Полномочия уголовно-процессуального характера начальнику следственного подразделения предоставлены в целях осуществления руководства расследованием, а также контроля за законностью и своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, иными словами, для повышения эффективности уголовного преследования. При этом для использования того или иного полномочия достаточно решения самого начальника следственного подразделения.

4. Исходя из содержания комментируемой статьи начальник следственного подразделения вправе давать указания следователю по материалам проверки, о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер пресечения, а также о применении мер по обеспечению безопасности.

Указания начальника следственного подразделения даются в письменной форме и обязательны к исполнению (ч. 4 ст. 35 УПК).

Устные указания начальника следственного подразделения следователю согласно буквальному толкованию закона не имеют для последнего обязательной силы.

4.1. Правило об обязательности исполнения письменных указаний начальника следственного подразделения в определенной мере ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, поскольку даже их обжалование вышестоящему начальнику, как правило, не приостанавливает исполнение таких указаний.

В то же время при несогласии с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе приостановить исполнение этих указаний и обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения (ч. 4 ст. 36 УПК). При этом свои возражения следователь излагает в письменном виде и передает вышестоящему начальнику следственного подразделения вместе с материалами уголовного дела.

5. Право поручать производство предварительного следствия означает, что начальник следственного подразделения может обязать следователя:

- возбудить уголовное дело и приступить к производству предварительного следствия;

- принять к производству уже возбужденное другим следователем уголовное дело (в связи, к примеру, с уходом последнего в отпуск) и приступить к предварительному следствию;

- приступить к предварительному следствию по уголовному делу, по которому органом дознания в соответствии со ст. 186 УПК производятся неотложные следственные действия.

6. Передача уголовного дела от одного следователя к другому, которая предусмотрена п. 5 ч. 2 комментируемой статьи, в первую очередь должна рассматриваться как распорядительное полномочие начальника следственного подразделения, используемое им в случаях, если следователь по объективным причинам не может продолжить расследование (например, в связи с болезнью, отпуском, необходимостью проводить значительные по объему уголовно-процессуальные мероприятия по другим уголовным делам).

Кроме того, передача дела другому следователю может быть осуществлена вследствие отстранения прежнего следователя от расследования дела.

7. Поручение производства предварительного следствия нескольким следователям (п. 8 ч. 2 комментируемой статьи) означает одновременно и принятие начальником следственного подразделения процессуального решения о создании следственной группы.

8. В случае если начальник следственного подразделения принимает дело к своему производству, он вправе пользоваться всеми полномочиями, которые УПК предоставлены следователю. При этом начальник следственного подразделения несет полную ответственность за результаты расследования.

9. К числу полномочий начальника следственного подразделения относится также право продления ряда процессуальных сроков.

Так, согласно ст. 173 УПК в случае невозможности принятия решения по заявлению или сообщению о преступлении в 10-дневный срок этот срок может быть продлен начальником следственного подразделения до одного месяца, а в необходимых случаях вышестоящим начальником следственного подразделения - до трех месяцев.

В соответствии со ст. 190 УПК общий срок производства предварительного следствия (который составляет два месяца со дня возбуждения уголовного дела) также может быть продлен начальником следственного подразделения до трех месяцев, начальником вышестоящего следственного подразделения - до шести месяцев.

10. Председателю Следственного комитета Республики Беларусь (лицу, исполняющему его обязанности) в ходе производства предварительного следствия по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также о некоторых иных преступлениях предоставлено право вынесения мотивированного постановления о применении меры пресечения и производстве ряда процессуальных действий, которое не требует санкционирования прокурором.

В случае вынесения такого постановления его копия в течение 24 часов направляется Генеральному прокурору Республики Беларусь или лицу, исполняющему его обязанности (ч. 5 комментируемой статьи).

В то же время не допускается применение меры пресечения или производство процессуальных действий на основании указанного постановления в случае предыдущего отказа Генерального прокурора Республики Беларусь (лица, исполняющего его обязанности) в даче санкции на их применение (производство).

 

Статья 36. Следователь

 

Комментарий к статье 36

 

1. Согласно положениям Указа N 409 в республике произошло образование по сути нового звена в структуре правоохранительных органов путем выделения следственного аппарата из системы органов прокуратуры, подразделений предварительного расследования из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Таким образом, в настоящее время предварительное следствие осуществляется следственными подразделениями Следственного комитета Республики Беларусь, а также следственными подразделениями органов государственной безопасности, которые в силу п. 21 ст. 6 УПК наделены правовым статусом органа предварительного следствия.

1.1. Предварительное следствие по уголовным делам уголовно-процессуальным законом уполномочены производить должностные лица (следователи) Следственного комитета Республики Беларусь и органов государственной безопасности (ч. 1 комментируемой статьи, ст. 180 УПК).

Статьей 181 УПК установлено правило об обязательности производства предварительного следствия по всем уголовным делам. Исключение составляют лишь дела частного обвинения (о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 2 ст. 26 УПК) и только при условии, что преступление (общественно опасное деяние) не совершено несовершеннолетним, невменяемым или лицом, заболевшим психическим расстройством (заболеванием) после совершения преступления (в указанных случаях также должно быть произведено предварительное следствие).

2. Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей Следственного комитета Республики Беларусь и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (подследственность), различен и определяется по правилам ст. 182 УПК.

В то же время нахождение следователей в составе различных правоохранительных органов не влияет на их процессуальный статус: объем процессуальных прав и обязанностей у них идентичен и не зависит ни от ведомственной принадлежности, ни от должности в рамках родового понятия "следователь" (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), ни от фактических обстоятельств дела, его сложности, объема работы.

Закон лишь разграничивает процессуальную компетенцию следователей по подследственности в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления.

3. Предназначение следователя в уголовном процессе как представителя функции уголовного преследования заключается в раскрытии преступления уголовно-процессуальными средствами и способами, привлечении в качестве обвиняемого лица, действительно совершившего преступление, и обосновании его виновности собранными уголовно-процессуальными доказательствами. Решая эти задачи, следователь совершает предусмотренные и урегулированные УПК действия и принимает решения.

4. Закон относит следователя к должностным лицам, осуществляющим уголовное преследование. Следует отметить, что данное обстоятельство никоим образом не подразумевает наличие обвинительного уклона в деятельности следователя.

Напротив, исходя из положений УПК следователь при производстве предварительного следствия обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, собрать доказательства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого (ст. 18 УПК), а также принять меры по реабилитации невиновного (ч. 1 ст. 27 УПК). Иными словами, на следователя возлагается обязанность принять все меры для установления обстоятельств дела в точном соответствии с действительностью (то есть для установления истины).

Вместе с тем следователь, осуществляющий уголовное преследование, будучи должностным лицом государственного правоохранительного органа, обязан охранять права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, обеспечивать возможность осуществления этих прав.

5. Следователь как должностное лицо органа предварительного следствия приобретает уголовно-процессуальный статус с момента, когда возникают соответствующие уголовно-процессуальные отношения, связанные с: 1) возбуждением и расследованием уголовного дела (принятого им к производству или в котором он участвует как член следственной группы); 2) выполнением письменного поручения следователя, расследующего уголовное дело в другой местности.

Приняв дело к своему производству, следователь становится субъектом, вступающим в ходе предварительного следствия в правоотношения с другими государственными органами и должностными лицами (начальником следственного подразделения, прокурором, судом, органами дознания, другими следователями), а также с иными субъектами, имеющими собственный интерес в уголовном судопроизводстве (потерпевшими, обвиняемыми, подозреваемыми, их защитниками и законными представителями). Кроме того, он вступает в отношения с другими лицами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства в связи с расследованием совершенного преступления (заявителями, свидетелями, экспертами, специалистами, понятыми и др.).

6. Исходя из ч. 3 комментируемой статьи все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение, то есть является процессуально самостоятельной фигурой.

Так, следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие, разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.

В то же время, подчеркивая самостоятельность следователя в принятии решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, УПК ограничил ее (самостоятельность) случаями, когда требуется получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица.

Наделение следователя процессуальной самостоятельностью в решении ряда вопросов проведения расследования является необходимым условием выполнения возлагаемых на него обязанностей.

7. В числе норм закона, характеризующих процессуальную самостоятельность следователя, следует обратить внимание также на ч. 4 комментируемой статьи, в которой регламентированы случаи, когда следователь не согласен с указаниями прокурора или начальника следственного подразделения по уголовному делу.

Так, в случае несогласия следователя с письменными указаниями прокурора о производстве дополнительно предварительного расследования, а также о предъявлении нового обвинения (в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения) либо о составлении нового постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд следователь вправе приостановить исполнение указаний прокурора и представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора либо направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю.

Аналогичный правовой алгоритм применяется и во взаимоотношениях следователя с начальником следственного подразделения. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе приостановить исполнение этих указаний и обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. Вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия.

8. Следует также отметить значительные изменения, которые произошли во взаимоотношениях следователя с надзирающим прокурором и начальником следственного подразделения в связи с вступлением в силу Закона N 325-З.

Прокурору были значительно сокращены возможности оперативно влиять на деятельность следователя при расследовании конкретного уголовного дела, а руководителю следственного органа - в значительной мере расширены (см. комментарии к ст. 34 и 35 УПК).

С учетом того что кроме уголовно-процессуальных полномочий руководитель следственного подразделения обладает еще и эффективной дисциплинарной властью по отношению к подчиненному следователю, указанные новшества в значительной м


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.