Прогнозирование спроса на перевозки грузов — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Прогнозирование спроса на перевозки грузов

2017-09-30 1715
Прогнозирование спроса на перевозки грузов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прогнозирование – это предсказание траектории будущего развития внутренней и внешней среды предприятий на относительно длинный период, основанное на научных методах и интуиции специалистов. Оно существенно отличается от планирования, которое представляет собой целенаправленное принятие решений о предполагаемом развитии производства на относительно короткий период времени (как правило, до 1 года).

В последнее десятилетие проблема прогнозирования спроса на перевозки грузов вследствие быстрых и трудно предсказуемых изменений внешней среды стала особенно сложной. В связи с этим даже текущие планы перевозок стали называть планами-прогнозами, т.е. практически планирование стали осуществлять через прогнозирование. В связи с усилением конкуренции и нестабильности в развитии экономики страны перспективное долгосрочное прогнозирование в отрасли весьма ограничено. Между тем потребность в прогнозах спроса на перевозки для железнодорожного транспорта, как весьма фондоемкой отрасли с длительными сроками окупаемости капитала, очень большая.

В современных условиях прогнозирование грузовых перевозок на железнодорожном транспорте осуществляется на основе прогнозов развития основных грузообразующих отраслей экономики, динамики валового внутреннего продукта (ВВП), материалов маркетинговых обследований районов тяготения железных дорог и экономико-математических методов прогнозирования. При разработке крупных инвестиционных программ используются также эвристические методы прогнозирования, которые построены в основном на базе экспертных оценок, знаний и интуиции специалистов.

Прогнозы по перевозкам разрабатывают Департаменты ОАО «РЖД» с соответствующими службами дорог, а также с участием транспортных, проектных и научных организаций как для всей сети, так и для отдельных направлений железных дорог, крупных узлов и станций. Головным разработчиком прогнозов перевозок и развития железных дорог является Государственный проектный институт технико-экономических исследований железнодорожного транспорта (Гипротранстэи) ОАО «РЖД». Прогнозирование осуществляется, как правило, на 3, 5, 10 и более лет.

Основными прогнозируемыми показателями являются объем перевозок (отправление) грузов, грузооборот и средняя дальность перевозок. Определяется также потенциальная интенсивность (грузонапряженность) загрузки отдельных направлений и участков железных дорог и необходимая инвестиционная потребность для развития сети и подвижного состава. Расчеты прогноза перевозок проводятся в целом, в т.ч. по важнейшим массовым грузам ограниченной номенклатуры (6-9 групповых наименований).

Методы прогнозирования перевозок грузов:

1. По коэффициентам перевозимости и транспортоемкости

2. По средней дальности перевозок

3. Методы экстраполяции трендов и регрессионного анализа временных рядов за прошлые периоды

4. По динамике валового внутреннего продукта (ВВП) страны

5. Экономико-статистические (динамические модели множественной регрессии)

6. Эвристические

7. Метод сценариев прогноза

В практике прогнозирования спроса на перевозки грузов применяются различные упрощенные методы расчета прогноза. Так, для определения предстоящего объема перевозок грузов (å P пр) и грузооборота (å Pl пр) используют прогнозные коэффициенты перевозимости продукции (), представляющие собой соотношение объемов перевозок по железным дорогам к размерам производства этой продукции, и нормативные показатели ее транспортоемкости (), характеризующие удельную величину транспортной работы железных дорог на единицу производимой продукции.

, т,

, т-км,

где å Q пр - прогноз объема производства товарной продукции, т.

Анализ показывает, что изменения коэффициентов перевозимости за последние годы относительно стабильны (табл. 11) и могут быть использованы для ориентировочного прогноза перевозок грузов по железным дорогам.

Таблица 11

Коэффициенты перевозимости основных родов грузов на железнодорожном транспорте

Род груза 1990 г 1995 г. 2000 г. 2008 г.
Каменный уголь 1,01 0,913 0,929 0,982
Нефть и нефтепродукты 0,478 0,492 0,512 0,580
Черные металлы 0,668 0,548 0,556 0,590
Хлебные грузы 0,698 0,466 0,498 0,510
Лесные грузы 0,433 0,400 0,420 0,425
Железная руда 1,105 1,068 1,078 1,080

Для определения прогнозируемого грузооборота можно использовать также скорректированную с учетом изменений в размещении производительных сил величину средней дальности перевозок (), т.е.

, т-км.

Однако точность рассчитанного таким образом прогноза в современных быстроменяющихся условиях недостаточна, так как, во-первых, весьма сложно определить предполагаемую величину средней дальности перевозок, и, во-вторых, грузооборот железных дорог зависит от влияния не только от объемов перевозок и средней дальности. На его размеры оказывают влияние изменения структуры перевозок по родам грузов, конкуренция и перераспределение перевозок между видами транспорта, развитие и внедрение достижений научно-технического прогресса, увеличение полезного вещества за счет очистки и обогащения минеральных, сырьевых и топливных грузов, экономические, демографические и социальные факторы, уровень деловой активности, развитие международных экономических связей и др.

Как показывает опыт последних лет, когда произошел резкий спад железнодорожных перевозок (более чем в 2 раза) для целей прогнозирования транспортной работы не подходят и методы экстраполяции трендов и регрессионного анализа временных рядов за прошлые периоды. Ошибки прогноза перевозок в этот период достигали 20-25%. Проводимые в нашей стране радикальные экономические реформы значительно изменили не только объемы и структуру перевозимых грузов, но и всю систему формирования транспортно-экономических связей. Переход от регулируемого к т.н. свободному рынку перемещения товаров и капиталов привел к значительному росту излишних нерациональных перевозок грузов. Средняя дальность грузовых перевозок на железнодорожном транспорте возросла на 300 км или на 26% (с 1178 км в 1990 г. до 1478 км в 2004 г.). Это притом, что существенного изменения в размещении производительных сил в эти годы практически не было, кроме роста экспортно-импортных перевозок.

Одним из методов макроэкономического прогнозирования спроса на перевозки грузов может быть использование динамики валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Как показали исследования, теснота корреляционной связи изменений объемов перевозок и грузооборота железных дорог с ВВП составляет соответственно 94,2 и 95,1%, а коэффициенты детерминации, учитывающие прямую зависимость этих факторов – 88,4 и 90,3% соответственно. Из этого можно сделать вывод о высокой достоверности связи динамики прогноза ВВП и перевозок на железнодорожном транспорте. Поэтому можно рекомендовать для ориентировочных расчетов следующие формулы расчета прогноза:

, т,

, т-км,

где – базовая величина объема перевозок и грузооборота по железным дорогам;

- процент изменения ВВП в прогнозном периоде по сравнению в базовым;

Кд - прогнозный коэффициент изменения средней дальности перевозок;

- индекс изменения прогнозируемой доли железных дорог на транспортном рынке

Учитывая нестабильность экономики и определенные допущения при таких расчетах, прогнозы спроса на перевозки грузов целесообразно давать в виде вариантов – оптимистического, пессимистического и базового (среднего).

Виды и порядок разработки планов перевозок грузов

На железнодорожном транспорте разрабатывают следующие виды планов перевозок грузов:

- стратегические (перспективные, долгосрочные) на 5-10 и более лет;

- среднесрочные на 3-5 лет;

- текущие (годовые);

- месячные;

- оперативные.

Стратегические, среднесрочные и текущие планы перевозок разрабатывают по сети в целом и железным дорогам, а месячные и оперативные – по филиалам компаний - железным дорогам и их структурным подразделениям.

Номенклатура планируемых грузов и степень детализации планов существенно различаются по видам планов, т.к. различны цели, для которых они составляются. Имеются особенности и в методике разработки планов, вытекающие из различий в сроках разработки и характера исходных данных.

Стратегические и среднесрочные планы служат основой для выработки стратегии развития отрасли и железной дороги, реконструкции и развития материально-технической базы железнодорожного транспорта. Поэтому в них особое внимание уделяется макроэкономическому анализу товарного и транспортного рынков, изменения в размещении производительных сил, развитию грузообразующих отраслей и внешнеэкономических связей, определению прогноза грузовых потоков по направлениям, участкам и узлам железных дорог, совершенствованию мультимодальных (смешанных) перевозок и развитию транспортной инфраструктуры и научно-технического прогресса на транспорте. Эти планы разрабатывают по ограниченной групповой номенклатуре грузов (6-7 наименований).

Стратегические планы перевозок разрабатывают департаменты ОАО «РЖД» совместно с соответствующими службами дорог с участием других структурных подразделений отрасли. В разработке стратегических перспективных планов принимают участие также научные и проектные организации железнодорожного транспорта и, прежде всего, ГипротрансТЭИ (Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования). Проекты согласованного с дорогами стратегического плана представляются руководству отрасли за полгода до начала планируемого периода.

В процессе проводимых экономических реформ текущее, месячное и оперативное планирование перевозок грузов на железнодорожном транспорте претерпело значительные изменения. Отмена предварительных заявок грузоотправителей и предоставление свободы выбора пользователями поставщиков и видов транспорта привели к необходимости формирования спроса на перевозки грузов на маркетинговых принципах. Текущее планирование по существу, превратилось в прогнозирование. Поэтому годовые планы перевозок стали называть планами-прогнозами.

Эффективное управление крупнейшей транспортной компанией ОАО «РЖД» невозможно без четко установленных текущих показателей объемов перевозок и грузооборота, а также связанных с ними плановых нормативов потребности в технических, материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В связи с этим после акционирования отрасли формирование планов перевозок стало составной частью системы бюджетирования, в составе которой разрабатываются бюджет продаж, бюджет производства и другие бюджеты компании. Это означает, что планы перевозок стали тесно увязываться с расходами, доходами и другими экономическими показателями.

Текущие (годовые) планы-прогнозы перевозок, в отличие от стратегических, более детальны и предусматривают разработку плана по основным массовым грузам: каменному углю и коксу, нефтяным и лесным грузам, руде, минеральным строительным материалам, цементу, хлебным, черным металлам, машинам и оборудованию, химикатам, минеральным удобрениям, сельскохозяйственной продукции, контейнерам и др. Всего планируют около 14 групповых наименований номенклатуры грузов, составляющих примерно 80% всего грузооборота железных дорог. Годовой план перевозок имеет поквартальную разбивку объемов перевозок и грузооборота по дорогам сети. В квартальных планах учитывают более 40 наименований грузов.

Годовые (текущие) планы перевозок грузов формируются на основе маркетинговых исследований транспортного рынка, материалов долговременных договоров и контрактов по перевозкам с грузоотправителями и фрахтовыми перевозчиками-операторами грузового подвижного состава, транспортно-экспедиционными и коммерческими организациями и другими потребителями транспортных услуг железных дорог. Рекомендовано использовать балансовые и экономико-математические методы планирования и прогнозирования перевозок.

Разработку текущего плана перевозок грузов осуществляют Департамент планирования и бюджетирования ОАО «РЖД», экономические службы железных дорог совместно с дорожными центрами фирменного транспортного обслуживания. За 2 месяца до начала планируемого периода они передают разработанные проекты планов-прогнозов перевозок в ОАО «РЖД». На основе обобщенных материалов дорог и данных о межгосударственных и транзитных перевозках грузов в корпорации разрабатывают контрольные цифры плана по перевозкам (отправлению) и грузообороту в тарифных тонно-километрах для каждой дороги. Кроме того, на основе анализа конъюнктуры рынка устанавливается прогнозная средняя дальность перевозок (общая и по родам грузов), среднесуточная погрузка в вагонах, средняя статическая нагрузка. Такие же показатели устанавливаются и по железным дорогам. Объем отправления и грузооборот определяют в целом на год с разбивкой по кварталам.

После согласования и уточнения контрольных цифр с железными дорогами и причастными структурами компания ОАО «РЖД» разрабатывает общий сводный проект годового плана перевозок и финансово-экономических показателей работы железнодорожного транспорта и представляют для утверждения на расширенном заседании Правления ОАО «РЖД» обычно в декабре предпланового года. В этом плане основные показатели перевозок грузов – отправление грузов и грузооборот представляют в трех вариантах: оптимистическом, пессимистическом и базовом (при средних условиях). Утвержденные решением Правления компании текущие планы и бюджеты продаж и производства становятся основным ориентиром для организации деятельности всех предприятий железнодорожного транспорта.

Месячное и оперативное планирование перевозок грузов заключается в установлении более полной потребности (спроса) в транспортных услугах пользователей железных дорог на месяц и, исходя из конкретных условий складывающейся производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек, торговых, снабженческо-сбытовых, заготовительных и коммерческих организаций, компаний и фирм. Эти планы более точно учитывают рыночную конъюнктуру спроса на предложения на перевозки грузов.

При разработке оперативных планов перевозок широко используется маркетинговая информация о динамике спроса на перевозки грузов по конкретным корреспонденциям. Анализ, разработка и мониторинг оперативных планов перевозок грузов на российских железных дорогах компьютеризирован и осуществляется, как правило, на базе автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов ФТО.

Месячные и оперативные планы перевозок грузов разрабатываются:

§ в тоннах и вагонах;

§ по видам сообщений и железным дорогам отправления;

§ по номенклатуре грузов:

o при месячном планировании - согласно «Технологии планирования перевозок грузов на федеральном железнодорожном транспорте»

o при оперативном планировании - согласно Тарифному руководству (прейскурант 10-01).

Заявки на перевозки грузов, представляемые грузоотправителями в управления железных дорог отправления грузов, рассматриваются Дорожными центрами фирменного транспортного обслуживания (далее - ДЦФТО).

Наиболее полными являются месячные развернутые планы перевозок грузов, которые составляются только на дорогах. Они являются основой для разработки технического плана работы дороги, по которым осуществляются непосредственные перевозки грузов, передача грузов по стыкам дорог и управление вагонопотоками.

Месячный план перевозок грузов формируется на основе договоров об организации перевозок грузов, заявок грузоотправителей на перевозки грузов, прогнозируемых размеров перевозок грузов с учетом статистических данных и маркетинговых исследований, а также особых заданий на перевозки грузов.

Месячные планы перевозок разрабатывают по расширенной тарифно-статистической номенклатуре грузов, по каждому отправителю с указанием станции отправления и станции назначения груза в местном и дороги назначения в прямом сообщении. Месячные планы перевозок разрабатывают дорожные центры фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) на основе заявок грузоотправителей на перевозки (формы ГУ-12), которые подаются им за 10 дней до начала перевозки груза во внутреннем сообщении и за 15 дней при перевозке на экспорт и в прямом смешанном сообщении. Эти планы учитывают также особые требования и пожелания клиентов по повышению качества транспортного обслуживания, в т.ч. ускоренные перевозки, гарантированные доставки к установленному сроку, комплексность обслуживания, погрузка и выгрузка груза, хранение, экспедирование и т.п. Эти требования оформляются в виде договора на перевозку.

Проект плана перевозок грузов по железной дороге на планируемый месяц, утвержденный начальником этой железной дороги, не позднее чем за 10 дней до начала планируемого месяца, ДЦФТО представляют в ЦФТО ОАО «РЖД» для составления сводного плана перевозок грузов по сети железных дорог.

Проект плана перевозок грузов по железной дороге представляется в целом и с подразделением:

§ по номенклатуре грузов в тоннах и вагонах в среднем в сутки;

§ по железным дорогам назначения и родам вагонов;

§ по железным дорогам назначения наливных грузов в цистернах;

§ по железным дорогам назначения каменного угля, лесных грузов, зерни, руды железной и марганцевой, черных металлов, строительных грузов, химических и минеральных удобрений.

ЦФТО разрабатывает на основе представленных железными дорогами проектов планов перевозок грузов проект сводного плана перевозок грузов в целом по сети железных дорог, с разбивкой по железным дорогам отправления и номенклатуре грузов, и согласовывает его с причастными департаментами ОАО «РЖД».

Месячный план перевозок грузов, утвержденный Президентом ОАО «РЖД», объявляется не позднее чем за 4 дня до начала планируемого месяца начальникам железных дорог для исполнения.

Департамент управления перевозками разрабатывает на основе утверждённого Президентом ОАО «РЖД» плана перевозок грузов технические нормы эксплуатационной работы подвижного состава на планируемый месяц.

Начальник железной дороги, руководствуясь утвержденным Президентом ОАО «РЖД» планом перевозок грузов по дороге, утверждает месячные планы перевозок грузов по каждому отделению железной дороги и объявляет их начальникам отделений железной дороги, а начальники отделений железной дороги утверждают планы перевозок грузов по каждой железнодорожной станции и объявляют начальникам железнодорожных станций.

После утверждения начальником железной дороги месячного плана перевозок ДЦФТО передает службе перевозок данные на планируемый месяц о размерах погрузки по родам подвижного состава, отделениям железной дороги и железным дорогам назначения.

Начальник железной дороги в течение планового месяца может вносить изменения в месячные планы перевозок грузов отделений железной дороги, а начальник отделения железной дороги - по станциям отделения железной дороги без изменения плана перевозок грузов по железной дороге в целом, общих объемов перевозок по родам грузов и рода подвижного состава.

Оперативный план перевозок грузов формируется на основе принятых заявок грузоотправителей на перевозки грузов по календарным датам через автоматизированную систему сбора и обработки заявок (ЭТРАН).

При разработке оперативных планов перевозок грузов ДЦФТО осуществляют сбор и рассмотрение всех заявок грузоотправителей на перевозки грузов, в том числе и на наличие предоплаты.

Заявки на перевозки грузов представляются грузоотправителями на станции отправления по форме ГУ-12, вводятся в базу данных системы автоматизированного сбора и обработки заявок (ЭТРАН) и передаются по каналам связи в ДЦФТО. Там формируются сводные заявки на перевозки грузов по железным дорогам, отделениям и станциям железной дороги по календарным датам планируемого периода, которые согласовываются железной дорогой и ежесуточно направляются ДЦФТО по каналам связи в ЦФТО.

Сводная заявка на перевозку грузов по железной дороге формируется путем суммирования данных из принятых заявок: на перевозки грузов в прямом (в том числе местном) и прямом смешанном сообщениях, на перевозки экспортных и импортных грузов - для всех железнодорожных станций погрузки, по номенклатуре грузов в тоннах и вагонах, родам подвижного состава и железным дорогам назначения.

Сводная заявка на перевозки грузов по сети железных дорог по календарным датам формируется:

§ по номенклатуре грузов в тоннах и вагонах;

§ по железным дорогам назначения и родам подвижного состава с выделением его принадлежности (собственные, арендованные или инвентарный парк ОАО «РЖД»);

§ по железным дорогам назначения наливных грузов в цистернах с выделением их принадлежности (собственные, арендованные или инвентарного парка ОАО «РЖД»);

§ по железным дорогам назначения для всей номенклатуры грузов и рода подвижного состава;

§ по видам сообщений.

Сводная заявка на перевозки грузов по календарным датам погрузки, ежесуточно формируемая ЦФТО в базе данных автоматизированной системы, используется департаментами ОАО «РЖД» для уточнения месячных нормативов.

На основании данных принятых к исполнению заявок, поступивших в течение планового периода, отказов от погрузки, а также несогласованных заявок ДЦФТО ежесуточно вносят в базу данных системы автоматизированного сбора и обработки заявок на перевозку грузов соответствующие дополнения и изменения.

Заявки на перевозки грузов в местном и прямом сообщениях, поступающие в течение планового месяца, рассматриваются ДЦФТО без участия ЦФТО.

Перевозки импортных грузов, грузов на экспорт и в прямом смешанном сообщении должны осуществляться по согласованию с ЦФТО. ДЦФТО рассматривают такие заявки в течение одних суток и направляют по каналам связи в ЦФТО для согласования организации перевозки грузов и наличия предоплаты по экспедиторам.

На основе поступивших заявок ЦФТО в системе ЭТРАН формирует запросы иностранным железным дорогам, смежным видам транспорта (морскому, внутреннему водному).

Каждая заявка согласовывается и с учетом полученных ответов на запросы, вносятся необходимые корректировки и также через систему ЭТРАН доводится до грузоотправителей.

Форма заявки, сроки представления и порядок рассмотрения заявок перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются Уставом и Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Заявки грузоотправителей содержат следующие показатели:

1. Наименование отправителя, его адрес.

2. Наименование получателя и его адрес.

3. Род груза (в отличие от годового плана - более 40 наименований).

4. Объем отправления грузов в тоннах и вагонах.

5. Тип вагона и его грузоподъемность.

6. Дорога и станция отправления.

7. Дорога и станция назначения.

8. Плательщик (реквизиты банка).

9. Экспедитор.

10. Период времени, в течение которого осуществляется перевозка.

ЦФТО ежесуточно передаёт ДЦФТО по каналам связи согласованные заявки для включения их в сводную заявку на перевозку грузов. В случае отказа иностранных железных дорог, Минтранса России в приеме заявленных объемов перевозок грузов на экспорт ЦФТО сообщает ДЦФТО о непринятых объёмах перевозок для уведомления грузоотправителей.

На основании согласованных заявок, в соответствии с договорами между организациями транспорта соответствующих видов, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливает на планируемый период по каждой железнодорожной станции перевалки и порту перевалки норму перевалки (выгрузки) грузов с железнодорожного на водный транспорт в вагонах в среднем в сутки и норму перевалки (погрузки) грузов с водного на железнодорожный транспорт в вагонах и тоннах в среднем в сутки.

Нормы перевалки (выгрузки и погрузки) владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта доводятся до перевозчиков и организаций, осуществляющих перевалку грузов не позднее, чем за 4 дня до начала планируемого месяца.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.